Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:18, шпаргалка
Категория материи. Эволюция представлений о материи в философском и научном познании.
Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.
Структура сознание. Сознание и самосознания
Пространственная и временная организация бытия. Основные концепции пространства и времени
К. Маркс реинтерпретирует традиционную онтологию материализ/
ма, где только познающий субъект активен, а познаваемый
объект всегда пассивен. Исследователь в процессе познания име
ет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной
«субъективно», как «чувственная деятельность, практика». Поз/
нание — сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта.
По К. Марксу философия призвана помочь не только объяс
нять мир, но и изменять его. В социальнофилософском плане
К. Маркс продолжал традиции Просвещения и Г. Гегеля, верил
в науку и прогресс, рассматривая развитие общества как есте
ственноисторический процесс смены общественноэкономиче
ских формаций.
107В разработку философской концепции внес вклад Фридрих
Энгельс (1820—1895). Он разрабатывал материалистическую кон/
цепцию бытия, новую теорию и концептуально ее оформлял («Ан
тиДюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец
классической немецкой философии»). Уделял внимание сущно
сти диалектического способа мышления в сопоставлении с мета
физическим, осмыслению достижений естественнонаучного
знания.
Оба разработали теорию прибавочной стоимости и учение
о коммунизме.
Материалистическое понимание истории К. Маркса — исто/
рический материализм— распространение материализма на обще
ственную жизнь, историю. К. Маркс абсолютизировал социаль
ные антагонизмы, классовую борьбу и насилие, отрицал
возможность прогрессивной эволюции общества.
Философию К. Маркса рассматривал как руководство к дей
ствию, имея в виду революционное преобразование общества.
Революция должна была ознаменовать начало новой истории,
которая не будет знать классовых антагонизмов.
Несмотря на различные подходы, в целом марксизм исходил
из признания большой роли злого разума в решении комплекса
социальных, экономических, экологических, антропологических
и других проблем.
К 17 вопросу. Герменевтика
как философское направление
Герменевтика (от греч. hermeneno — «истолкование») — искус
ство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры; эк
зегетика.
Использовалась в теологии (толкование учений, священных
текстов), филологии (интерпретация текстов древних авторов на
современный язык).
Философская проблематика герменевтики впервые стала раз
рабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768—1834) — проте
стантским теологом и философом.
Заметно влияние И. Канта и особенно Г. Фихте («Наукоуче
ние»). Главная функция герменевтики — в выявлении способа вы
ражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие
текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и граммати
ке, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивиду
альный стиль произведения.
Вильгельм Дильтей (1833—1911) — представитель философии
жизни, основатель понимающей психологии. Метод понимания,
применяемый в исследовании истории, противопоставляет мето
ду объяснения, который присущ наукам о природе. Если в основе
объяснения лежат опыт, продуктивноконструкторская деятель
ность рассудка, то понимание сходно с интуицией и характеризу
ется непосредственным постижением некоторой духовной це
лостности. Собственный мир понимается через самонаблюдение
(интроспекцию), мир другого — через сочувствование, сопережи
вание. Герменевтика — метод понимания культуры.
Эдмунд Гуссерль (1859—1938) в основу понимания помещает
«неосознанный фон интенциональных актов познания», «нете
матический горизонт», который дает некоторое представление
о предмете. «Горизонты» отдельных предметов сливаются
в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание
одного другим. Отдельные культурные и исторические памят
ники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным
миром».
113Мартин Хайдеггер (1889—
рассматривает языковую реальность. «Язык — дом бытия»: герме
невтика — не только искусство толкования текстов, но и «свер
шение бытия», которое наиболее полно проявляется в многоз
начном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова —
главная цель и функция философии герменевтики.
Выдающийся представитель герменевтики XX в. — Ханс Георг
Гадамер (1900 г.).
Опирался на «понимающую психологию» В. Дильтея, теорию
«жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера,
которого признавал своим непосредственным учителем.
Х. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод
понимания текстов, но как особую отрасль понимания. Ее пред
метом наряду с историкогуманитарными науками является и вся
совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Понимание
здесь универсальный способ существования действующего чело
века, его непосредственный (жизненные проявления, экзистен
ция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким
образом, пониманию придается онтологическое значение. Герме/
невтика как философское знание — это анализ процесса понима
ния движения к истине. Она — не результат, а путь к знанию, са
ма практика получения истины. Герменевтика признала
единственно доступным и ценным мир человеческого общения.
Мир культурных ценностей — язык, с помощью которого дол
жны быть истолкованы все составляющие культуры.
