Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:47, реферат
Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии. Парменид и другие элеаты объявили истинным знанием только лишь мысль о бытии — однородном, вечном и неизменном единстве. Согласно им, мысль о бытии не может быть ложной, мысль и бытие суть одно и то же. Доказательства вневременной, внепространственной, немножественной и умопостигаемой природы бытия считаются первой логической аргументацией в истории западной философии. Подвижное многообразие мира рассматривалось элейской школой как обманчивое явление. Это строгое различение было смягчено последующими онтологическими теориями досократиков, предметом которых было уже не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита). Подобное понимание позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого — с чувственным восприятием.
В данной работе пронаблюдаем и сравним онтологию Аристотеля и Платона.
Введение……………………………………………………………………...3
Понятие онтологии………………………………………………………..4-5
Что является предметом онтологии…………………………………...5-8
Онтологическая проблематика………………………………………….8-9
Онтология Платона……………………………………………………..10-14
Онтология Аристотеля………………………………………………….15-21
Заключение ……………………………………………………………...22-23
Список литературы…………………………………………………………24
Введение
Федеральное
государственное
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
Факультет Экономики
и Финансов
Реферат
По дисциплине: философия
Тема: «Сходство
и различие онтологии Платона и Аристотеля»
______________________________
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие онтологии………………………………………………………
Что является предметом онтологии…………………………………...5-8
Онтологическая проблематика………
Онтология Платона……………………………………………………..
Онтология Аристотеля………………………………………………….
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии. Парменид и другие элеаты объявили истинным знанием только лишь мысль о бытии — однородном, вечном и неизменном единстве. Согласно им, мысль о бытии не может быть ложной, мысль и бытие суть одно и то же. Доказательства вневременной, внепространственной, немножественной и умопостигаемой природы бытия считаются первой логической аргументацией в истории западной философии. Подвижное многообразие мира рассматривалось элейской школой как обманчивое явление. Это строгое различение было смягчено последующими онтологическими теориями досократиков, предметом которых было уже не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита). Подобное понимание позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого — с чувственным восприятием.
В данной работе пронаблюдаем и сравним онтологию Аристотеля и Платона.
Понятие онтологии
Словосочетание
“онтология” образовано из
В Новое время (приблизительно
с XVI в.) под онтологией стали понимать
особую часть метафизики, учение о сверхчувственной,
нематериальной структуре всего существующего.
Законченное выражение эта идея получила
в философии Вольфа (1679–1754), которая утратила
всякую связь с содержанием частных наук
и строила онтологию большей частью путем
абстрактно-дедуктивного и грамматического
анализа ее понятий (сущее, возможность
и действительность, количество и качество,
субстанция и акциденция, причина и действие
и др.).
Смысл терминов “метафизика”
и “онтология”, таким образом, весьма
близок, и вплоть до середины XIX в. их нередко
употребляли как синонимы. Однако во 2-й
половине XIX века возобладало узкокритическое
понимание метафизики, и постепенно этот
термин выходит из употребления. Онтология
же утверждается в своем основном значении
– как раздела философского знания, посвященного
вопросам сущего.
В XX веке трудами Мартина Хайдеггера
(1889–1976) появилась новая, “фундаментальная
онтология”. Но мы ее за онтологию считать
не будем, а будем называть экзистенциологией.
За термином “онтология” мы оставим классическое
понимание Вольфа.
Вопросы
онтологии выглядят абсурдными
с точки зрения т. н. здравого
смысла. Постановка таких вопросов
несвойственна не только
Онтологию интересует только истинное
существование, т. е. мыслимое в том виде,
как оно есть само по себе, независимо
от того, каким оно сознается нами или
каким оно нам представляется нам. При
этом истинное бытие противопоставляется
кажущемуся бытию. Под последним подразумевается
бытие, мыслимое в том виде, как оно кажется
или только “представляется” нам существующим.
Что является предметом онтологии?
Как уже отмечалось, онтологические
сущности и структуры,
Задача онтологии как раз и состоит
в том, чтобы провести четкое различение
между тем, что реально существует, и тем,
что должно рассматриваться лишь в качестве
понятия, применяемого с целью познания
реальности, но которому в самой реальности
ничего не соответствует. В этом отношении
онтологические сущности и структуры
радикально отличаются от идеальных объектов,
вводимых в рамках научных дисциплин,
которым, в соответствии с общепринятыми
в настоящее время взглядами, не приписывается
никакого реального существования.
Особый статус онтологических
объектов, их отличие от чисто идеальных
сущностей, вводимых в процессе создания
тех или иных концептуальных (теоретических)
конструкций, легко объясним, если предположить,
что объекты онтологии фактически формируются
на уровне более высоком, чем идеальные
объекты теории, – в актах чувственного
восприятия особого типа: актах категориального
созерцания. Благодаря этому они сохраняют
непосредственную связь с реальным бытием,
хотя, подобно идеальным объектам, являются
рациональными сущностями, наделенными
логической формой, которая позволяет
не только адекватно выразить усматриваемое
в них в момент восприятия, но и оперировать
с ними путем оперирования с соответствующими
языковыми выражениями. В осуществлении
языковых операций над бытийными объектами
как раз и заключалась суть схоластического
метода.
Сами схоласты не вводили никаких
специальных терминов (типа “онтологический
объект”), которые предназначались бы
для обозначения сущностей и структур,
рассматриваемых в онтологии. Объекты
онтологии, как они полагали, – это те
же самые вещи, с которыми человек имеет
дело в обычных актах восприятия; чтобы
выявить в них характеристики, позволяющие
описывать их в строгих однозначных терминах,
подводить их под категории онтологии
и рассматривать в качестве элементов
определенной онтологической структуры,
над объектами, предстоящими в актах чувственного
восприятия, необходимо произвести дополнительные
– мыслительные – операции. Если бы это
было действительно так и смысловая (онтологическая)
структура вещи выделялась бы на одном
только понятийном уровне, то тогда объекты
онтологии превратились бы в чисто теоретические
объекты, недоступные созерцанию. Фактически
в схоластике всегда предполагается возможность
замещения образа вещи, возникающего в
обычном акте чувственного восприятия,
ее образом, также непосредственно данным
в акте чувственного восприятия, но акта
иного типа, в рамках которого воспринимаемое
сразу же предстает структурированным
в соответствии с правилами логики. Основные
принципы объяснения, которыми пользуется
схоластика, являются в то же время, по
существу, и принципами построения логически
структурированного образа вещи.
Для средневековых схоластов, опирающихся
на Платона и Аристотеля, “объяснить”
вещь – это прежде всего четко констатировать
ее характеристики. Чтобы в чувственно
воспринимаемых вещах обнаружить какие-то
характеристики, их сначала нужно выделить
в чистом виде; в вещах, рассматриваемых
в том виде, как они предстают в обычных
актах восприятия, нет, строго говоря,
ни качественных, ни пространственных
характеристик, поскольку все они четко
не отграничены друг от друга, так что
не зная заранее, например, что такое “цвет”,
что такое “пространственная форма”,
при восприятии любого предмета невозможно
отделить одно от другого. Поэтому констатация
любой характеристики, сколь бы простым
и привычным ни казался этот акт, означает
апелляцию к реальности, отличной от вещи,
данной в акте чувственного восприятия,
– к миру “идей”, “чистых форм”, “родов”,
“видов” и т. п., в котором имеют место
характеристики, обладающие концептуально
постижимой (логической) формой, позволяющей
отличить их друг от друга и подвести под
то или иное понятие. Вещь, рассматриваемая
как совмещение концептуально постижимых
характеристик, по сути дела, является
вторичной конструкцией, в которой объединены
результаты актов, фиксирующих каждую
характеристику в чистом виде. Поскольку
конструирование вещи, состоящей из смысловых
элементов, связанных между собой логическими
отношениями, осуществляется путем соответствующей
структуризации данных, поставляемых
органами чувств, и результат конструирования
точно так же доступен созерцанию, как
и предмет обычного акта восприятия, то
сам факт наличия (и необходимости) конструктивной
деятельности для введения онтологических
объектов, обладающих логическими характеристиками,
не был с достаточной степенью отчетливости
осознан в схоластике. Фактически осуществляя
в процессе построения онтологических
систем – систем рационального знания
особого типа – конструирование объектов,
изучаемых в этих системах, средневековые
мыслители полагали, что они просто выявляют
то, что уже содержится само по себе в чувственно
воспринимаемых вещах, но требует, для
своего обнаружения, выполнения ряда дополнительных
операций. Но учет конструктивного аспекта,
всегда присутствовавшего, хотя и в неявной
форме, в онтологических доктринах средневековья,
дает возможность лучше понять реальные
задачи, которые ставились и решались
посредством схоластических рассуждений.
Онтологическая проблематика
Онтологическая проблематика
в чистом виде впервые
В результате усилий древнегреческих
философов удалось достичь различения
понятий наличного существования и существования
истинного – как сущности вещи.
1) Наличное существование (нем. Dasein):
стол, парта, дом
государство, справедливость, первородство
…
2) сущность (греч. ousia, лат. essentia, англ. essence,
нем. Wesen).
Так,
Платон считал, что у государства есть
сущность (и тем самым оно онтологично),
а Аристотель считал, что у государства
сущности нет, оно есть просто множество
людей и установлений для поддержания
удобного общежития (государство неонтологично).
