Рене Декарт

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:50, реферат

Описание работы

В своей работе на тему «Рене Декарт, как основатель рационализма» я пыталась донести всю суть его теории. Поэтому мою работу можно разделить на несколько частей.
Биография. Я считаю, чтобы понять человека, нужно узнать его историю.
Сама теория рационализма.
Другие суждение Декарта, рассуждение о боге, метод радикального сомнения.

Содержание

Вступление
Биография
Жизнь и сочинения
Философия
Метод радикального сомнения
Доказательства существования бога
Философия природы
Этические взгляды
Экзистенциальная парадигма
Тело и душа
Декарт-физиолог
Значение работ Декарта в математике и физике
Рационализм Рене Декарта
Влияние Декарта
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Рене Декарт.docx

— 87.04 Кб (Скачать)

В современной науке наряду с индуктивным методом широко применяется и метод дедукции. Суть его состоит в том, что  из небольшого числа общих принципов  выводятся различные частные  следствия. Хотя этот метод зародился  еще в Древней Греции, именно в  этой книге Рене Декарт впервые обстоятельно обосновал его применительно  к естествознанию. Декарт не отрицал  и индукции, он прекрасно понимал  огромное значение опыта как средства познания и критерия истины: «Я буду отныне продвигаться в познании природы  быстрее или медленнее, в зависимости  от того, насколько я буду в состоянии  производить опыты. Опыт дает мне  необходимый материал для исходных посылок, он же дает проверку правильности выведенных заключений».

Только в 1644 году Рене Декарт издал более обширное сочинение  под названием «Начала философии». В него, наконец, вошли сочинения  Декарта о мире (космосе), которые  он намеревался издать еще в 1633 году. В этом сочинении он изложил грандиозную  программу создания теории природы, руководствуясь своим методологическим правилом брать за основу наиболее простые ясные положения. Еще  в «Рассуждении о методе» Декарт подверг анализу всевозможные исходные положения, сомневаясь в справедливости любого из них, в том числе и  в положении «Я существую». Однако в акте мышления сомнение невозможно, ибо наше сомнете уже есть мысль. Отсюда знаменитое положение Декарта: «Я мыслю — следовательно существую». Чтобы обезопасить свое учение от нападок Церковников, Р. Декарт говорит о существовании бога и внешнего мира, Изданного богом. Но обмануть церковников не удается, они распознали материалистическую сущность системы Декарта. Верный своему методу, Декарт ищет в материальном субстрате самое основное и простое и находит его в протяженности.

Материя Декарта — это  чистая протяженность, материальное пространство, заполняющее всю безмерную длину, ширину и глубину Вселенной. Части  материи находятся в непрерывном  движении, взаимодействуя друг с другом при контакте. Взаимодействие материальных частиц подчиняется основным законам  или правилам. «Первое правило  состоит в том, что каждая часть  материи по отдельности всегда продолжает оставаться в одном и том же состоянии до тех пор, пока встреча  с другими частицами не вызовет  изменения этого состояния».

«Второе правило, предполагаемое мною, заключается в следующем: когда  одно тело сталкивается с другим, оно  может сообщить ему лишь столько  движения, сколько само одновременно потеряет, и отнять у него лишь столько, насколько оно увеличит свое собственное  движение».

«В виде третьего правила  я прибавлю, что хотя при движении тела его путь чаще всего представляется в виде кривой линии и что невозможно произвести... ни одного движения, которое  не было в каком-либо виде круговым, тем не менее каждая из частиц тела по отдельности стремится продолжать тело по прямой линии».

В этих «правилах» обычно усматривают  формулировку закона инерции и закона сохранения количества движения. В  отличие от Галилея Декарт отвлекается  от действия тяготения, которое он, между прочим, также сводит к движению и взаимодействию частиц, и упоминает  о направлении инерционного движения по прямой. Однако его формулировка еще отличается от ньютоновской, он говорит не о состоянии равномерного и прямолинейного движения, а вообще о состоянии, не разъясняв подробно содержания этого термина.

Из всего содержания «Начал»  видно, что состояние частей матери характеризуется их величиной («количество  материи»), формой, скоростью движения и способностью изменять эту скорость под воздействием внешних частиц. Можно отождествить эту способность  с инерцией, и тогда в одном  из писем Рене Декарта мы встречаем  очень интересное утверждение: «Можно утверждать с достоверностью, что  камень неодинаково расположен к  принятию нового движения или к увеличению скорости, когда он движется очень  скоро и когда он движется очень  медленно».

