Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:50, шпаргалка
Мировоззрение – совокупность основных убеждений, взглядов на объективный мир, его строение и происхождение, на смысл и назначение человеческой деятельности, на место человека в современной действительности.
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место в нем человека.
Мировоззрение – совокупность чувств, знаний, убеждений, ценностей, программ действий.
В контрреформационном движении ведущую роль сыграли иезуиты и другие католические монашеские ордена. По их инициативе в ВКЛ возникает сеть средних учебных заведений, а также высшее учебное заведение – Виленская иезуитская академия (с 1579 г.), в которых осуществлялось систематическое преподавание философии.
По образцу католических учебных заведений возникли униатские и православные учебные заведения аналогичного типа.
Особенности
философской мысли периода
Формирование академической философии, определяющим направлением которой становится неосхоластика;
Тесная связь с религиозно-конфессиональной идеологией.
Неосхоластика:
Под неосхоластикой понимается философская система, сформировавшаяся во второй половине 16 – первой половине 18 вв. на основе переосмысления средневековой схоластики в качестве интеллектуальной реакции на идеи Возрождения и Реформации.
Необходимость полемики с гуманистической философией обусловила в то же время включение некоторых ее идей в систему неосхоластики.
Для неосхоластики характерна тенденция к систематичности. Вся философия разделялась на:
- теоретическую (логика, физика, метафизика)
- практическую (этика, экономика, политика).
В рамках Виленской академии сформировалась особая виленская школа неосхоластики. Для нее характерны приоритетное внимание к проблемам логики и теории познания, с одной стороны, и к проблемам этики и социальной философии, с другой.
Основные
представители
22.Философская мысль Беларуси вторая половина XVIII - XX вв.
Период Просвещения (вторая половина 18 – начало 19 вв.):В данный период Речь Посполитая претерпевает политический кризис. Вся территория Беларуси оказалась под властью Российской империи.
Центром развития философских идей остается Виленская академия, которая с 1773г. Выводится из-под руководства иезуитов и приобретает светский характер (с 1773 г. – Главная школа ВКЛ, с 1796 г. – Главная Виленская школа, с 1803 г. – Виленский университет). В 1812 г. создается Полоцкая иезуитская академия, в которой также велось систематическое преподавание философии.
Определяющее влияние на развитие философской мысли данного периода имели идеи Просвещения.
Особенности
философии Просвещения в
*Просветительская философия на землях Беларуси имела в значительной степени характер заимствования основных тем и идей западноевропейского Просвещения; *Компромисность и умеренность в критике социальной действительности и традиционного религиозного мировоззрения; *Выделение на первый план в системе философского знания вопросов логики и теории познания, методологии естествознания, а также социальной философии; *Обоснование в социальной философии идей физиократизма – учения, согласно которому все явления социальной и духовной реальности объясняются на основе неизменных естественных законов природы.
Основные представители просветительской философии в Беларуси: Направление, связанное с логикой и теорией познания: Казимир Нарбут, Ян Снядэцкий, АниолДовгирд
Физиократизм:Иероним Стройновский, ИоахимХрептович
Период романтизма (20-50-е гг. 19 в.): В данный период территория Беларуси находится в составе Российской империи. В результате проводимой царскими властями политики в 20-30-е гг. 19 в. были закрыты Полоцкая иезуитская академия и Виленский университет – на территорииБеларуси не осталось высших учебных заведений, происходит разрыв традиции систематического исследования философских проблем.
В данный период определяющее влияние на философскую мысль Беларуси имеют идеи романтизма, а также немецкой классической философии (кантианство, гегельянство).
Особенности философской мысли романтизма:
Под романтизмом понимается общеевропейское культурное течение первой половины 19 в., возникшее в качестве реакции на кризис идей Просвещения.
В основании философии романтизма находится антропологический поворот – переориентация философской мысли на проблему человека; при этом человек рассматривается не только как рациональное существо, а как сложный многоуровневый феномен.
В рамках философской мысли приоритетное значение приобретают такие проблемы, как сущность человеческой личности, смысл человеческой истории, предназначение отдельных народов в истории. Представители:Юзеф ВойцехГолуховский, ФлорианБохвиц, Адам Мицкевич
Период формирования национально ориентированной белорусской философии (вторая половниа 19 – начало 20 вв.): В данный период территория Беларуси находится в составе Российской империи до ее распада в 1917 г. В 1918-1919 гг. происходят первые попытки создания белорусской государственности: Белорусская Народная Республика, Белорусская Советская Социалистическая Республика.
На территории Беларуси отсутствуют высшие учебные заведения и систематическое исследование философских проблем.
Философские идеи отражаются прежде всего в рамках различных направлений общественно-политической мысли (западноруссизм, либерализм, политический радикализм).
Формирование национальной белорусской философской мысли: Данный процесс происходит в рамках идеологии белорусский национальных организаций, белорусской литературе, периодической печати («Наша нива» и др.) в конце 19 – начале 20 вв.
Основные идеи: -Обоснование самостоятельности белорусской нации, ее языка и культуры; -Концепция белорусов как плебейской нации с неполной социальной структурой; -Утверждение о необходимости формирования национальной интеллектуальной элиты, которая должна стать источником пробуждения в народе национального духа. Представители: Франтишек Богушевич, Вацлав Ластовский, Игнат Абдиралович
Период господства марксистско-ленинской философии (1920-1980-я гг.): Территория Беларуси входит в состав СССР (в 20-30-е гг. 20 в. Западная Беларусь находилась в составе Польши).
