Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:18, шпаргалка
Категория материи. Эволюция представлений о материи в философском и научном познании.
Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.
Структура сознание. Сознание и самосознания
Пространственная и временная организация бытия. Основные концепции пространства и времени
2) наставления духовные, превосходящие человеческий ра
зум» — в вере под руководством церкви — открыт благодаря
Духу Святому.
У человека — свободная воля, определяющая его достоинство
и ответственность за содеянное.
Франческо Петрарка (1304—1374) — двойное предназначение
человека, чья земная жизнь самоценна. Отказ от схоластики
Аристотеля.
87К. Салютати (1331—1406) — развитие и оформление гумани
стической программы А. Данте и Ф. Петрарки. Жизнь дана Бо
гом. Главное — воспитание нового человека, обладающего huma
nitas — способностью к добродетели, вырабатываемой упорным
трудом в образовании и работой души в жизни. Главные науки —
гуманитарные: грамматика, риторика и философия, центр кото
рой — этика — путь к совершенству.
Основные идеи гуманизма развивались в творчестве Д. Бруно
(1370—1444), Лоренцо Валла (1407—1457), М. Фичино (1433—
1499), Помпонацци (1462—1525), Пикодела Мирандолла (1463—
1494).
Обосновывая идею свободы и достоинства человека, они пы
таются объединить наследие Платона и Аристотеля, каббалу, зо
роастризм, герметизм —
утверждение возможности
воздействия на природу.
На более глубоком уровне — поиск метафизических основа
ний гуманизма.
Николай Кузанский (1401—1464).
Кардинал католической церкви. Его метод аналогичен матема
тическому — состояние ученого незнания: осознание структурной
диспропорции между конечным человеческим разумом и беско
нечностью, в которую он включен и куда стремится. Конечный
разум приближается к бесконечному, к Богу, постигая его как
единство противоположностей. Конечные вещи связаны с беско
нечностью, с целым. Каждая вещь и человек в свернутом виде со
держат весь мир, как микрокосм. Человек — микрокосм и на дру
гом уровне: обладая разумом и сознанием, он включает в себя
образы всех вещей — действительных и возможных. Человек —
для творчества.
Пока мир был геоцентричным, человек являлся центром фи
зических и смысловых связей мирового целого. После замены
Н. Коперником (1473—1543) геоцентризма гелиоцентризмом все
изменилось.
Джордано Бруно.
Идет дальше: Вселенная бесконечна со множеством солнц
и планет вокруг них.
Центр — нигде и везде.
Бесконечная Вселенная —
бесконечной мощи Бога. Формы жизни присущи всем природ
ным вещам. Разумная жизнь — не только на Земле. Человек — ко
нечное существо со смертной душой. Бессмертна разумная без
личная часть души. Личная смерть неизбежна. В ожидании ее
88человек должен быть занят творческим созиданием на основе
познания. Цель — высшая ступень познания и совершенствова
ния — самоотверженность и подвижничество — состояние герои
ческого энтузиазма. Возрождение в Италии завершается гимном
разуму, способному без опоры на Откровение постигать беско
нечную вселенную.
В Европе Возрождение было больше связано с идеями Нового
времени.
Эразм Роттердамский (1469—1536) — противник философии
аристотелевскосхоластического типа с ее логикой, метафизи
кой, физикой; сторонник сократовского мудрого понимания
жизни. Философия возрождения — христианская мудрость
в Евангелиях и «Деяниях апостолов». Для того чтобы вернуться
к истокам, нужна религиозная реформа. Путь земной жизни
самоценен, прост, указан Христом: искренняя вера, милосердие
без лицемерия и беспорочная надежда, свобода воли. Христиан
ский гуманизм предварил идеи реформаторства.
Мартин Лютер (1483—1546) — вождь протестантизма, отвер
гавший основные догматы католицизма, но отрицавший свободу
воли. Изза этого — разрыв и полемика.
Под влиянием Э. Роттердамского, христианского гуманизма,
идей и практики церковной реформации находились Томас Мор
(1479—1555) — основатель утопического социализма; теоретики
естественного права Ж. Боден (1530—1596), А. Альтрузий (1577—
1638), Г. Гроций (1583—1645), которые разделяли право Боже
ственное и человеческое, вытекающее из природы человека и по
стигаемое человеческим разумом, выступающим в многообразных
исторически обусловленных формах.
Государство — может требовать от подданных лишь призна
ния общих религиозных идей. Это — естественная религия, по
стигаемая естественным разумом без вмешательства откровения.
Завершает эпоху Возрождения переход к новой философии —
Фрэнсис Бэкон (1561—1626), «Новая Атлантида» — познание при
роды и использование знания как основы социального благополу
чия. Возрождать — не учения античной философии, а дух поиска
(как у досократиков) и
естественный разум,
очищая от заблуждений, опираясь на эксперимент и индуктив
ный метод (от частного к общему), которые способны дать пол
ную и полезную картину мира. Философия в широком смысле —
система всех опытнорациональных познаний, доступных разуму
как особой способности человека (памяти соответствует история,
89воображению — поэзия). Философия в узком смысле — учение
о видах знания и их соотношении, о методе (органоне) познания.