Другими словами, Декарт утверждает, что инерция тела зависит от его  скорости. В письмах Декарта встречается  формулировка закона инерции, уже почти  текстуально совпадающая с ньютоновской: «Полагаю, что природа движения такова, что, если тело пришло в движение, уже этого достаточно, чтобы оно его продолжало с той же скоростью и в направлении той же прямой линии, пока оно не будет остановлено или отклонено какой-либо другой причиной».

Этот принцип сохранения скорости по величине и направлению  тем более интересен у Декарта, что, по его представлению, в мире пустоты нет и всякое движение является циклическим: одна часть материи занимает место другой, эта — предыдущей и т. д. В результате вся Вселенная пронизана вихревыми движениями материи. Движение во Вселенной вечно, так же как и сама материя, и все явления в мире сводятся к движениям частиц материи. Вначале эти движения были хаотическими и беспорядочными, в результате этих движений частицы дробились и сортировались.

В физике Рене Декарта нет  места силам, тем более силам, действующим на расстоянии через  пустоту. Все явления мира сводятся к движениям и взаимодействию соприкасающихся частиц. Такое физическое воззрение получило в истории  науки название картезианского, от латинского произношения имени Декарта  — Картезий. Картезианское воззрение сыграло огромную роль в эволюции физики и, хотя и в сильноизмененной форме, сохранилось до нашего времени.

Творчество Декарта в  этот период характеризуется особыми  чертами. Теперь он глава школы, и  Декарта особенно беспокоит вопрос об официальном признании его  философии. Рене полагает, что иезуитам было бы выгодно ввести в преподавание в своих школах его философию, и старается убедить их, что  в ней нет ничего противоречащего  религии.

В 1641 появляется главное философское  сочинение Декарта «Размышления о первой философии» (на латинском  языке), а в 1644 «Первоначала философии», работа, замышлявшаяся Декартом как компендий, суммирующий наиболее важные метафизические и натурфилософские теории автора.

Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции, а вот протестантские богословы Голландии наложили на них проклятие (1642); без поддержки принца Оранского учёному пришлось бы нелегко.

 

В 1645 году Декарт возвращается к занятиям анатомией и медициной, которым обещал в «Рассуждении о  методе» посвятить всю свою дальнейшую жизнь и от которых его отвлекли заботы о снискании симпатий теологов. Он поселяется в Эгмонде и упорно работает.

В 1648 году Рене Декарт был  вызван в Париж. Это его третье путешествие во Францию за время  пребывания в Голландии. Первые два, в 1644 и 1647 годах, были связаны с хлопотами  по наследству. Во второй приезд влиятельные  друзья выхлопотали Декарту у  кардинала Мазарини пенсию в три тысячи ливров. В мае 1648 года Декарт получил второй королевский рескрипт с назначением ему новой пенсии и приглашением явиться в Париж, где его ожидало назначение на какую-то важную должность. Однако 27 августа на улицах появились баррикады, и Декарт поспешил вернуться в Голландию.

Декарт был прост и  суховат. В общении те, кто хотел  видеть в нем оракула, олицетворение  мудрости, бывали, по словам Балье, разочарованы простотой его ответов. В большом  обществе Рене Декарт молчалив и ненаходчив, как это часто бывает у людей, привыкших к уединенному образу жизни. Но в кругу близких людей  он становился оживленным и веселым  собеседником.

Отношение Декарта к этим близким людям производит, в общем, тяжелое впечатление. На долю Декарта  выпало редкое счастье - вокруг него собрался круг восторженных поклонников и  преданных друзей, но, по-видимому, он не знал такого счастья, как любить других.

Надменный и высокомерный с равными, третировавший как мальчишек крупнейших ученых своего времени, ученый, приближаясь к высоким особам, превращался в льстивого и угодливого царедворца. Декарт изрекает такой афоризм: «Особы высокого происхождения не нуждаются в достижении зрелого возраста, чтобы превзойти ученостью и добродетелью прочих людей».

Возможно, такое отношение  к венценосцам и стало причиной того, что Декарт, человек богатый  и независимый, дороживший своим  здоровьем и уже немолодой, поехал по приглашению его поклонницы, шведской королевы Христины в «страну медведей между скал и льдов», как писал  он сам. В октябре 1649 года ученый прибыл в Стокгольм.

