Рене Декарт

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:50, реферат

Описание работы

В своей работе на тему «Рене Декарт, как основатель рационализма» я пыталась донести всю суть его теории. Поэтому мою работу можно разделить на несколько частей.
Биография. Я считаю, чтобы понять человека, нужно узнать его историю.
Сама теория рационализма.
Другие суждение Декарта, рассуждение о боге, метод радикального сомнения.

Содержание

Вступление
Биография
Жизнь и сочинения
Философия
Метод радикального сомнения
Доказательства существования бога
Философия природы
Этические взгляды
Экзистенциальная парадигма
Тело и душа
Декарт-физиолог
Значение работ Декарта в математике и физике
Рационализм Рене Декарта
Влияние Декарта
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Рене Декарт.docx

— 87.04 Кб (Скачать)

Признавая независимость  существования substansia cogitas и substansia ехtеnsа, Декарт закладывает в новой философии основы дуализма . Он признает как материальный принцип — не зависящее от сознания (духа) существование материи, так и духовный принцип — не зависящее от материи и материального мира.

И хотя Декарт подчеркивает, что и substansia cogitas и substansia extensa существуют независимо друг от друга и не являются в его понимании совершенными субстанциями, но в своих «Началах философии» он характеризует субстанцию как такую вещь, которая для своего существования нуждается лишь в самой cебе. В этом смысле он считает, что совершенной субстанцией является ли1нь бог, который существует «сам из себя» и сам является своей причиной. Все остальное нуждается для своего существования в «присутствии бога» .

Бог как наиболее совершенное сущее у Декарта не имеет такой же функции, как в схоластической философии. В концепции Декарта функция бога заключается в гарантии истинности познания. Познание, которое человек считает достоверным, возможно, лишь кажется достоверным', но не является таковым в смысле согласия с вещами, которые в нем отражены. И лишь бог является гарантом истинности достоверных фактов. Декартов дуализм — признание вещей мыслящих и вещей распространенных — своеобразно выливается в идеализм, в признание существования бога.

Четкие материалистические элементы проявляются, однако, в «физике» Декарта, предметом которой являются res extensa. Материалистическую ориентацию Декарта в этой области подчеркнул и К. Маркс: «...в границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания» .

Основным атрибутом материи  для Декарта является распространенность. Как констатирует Гегель в «Истории философии», «по Декарту, сущность тела полностью определяется его распространенностью  и лишь мышление касается сути материального  мира» .

Распространенность Декарт противопоставляет другим в большинстве  своем чувственно достоверным свойствам  тел (материи). Однако он приходит к  заключению, что по отношению к  распространенности они в большей  или меньшей степени производны. Поэтому он полагает, что все в  сущности можно перевести на распространенность.

С распространенностью, в  понимании Декарта, весьма тесно  связана проблема движения. Движение (механическое) и распространенность вполне характеризуют материальный мир. С Декартовым понятием движения и распространенности связано и  его отрицание атомистической теории, которая в новой философии  переживала определенный ренессанс. Декарт на основе понятия распространенности как основного атрибута телесности (материи) однозначно отвергает существование  наименьшего и неделимого бытия. По подобному же основанию он отвергает (также в отличие от атомистической теории) и существование пустоты.

Источник движения в принципе он видит вне тел (материи). Тело приводится в движение, и если оно движется, то приводится в состояние покоя  чем-то, что находится вне его. (В этом смысле Декарт в определенной мере предвосхищает принцип инерции, сформулированный И. Ньютоном.) Механицизм, проявившийся во взгляда Декарта, повлиял на многих последующих европейских мыслителей, в частности на позднейший французский механистический материализм конца XVII и XVIII столетия.

В области теории познания Декарт (в отличие от Ф. Бэкона) однозначно отстаивает рационалистическую позицию. Уже говорилось, что, по Декарту, исходной достоверностью всякого познания является мыслящее Я — сознание. Оно овладевает вещами и явлениями окружающего  мира при помощи своей собственной (идейной) активности.

