Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:54, курсовая работа
Жизнь основателя буддизма Сиддхартхи, или Таутамы Будды, «Света Азии», известна довольно хорошо. Он родился в VI в. до н. э. в царской семье в Капилавасту (север Бихара, у предгорий Гималаев) и еще в юности отказался от светской жизни. Болезни, старость и смерть, которые он увидел, показали молодому царевичу, что мир полон страданий, а жизнь странствующего монаха дала ему возможность найти путь к освобождению.
Введение………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………4
I Учение Будды – четыре благородные истины………………………4
Отрицательное отношение к метафизике……………………4
Первая благородная истина — о наличии страданий……..5
Вторая благородная истина — о причине страданий. Цепь из двенадцати звеньев……………………………………………6
Третья благородная истина — о прекращении страданий.7
Четвертая благородная истина — о пути к освобождению..8
Философский смысл этического учения Будды…………...11
II. Школы Буддийской философии…………………………13
Школа шунья-вады мадхьямиков……………………………13
Школа субъективного идеализма йогачаров………………..15
Школа саутрантиков…………………………………………..16
Школа вайбхашиков………………………………………….17
IV. Регигиозные школы Будды — Хинаяна и Махаяна………………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………….23
3. Школа саутрантиков
Саутрантики признают реальность не только ума, но и внешних объектов. Они утверждают, что без признания внешних объектов невозможно объяснить даже их иллюзорную видимость. Если бы мы никогда не воспринимали ни одного внешнего объекта, то не могли бы сказать, как это делают субъективные идеалисты, что благодаря иллюзии сознание становится подобным внешнему объекту. Ведь выражение «подобным внешнему объекту» бессмысленно, как и выражение «сын бесплодной матери», ибо субъективные идеалисты считают внешние объекты совершенно нереальными и абсолютно невоспринимаемыми. Так же неправильно и их доказательство нереальности внешнего мира, когда из признания одновременности сознания и объекта они выводят их тождественность. Всякий раз при восприятии какого-либо предмета (например, горшка) этот предмет воспринимается как внешний объект, а осознание его—как объект внутренний, то есть заключенный в уме.
Таким
образом, объект с самого начала познается
как отличный от сознания, а нетождественный
с ним. Если бы воспринимаемый горшок
был тождественен субъекту, то мы могли
бы сказать: «Я — горшок». Кроме того,
если бы не было внешних объектов, то
разница между «представлением
горшка» и «представлением
Следовательно,
мы должны признать существование различных
внешних объектов вне сознания. Существование
внешних объектов может быть выведено
из их умственных образов, или идей.
Эти объекты придают
4. Школа вайбхашиков
Несмотря на то, что представители этой школы сходятся с саутрантиками в вопросе о реальности как духовного, так и недуховного мира, вайбхашики указывают: если мы не признаем того, что внешние объекты воспринимаются нами, то они не могут быть познаны и каким-либо иным путем. Вывод о наличии огня из восприятия дыма возможен только потому, что в прошлом мы воспринимали дым и огонь вместе. Тот, кто никогда не воспринимал огня, не сможет сделать и вывода о его существовании из восприятия дыма. Если бы внешние объекты были совершенно невоспринимаемыми, как утверждают саутрантики, то из одних духовных форм невозможно было бы сделать никакого вывода. Человеку, незнакомому с внешним объектом, его духовная форма не может казаться копией или символом наличия этого внечувственного объекта, но представляется самостоятельной вещью, которая не обязана своим существованием чему-либо вне ума. Поэтому одно из двух: либо мы признаем субъективный идеализм, либо — если это будет сочтено неудовлетворительным —признаем непосредственную познаваемость внешнего объекта. Вайбхашиков, таким образом, можно назвать представителями непосредственного реализма.
В основе философской системы реализма лежит трактат «Абхидхамма». Вайбхашики следовали исключительно «Вибхаши» — комментарию на этот трактат 1, от которого и происходит название их школы.
IV. РЕЛИГИОЗНЫЕ ШКОЛЫ БУДДИЗМА— ХИНАЯНА И МАХАЯНА
Буддизм как религия делится, как известно, на две большие школы: хинаяна и махаяна.