Религия и философия отличаются. Религия покоится на сверхъе
стественном откровении, строится на авторитете; философия —
на данных органах чувств, ее основы обсуждаемы и проверяемы.
Поскольку устанавливаемая познанием связь природных явле
ний указывает на существование Бога, возможна естественная
теология, соответствующая естественной религии.
Мишель Монтень (1533—1592) «Опыты». Религия — обще
ственное установление для организации жизни народа, а не по
стигаемая разумом истина. Постижение мира относительно.
Сомнительна естественная теология. Наши знания, скорее, зна
ния о незнании, чем знания о том, что мир есть сам по себе. Зна
ние о незнании — ученое незнание — стимул к сомнению во всех
утверждениях, к поиску истины. Истина — процесс. Есть положе
ния с высокой степенью вероятности (человек — не центр мира).
Эпоха Возрождения открыла путь автономной философии, опи
рающейся на опыт и естественный разум, обосновывающей зна
ния о природе, самоценность жизни, естественные право и мо
раль, религию.
Утопия (от греч. «topos» — «место») — место, которого нет; по
другой версии — благословенная страна: идеальный обществен
ный строй. Происхождение от книги Т. Мора «Утопия» (1516 г.).
Понятие «утопия» — нарицательное. В узком смысле — для
описаний вымышленной страны с образцовым общественным
строем; в широком — для нереальных планов социальных преоб
разований.
В истории утопии — своеобразная форма общественного соз
нания, воплощение социального идеала, критика существующего
строя, попытки предвосхитить будущее общества. Первоначаль
но утопия тесно переплеталась с легендами о «золотом веке», об
«островах блаженных». В античности и в эпоху Возрождения уто
пия имела форму описания совершенных государств, якобы су
ществующих гдето на земле либо существовавших в прошлом;
в XVII—XVIII вв. были распространены утопические трактаты
и проекты социальных и политических реформ. С середины XIX в.
утопия превращается в специфический жанр полемической лите
ратуры, посвященный проблеме социального идеала и мораль
ных ценностей.
90Томас Мор (1478—1535) — английский гуманист, государ
ственный деятель, писатель, основоположник утопического со
циализма, друг Э. Роттердамского. Наибольшую известность
принес Т. Мору его диалог «Утопия» (1516 г.) — описание идеаль
ного строя фантастического острова Утопия: впервые в истории
было показано общество, где:
1) ликвидированы частная и личная собственность, введено
равенство потребления (как в ранних христианских общинах),
обобществлены производство и быт;
2) труд — обязанность всех граждан, распределение — по по
требности, рабочий день — 6 ч; наиболее тяжелые работы вы
полняют преступники;
3) политический строй основан на выборности и старшин
стве. Семья — ячейка коммунистического быта, организован
ная не столько на родственных, сколько на производственных
началах.
Т. Мор не мыслил революционного пути осуществления иде
ала, был противником народных движений как разрушительного
начала и анархии.
Написана полатыни в расчете на ученыхгуманистов и прос
вещенных монархов; в XVI в. переведена на европейские языки.
Томмазо Кампанелла (1568—1639) — итальянский философ,
поэт, политик; «Город Солнца» (1602 г.) — в форме рассказа мо
реплавателя.
Эта утопия — программа всеобщего социального преобразо
вания на основе общности имущества в рамках всемирной тео
кратической монархии («Монархия Мессии»). В идеальной об
щине упразднены собственность и семья, дети воспитываются
государством, труд — почетен и равно обязателен для всех, рабо
чий день — 4 ч: благодаря высокой производительности и облег
чению труда машинами; огромное внимание — науке («магиче
скому знанию»), просвещению и трудовому воспитанию,
руководство общиной — в руках ученожреческой касты. Осу
ществление программы Т. Кампанелла возлагал на европейских
государей и Римского Папу, стремясь достичь духовного единства
человечества в рамках реформированного по его идеалам католи
цизма.
Влияние на реформаторов последующих столетий: Т. Мюнцер,
Дж. Уинстенли, Ж. Мелье Морелли, Г. Бабеф, К. А. Сен"Симон,
Ш. Фурье, Р. Оуэн, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский
13. Философская концепция
марксизма
Карл Маркс (1818—1883) — создатель
диалектикоматериалстической
К. Маркс решает традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность на средства производства, и ищет пути преодоления этого отчуждения. Поскольку базисом любого вида отчуждения выступают экономическое отчуждение или отчужденный труд, К. Маркс занимается концептуальным анализом природы и особенностей капиталистической системы экономики. Проблемы
конкретного человека заменяются социальными. К. Маркс усваивает диалектический метод, разработанный Г. Гегелем негодвижущая сила — не дух, а материя. К.Маркс подчеркивает, что
для него идеальное — не демиург всего, а «материальное, переса
женное в человеческую голову и преобразованное в ней». Движу
щей силой в обществе является деятельное отношение человека
к окружающему миру, главное звено которого — материальное
производство. Материя при подобной интерпретации — не некая
неизменная субстанция, она исторична и динамична.
На этом построена и теоретико/познавательная концепция.