Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:50, шпаргалка
Мировоззрение – совокупность основных убеждений, взглядов на объективный мир, его строение и происхождение, на смысл и назначение человеческой деятельности, на место человека в современной действительности.
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место в нем человека.
Мировоззрение – совокупность чувств, знаний, убеждений, ценностей, программ действий.
-Идеи – источник
существования всех вещей
-Вторым источником существования вещей является материя, как бесформенная масса вещества.
-В результате
соприкосновения материи с
Учение о познании Познание – процесс созерцания разумом высших сущностей.
Осуществляется в два этапа.
-При восприятие вещей ( подобий идей) – формируется только мнение.
-При помощи диалектики, беседы – душа человека припоминает виденное ранее в мире идей.
Учение о человеке Человек – единство души и тела. Душа – идея человека.
Душа состоит из трех иерархически упорядоченных частей:
-разум (ориентация на интеллектуальное познание идеального мира)
- воля (ориентация на достижение поставленных целей)
-чувственность (ориентация на удовлетворение материальных потребностей).
Учение о государстве.
Идеальное государство - это общество, состоящее из трех сословий:
- правители (функция управления);
- воины (функция обороны);
- производители (функция производительного труда).
Главная добродетель – справедливость ( каждое сословие выполняет возложенную на него функцию).
Формы идеального государства
-Монархия, –Аристократия, -Демократия
Аристотель (384–322 до н.э.) Промежуточная форма между материализмом и идеализмом.
Подлинной реальностью обладают единичные вещи.
Единичное бытие вещи есть сочетание формы и материи.
Материя – то, из чего состоит вещь (возможность формы).
Форма – то, что придает вещи качественную определенность (действительность материи).
Учение о познании. Выделяются чувственное восприятие и интеллектуальное знание.
-Чувственное восприятие является основой познания. Оно дает знание о единичных вещах.
-Интеллектуальное знание, основанное на разуме, постигает всеобщего и необходимого. Оно – основание мудрости.
Учение о человеке.
-Человек – единство души и тела. Душа и тело неразрывно связаны друг с другом; отдельное существование души невозможно.
-Сущность человеческого
существования составляет его
общественный характер. Общественная
жизнь людей – источник
Социально-политическое учение.
-Государство – объединение
родов и поселений для
-Полноправными
гражданами государства
-Правильные формы: Неправильные формы:
- монархия
-аристократия
- полития
10.Становление и основные проблемы средневековой философии периода патристики.
Патристика (2-8 вв.)
-Термин «pater» - «отец».
-«Отцами церкви»
- именуются знаменитые
-Вселенские соборы (4-8 вв.) - разработана система религиозной догматики, фундаментальный источник патристики.
-Философское основание - неоплатонизм.
Основные представители патристики
-Августин Аврелий
-Северин Боэций
-Григорий Богослов
-Григорий Нисский
-Иоанн Дамаскин
Основные философские проблемы патристики
-Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира
-Проблема специфики познания
-Проблема человека и его сущности
-Проблема сущности
общества и исторического
Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира
-Бог - высшее бытие, где пребывают все вечные и неизменные идеи.
-Идеи – содержатся в божественном разуме.
-Творение мира - из ничего, на основе идей.
-Бог есть безусловное благо и красота.
-Теодицея – идея оправдания Бога перед лицом мирового зла. Зло – недостаток добра, т.е., небытие, ничто. Оно не является творением Бога.
Проблема специфики познания
-«Верю, чтобы понимать»
- «Вера вопрошает, разум обнаруживает»
Вера - высший авторитет, путь к знанию
Проблема человека и его сущности
-Человек – особое творение Бога.
Человек = тело + душу + свободную волю.
-В результате грехопадения
- утратил способность
-Собственными усилиями добиться спасения человек не может. Бог дарует спасение.
-Важнейшей моральной добродетелью и целью человеческой жизни провозглашается любовь к Богу.
Проблема сущности общества и исторического процесса
Линейное понимание развития человеческого общества:
-История - стрела.
История имеет свое начало - сотворение мира и свой конец – Страшный Суд.
