Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:32, реферат
Практика – это целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем. Роль практики в отношении познания: базисная, детерминирующая (практика – основа познания), критериальная (практика – критерий истины), целеполагающая (практика – цель познания).
Философия в силу того, что она является мировоззрением, играет роль фундамента социума. Хотя ее присутствие эмпирически не дано, но все, что происходит в обществе, определяется ее невидимым присутствием. Главная ее функция – контроль над гуманизмом, на культурой, над социальностью, всем, что включается в бытие общества, человека и его души. Философия проверяет то, что, во-первых, не позволяет человеку скатиться на уровень зоологического существования, т.е. не позволяет жить по закону естественного отбора, во-вторых, усиливает культурный (гуманитарный, социальный, человеческий) потенциал. Философия в обществе играет роль фильтра, отсеивающего зоологический от социального, животный от человеческого. Процедура проверки на социальность и есть определение онтологической истинности социальных процессов, отношений и вещей. Нетрудно после всего рассмотренного выше заметить, что Восток в своей философии сделал акцент на первый момент: на то, что запрещает человеку вернуться снова в область, откуда он произрос, в животное царство. Логика понятна и ясна. Предки сумели оторваться от зоомира и стать людьми. То, что есть в них, и есть "человеческое в человеке". Следовательно, все, кто желает быть человеком, должны быть похожи на предков-людей. Сохранить то, что позволило им подняться над животным царством и что сделало их людьми, суть культа предков – манизма. Чтобы зообиология не могла вторгнуться в человеческий мир, необходимо все новое в настоящем проверять на соответствие старому в прошлом, в жизни предков. Такой подход оправдан и дает положительный результат. Чтобы оставаться людьми, необходимо постоянно отталкиваться от закона естественного отбора, необходимо его постоянно запрещать в себе и в обществе в целом. "Учение о борьбе за существование останавливается на пороге культурной истории. Вся разумная деятельность человека одна борьба – с борьбой за существование". Восточная философия пытается абсолютизировать найденную предками форму онтологической истинности социума, механизм разграничения зоологического и социального миров. Чтобы быть человеком, надо быть похожим на предков. Такова философская парадигма бытия и мышления восточного общества. На этом построено определение и описание критериев онтологической и гносеологической истины. Истинно то, что соответствует традициям, культу предков, прошлому, установленным раньше порядкам.
Восточный человек убегает от своих
страхов стать животным путем
приобщения к сонму предков. В
их коллективе он чувствует себя человеком,
будучи принятым в их среду, он обнаруживает
в себе человеческие качества и начала.
Коллектив из суммы всех поколений
есть прочный гарант социальности и
для себя, и для потомков. Восточный
человек служить
В стратегической конкуренции Запада и Востока в XVI-XVII веках определяющим моментом были ни численность населения, ни величина ресурсов и территории, ни сила аграрного, ремесленного и торгового сектора, даже ни военная мощь, а трудно поддающиеся внешним критериям жизненная сила, динамизм и истинность социального духа, духовности. Фаустовский дух вечного поиска нового "для собственного удовольствия" потому и доставляет удовольствие и наслаждение, что растит в человеке истинно человеческие качества и потенциал, ощущение себя человеком доставляет высшее наслаждение, а потеря этого статуса мучительна. Одиночество и есть одна из форм выброшенности человека из социального (культурного, гуманитарного) мира. Буддизм (ханаяна и махаяна), дзэн-буддизм, ламаизм, иудаизм, синтоизм, ислам (мусульманство) – каждая философия и религия предлагает свой вариант онтологической истинности общественных предметов, событий и отношений, но двуединый критерий этой истинности везде один и тот же: и по форме, и по содержанию быть Человеком. История планеты едина. Она была такова и тогда, когда контакт Запада и Востока был минимальным. Великие географические открытия придали этому метафизическому факту лишь эмпирический характер. Появившись однажды на Земле, социальная материя стала настойчиво закрепляться на завоеванной эволюционной нише. "Хитрость истории" (Гегель) состояла в том, что планетарный социум мозаично распался на десятки и сотни различных историй отдельных человеческих сообществ, где каждый выискивал свои конкретно-исторические механизмы самосохранения. В самом общем плане появились две группы, которые мы называем "восточным" и "западным" вариантом. Они представляют две стороны одного процесса – развития социальной материи на Земле. Вся предыдущая история представляла собой единый процесс конкурирующего развития двух исторических парадигм. Но на рубеже третьего тысячелетия стало ясно, что Восток и Запад, исчерпав потенциал относительно изолированного развития, должны соединиться в общем потоке единого социального (культурного, гуманистического) развития человечества. В третьем тысячелетии социальная материя на Земле должна стать человечной (культурной, социальной, гуманистической) как по содержанию, так и по форме, как на Востоке, так и на Западе. Только это обеспечит человечеству необходимый и достаточный потенциал для дальнейшего решения проблем укрепления социальной материи, которая количественно накопила уже достаточный материал, чтобы из социо - и ноосферы перерасти в гомосферу. Внешние показатели для этого уже налицо: Восток, освоив западные технологии, на основе традиционной духовности сегодня делает скачок в будущее. Запад, хоть и с запозданием, принялся осваивать восточные формы человеческого общежития. Планета стала единым социальным пространством. Ориентированность в будущее и в прошлое должны в третьем тысячелетии слиться в настоящем. Дефиниции и дескрипции в социальном познании должны найти общие критерии своей истинности. Ставка только на научность или только на ненаучные формы освоения должна быть преодолена как односторонняя в синтетической парадигме критерия онтологической и гносеологической истины в социальном бытии и познании. В античной философии был термин "проайресис", который означал выбор в основе, в существе дела. Этот выбор в дальнейшем определял все остальные значения и предпочтения, все особенности бытия данного предмета . Современное человечество должно сделать свой "проайресис", от истинности этого выбора будет зависит судьба социальной материи на Земле.
1. Проблема метода в философии. - -Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
Диалектика - это наука о развитии
и всеобщей связи, наука о наиболее
общих законах развития природы,
общества и мышления. Диалектика включает
в себя объективную и субъективную
диалектику. Объективная диалектика
- это диалектика реального мира,
природы и общества, она выражает
беспрерывное развитие и изменение,
возникновение и уточнение
Итак, диалектика является не только
наукой, но и всеобщим методом познания
и преобразования действительности.
Она вооружает частные науки
методологическими принципами, вытекающими
из: 1)принципа объективности, т.е. не подменять
объективную реальность субъективной;
2)принципа всеобщей связи, требующей
всестороннего рассмотрения предметов,
процессов и явлений; 3)принцип
развития, т.е. как развивается все
сущее; 4)принцип конкретно-
2. Детерминизм и его формы. - -Понятие закона. Законы материального мира и законы науки.
Детерминизм - общенаучное понятие и философское учение о причинности, закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех явлений и процессов, происходящих в мире. Процессуальная сторона Д. выражается понятием "детерминация". Термин Д. происходит от лат. determino (определяю). Антиподом этого понятия считают индетерминизм. К числу всеобщих категорий Д. относятся причина и следствие, отношение, связь, взаимодействие, необходимость, случайность, условие, обусловленность, возможность, действительность, невозможность, вероятность, закон, детерминация, причинение, функция, связь состояний, корреляция, предвидение и др. Д. в философии так же древен как и она сама. Можно выделить: 1) Д. философский; 2) естественнонаучный, а в его рамках отдельно научную телеономию и телеологию; 3) технический и технологический, опирающийся на предыдущий Д. в сфере технических приложений; 4) социальный Д., который опирается на телеологию и действует в человеческом обществе. Заметим, что в мировой литературе сложилось две точки зрения на сущность Д. вообще. Одна из них, возникшая в отечественной философской литературе, в нач. 70-х гг. XX в., сформулирована кратко в приведенном в самом начале определении. Вторая отождествляет Д. с причинностью, точнее, с жесткой однозначной (лапласовской) причинностью, но она преобладает в зарубежной научной и философской литературе, частично - в отечественной естественнонаучной литературе. В этом смысле в физике, например в работах Гейзенберга и др., в связи с оформлением основных идей квантовой механики, произошел отказ именно от этого вида причинности, который и был обозначен как "индетерминизм". Согласно первой точки зрения, которой мы здесь придерживаемся и которую недавно прояснил еще раз Л.Б.Баженов, Д. не сводится к причинности, он шире, многообразнее, что хорошо видно из определения. В рамках Д. признается, что центральной, главной стороной детерминации является причинность. Анализ детерминации и причинения чрезвычайно важен для темпорологии, потому что здесь именно решается суть временной последовательности событий и ее отображения в мышлении (см. у И.Канта). Но "после этого", не значит "по причине этого". Д. можно определить как учение о характере и многообразии видов и типов обуславливания в его номологическом аспекте. Последнее означает, что Д. является наиболее важным научным инструментом объяснения и предвидения будущего, представления о механизмах появления новых свойств, характеристик и т.д. любых объектов в их развитии.
Виды детерминации и Д. можно
также классифицировать по их объектам,
предметам, всеобщности и специфике,
их универсальности и
Можно выделить несколько форм и концепций Д., сменявших исторически друг друга, но не исчезнувших до сих пор: 1) наивную и стихийно диалектическую (античная); 2) механистическую жесткую и однозначную (лапласовскую); 3) статистическую или вероятностную (естественнонаучную - в XX веке); 4) современную (синтетическую, диалектическую, по сути - синергетическую). Коротко о них.
Античный Д. Идеи причинности были
самыми ранними в Д. К их признанию
побуждала практика развитой политической
и юридической жизни
Информация о работе Роль практики в познании. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании