Роль практики в познании. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:32, реферат

Описание работы

Практика – это целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем. Роль практики в отношении познания: базисная, детерминирующая (практика – основа познания), критериальная (практика – критерий истины), целеполагающая (практика – цель познания).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 111.92 Кб (Скачать)

Абсолютно тождественных вещей  не бывает: они различны внутри себя и между собой.

Диалектическими противоположностями  называются одновременно взаимоисключающие  и взаимопредпологающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса).

Формула "Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие "полярных" свойств, изложений движения, развития.

"Растение, животное, каждая клетка  в каждое мгновение в своей  жизни тождественны с собой  и тем не мение отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ ,благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции - словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть".

Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего вообще и любой объект в частности  можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал - мужского и женского. Мужчина и женщина  отнюдь не демонстрируют наличие  сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения анатомической, психологической, философской  есть подвижный результат двух начал. Вспомните миф о Меркурии - две  Земли переплетаются в не поддающихся  узорах, и только тогда, когда Аполлон  бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую фигуру.

Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в  женщине.

Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское.

Справа влево, вниз, от периферии - женское.

Отсюда минимум два  вывода:

1) любое "слева" уже подразумевает  "направо";

2) любое "вверх" имеет смысл,  если известен "низ".

Все направления легитимны тогда, когда имеется центр.

Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики."Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей предметов", "Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга обуславливающих),т.е.взаимодействующих противоположностей"."Единство тождества и различия - такова диалектическая форма противоречия"

Противоположности характеризуются  как взаимообусловленные и взаимодействующие  стороны диалектического противоречия. Противоположности, по словам Гегеля,"имеют против себя" не просто иное, а "cвое иное".Диалектика противоречия отражает двойственное отношение внутри целого:1.Единство противоположностей.2.Их борьбу.

Типы (виды) противоречий:

а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия - это противоречия между  элементами структуры; а внешние -это  противоречия различных систем, явлений. Общество и природа, организм и среда.

б) Основные и неосновные, главные  и неглавные. Пример: Взаимные превращения  нейтрона, протона, электрона, мезона в  ядре атома представляют собой процесс  непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это не приведет к  изменению атома полярность ядра, электронные оболочки остаются!

В материалистической диалектике отрицание  рассматривается как необходимый  момент развития, условие качественного  изменения вещей.

Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным  переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе  второго, что называется снятием.

Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс:

1) деструкции (разрушения ,преодоления,  изживания),прежнего;

2) кумуляции (накопление, суммирование)-(частичного  сохранения, препятственности, трансляции);

3) конструкции (формирования, создания  нового).

Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость  поступаемость.

Примеры диалектического отрицания  в истории России:

1.Переход от языческой веры  в православной - Крещение Руси - это поворот к Западу отрицанием  Востока.

2. Татаро-монгольское иго-переход  от феодального Запада к азиатскому  Востоку.

3. Петровские реформы - ориентировка  России с Востока на Запад.

4. Революция 1917 года - вектор времени  снова направляется с Запада  на Восток.

5. Идет перестройка - признаки  идеализации Запада. Неужели опять,  уже третий раз ориентировка  на Запад?

Закон количественных и качественных изменений имеет категории:

1. Качество-это совокупность свойств,  указываемых на то ,что представляет  собой вещь, чем она является.

2. Количество-это совокупность  свойств, характеризующих величину  вещи, ее размеры.

1. Качество - такая определенность  предмета (явления, процесса),которая  характеризует его как данный  предмет, обладающий совокупностью  присущих ему свойств и принадлежащий  к классу однотипных с ним  предметов.

2. Количество-характеристика по  степени развития или интенсивности  присущих им свойств, выражаемая  в величинах и числах.

Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых означает ее качество.

Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Скачок-переход количественных изменений  в качественные или переход из одного количественного состояния  в другое в результате превращения  меры.

Свойство-сторона предмета, обуславливающая  его различие или сходство с другими  предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ним.

Свойства бывают специфическими и общими;

-главными и неглавными,

-необходимыми и случайными,

-существенными и несущественными,

-внешними и внутренними,

-совместимыми и несовместимыми,

-отдельными и не отдельными,

-естественными и искусственными,

3. Категории диалектики разнообразны, сложны по своей природе. Они  выражают;

1. Универсальные связи бытия.  Единичное и общее. Явление и сущность.

В мире все взаимосвязано. Эта взаимосвязь  имеет универсальный характер и  пронизывает все бытие.

Формы взаимосвязи могут иметь  форму: связи единичного и общего; части и целого; индивидуального  и вирируемого и т.д. Диалектика позволяет познать сложные истины, противоречивые универсальные связи  бытия, используя категории.

Философские понятия, отражающие универсальные  связи бытия, образуют группу категорий  диалектики.

Эти категории, как правило, парные: отражают"полярные" стороны явлений, вещей, процессов. В процессе познания категорий, отражающих многообразие связей реального мира, можно выделить два категориальных ряда:

а) первый категориальный ряд выражает "устройство" и "организованность" бытия. К этому ряду можно отнести  следующие парные категории диалектики:"единичное и общее","многое-единное","сходство-различие","качество-количество","простое-сложное","часть-целое","конечное-бесконечное","форма-содержание" и т.д.

б) Другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации. К ним относятся:"явление-сущность","причина-следствие","случайность-необходимость","возможность-действительность" и д.р. Первый ряд категорий можно назвать "горизонтальными",а "второй"-"вертикальным".

Даем смысловое разъяснение категорий:1) Единичное и общее. Свойства и связи, присущие только данному образованию, отсутствующие у других называются единичными. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, вещь, отличающуюся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных. Все то что неповторимо в явлении присуще только ему, отсутствует у других явлений, можно назвать единичным .Общее то, что повторяется в других явлениях, что присущее не одному, а многим явлениям. Общее - это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе.

Общее существует в отдельном, отдельное  выражает черты общего. Над единичным "властвует" общее, которое безжалостно "заставляет" последовательно  гибнуть единичное как переходящее  во имя сохранения общего как что-то устойчивое; единичное умирает, но род  живет.

Всякое общение лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы, которые имеют единичное наряду с повторяющимися свойствами неповторимое.

2) Явление и сущность. Эти категории  позволяют осмыслить всеобщие  связи бытия путем соотнесения  поверхностных и глубинных уровней  действительности.

Внешние, наблюдаемые, означаемые, более  подвижные, изменчивые характеристики предмета называется явлением. Внутренние ,глубинные, скрытые, относительно устойчивые характеристики предметов, определяющие их природу, называются сущностью. Эти  явления выступают комплексно, как  совокупность.

Одни утверждают: форма проявления и сущность вещей совпадают. Если это было бы верно, тогда наука  была бы излишней.

Другие предполагают: явление и  сущность не имеют общую связь. Если это считать верным, но тогда невозможно познания сути вещей. По Канту явление-это  форма опытно постигаемого человеком бытия.

Платон: сущность тождественна идеи (эйдосу) ,она не сводима к телесным, чувственно воспринимаемым формам бытия. Она есть некий исходный образец для всего возникающего и пребывающего.

Аристотель: сущность-это вещи, наделенные особой активностью форм как некоторый  принцип, олицетворяющий косную материю, в совокупности с которой и  образуются все вещи.

 Заключение

Сущность вещей материальна, представляет собой совокупность свойственных ей необходимых сторон и связей, и  существует она независимо от человеческого  сознания. Существуя реально, она  органически связана с явлением, раскрывает свое содержание только в  нем, через него." Сущность - по Ленину является, явление существенна".

Структурные связи. Часть и целое; Форма и содержание;

Элемент и структура.

Расположение  вещей бывает:

а) либо структурное

б) либо хаотическое

Любая структура составляет целое, которое состоит из частей. Целое, в известной степени, рассматривается  как результат сочетания частей того или иного предмета, а части  как такие "предметы",которые в своей совокупности образуют новые, сложные предметы.

Такое утверждение примитивно, прямолинейно. Целое может быть и сбором составляющих частей, где части могут быть собраны  спонтанно. Такое целое не представляет ценности. Целое должно иметь целостность. Целостность имеет различные  типы:

а) структурный тип целостности  отражает связи строения.

б) функциональный тип целостности-принципы действия.

в) генетический тип целостности  характеризует развитие.

Целое представляет собой предмет, включающий в себя, в качестве составных  частей, другие, органически связанные  между собой предметы, и обладающие такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его  частей.

С категориями сущность и явление, часть и целое тесно связаны  категории содержание и форма. Под  содержанием понимается категория  материалистической диалектики, обозначающая совокупность всех взаимодействий и  обуславливаемых ими изменений, свойственных явлению. Формой явления  называется относительно устойчивая система  связей моментов содержания, его структура. Понятие "структура" обозначает способ сочетания и взаимосвязи элементов  целого. Понятие "элемент" обозначает компоненты, составляющие какое-либо целое  и находящиеся между собой  в определённой взаимосвязи и  взаимозависимости.

Понятие "часть" представляет собой  характеристику,"винтик","клеточку" целого.

Связи детерминации. Детерминизм-это  учение о всеобщей взаимообусловленности  объективных явлений.

В основе этого утверждения универсальная  связь всех явлений.

Исходной категорией детерминизма является понятие связи и взаимодействия.

Сущность детерминизма раскрывается наиболее полно путём использования  таких категорий, как "причина","следствие","закономерность","сущность","явление","необходимость" и "случайность","свобода","возможность","действительность".

Эти категории используются, как парные категории. Характеристики их:

1.Причина и следствие.

а) Причиной называется взаимодействие материальных образований или элементов, их составляющих, обуславливающее соответствующие  изменения.

б) Следствием называются изменения, возникающие во взаимодействующих  формах или материалы их образованиях в результате их взаимодействия.

2.Необходимость и случайность.

а) Необходимостью называются свойства и связи, обусловленные внутренними  причинами вещи, явления, внутренней природой элементов, составляющих материальное образование.

б) Случайностью называются свойства и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные  стечением внешних обстоятельств.

Случайность и необходимость, возможность  и действительность. Что общего может  быть между Наполеоном, который родился  в 1760 г. и Гитлером, родившемся в 1889 г. разница в возрасте 129 лет. Наполеон пришёл к власти в 1804 г.,Гитлер в 1933 г. разница-129 лет. Наполеон напал на Россию в 1812 г., а Гитлер в 1933 г. опять разница -129 лет. Наполеон проиграл войну в 1816 г., а Гитлер в 1945 г. разница 129 лет.

Информация о работе Роль практики в познании. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании