Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:18, шпаргалка
Категория материи. Эволюция представлений о материи в философском и научном познании.
Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.
Структура сознание. Сознание и самосознания
Пространственная и временная организация бытия. Основные концепции пространства и времени
роль практического опыта, художественного творчества и науки
во введении инноваций. Ситуация информационного взрыва
в современном мире требует
радикальных изменений в
хранения, систематизации и накопления информации. Благодаря
культуре осуществляется передача социального опыта как от од
ного поколения к другому, входящему в жизнь, так и в синхрон
ном разрезе внутри общества, между странами и народами. Куль
тура сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах.
В этом смысле культура — память общества, кладовая накоплен
ного им опыта, хранительница времени, упорядочивающего этот
опыт. Именно в ценностной и смысловой сферах культуры фик
сируются цели, перспективы и проекты человеческой деятельно
сти. Характер целеполагания весьма различен в зависимости от
уровня культуры.
141Термин «культура» латинского происхождения и первона
чально означал возделывание почвы, т. е. изменение в природном
объекте под воздействием человека в отличие от изменений, вы
званных естественными причинами. Немецкие философыпро
светители, обобщая взгляды древних философов, определяли
культуру как все
го, т. е. противоположное естественному состоянию. Слово
«культура», начиная с древних эллинов и римлян, обозначает так
же обучение, образование, воспитание и совершенствование че
ловека в процессе его созидательной деятельности.
Со второй половины XVIII в. культура рассматривалась как:
1) процесс развития
жизни, противостоящих дикости и варварству (французские
просветители);
2) историческое развитие человеческой духовности, обеспе
чивающей прогресс человечества (немецкий классический
идеализм);
3) автономные системы ценностей и идей, определяющих
тип социальной организации (неокантианство).
В целом в познании культуры движение мысли идет от отож
дествления культуры со всем, что сотворено человеком, к анали
зу человеческой активности (деятельности, поведения и обще
ния), благодаря которой создается надприродная, искусственная
сфера человеческого бытия.
Важнейшими формами
раль, искусство и религия.
Мораль утверждает человечность, сдерживает эксцессы воз
врата к низшему, животному состоянию, в качестве неписаного
закона посредством обыденного сознания выполняет регулятив
ную, ценностноориентационную и социализирующую функции.
Искусство — мастерство, умение, развитые знанием дела;
творческая деятельность по созданию произведений в эстетиче
ски выразительных формах.
Религия, широко использующая достижения искусства и нор
мы морали, выступает как органическая часть культуры.
В истории философии выделяются основные модели культу
ры. Натуралистическая (М. Вольтер,Ж."Ж. Руссо, П. Гольбах) сво
дила культуру к предметновещественным формам ее проявле
ния, видела в культуре человеческое продолжение природы.
В классической модели культуры (XIX в.) человек освобождается
142от зависимости от
природного и божественного
ет как творец культуры, развивающий свои духовные потенции на
основе принципов гуманизма, рационализма и историзма (в иде
алистическом варианте). В марксисткой философии классическая
модель культуры приняла материалистическую форму. Некласси
ческая (модернистская) модель ориентирована на повседневную
жизнь человека. В постмодернистской модели обращается вни
мание на то, что мир противится неразумному воздействию на
него человека.
Культура —
в его материальной и духовной деятельности. В соответствии
с этим различают материальную и духовную стороны культуры.
Материальная культура — совокупность материальных благ,
средств и форм их производства и способов овладения ими. Ду/
ховная культура —сфера сознания (познание, воспитание и прос
вещение, наука, философия, различные формы сознания, культура
общения, дискуссий и т. д.), совокупность способов деятельности
по созданию духовных ценностей.
В понимании культуры в последнее время наиболее активно
конкурируют между собой две парадигмы. В основе одной из них
лежит деятельностный подход к культуре, как «духовному коду
жизнедеятельности людей». Другая — ориентирована на ценност
ный подход к культуре, как «сложной иерархии идеалов и смы
слов». При этом культура интерпретируется как надындивидуаль
ная реальность или как реальность личностного характера.
Понятие «цивилизация» первоначально появилось во фран
цузском языке в середине XVIII в. в рамках теории прогресса
и употреблялось только в единственном числе. В частности, про
светители называли цивилизацией идеальное общество, основан
ное на разуме и справедливости.
Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, богатый эт
ноисторический материал, полученный в «эпоху путешествий»
и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне
Европы, привели к тому, что в начале XIX в. возникла этнографи/
ческая концепция цивилизаций, в основу которой было положено
представление о том, что у каждого народа — своя цивилизация
(Т. Жуффруа).
В целом во второй половине XVIII—начале XIX вв. утверди
лись три подхода к пониманию цивилизации:
1) унитарный (цивилизация
— идеал прогрессивного
человечества как единого целого);
1432) стадиальный (цивилизация — этапы прогрессивного разви
тия человечества как единого целого);
3) локально/исторический (цивилизация — качественно раз
личные уникальные этнические или исторические обще
ственные образования).
В это время Ф. Гизо, заложивший основы «этноисторической
концепции цивилизаций», предпринял попытку разрешить про
тиворечие между идеей прогресса единого рода человеческого
и реалиями культурноисторического многообразия народов. Он
считал, что с одной стороны существуют локальные цивилиза
ции, а с другой — над ними есть еще и цивилизация, как прогресс
человеческого общества в целом.
Однако дальнейшие попытки разрешить это противоречие за
вершились утверждением в европейской философскоисториче
ской мысли методологии однолинейного прогрессизма.
Согласно этой методологии в истории действуют силы и зако
ны, имеющие универсальный характер, а национальные истории
являются лишь частным случаем их проявления. Мировая исто
рия стала рассматриваться как процесс перехода из одного со
стояния в другое, более развитое и совершенное. Отдельные на
роды в своей истории — быстрее или медленнее — идут по одной
линии прогресса, поэтому более продвинутые европейские стра
ны как бы задают цель и идеал общественного развития вообще.
В рамках этой методологии появились концепции «историче
ских» и «неисторических» народов; закон «трех стадий развития
нравственности» (семья, гражданское общество и государство)
Г. Гегеля; закон «трех стадий эволюции мысли» (теологическая,
метафизическая, позитивная) О. Конта; теория «общественно
экономических формаций» К. Маркса.
Несмотря на различие европейских универсальных филосо
фских концепций истории человечества, идея уникальности
культурноисторического развития народов прочно укоренилась
лишь в романтической историографии