53. Человек в «философии жизни»
XIX—начало XX в. — появление ряда новых философских те
чений.
«Философия жизни» (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер,
X. Ортега"и"Гассет, А. Бергсон): дух — субстанция культуры —
может быть понят не рационально, а посредством внутреннего
переживания, интуиции.
Культура — самобытная и локальная реальность с особым
менталитетом, душевным настроем.
Фридрих Ницше (1844—1900) — немецкий философ, филолог,
проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма:
культура — средство подавления и порабощения человека.
«Философия жизни»— оппозиция классическому рационализ
му, реакция на кризис механистического естествознания, бази
рующегося на принципе строгости и точности испытующего ума.
По традиции немецкого романтизма жизнь — это первичная
и исходная реальность.
Для Ф. Ницше характерно необычное употребление понятия
«философия».
Идеи — в форме фрагментов и афоризмов. Ему чужды попыт
ки построения философской системы. По Ф. Ницше мир — по
стоянное становление и бесцельность, что выражается в идее веч
ного возвращения одного и того же. Лишь понятие «вещи»
выступает как момент устойчивости в хаосе становления.
Теория познания в классическом смысле не была предметом
особого внимания мыслителя.
Высказывания Ф. Ницше проникнуты субъективизмом и аг
ностицизмом.
Отвергая принципы демократии и исторического прогресса,
он противопоставляет им amor fati — любовь к судьбе; отвергает
идеи равенства и
ловеческой природы».
Ницшеанский «сверхчеловек»— критика морали, которая раз
лагает, предполагая послушание, терпение, совестливость: все
117это размягчает и
фировал волю, особенно к власти: проповедовал культ сильной
личности, одержимой жаждой власти. Критерии морали носят
чисто произвольный характер, все формы человеческого поведе
ния маскируют волю к власти.
Начало ХХ в. Популярно учение французского мыслителя
Анри Бергсона (1859—1941) — интуитивизм. Философия жизни —
генеральное возражение против материалистическимеханисти
ческой и позитивистской философии. Это — учение об интенсив
ности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти в ее соот
ношении со временем, о творческой эволюции и роли интуиции
в постижении сущего. Значимо стремление построить картину
мира, которая поновому объясняла бы эволюцию природы и ра
звитие человека в их единстве. Критикуя механицизм и догмати
ческий рационализм, А. Бергсон утверждал в качестве субстан
ции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа:
жизнь устремлена вверх, а материя — вниз.
В гносеологии А. Бергсон противопоставляет интеллект ин
туиции:
1) интеллект — орудие работы с материальными, простран
ственными объектами;
2) интуиция дает человеку возможность схватывать суть «жи
вой целостности» вещей, явлений.
В метафизических воззрениях (при рассмотрении эволюции
органического) А. Бергсона жизнь — метафизическикосмиче
ский процесс, «жизненный порыв», по мере его ослабления
жизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, неодуше
вленную массу — вещество. Человек — творческое существо,
и через него проходит путь «жизненного порыва».
31. Диалектика.
Структура диалектики
Диалектика (от греч. dialektike — «искусство вести беседу») —
учение о наиболее общих закономерных связях и становлении,
развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении
метод мышления и действия.
Диалектика включает принципы, законы и категории.
Материализм утверждал принцип как основополагающее суж
дение о бытии (объяснение мира у древних мыслителей посред
ством идеи о стихиях, первоначалах природы). Идеализм отталки
вался от принципа мышления.
Принципы отражают фундаментальные основы бытия и поз
нания. Благодаря всеобщности и универсальности они имеют
статус философских аксиом:
1) выступают как начала познания;
2) обусловливают характер познания;
3) лежат в основе законов и категорий диалектики;
4) придают знанию системность и целостность;
5) в познавательных и
практических действиях
нормативную функцию.
Наиболее авторитетны два принципа диалектики: связи и раз
вития.
Принципы конкретизируются в законах диалектики. Благода
ря Архимеду, Н. Копернику, Г. Галилею, Р. Декарту, Б. Спинозе
идея законообразности мира становится стержнем мировоззре
ния и научного познания. Все движение протекает по разумным
законам диалектики.
Закон — это понятие, выражающее внутренне устойчивые, су
щественные, общие, повторяющиеся свойства и отношения дей
ствительности. Законы проявляются в течение продолжительных
промежутков времени. В природе законы реализуются бессозна
тельно, в результате объективного взаимодействия материальных
тел. В обществе объективные социальные законы реализуются