Декарт не отвергает чувственное  познание как таковое. Мы уже видели, что substansia extensa (материя) наделена прежде всего чувственными (т. е. чувственно познаваемыми) свойствами. Однако это познание следует подвергнуть подробной (скептической) критике. Также необходимо подвергнуть критике и суждения разума, которые, как показывает опыт, много раз приводили к ошибкам. Истинность познания, по Декарту, состоит лишь в достоверности сомневающегося сознания — сомневающегося Я. Тем самым он приходит к определенной «субъективизации» в понимании истинности познания, но в то же самое время создает новое понимание познания, которое соответствовало развитию тогдашней науки, в частности естествознания, и оказалось весьма плодотворным в дальнейшем развитии философии.

С проблематикой познания в философии Декарта тесно  связан вопрос о способе конкретного  достижения наиболее истинного, т. е. наиболее достоверного, познания. Тем самым  мы подходим к одной из важнейших  частей философского наследия Декарта  — к рассуждениям о методе.

Эта проблематика в трудах Декарта имеет исключительное значение. Уже говорилось, что главным принципом  Декарта было «во всем сомневаться», т. е. четко определенный методологический скепсис. Этот принцип, однако, был для  него лишь определенной предпосылкой для того, чтобы создать правила, гарантирующие достижение познания с высокой степенью правдоподобности. Поэтому основным видом познания, по Декарту, является рациональное познание, инструментом которого служит разум.

В «Рассуждении о методе»  Декарт говорит, что его «умыслом не является учить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы  правильно вести свой разум, но лишь только показать, каким способом я  стремился вести свой разум» .

Правила, которых он придерживается и которые на основе своего опыта  полагает важнейшими, он формулирует  следующим образом:

— не принимать никогда  любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную c очевидностью; избегать всякой поспешности и заинтересованности; не включать в свои суждения ничего, кроме того, что предстало как  ясное и видимое перед моим духом, чтобы не было никакой возможности  сомневаться в этом;

— разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на столько  частей, сколько необходимо, чтобы  эти вопросы лучше разрешить;

— свои идеи располагать  в надлежащей последовательности, начиная  с предметов наипростейших и  наилегче познаваемых, продвигаться медленно, как бы со ступени на ступень, к знанию наиболее сложных, предполагая порядок даже среди тех, которые естественно не следуют друг за другом;

— совершать везде такие  полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в  том, что ты ничего не обошел .

Первое из правил Декарта  является концентрированным выражением его методологического скептицизма. Оно имеет ярко выраженный гносеологический характер. Требование: не принимать  никогда любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную с очевидностью,— опирается на условия «достоверности» и «очевидности» познания, о которых уже говорилось выше.

Это правило также можно  считать главной предпосылкой для  использования следующих правил. Если условия первого правила  не удовлетворяются, остальные правила  не могут гарантировать разуму, что  он придет к истинному познанию.

Следующее правило является выражением требования аналитичности. При этом оно, как и остальные два, имеет в меньшей или большей степени методический характер.

Третье правило относится  к собственно выводам из мыслей. Условия, которые оно содержит, становятся в ходе развития новой философии  и науки неотделимой и эффективной  составной частью основных методологических принципов.

Заключительное же правило  подчеркивает необходимость определенной систематизации как познанного, так и познаваемого.

Правила Декарта, как и  все его «Рассуждения о методе», имели исключительное значение для  развития философии и науки Нового времени. Условие «очевидности»  и «интуитивной ясности» исходных утверждений  научной теории является одним из основных характеристик научного познания в нашу эпоху.

В отличие от Ф. Бэкона, который  в «Новом Органоне» считал индукцию (в современных терминах можно  сказать «эмпирическую индукцию») основным методом получения истинных (и практически полезных) фактов, Декарт таким методом считает  рациональную дедукцию. Формулирует  он этот метод в прямой противоположности  по отношению к созерцательной и  спекулятивной средневековой схоластической философии.

