Рене Декарт

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:50, реферат

Описание работы

В своей работе на тему «Рене Декарт, как основатель рационализма» я пыталась донести всю суть его теории. Поэтому мою работу можно разделить на несколько частей.
Биография. Я считаю, чтобы понять человека, нужно узнать его историю.
Сама теория рационализма.
Другие суждение Декарта, рассуждение о боге, метод радикального сомнения.

Содержание

Вступление
Биография
Жизнь и сочинения
Философия
Метод радикального сомнения
Доказательства существования бога
Философия природы
Этические взгляды
Экзистенциальная парадигма
Тело и душа
Декарт-физиолог
Значение работ Декарта в математике и физике
Рационализм Рене Декарта
Влияние Декарта
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Рене Декарт.docx

— 87.04 Кб (Скачать)

Несмотря на кажущийся  парадокс, это наиболее экологичная форма жизнедеятельности, поскольку через необходимость она определяет оптимальное аутентичное состояние здесь-и-сейчас. Равно как Бог в процессе творения не имел над собой никаких законов, объясняет Декарт, так и человек трансцендирует то, что не может в этот момент, на этом шаге быть другим.

Переход от одного состояния  к другому происходит через нахождение в фиксированных точках избыточности — помещение в свою жизнь понятий, таких как добродетель, любовь и т. д., не имеющих причин к своему существованию помимо той, которая извлекается из человеческой души. Неизбежность существования в социуме предполагает наличие «маски», которая предотвращает нивелирование медитативного опыта в процессе продолжающейся социализации.

Помимо описания модели человеческого  бытия, Декарт также даёт возможность  её интериоризации, отвечая на вопрос «мог ли Бог создать мир, недоступный нашему пониманию» в контексте апостериорного опыта — теперь, (когда человек осознаёт себя мыслящим существом) нет.

Тело  и душа

Много времени Рене Декарт уделял изучению законов функционирования животных организмов. Он считал их тонкими  машинами, способными самостоятельно адаптироваться к окружающей среде  и адекватно реагировать на внешние  воздействия. Испытанное воздействие  передается в мозг, являющийся резервуаром  «животных духов», мельчайших частиц, попадание которых в мышцы  через поры, открывающиеся вследствие отклонений мозговой «шишковидной железы» (являющейся седалищем души), приводит к сокращениям этих мышц. Движение тела составляется последовательностью  таких сокращений. Животные лишены душ и не нуждаются в них. Декарт говорил, что его больше удивляет наличие души у человека, чем ее отсутствие у животных. Наличие души у человека, однако, не бесполезно, так  как душа может корректировать естественные реакции тела.

Декарт-физиолог

Рене Декарт изучал строение различных органов у животных, исследовал строение зародышей на различных  стадиях развития. Его учение о  «произвольных» и «непроизвольных» движениях заложило основы современного учения о рефлексах. В работах  Декарта представлены схемы рефлекторных реакций с центростремительной  и центробежной частью рефлекторной дуги.

Значение  работ Декарта в математике и  физике

Естественно-научные достижения Декарта родились как «побочный продукт» разрабатываемого им единого метода единой науки. Декарту принадлежит заслуга создания современных систем обозначений: он ввел знаки переменных величин (x, y, z...), коэффициентов (a, b, c...), обозначение степеней (a2, x-1...).

Декарт является одним  из авторов теории уравнений: им сформулировано правило знаков для определения  числа положительных и отрицательных  корней, поставил вопрос о границах действительных корней и выдвинул проблему приводимости, т. е. представления целой  рациональной функции с рациональными  коэффициентами в виде произведения двух функций этого рода. Он указал, что уравнение 3-й степени разрешимо  в квадратных радикалах (а также  указал решение с помощью циркуля  и линейки, если это уравнение  приводимо).

Рене Декарт является одним  из создателей аналитической геометрии (которую он разрабатывал одновременно с Пьером Ферма), позволявшей алгебраизировать эту науку с помощью метода координат. Предложенная им система координат получила его имя.