Последнее означает, что за ним ничего
не стоит, оно есть просто понятие для
обозначения некоторой категории ситуаций
с похожим (аналогичным) наличным существованием.
По Платону существует любовь (она
онтологична, имеет сущность), – а по Аристотелю
существует не любовь, а лишь многочисленные
отдельные “события любви”. В последнем
случае, слово любовь есть просто удобное
понятие – заменитель сходных “ситуаций
любви”, – просто удобное слово для обозначения
сходных ситуаций.
Теперь можно сказать, что онтология –
наука о сущем (существующем).
Онтология
Платона
Платон (427-347гг. до н.э.) Платон родился в 427г. до н.э. в Афинах. Он- ученик Сократа и учитель Аристотеля. Платон, также как и элеаты, характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Но в отличие от элеатов, бытие у Платона множественно. И здесь он близок Демокриту. Но, в отличие от Демокрита, это множество бытии Платон называет видами, идеями (эйдос) или сущностями. Вид, идея, сущность часто употребляются.
В концепции Платона осуществлена попытка использовать сходство и различие понятий «бытие» и »субстанция». Платон видит недостаточность понятия для решения тех вопросов, которые неизбежно встают перед философом. Прежде всего, «бытие» не помогает понять, как возможно истинное познание: «...выходит, что если существующее неподвижно, то никто нигде ничего не мог бы осмыслить». Чтобы избежать пагубного для человека вывода, Платон придает качество бытия и неподвижному царству идей, и «иному». В данном случае он сближает бытие с субстанцией, как первоначалом. Субстанцией начинает выступать царство идей и материя как возможность иного. Они порождают видимый мир, к познанию их стремится разум человека. «Чистое» бытие же все дальше отодвигается от взоров человека, оно становится для него непостижимым. Оно как бы присутствует постоянно на периферии человеческого познания, оставаясь непознаваемым, это, особое «сверхбытие», Единое, которое ведет абсолютно автономное существование. Это «сверхбытие» сближается с субстанцией не как первоначалом, но с субстанцией как символом автономного, самодостаточного существования. Так начинает формироваться идея о разных формах бытия или формах причастности Сверхбытию. Это непознаваемое Сверхбытие приобретает ценностную окраску, это то абсолютное Благо, без осознания самого существования которого стала бы бесцельной человеческая жизнь. Идея субстанции как первоначала, связанная с идеей Сверхбытия отношением причастности, решает другую задачу: открывает человеку путь к познанию мира в его единстве и многообразии.2
У Платона учение о бытии (онтология) строится так, чтобы обосновать и сделать очевидным наличие соответствия между единицами членения языка (словами, предложениями и т.п.) и "единицами" онтологии (сущностями, из которых состоит мир). В учениях Платона выделяются первичные онтологические единицы, соответствующие определенным выражениям языка. Например, у Платона первичными элементами онтологической структуры являются идеи. Мир неизменных идей предшествует и определяет мир изменчивых вещей. Но идея является не просто первоэлементом бытия, первичной бытийной определенностью; это бытие, соответствующее абстрактному понятию, т.е. нечто, обозначаемое словом, принадлежащим к определенной категории языковых выражений, а именно, к существительным типа "красота", "мужество". Для характеристики идеи тот факт, что она обозначается абстрактным существительным, столь же важен, как и ее реальное существование: идеи существуют именно в качестве значений абстрактных понятий, так что невозможно ни выделить их, ни описать, что они собой представляют, игнорируя изначальную связь идеи со словом.
Противопоставляя идею (сущность) вещам (явлениям), Платон должен был как-то объяснить наличие связи между ними. Однако, Платон не дал однозначного объяснения характера этой связи. Иногда он рассматривал чувственные вещи как сходные с идеями и возникшие в силу подражания им, иногда как «причастные» идеям. В ряде высказываний он говорит, что идеи - это образцы, а прочие вещи подходят к ним и становятся подобиями, так, что сама их причастность к идеям есть ничто иное, как уподобление им. Идеи, с точки зрения Платона, можно рассматривать как цели вещей. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это первичный материал, то, из чего делают все чувственно-существующие вещи. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна («апейрон»), как бы только возможность, а не действительность.
Этот подход к объяснению чувственного мира заимствовал у Платона Аристотель. Для него материя - это также первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности в действительность, форма. Таким образом, Аристотель заменяет понятие идеи на понятие формы. Согласно Аристотелю, форма - это активное начало, начало жизни и деятельности. Аристотель дает понятию сущности другое истолкование. Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос «что есть вещь?» и представляет собой субстанцию вещи. Аристотель делит сущности на низшие, те что состоят из материи и формы (таковы все существа чувственного мира), и высшие, чистые формы. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму, перводвигатель, который служит источником движения всего Космоса.
Информация о работе Сходство и различие онтологии Платона и Аристотеля