Уже вскоре после приезда  Декарта Христина стала говорить ему об ожидающих его милостях. Предполагалось возвести его в звание дворянина Шведского королевства; кроме того, королева обещала подарить ему обширное поместье в Померании.

Вместе с тем Христина заставляла немолодого уже и болезненного философа ломать весь его привычный  образ жизни. Она нашла, что к  занятиям философией нужно приступать со свежей головой, и наиболее подходящим временем для этого выбрала пять часов утра. Декарт, которому даже его  воспитатели-иезуиты разрешали, ввиду  слабого его здоровья, оставаться в постели до позднего часа, принужден  был в суровую северную зиму задолго  до рассвета отправляться во дворец, причем ему приходилось проезжать через  длинный, открытый со всех сторон ветру  мост. Зима стояла необычайно суровая. В одну из своих поездок Рене Декарт простудился и по возвращении  из дворца слег: у него обнаружилось воспаление легких.

К концу жизни Декарта  отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после  его смерти основные сочинения Декарта  были внесены в пресловутый «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции.

Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены из Стокгольма в Париж и захоронены в часовне аббатства Сен-Жермен де Пре. Хотя Национальный конвент ещё  в 1792 году планировал перенести прах Декарта в Пантеон, сейчас, спустя два с лишним века, он всё так  же продолжает покоиться в часовне  аббатства.

В честь учёного назван кратер на Луне.

Философия

Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух родов сущностей: протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам.

Главным вкладом Декарта  в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума.

Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм. Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Для философского мировоззрения Декарта характерен такжескептицизм, критика предшествующей схоластической философской традиции.

Самодостоверность сознания, cogito (декартовское «мыслю, следовательно, существую» — лат. Cogito, ergo sum), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия «вихрь»; физика картезианства впоследствии нашла своё выражение в теории близкодействия.

В развитии картезианства  обозначились две противоположные  тенденции:

  • к материалистическому монизму (Х. Де Руа, Б. Спиноза)
  • и к идеалистическому окказионализму (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).

Мировоззрение Декарта положило начало т. н. картезианству, представленному

  • голландской (Барух да Спиноза),
  • немецкой (Готтфрид Вильгельм Лейбниц)
  • и французской (Николь Мальбранш)

школами.

Метод радикального сомнения

Философия Декарта ярко иллюстрирует стремление европейской культуры к  освобождению от старых догм и построению новой науки и самой жизни  «с чистого листа». Критерием истины, считает Декарт, может быть только «естественный свет» нашего разума.

Р. Декарт не отрицает и познавательной ценности опыта, но он видит его функцию  исключительно в том, чтобы он приходил на помощь разуму там, где  собственных сил последнего недостаточно для познания. Размышляя над условиями  достижения достоверного знания, Декарт формулирует «правила метода», с  помощью которого можно прийти к  истине. Первоначально мыслившиеся Декартом весьма многочисленными, в «Рассуждении о методе», они сводятся им к четырем основным положениям, составляющим «квинтэссенцию» европейского рационализма:

1) начинать с несомненного  и самоочевидного, т. е. с того, противоположное чему нельзя помыслить;

2) разделять любую проблему  на столько частей, сколько необходимо  для ее эффективного решения;

3) начинать с простого  и постепенно продвигаться к  сложному;

4) постоянно перепроверять  правильность умозаключений.

Самоочевидное схватывается разумом в интеллектуальной интуиции, которую нельзя смешивать с чувственным  наблюдением и которая дает нам  «ясное и отчетливое» постижение истины. Разделение проблемы на части  позволяет выявить в ней «абсолютные», т. е. самоочевидные элементы, от которых  можно отталкиваться в последующих  дедукциях.

Дедукцией Рене Декарт называет «движение мысли», в котором происходит сцепление интуитивных истин. Слабость человеческого интеллекта требует  проверять корректность сделанных  шагов на предмет отсутствия пробелов в рассуждениях. Такую проверку Декарт называет «энумерацией» или «индукцией». Итогом последовательной и разветвленной дедукции должно стать построение системы всеобщего знания, «универсальной науки». Декарт сравнивает эту науку с деревом. Корнем его является метафизика, ствол составляет физика, а плодоносные ветви образуют конкретные науки, этика, медицина и механика, приносящие непосредственную пользу. Из этой схемы видно, что залогом эффективности всех этих наук является правильная метафизика.

Информация о работе Рене Декарт