В работе «Геометрия» (1637), открывшей  взаимопроникновение алгебры и  геометрии, Декарт ввел впервые понятия  переменной величины и функции. Переменная трактуется им двояко: как отрезок  переменной длины и постоянного  направления (текущая координата точки, описывающей своим движением  кривую) и как непрерывная числовая переменная, пробегающая совокупность чисел, выражающих этот отрезок.

В область изучения геометрии  Декарт включил «геометрические» линии (позднее названные Лейбницем алгебраическими) — линии, описываемые при движении шарнирными механизмами. Трансцендентные кривые (сам Рене Декарт называет их «механическими») он исключил из своей геометрии. В связи с исследованиями линз (см. ниже) в «Геометрии» излагаются способы построения нормалей и касательных к плоским кривым.

«Геометрия» оказала огромное влияние на развитие математики. В  декартовой системе координат получили реальное истолкование отрицательные  числа. Действительные числа Декарт фактически трактовал как отношение  любого отрезка к единичному (хотя саму формулировку дал позднее И. Ньютон). В переписке Декарта содержатся и другие его открытия.

В оптике он открыл закон  преломления световых лучей на границе  двух различных сред (изложены в  «Диоптрике», 1637). Р. Декарт внес серьезный  вклад в физику, дав четкую формулировку закона инерции.

Рационализм Рене Декарта

Если Ф. Бэкон знаменует  начало формирования философского мышления Нового времени, то Рене Декарт (1596—1650) представляет собой мыслителя уже  этого времени. Во Франции в период, когда складывалось философское  мышление Декарта, происходит усиление центральной власти. Кардиналу Ришелье  удалось постепенно ликвидировать  все очаги сопротивления гугенотов  и создать прочное централизованное государство, которое еще страдало от внутренних потрясений, но уже выступало  как одно из важнейших на арене  европейской политики. Французская  буржуазия в то время только возникала. Централизованное государство с  крепкой абсолютистской властью, с  одной стороны, создавало благоприятные  условия для развития внутреннего  рынка. Однако, с другой стороны, абсолютизм заметно закреплял сословные  деления и привилегии. Вместе с  этим во французской культурной и  духовной жизни окрепла позиция  католицизма, под влиянием которого находились все центры образования  в стране. Однако он не мог ни во Франции, ни где-либо в Европе подавить прогресс естественнонаучного познания, стимулировавшегося развитием производительных сил. Именно достижения в развитии естественных наук сильно повлияли на формирование воззрений Декарта.

Рене Декарт в восемь лет  уходит на учебу в иезуитский колледж  Ла-Флеш. Здесь он получил основы образования. В ряде жизнеописаний Декарта указывается, что сухое, педантичное обучение его не удовлетворяло. Отрицательное отношение к схоластическому пониманию науки и философии проявилось у него, однако, позже, когда он как военный побывал в значительной части Европы, В 1621 г. он уходит с военной службы и путешествует. Посетил Германию, Польшу, Швейцарию, Италию и некоторое время жил во Франции. Наиболее интенсивно предавался исследованиям во время своего сравнительно долгого пребывания в Голландии в 1629—1644 гг. В этот период он пишет большинство своих работ. Годы 1644—1649 были наполнены стремлением отстоять, и не только теоретически, взгляды и идеи, содержащиеся, в частности, в «Размышлениях о первой философии» и в «Началах философии». В 1643 г. в Утрехте, а в 1647 г. в Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт) 'было запрещено распространение его воззрений, а его труды были сожжены. В этот период Декарт вновь несколько раз посещает Париж и думает даже о возвращении во Францию. Однако затем он принимает приглашение шведской королевы Кристины и уезжает в Стокгольм, где вскоре умирает от простуды.