В данный период возникает сеть высших учебных заведений, а также Институт Философии Академии наук на территории Беларуси, где проводятся систематические исследования в области философии.
Официальным направлением философской мысли становится марксизм-ленинизм – учение, основанное на догматической интерпретации философии марксизма для обоснования созданной в СССР общественной системы.
Особенности марксистско-ленинской философии в БССР: Условно можно выделить два периода:
1) 20-40-е гг. 20
в.: В данный период происходит
формирование марксизма-
2) 50-80-е гг. 20
в.: марксизм-ленинизм
Современная философия в Беларуси (с 90-х гг. 20 в.): Развивается в условиях независимого государства Республики Беларусь.
Основные направления исследований:
1) история философии; 2) теория познания; 3) философия науки; 4) социальная философия; 5) философия культуры.
23. Онтология как философское учение о бытии.
Онтология - философская дисциплина о происхождении мира, принципах и законах функционирования и развития природной, социальной и духовной реальности.
Понятие бытия: Бытие – это философская категория, обозначающая существование разнообразия природной, социальной и духовной реальности в единстве и целостности.
Понятие бытия содержит в себе два значения:
1) все то, что когда-нибудь существовало, существует теперь и обладает внутренней возможностью к реализации в будущем; 2) начало и основа существования мира, его сущность, причина единства и целостности мироздания.
Виды бытия 1)объективная реальность - реальность, существующая объективно, вне и независимо от сознания человека; 2) субъективная реальность - духовный мир человека, в котором происходит отражение объективной реальности.
Формы бытия:Бытие природы: Бытие первой (естественной) природы, Бытие второй (искусственной) природы Бытие человека:Бытие человека как индивидуального существа, Бытие человека как социального существа
Бытие духовного:Бытие индивидуального духовного, Бытие объективированного духовного
Бытие социального: Бытие человека в обществе, Бытие общества как системы
Понятие субстанции: Второй аспект понятия бытия указывает на начало и основа существования мира, причину единства и целостности мироздания. Для обозначения такой основы сформировалась категория субстанции.
Субстанция - то, что существует само по себе, зависит только от себя, а не от чего-то другого, и является условием возникновения, существования и изменения разнообразных элементов мира.
Понятие субстанции: Характеристики субстанции: несотворимость; неуничтожимость; универсальность (обозначает устойчивую, постоянную, абсолютную, ни от чего не зависимую первооснову); каузальность (является всеобщей причиной всех явлений).
Философские
подходы к пониманию
Философские подходы к пониманию субстанции:
Монизм – философский подход, выводящий мир из одной субстанции:
материалистический - под субстанцией понимается материальное начало (конкретное материальное вещество или материя как абстрактное понятие);
идеалистический – под субстанцией понимается духовное, идеальное начало (идея, дух, Бог, мировой разум).
Дуализм – философский подход, рассматривающий в качестве первоосновы мира выступают две субстанции – материальную и духовную.
Плюрализм – философский подход, утверждающий наличие множества субстанций:
материалистический – утверждается наличие в мире множества материальных субстанций (например, атомы);
идеалистический - утверждается наличие в мире множества духовных субстанций (например, идеи Платона).
Эволюция представлений о материи:
Античная натурфилософия: Материя - основа единства и целостности мира - субстанция (архэ), отождествляемая с конкретным веществом (вода, земля, огонь, воздух).
Средневековье: Материя - косная, инертная, пассивная масса, которая принимает некоторую упорядоченность только под воздействием активного духовного начала ( Бог).
Философия 17-19 вв.: Материя - совокупность атомов. Акцентируется внимание на атрибутивных свойствах материи, отождествляемых со свойствами атома, такими, как протяженность, твердость, непроницаемость, неделимость, постоянная масса.
Ряд естественнонаучных открытий в конце 19 и в начале 20 веков ( открытие электродинамических процессов, явления радиоактивности, делимости атома, теория относительности) - подорвали атрибутивную концепцию материи. Результатом становится то, что все те свойства, которыми наделялась материя (протяженность, неделимость, непроницаемость, постоянная масса, твердость), в свете данных научных открытий оказались несостоятельными.
24 Категория материи.
Материя - это
философская категория для
Субстанциальные
поиски философии привели к
Первоначально под материей понимали определенное конкретно-предметное начало (земля, вода, воздух, огонь),
В философии Нового времени возрождается атомистическая концепция мира, в которой материя предстает как бесконечная совокупность атомов, наделенных атрибутивными свойствами: протяженностью, массой,
Но уже французские материалисты XVIII века ставят под сомнение эти представления
Они доказывали,
что природа никем не создана,
вечна и подчиняется естественн
Материя
всегда существует в виде
Система структурно организована. Структура – это способ связи элементов, внутреннее строение системы, которое придает ей целостность, устойчивость и качественную определенность.
В современной философии и науке материя понимается как сложная многоуровневая системно-структурная организация. Основными видами материи являются вещество и поле.
25. Движение и развитие как атрибуты материи.
Системно организованный и структурно упорядоченный мир существует как непрекращающаяся изменчивость. Это изменчивость свойственна миру на всех уровнях его организации, поэтому она является его атрибутивным свойством. Изменчивость проявляется во взаимодействии, движении и развитии.
Движением называют любые изменения материальных систем, вне которых существование невозможно. Поэтому движение называют способом существования материи.
Существует 2 основных типа движения. Первый тип движения — это движение, которое сохраняет качество предмета
Второй тип движения связан с переходом от одного качества к другому, т. е. с изменением качественного состояния предмета (разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, образование новой системы).Развитие — это определенно направленное, необратимое изменение объекта: или просто от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня к все более высокому.