Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:18, шпаргалка

Описание работы

Категория материи. Эволюция представлений о материи в философском и научном познании.
Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.
Структура сознание. Сознание и самосознания
Пространственная и временная организация бытия. Основные концепции пространства и времени

Работа содержит 1 файл

Материя.docx

— 90.09 Кб (Скачать)

благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей,

субъективному фактору.

133Законы диалектики универсальны, фиксируют отношения

и связи между явлениями  как мира в целом, так и отдельным его

сторонам и объектам. Существуют три закона диалектики — един

ства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количе

ственных и качественных изменений, отрицания.

Диалектические закономерности осмысливались как катего

риальные связи. В категориях принципы диалектики еще более

детализированы.

Законы и категории  диалектики недопустимо противопоста

влять законам, познаваемым  фундаментальными науками. Мате

риалистическая диалектика есть общая теория движения, изме

нения, развития, связей, обобщающая специальные теории

движения, изменения, развития, связей, созданных в физике,

биологии, геологии, химии, астрофизике, социологии и ряде дру

гих наук.

В «Диалектике природы» Ф. Энгельс говорит о диалектике как

о науке о всеобщей связи. Это положение устойчиво благодаря

относительно постоянной структуре предметов и бытия  в целом

и требует системного подхода  к их изучению.

Оба определения диалектики выражают сущность принципов

диалектики. Связь включает в себя развитие, а развитие —  связь.

В своей нераздельности развитие и связь отражают реальное дву

единство бытия, единство противоположностей природы, общест

ва и мышления, устойчивости и изменчивости, системности

и поступательности. Бесконечность  бытия есть его развертыва

ние вширь и движение вглубь.

Диалектика (от греч. dialektike) — наука о наиболее общих за

конах развития природы, общества и мышления. Уже античная

философия акцентировала  внимание на изменчивости всего су

ществующего. Действительность понималась как процесс пере

хода всякого свойства в противоположное (Гераклит, пифагорей

цы). К подобным исследованиям еще не применялся термин

«диалектика». Первоначально  этим термином обозначалось ис

кусство диалога и спора. Платон определяет истинное бытие как

тождественное и неизменное.

Тем не менее он обосновывал диалектические выводы о том,

что высшие роды сущего могут  мыслиться только так, что каждый

из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен

себе и переходит в  свое «иное». Противоречие есть необходимое

134условие для побуждения  души к размышлению. Это искусство  и

является по Платону искусством диалектики.

Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин,

Прокл). В философии феодального общества — в схоластике —

диалектикой стали называть формальную логику, которая была

противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектиче

ские идеи о «совпадении  противоположностей» выдвигают  Н. Ку"

занский и Дж. Бруно. В Новое время, несмотря на засилье метафи

зики,  Р. Декарт и  Б. Спиноза (первый — в своей космогонии,

второй — в учении о  субстанции как о самопричине), дают образ

цы диалектического мышления. В XVIII в. во Франции богат

ством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. В теории

познания И. Кант развивает  диалектические идеи в учении об

«антиномиях». И. Фихте развивает  «антитетический» метод вы

ведения категорий, содержащий важные диалектические идеи.

Вершиной в развитии домарксистской диалектики была идеали/

стическая диалектика Гегеля. Диалектика есть согласно Гегелю,

«движущая душа всякого научного развертывания мысли и пред

ставляет собою принцип, который один вносит в содержание

науки имманентную связь  и необходимость».

Зрелое  научное понимание  диалектики создано  К. Марксом

и Ф. Энгельсом. Они построили  диалектику на основе материали

стического понимания  исторического процесса и развития поз

нания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе,

обществе и мышлении. В научной диалектике сочетаются законы

развития как бытия, так и познания, так как они тождественны

по своему содержанию и  отличаются только по форме. Материа

листическая диалектика не только онтологическое, но и гносе

ологическое учение, логика, рассматривающая мышление и поз

нание одинаково в становлении  и развитии, поскольку вещи

и явления есть то, чем  они становятся в процессе развития,

и в них как тенденция  заложено то, чем они станут.

Главной категорией материалистической диалектики является

противоречие. В учении о  противоречиях она раскрывает движу

щую силу и источник всякого  развития. В нем содержится ключ к

остальным категориям и принципам  диалектического развития.

К развитию путем перехода количественных изменений в каче

ственные, к перерыву постепенности, отрицание исходного мо

мента развития и отрицание  этого отрицания, повторение на выс

шем уровне некоторых сторон первоначального состояния.

 

 

50. Понятие культуры

в философии

Существует множество  определений понятия культуры. Пер

воначально термин «культура» обозначал обработку и уход за зем

лей. Наиболее философским  является определение культуры как

системы исторически развивающихся внебиологических про

грамм человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих вос

производство и изменение  социальной жизни во всех основных

проявлениях, сферы свободной самореализации личности. Впер

вые культура становится предметом  философского изучения

в рамках философии Просвещения. Она выражает здесь степень

развитости разумного  начала, опредмечиваясь в ходе истории

в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. При

этом многообразие форм культуры располагалось в определенной

исторической последовательности. Представители философии

жизни сформировали идею об исторической самобытности и ло

кальности культур, отказались от представлений о единой линии

культурного развития человеческого  рода, оппозиция «приро

да — культура» сменилась  на оппозицию «цивилизация — культу

ра» (О. Шпенглер). Это противопоставление было связано с кри

тикой западной техногенной  цивилизации и массовой культуры.

Культура как органическое, творческое духовное начало проти

вопоставляется цивилизации  как утилитарному, техногенному,

материальному. Культура при  этом сводится к высшим областям

духовного творчества, а цивилизация  — к системе различных тех

нологий, повышающих материальное благосостояние людей.

В современной философии  можно выделить два основных подхо

да к осмыслению культуры. С точки зрения аксиологического

подхода культура — это  система ценностей, сложная иерархия

идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного

организма. Сторонники этого  подхода обращают особое внима

ние на творческий и личностный аспекты культуры, рассматри

вая ее как меру гуманизации  общества и человека. С точки зрения

деятельностного подхода  культура — специфический способ че

ловеческой жизнедеятельности. Как способ регуляции, сохране

139ния и развития общества  культура включает в себя не  только ду

ховную, но и предметную деятельность. Акцентируется не столь

ко культура личности, сколько культура всего общества. Близкой

к деятельностному подходу  является семиотическая интерпрета

ция культуры Ю. М. Лотмана. Культура рассматривается им как

система информационных кодов, закрепляющая жизненный со

циальный опыт, а также  средства его фиксации. Культура как

сложно организованный и  развивающийся набор таких семиоти

ческих  систем транслирует  программы поведения, общения и

деятельности. Культура как  система разнообразных традиций,

образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное

воспроизведение которых делает человека человеком, обладаю

щим языком, сознанием, искусством, современной индустрией,

наукой, представляет абсолютную ценность, задающую главные

ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура пе

редается от поколения  к поколению и является формой социаль

ного наследования, сохраняющей для будущего наш социальный

опыт. Основным для философии  культуры является вопрос о су

ществовании культурных универсалий, задающих целостный

обобщенный образ человеческого  мира.

Культура— важный фактор регуляции хозяйственной деятель

ности, социальных отношений  и политики, но она не растворяет

ся в этих сферах деятельности. Переход от одного хозяйственно

го уклада или социальноэкономического  строя к другому

осуществляется через  взаимодействие факторов, которые способ

ствуют или препятствуют, стимулируют или блокируют действие

других компонентов социальной регуляции. Проблематика раз

личных функций культуры разрабатывалась разными учеными,

сосредоточившими свое внимание на тех или иных сторонах ду

ховной системы. М. Вебер, например, выявлял прежде всего, нор

мативноценностную связь  — позитивную или негативную —  ре

лигиознокультурных факторов с хозяйственной деятельностью.

Иной подход развивал Э. Дюркгейм. Он рассматривал место куль

туры в целостном развитии общества и разделении труда. Социа

лизирующие факторы подверг  основательному изучению Э. Кас"

сирер. Классическая работа по игровым функциям культуры

принадлежит Й. Хейзинге. Выделяют функции культуры в соответ

ствии со структурой духовного  производства:

1) поддержание преемственности  (традиции);

2) норматизация;

1403) оценочная функция;

4) целеполагающая;

5) познавательная;

6) смыслообразование (сигнификативная).

Однако следует учитывать, что каждый элемент и компонент

культуры может выполнять  разные функции, а вместе с тем  дале

ко не все важные функции вошли в это перечисление.

В структуре духовного  производства следует выделить следую

щие основные функции:

1) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций

и значений;

2) накопление, хранение и  распространение знаний, норм,

ценностей и значений;

3) воспроизводство духовного  процесса через поддержание

его преемственности;

4) коммуникативная функция,  обеспечивающая знаковое

взаимодействие между  субъектами деятельности, их диффе

ренциацию и единство;

5) социализация общества  через создание структуры отноше

ний, опосредованных культурными компонентами;

6) как дополнительная форма  социализации выделяется ре

креативная, или игровая, культура, действующая в отведенной

для нее сфере.

Функция производства новых  норм, ценностей, значений

и знаний, историческая эволюция производства знаний и значе

ний: от гадательных способов — к научным системам. Высока

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"