Наиболее выдающиеся из его  философских трудов — это работы, посвященные (как и у Бэкона) методологической проблематике. К ним принадлежат прежде всего «Правила для руководства разума», написанные в 1628—1629 гг., в которых Декарт излагает методологию научного познания. С этой работой связано и вышедшее в 1637 г. как введение к его трактату о геометрии «Рассуждение о методе». В 1640— 1641 гг. Декарт пишет «Размышления о первой философии», в которых вновь возвращается к определенным аспектам своей новой методологии и одновременно придает ей более глубокое философское обоснование. В 1643 г. выходит его труд «Начала философии», в котором полно изложены его философские воззрения.

Кроме того, Декарт является автором ряда исследований, касающихся самых различных областей человеческого  познания. К наиболее значительным из них принадлежит «Реферат о  свете» 29, над которым он работал  в 1630—1633 гг., затем его «Диоптрика», где он заложил основы геометрической оптики. Следует упомянуть и работу «О страстях», посвященную этической  проблематике, написанную в 1649 г. Декарт интенсивно занимается и экспериментальными (говоря современными терминами) науками, например в связи с диоптрикой он изучает анатомию человеческого  глаза. Одна из его выдающихся заслуг относится к психологии (он первым выдвигает идею условного рефлекса). Как создатель аналитической  геометрии, он внес большой вклад  в развитие математики и математического  мышления.

Из приведенного выше следует, что Декарт был одним из тех  мыслителей, кто тесно связывал развитие научного мышления и общие философские  принципы. Поначалу при формировании его философии важную роль играл  способ мышления, воплощенный современном  ему естествознании. Значение развития естественных наук нельзя ограничивать лишь новыми открытиями. То новое, что  приносит естествознание, чем знаменуются  все сферы духовной жизни, есть новый  способ понимания мира и самого процесса познания. Естествознание XVI—XVII столетий еще не формулирует эти новые  принципы познания (по крайней мере без соответствующей степени общности). Оно скорее реализует их непосредственно в процессе овладения своим предметом. Если философия Бэкона является предвестником нового (его философия скорее симпатизирует естествознанию Нового времени, чем создает для него философское обоснование), то в философии Декарта уже закладываются основания (достаточно общие) новой теории света, в которой не только обобщены, но и философски разработаны и оценены все полученные к тому времени результаты нового естествознания Поэтому фялософия Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира, не только соответствующий актуальному состоянию естествознания, но и полностью определяющий направление его развития. Одновременно она вносит и основополагающие изменения в развитие самого философского мышления, новую ориентацию в философии, которую Гегель характеризует словами: «Декарт направил философию в совершенно новое направление, которым начинается новый период философии... Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Все предшествующее философствование, в частности то, которое исходило из авторитета церкви, было начиная с этого времени отвергнуто» 30.

Первую и исходную определенность всякой философии Декарт видит в  определенности сознания — мышления. «Требование, что должно исходить лишь из мышления как такового, Декарт выражает словами: "De omnibus dubitandum est" (во всем должно сомневаться); это абсолютное начало. Таким образом, первым условием философии он делает само отвержение всех определений» 31 — так характеризует исходный пункт философии Декарта Гегель.

Декартово сомнение и «отвержение  всех определений» исходит, однако, не из предпосылки о принципиальной невозможности существования этих определений. Это не скепсис, с которым  мы встречались, например, в античной философии. Принцип Декарта, согласно которому во всем следует сомневаться, выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство. Как пишет  Гегель, этот принцип «имеет скорее то значение, что мы должны отречься от всяких предрассудков, то есть от всех предпосылок, которые бывают принимаемы непосредственно как истинные, и должны начать с мышления и лишь отсюда прийти к чему-то достоверному, чтобы обрести подлинное начало. Скепсис Декарта, таким образом, по своей сути является скепсисом методологическим. Он выступает как скепсис, который рушит всякие (мнимые) достоверности затем, чтобы найти единственную (действительную) первичную достоверность. «Первичная» достоверность может быть краеугольным камнем, положенным в основание всей конструкции нашего познания. К этим выводам Декарт приходит на основе исследований и собственного личного опыта (по этому поводу смотри биографические пассажи в его «Рассуждении о методе» или в «Размышлениях о первой философии»).