Значение Декарта для  развития современной науки и  философии огромно. Кроме того, что  он утвердил «новые принципы философии», он способствовал развитию ряда специальных  научных дисциплин, в частности  математики. Он является творцом аналитической  геометрии. Достойны внимания и его  труды, посвященные проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся к области естественных наук, серьезнейшим образом повлияли на развитие французского, в частности  механистическо-материалисти-ческого, философского и естественнонаучного мышления.

Дуализм Декарта сделал возможным  двойственное, взаимоисключающее толкование его учения, которое в Западной Европе быстро распространилось и нашло  много приверженцев. В то же самое  время его взгляды были враждебно  встречены церковью .

 

Влияние Декарта

Декарт оказал громадное  влияние на последующую науку  и философию. Европейские мыслители  восприняли от него призывы к созданию философии как точной науки (Б. Спиноза), к построению метафизики на базе учения о душе (Дж. Локк, Д. Юм). Декарт активизировал  и теологические споры в вопросе  о возможности доказательств  бытия Бога.

Огромный резонанс имело  обсуждение Декартом вопроса о взаимодействии души и тела, на которое откликнулись Н. Мальбранш, Г. Лейбниц и др., а  также его космогонические построения. Многие мыслители делали попытки  формализовать методологию Декарта (А. Арно, Н. Николь, Блез Паскаль). В 20 веке к философии Декарта часто обращаются участники многочисленных дискуссий по проблемам философии сознания и когнитивной психологии. 

 

Список используемой литературы

  • Асмус В. Ф. Декарт. М.: 1956.
    • Переиздание: Асмус В.Ф. Декарт. — М.: Высшая школа, 2006. — 335 с. — (Классика философской мысли.). — 3000 экз. — ISBN 5-06-005113-7
  • Барабанов О. О., Петрова Е. В. Два математических письма Декарта принцессе Елизавете Богемской // История науки и техники, № 1, 2011, С. 20-32.
  • Барабанов О. О., Барабанова Л. П. История теоремы Декарта о кругах // История науки и техники, № 5, 2011, С. 2-15.
  • Бессмертие философских идей Декарта (Материалы Международной конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Рене Декарта) / Ответственный редактор Мотрошилова Н.В.. — М.: ЦОП Института философии РАН, 1997. — 181 с. — (Научное издание). —500 экз. — ISBN 5-201-01958-7
  • Декарт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • История математики под редакцией А. П. Юшкевича в трёх томах, том II, М.: Наука, 1970 Математика XVII столетия.
  • Катасонов В. Н. Метафизическая математика XVII в. М.: Наука, 1993.
  • Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М.: Наука, 1987.
  • Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. Глава 7: Картезианское естествознание. — М.: Издательство АН СССР, 1961 (2-е издание: УРСС, 2010). — 352 с. — (Из наследия мировой философской мысли: философия науки). — ISBN 978-5-397-01479-3.
  • Ляткер Я. А. Декарт. М.: Мысль, 1975.
  • Мамардашвили М. Картезианские размышления.
  • Матвиевская Г. П. Рене Декарт, 1596—1650. М.: Наука, 1976.
  • Никифоровский В. А. Из истории алгебры XVI-XVII вв. — М.: Наука, 1979. — С. 119-160. — 208 с. — (История науки и техники).
  • Яновская С. А. О роли математической строгости в творческом развитии математики и специально о «Геометрии» Декарта. Историко-математические исследования, 17, 1966, с. 151—184.
  • Le Gaufey, Guy. L’incompletude du symbolique: De Rene Descartes a Jacques Lacan. Paris: Distique, 1991.
  • Фролова Е. А. Декарт и некоторые аспекты концепций человека в средневековой арабской философии // Сравнительная философия. М., 2000. С.229-244.
  • Фролова Е. А. Проблема Декарта в современной арабской философии. // Вопросы философии. 1969. № 5.
  • При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
  • Самин Д. К. 100 великих ученых. - М.: Вече, 2000

Информация о работе Рене Декарт