Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:50, шпаргалка

Описание работы

Мировоззрение – совокупность основных убеждений, взглядов на объективный мир, его строение и происхождение, на смысл и назначение человеческой деятельности, на место человека в современной действительности.
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место в нем человека.
Мировоззрение – совокупность чувств, знаний, убеждений, ценностей, программ действий.

Работа содержит 1 файл

filosofia.doc

— 343.50 Кб (Скачать)

В контрреформационном  движении ведущую роль сыграли иезуиты и другие католические монашеские ордена. По их инициативе в ВКЛ возникает сеть средних учебных заведений, а также высшее учебное заведение – Виленская иезуитская академия (с 1579 г.), в которых осуществлялось систематическое преподавание философии.

По образцу  католических учебных заведений  возникли униатские и православные учебные заведения аналогичного типа.

Особенности философской мысли периода Контрреформации:

Формирование  академической философии, определяющим направлением которой становится неосхоластика;

Тесная связь  с религиозно-конфессиональной идеологией.

Неосхоластика:

Под неосхоластикой понимается философская система, сформировавшаяся во второй половине 16 – первой половине 18 вв. на основе переосмысления средневековой  схоластики в качестве интеллектуальной реакции на идеи Возрождения и Реформации.

Необходимость полемики с гуманистической философией обусловила в то же время включение  некоторых ее идей в систему неосхоластики.

Для неосхоластики  характерна тенденция к систематичности. Вся философия разделялась на:

  - теоретическую  (логика, физика, метафизика) 

  - практическую (этика, экономика, политика).

В рамках Виленской  академии сформировалась особая виленская  школа неосхоластики. Для нее  характерны приоритетное внимание к проблемам логики и теории познания, с одной стороны, и к проблемам этики и социальной философии, с другой.

Основные  представители виленскойнеохоластики: Мартин Смиглецкий, Альберт Коялович, Матей Казимир Сарбевский, Лука Залусский

 

 

 

22.Философская мысль Беларуси вторая половина XVIII  -  XX вв. 

Период  Просвещения (вторая половина 18 – начало 19 вв.):В данный период Речь Посполитая претерпевает политический кризис. Вся территория Беларуси оказалась под властью Российской империи.

Центром развития философских идей остается Виленская академия, которая с 1773г. Выводится из-под руководства иезуитов и приобретает светский характер (с 1773 г. – Главная школа ВКЛ, с 1796 г. – Главная Виленская школа, с 1803 г. – Виленский университет). В 1812 г. создается Полоцкая иезуитская академия, в которой также велось систематическое преподавание философии.

Определяющее  влияние на развитие философской  мысли данного периода имели  идеи Просвещения.

Особенности философии Просвещения в Беларуси:

*Просветительская философия на землях Беларуси имела в значительной степени характер заимствования основных тем и идей западноевропейского Просвещения; *Компромисность и умеренность в критике социальной действительности и традиционного религиозного мировоззрения; *Выделение на первый план в системе философского знания вопросов логики и теории познания, методологии естествознания, а также социальной философии; *Обоснование в социальной философии идей физиократизма – учения, согласно которому все явления социальной и духовной реальности объясняются на основе неизменных естественных законов природы.

Основные  представители просветительской философии  в Беларуси: Направление, связанное с логикой и теорией познания: Казимир Нарбут, Ян Снядэцкий, АниолДовгирд

Физиократизм:Иероним Стройновский, ИоахимХрептович

Период  романтизма (20-50-е гг. 19 в.): В данный период территория Беларуси находится в составе Российской империи. В результате проводимой царскими властями политики в 20-30-е гг. 19 в. были закрыты Полоцкая иезуитская академия и Виленский университет – на территорииБеларуси не осталось высших учебных заведений, происходит разрыв традиции систематического исследования философских проблем.

В данный период определяющее влияние на философскую  мысль Беларуси имеют идеи романтизма, а также немецкой классической философии (кантианство, гегельянство).

Особенности философской мысли романтизма:

Под романтизмом понимается общеевропейское культурное течение первой половины 19 в., возникшее в качестве реакции на кризис идей Просвещения.

В основании  философии романтизма находится антропологический поворот – переориентация философской мысли на проблему человека; при этом человек рассматривается не только как рациональное существо, а как сложный многоуровневый феномен.

В рамках философской  мысли приоритетное значение приобретают такие проблемы, как сущность человеческой личности, смысл человеческой истории, предназначение отдельных народов в истории. Представители:Юзеф ВойцехГолуховский, ФлорианБохвиц, Адам Мицкевич

Период  формирования национально ориентированной белорусской философии (вторая половниа 19 – начало 20 вв.): В данный период территория Беларуси находится в составе Российской империи до ее распада в 1917 г. В 1918-1919 гг. происходят первые попытки создания белорусской государственности: Белорусская Народная Республика, Белорусская Советская Социалистическая Республика.

На территории Беларуси отсутствуют высшие учебные  заведения и систематическое  исследование философских проблем.

Философские идеи отражаются прежде всего в рамках различных направлений общественно-политической мысли (западноруссизм, либерализм, политический радикализм).

Формирование  национальной белорусской философской  мысли: Данный процесс происходит в рамках идеологии белорусский национальных организаций, белорусской литературе, периодической печати («Наша нива» и др.) в конце 19 – начале 20 вв.

Основные  идеи: -Обоснование самостоятельности белорусской нации, ее языка и культуры; -Концепция белорусов как плебейской нации с неполной социальной структурой; -Утверждение о необходимости формирования национальной интеллектуальной элиты, которая должна стать источником пробуждения в народе национального духа. Представители:  Франтишек Богушевич, Вацлав Ластовский, Игнат Абдиралович

Период  господства марксистско-ленинской  философии (1920-1980-я гг.): Территория Беларуси входит в состав СССР (в 20-30-е гг. 20 в. Западная Беларусь находилась в составе Польши).

В данный период возникает сеть высших учебных заведений, а также Институт Философии Академии наук на территории Беларуси, где проводятся систематические исследования в области философии.

Официальным направлением философской мысли становится марксизм-ленинизм – учение, основанное на догматической интерпретации философии марксизма для обоснования созданной в СССР общественной системы.

Особенности марксистско-ленинской философии в БССР: Условно можно выделить два периода:

1) 20-40-е гг. 20 в.: В данный период происходит  формирование марксизма-ленинизма  в качестве официальной идеологической  системы; характерными чертами  выступают схематичность при исследовании философских проблем, непримиримое отношение к альтернативным направлениям философской мысли.

2) 50-80-е гг. 20 в.: марксизм-ленинизм окончательно  получает статус абсолютно истинного  учения; происходит переход к  фундаментальному исследованию широкого круга философских проблем при заимствовании отдельных элементов других философских учений.

Современная философия в Беларуси (с 90-х гг. 20 в.): Развивается в условиях независимого государства Республики Беларусь.

Основные  направления исследований:

1) история  философии; 2) теория познания; 3) философия  науки; 4) социальная философия; 5) философия  культуры.

23. Онтология как философское  учение о бытии. 

 Онтология - философская дисциплина о происхождении мира, принципах и законах функционирования и развития природной, социальной и духовной реальности.

Понятие бытия: Бытие – это философская категория, обозначающая существование разнообразия природной, социальной и духовной реальности в единстве и целостности.

Понятие бытия содержит в себе два значения:

1) все то, что  когда-нибудь существовало, существует  теперь и обладает внутренней  возможностью к реализации в  будущем;  2) начало и основа существования мира, его сущность, причина единства и целостности мироздания.

Виды  бытия 1)объективная реальность -    реальность, существующая объективно, вне и независимо от сознания человека; 2) субъективная реальность - духовный мир человека, в котором происходит отражение объективной реальности.

Формы бытия:Бытие природы: Бытие первой (естественной) природы, Бытие второй (искусственной) природы Бытие человека:Бытие человека как индивидуального существа, Бытие человека как социального существа 

Бытие духовного:Бытие индивидуального духовного, Бытие объективированного духовного 

Бытие социального: Бытие человека в обществе, Бытие общества как системы

Понятие субстанции: Второй аспект понятия бытия указывает на  начало и основа существования мира, причину единства и целостности мироздания. Для обозначения такой основы сформировалась категория субстанции.

 Субстанция -  то, что существует само по себе, зависит только от себя, а не от чего-то другого, и является условием возникновения, существования и изменения разнообразных элементов мира.

Понятие субстанции: Характеристики субстанции: несотворимость; неуничтожимость; универсальность (обозначает устойчивую, постоянную, абсолютную, ни от чего не зависимую первооснову); каузальность (является всеобщей причиной всех явлений).

Философские подходы к пониманию субстанции: Монизм . Дуализм . Плюрализм

Философские подходы к пониманию субстанции:

Монизм – философский подход, выводящий мир из одной субстанции:

материалистический - под субстанцией понимается материальное начало (конкретное материальное вещество или материя как абстрактное понятие);

идеалистический – под субстанцией понимается духовное, идеальное начало (идея, дух, Бог, мировой разум).

Дуализм – философский подход, рассматривающий в качестве первоосновы мира выступают две субстанции – материальную и духовную.

Плюрализм – философский подход, утверждающий наличие множества субстанций:

материалистический – утверждается наличие в мире множества материальных субстанций (например, атомы);

идеалистический - утверждается наличие в мире множества духовных субстанций (например, идеи Платона).

Эволюция  представлений о материи:

Античная  натурфилософия: Материя - основа единства и целостности мира -  субстанция (архэ), отождествляемая с конкретным веществом (вода, земля, огонь, воздух).

Средневековье: Материя - косная, инертная, пассивная масса, которая принимает некоторую упорядоченность только под воздействием активного духовного начала ( Бог).

Философия 17-19 вв.: Материя - совокупность атомов. Акцентируется внимание на атрибутивных свойствах материи, отождествляемых со свойствами атома, такими, как протяженность, твердость, непроницаемость, неделимость, постоянная масса.

Ряд естественнонаучных открытий в конце 19 и в начале 20 веков ( открытие электродинамических  процессов, явления радиоактивности, делимости атома, теория относительности) -  подорвали атрибутивную концепцию материи. Результатом становится то, что все те свойства, которыми наделялась материя (протяженность, неделимость, непроницаемость, постоянная масса, твердость), в свете данных научных открытий оказались несостоятельными.

 

 

 

 

 

 

 

24 Категория материи.

Материя  - это  философская категория для обозначения  объективной реальности, которая  дана человеку в ощущениях и существует независимо от нашего сознания.

Субстанциальные поиски философии привели к формированию понятия материи, которое в историко-философском процессе неоднократно меняло свое содержание.

Первоначально под материей понимали определенное конкретно-предметное начало (земля, вода, воздух, огонь),

В философии  Нового времени возрождается атомистическая концепция мира, в которой материя  предстает как бесконечная совокупность  атомов, наделенных атрибутивными свойствами: протяженностью, массой,

Но уже французские  материалисты XVIII века ставят под сомнение эти представления

Они доказывали, что природа никем не создана, вечна и подчиняется естественным причинам и закономерностям.

 Материя  всегда существует в виде организованных  систем. Под системой обычно понимают  ограниченную и организованную  совокупность элементов, связи  между которыми более устойчивые, чем связи с элементами других  совокупностей, что придает им единство и целостность. Системы бывают открытые и закрытые.

Система структурно организована. Структура – это  способ связи элементов, внутреннее строение системы, которое придает  ей целостность, устойчивость и качественную определенность.

В современной философии и науке материя понимается как сложная многоуровневая системно-структурная организация. Основными видами материи являются вещество и поле.

 

25. Движение и развитие как  атрибуты материи. 

Системно организованный и структурно упорядоченный мир существует как непрекращающаяся изменчивость. Это изменчивость свойственна миру на всех уровнях его организации, поэтому она является его атрибутивным свойством. Изменчивость проявляется во взаимодействии, движении и развитии.

Движением называют любые изменения материальных систем, вне которых существование невозможно. Поэтому движение называют способом существования материи.

Существует 2 основных типа движения. Первый тип движения — это движение, которое сохраняет  качество предмета

Второй тип  движения связан с переходом от одного качества к другому, т. е. с изменением качественного состояния предмета (разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, образование новой системы).Развитие — это определенно направленное, необратимое изменение объекта: или просто от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня к все более высокому.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"