-История человечества – борьба двух градов.
Град Земной
– совокупность грешников,
Град Божий – это совокупность людей, живущих согласно божественным заповедям.
11. Философские проблемы периода схоластики.
Схоластика (9-14 вв.)-«schola» - «школа».
-Главной задачей
- толкование авторитетных
-Философское основание схоластики - аристотелизм.
Основные этапы развития схоластики
1) ранняя схоластика: Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский.
2) классическая схоластика: Фома Аквинский, Пьер Абеляр.
3) критическая схоластика: Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам.
Основные философские проблемы схоластики
-Проблема соотношения веры и разума
-Проблема происхождения универсалий (общих понятий)
-Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира
Проблема соотношения веры и разума
3 основных подхода:
1.«Вера выше разума» (Ансельм Кентерберийский);
2.Принцип гармонии веры и разума (Фома Аквинский).
Вера и разум - созданные Богом способности познания.
Направлены на постижение - Бога и созданного им мира.
Они дополняют друг друга .
3.Принцип двойственной истины (Уильям Оккам).
Вера и разум – самостоятельные и равноправные.
Вера - постижение Бога ; разум – познание материального мира.
Проблема происхождения универсалий (общих понятий)
3 основных подхода:
Реализм
Общие понятия – особые, самостоятельные сущности, обладающие реальностью. (Ансельм Кентерберийский).
Номинализм Общие понятия - не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей и являются всего лишь именами, возникшими в человеческой речи для обозначения единичных вещей. Подлинно существующими являются единичные вещи (Иоанн Росцелин).
Концептуализм
Общие понятия не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей.
Они
обладают двояким
Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира
--Иррационализм:-Сущность Бога недоступна для человеческого разума. Не возможно объяснить соотношение Бога и мира. (Дунс Скотт, Уильям Оккам).
--Рационализм:-Сущность Бога составляет разум.
Человек наделен разумом, он способен частично познать сущность Бога и его отношение к миру и рационально доказать существование Бога (Фома Аквинский)
Рациональные доказательства существования Бога (Фома Аквинский)
1) Мир есть движение, каждая движущаяся вещь имеет свой источник движения.
Перводвигатель - Бог.
2) Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Исходная первопричина всего сущего - Бог.
3) В мире присутствует необходимость и закономерность.
Источник всеобщей
4) Мир представляет собой многоступенчатую пирамиду, каждая из последующих ступеней которой более совершенна, чем предыдущая. Высшее, абсолютное совершенство - Бог.
5) Окружающий мир един, целесообразен.
Источник этой целесообразности - Бог.
12.Гуманистический
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность). В широком смысле слова гуманизм представляет собой образмышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.
Родоначальником
гуманизма единодушно
В эпоху
Возрождения гуманизм
13. Натурфилософия Возрождения.
Ренессанс – это эпоха рождения новой цивилизации, которая принципиально отличалась от традиционного средневекового общества. Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания — против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания.
Основой этой цивилизации
является промышленность с широким
разделением труда и внедрением
технико-технологических
Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Ос¬новные идеи, положенные в основу этой системы, состоят в следую¬щем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.Г. Галилей изобрел телескоп, с помощью которого открыл пятна на луне, млечный путь и 4 спутника Юпитера. Кеплер открыл движение звёзд.
14 Проблема научного познания в философии Нового времени. Дилемма рационализма и эмпиризма Ф. Нового Времени - XVII-XIX вв.
Осн. особенность Ф.Н.В. - обращенность к проблемам познания (гнессиологич. проблемы).
Ф.Н.В. наз-ся Ф. наукоцентричной.
XVII-XVIII в. - время
утверждения буржуазии и
Рационолизм Направление зародилось во Франции. Основатель – Рене Декарт (Картезий Декарт).
Рационализм утверждает, что получить истинные знания можно только с помощью ума. Отличительной чертой философской Декарта является антитрадициолизм. Декарт считал, что вся философия и наука не является истинной. Необходимо создать новую науку и философию. Декарт интересовался проблемой субстанции. Субстанция – то, что для своего существования не нужно ничего.