Первичную достоверность  Бэкон находит в чувственной  очевидности, в эмпирическом, смысловом  познании. Для Декарта, однако, чувственная  очевидность как основа, принцип  достоверности познания неприемлема. «Все, что я до сих пор полагал  наиболее истинным, я получил либо от чувств, либо при их посредстве. Но чувства я иногда уличал в обмане, и разумно будет не всегда крепко верить тем, кто нас хотя бы раз  обманул». Нельзя также основывать достоверность познания на «авторитетах». Моментально возник бы вопрос, откуда берется достоверность этих авторитетов. Декарт ставит вопрос о постижении достоверности самой по себе, достоверности, которая должна быть исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться  на другие предпосылки. Такую достоверность он находит в мыслящем Я — в сознании, в его внутренней сознательной очевидности. «Если мы отбросим и провозгласим ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким образом мыслим. Ибо является противоестественным полагать, что то, что мыслит, не существует. А поэтому факт, выраженный словами: "я мыслю, значит, существую" (cogito ergo sum), является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут» 33.

Факт, что Декарт находит  первичную достоверность в «ego cogito» (мыслящем Я) и что, исходя из этой достоверности, он выдвигает свою первую философию, связан в определенном смысле с развитием естествознания или, точнее сказать, с развитием математических конструкций естествознания. Математика, в которой основой является идеальная конструкция (а не то, что этой конструкции соответствует в реальной природе), считается наукой, достигающей своих истин с высокой степенью достоверности. «Вероятно, мы не будем судить превратно, если скажем, что физика, астрономия, медицина и все остальные науки, зависящие от наблюдения сложных вещей, имеют сомнительную цену, но что арифметика, геометрия и другие подобные науки, которые рассуждают лишь о вещах наипростейших и наиболее общих и мало беспокоятся о том, есть ли эти вещи в природе или нет, содержат нечто достоверное и несомненное. Ведь и во сне и во бдении два плюс три дают всегда пять, а прямоугольник имеет не больше четырех сторон. Кажется невозможным, чтобы такие очевидные истины подозревались в неправильности»34. Декарт здесь указывает, что достоверность арифметики, геометрии и им подобных наук заключается в том, что по сравнению с другими науками они больше всего зависят от мыслящего Я и менее всего от «внешней реальности». Принятие Декартом мыслящего Я как первичной достоверности, достоверности с наивысшей возможной очевидностью, направлено против схоластического спекулятивного философствования. Как отмечает Гегель, у Декарта «философия лишается религиозных предпосылок, ищет лишь доказательности, а не абсолютного содержания» 35.

Из понимания Декартом первичной достоверности, из его  «ego cogito, ergo sum» вытекает ряд существенных характеристик его понятия субстанции. Само понятие субстанции Декарт характеризует так: «Каждая вещь, в которой нечто непосредственно содержится как в субъекте или если при ее посредстве существует нечто, что мы воспринимаем, то есть и некое свойство, качество, или атрибут, а ее действительная идея есть в нас, которая называется субстанцией». Здесь заметно различие в понятии субстанции по сравнению с предшествующей философией.

Декартово мыслящее Я является, как мы видели, чем-то, что для  своего существования не нуждается ли в чем, кроме самого себя, не нуждается «ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». В этом смысле здесь нет никакой иной характеристики (материальной, пространственной или какой-ли иной), кроме мышления. Поэтому он определяет его «res cogitas» — как мыслящую вещь, духовную субстанцию.

Напротив, «субстанция, которая  является непосредственным субъектом  распространенности по месту и акциденцией, предполагающей распространенность (форма, положение, движение на месте и т. д.), именуется телом»38. Так же как  substantia cogitas для своего существования не нуждается ни в какой из материальных вещей, характеризуемых распространенностью, так же и тело — substantia ехtеnsа — не требует для своего существования «субстанций духовных». Они, таким образом, могут существовать независимо друг от друга.

Информация о работе Рене Декарт