Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:18, шпаргалка

Описание работы

Категория материи. Эволюция представлений о материи в философском и научном познании.
Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.
Структура сознание. Сознание и самосознания
Пространственная и временная организация бытия. Основные концепции пространства и времени

Работа содержит 1 файл

Материя.docx

— 90.09 Кб (Скачать)

роль практического опыта, художественного творчества и науки

во введении инноваций. Ситуация информационного взрыва

в современном мире требует  радикальных изменений в способах

хранения, систематизации и  накопления информации. Благодаря

культуре осуществляется передача социального опыта как  от од

ного поколения к другому, входящему в жизнь, так и в  синхрон

ном разрезе внутри общества, между странами и народами. Куль

тура сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах.

В этом смысле культура —  память общества, кладовая накоплен

ного им опыта, хранительница  времени, упорядочивающего этот

опыт. Именно в ценностной и смысловой сферах культуры фик

сируются цели, перспективы  и проекты человеческой деятельно

сти. Характер целеполагания  весьма различен в зависимости от

уровня культуры.

141Термин  «культура»  латинского  происхождения и первона

чально означал возделывание почвы, т. е. изменение в природном

объекте под воздействием человека в отличие от изменений, вы

званных естественными причинами. Немецкие философыпро

светители, обобщая взгляды  древних философов, определяли

культуру как все произведенное  человеком за вычетом природно

го, т. е. противоположное  естественному состоянию. Слово

«культура», начиная с  древних эллинов и римлян, обозначает так

же обучение, образование, воспитание и совершенствование че

ловека в процессе его  созидательной деятельности.

Со второй половины XVIII в. культура рассматривалась как:

1) процесс развития человеческого  разума и разумных форм

жизни, противостоящих дикости  и варварству (французские

просветители);

2) историческое развитие  человеческой духовности, обеспе

чивающей прогресс человечества (немецкий классический

идеализм);

3) автономные системы ценностей  и идей, определяющих

тип социальной организации (неокантианство).

В целом в познании культуры движение мысли идет от отож

дествления культуры со всем, что сотворено человеком, к анали

зу человеческой активности (деятельности, поведения и обще

ния), благодаря которой  создается надприродная, искусственная

сфера человеческого бытия.

Важнейшими формами культуротворчества выступают мо

раль, искусство и религия.

Мораль утверждает человечность, сдерживает эксцессы воз

врата к низшему, животному  состоянию, в качестве неписаного

закона посредством обыденного сознания выполняет регулятив

ную, ценностноориентационную  и социализирующую функции.

Искусство — мастерство, умение, развитые знанием дела;

творческая деятельность по созданию произведений в эстетиче

ски выразительных формах.

Религия, широко использующая достижения искусства и нор

мы морали, выступает как  органическая часть культуры.

В истории философии выделяются основные модели культу

ры. Натуралистическая (М. Вольтер,Ж."Ж. Руссо, П. Гольбах) сво

дила культуру к предметновещественным  формам ее проявле

ния, видела в культуре человеческое продолжение природы.

В классической модели культуры (XIX в.) человек освобождается

142от зависимости от  природного и божественного миров  и предста

ет как творец культуры, развивающий свои духовные потенции на

основе принципов гуманизма, рационализма и историзма (в иде

алистическом варианте). В марксисткой философии классическая

модель культуры приняла  материалистическую форму. Некласси

ческая (модернистская) модель ориентирована на повседневную

жизнь человека. В постмодернистской  модели обращается вни

мание на то, что мир противится неразумному воздействию на

него человека.

Культура — самовоспроизводство  человека, осуществляемое

в его материальной и духовной деятельности. В соответствии

с этим различают материальную и духовную стороны культуры.

Материальная культура —  совокупность материальных благ,

средств и форм их производства и способов овладения ими. Ду/

ховная культура —сфера сознания (познание, воспитание и прос

вещение, наука, философия, различные  формы сознания, культура

общения, дискуссий и т. д.), совокупность способов деятельности

по созданию духовных ценностей.

В понимании культуры в  последнее время наиболее активно

конкурируют между собой  две парадигмы. В основе одной  из них

лежит деятельностный подход к культуре, как «духовному коду

жизнедеятельности людей». Другая — ориентирована на ценност

ный подход к культуре, как  «сложной иерархии идеалов и смы

слов». При этом культура интерпретируется как надындивидуаль

ная реальность или как  реальность личностного характера.

Понятие  «цивилизация»  первоначально появилось во фран

цузском языке в середине XVIII в. в рамках теории прогресса

и употреблялось только в  единственном числе. В частности, про

светители называли цивилизацией идеальное общество, основан

ное на разуме и справедливости.

Кризис прогрессистских  иллюзий просветителей, богатый  эт

ноисторический материал, полученный в «эпоху путешествий»

и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне

Европы, привели к тому, что в начале XIX в. возникла этнографи/

ческая концепция цивилизаций, в основу которой было положено

представление о том, что  у каждого народа — своя цивилизация

(Т. Жуффруа).

В целом во второй половине XVIII—начале XIX вв. утверди

лись три подхода к  пониманию цивилизации:

1) унитарный (цивилизация  — идеал прогрессивного развития

человечества как единого  целого);

1432) стадиальный (цивилизация — этапы прогрессивного разви

тия человечества как единого  целого);

3) локально/исторический  (цивилизация — качественно раз

личные уникальные этнические или исторические обще

ственные образования).

В это время Ф. Гизо, заложивший основы «этноисторической

концепции цивилизаций», предпринял попытку разрешить про

тиворечие между идеей  прогресса единого рода человеческого

и реалиями культурноисторического многообразия народов. Он

считал, что с одной  стороны существуют локальные цивилиза

ции, а с другой — над  ними есть еще и цивилизация, как  прогресс

человеческого общества в  целом.

Однако дальнейшие попытки  разрешить это противоречие за

вершились утверждением в  европейской философскоисториче

ской мысли методологии  однолинейного прогрессизма.

Согласно этой методологии  в истории действуют силы и  зако

ны, имеющие универсальный  характер, а национальные истории

являются лишь частным  случаем их проявления. Мировая исто

рия стала рассматриваться  как процесс перехода из одного со

стояния в другое, более развитое и совершенное. Отдельные на

роды в своей истории  — быстрее или медленнее —  идут по одной

линии прогресса, поэтому  более продвинутые европейские  стра

ны как бы задают цель и  идеал общественного развития вообще.

В рамках этой методологии  появились концепции «историче

ских» и «неисторических» народов; закон «трех стадий развития

нравственности» (семья, гражданское  общество и государство)

Г. Гегеля; закон «трех  стадий эволюции мысли» (теологическая,

метафизическая, позитивная)  О. Конта; теория «общественно

экономических формаций»  К. Маркса.

Несмотря на различие европейских универсальных филосо

фских концепций истории  человечества, идея уникальности

культурноисторического  развития народов прочно укоренилась

лишь в романтической  историографии


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"