Хинаяна — более ранняя форма буддизма,— подобно джайнизму, является примером религии без бога. Место бога занимает в ней всеобщий нравственный закон кармы или дхармы, согласно которому в мире все происходит таким образом, что ни один результат действия не проходит бесследной каждая личность получает такой ум, тело и место в жизни, которые она заслужила своими прошлыми деяниями. Жизнь и учение Будды являются идеалом человека, а также показывают каждой скованной личности возможность достижения освобождения. Вполне доверяя своим способностям в деле достижения освобождения, веря в нравственный закон, гарантирующий сохранение каждой частицы пройденного пути совершенствования, хинаянист следует по указанному Буддой великому пути и надеется получить освобождение в этой или какой-нибудь другой, будущей жизни. Его цель — архатство или нирвана — состояние, угашающее все страдания.
Следовательно, хинаяна есть религия помощи самому себе. Хинаянисты твердо держатся слов Будды: «Будь светильником самому себе». Каждый может и должен сам для себя достигнуть высокой цели. Они воодушевлены последними, предсмертными словами Будды: «Разложение — удел всего состоящего из частей. Работайте усердно над своим спасением».
Новые элементы, впитанные и развитые ма-хаянизмом в своих различных ответвлениях, были многочисленны и часто находились в противоречии друг с другом. Укажем лишь некоторые из наиболее важных.
а) Идеал бодисаттвы. Как мы уже указали, даже желание собственного спасения рассматри-. вается махаянистами как эгоизм. Конечной • целью духовных исканий каждого верующего ма-'• хаянизм провозглашает не личное освобождение, а «освобождение всех чувствующих существ». Каждый набожный махаянист должен дать обет в том, что он будет стараться достичь состояния просветления, бодисаттвы («Состояния мудрого существования»), не удаляться от мира, но работать среди масс страдающих созданий, руководствуясь совершенной мудростью и любовью, для уничтожения их страданий и достижения спасения их душ. Духовный идеал махаяны получил поэтому название бодисаттвы.
Достигший
этого идеала—просветления—и
Идеал бодисаттвы выдвинут махаянистской философией, отрицавшей реальность всех индивидов, взятых в отдельности, как особый феномен, и считавшей, чтовсеони реально содержатся в единой трансцендентной реальности (алая-виджняна у некоторых йогачаров, шунья или татхата — у некоторых мадхьямиков), частичным или иллюзорным проявлением которой они являются. Эта философия отрицает индивидуальное я и утверждает всеобщее, абсолютное я (Ми-хатман) i как реальное я человека. Стремление к освобождению всех, а не только маленького индивидуального я было поэтому логическим следствием этой философии единства всех существ.
Более того, положение о том, что трансцендентная реальность не есть нечто, находящееся вне мира явлений, а внутри его, проложило дорогу вере в необходимость достижения совершенства, или нирваны, в этом мире, а не за его пределами. Как говорит Нагарджуна, нирвану обретают в этом мире те люди, которые могут.
б) Будда как бог. Выдвигая перед своими избранными последователями идеал бодисаттвы, махаяна дает всей остальной массе верующих религию обещания и надежды. Когда обыкновенный человек изнемогает в борьбе с житейскими невзгодами, то. несмотря на присущее ему стремление самостоятельно преодолеть несчастья, его слабый дух взывает к какому-то неисчерпаемому источнику милосердия и помощи. Он обращается к богу. Религия помощи самому себе, какой она была в форме раннего буддизма, для человека мало утешительна. Этим несчастным массам людей махаяна подает надежду, что бдительное око Будды видит всех страждущих.
Будда
отождествляется с
Как в адваита-веданте, так и в философии махаяны первичная реальность сама по себе считается недоступной никакому описанию (подобно Ниргуна Брахме), но проявляющейся в этом мире как Дхармакая, или вседержитель вселенной. В образе Дхармакайи первичная реальность, или Будда, заботится о спасении всех существ, перевоплощается в различных духовных руководителей и помогает всему живому избавиться от страданий. Так, Будда в образе Дхармакайи выступает ради всяких практических целей вместо бога, к которому слабое сердце может взывать о помощи, любви и милосердии. В этом образе Будда называется также Амитабха Будда. Отождествив таким образом Будду с богом, махаянисты удовлетворили религиозные запросы тех, кто принял буддизм.
в)
Восстановление Я. Одним из устрашающих
рядового человека положений раннего
буддизма было отрицание личности. Если
нет личности (я), для кого же тогда трудиться?
Философия махаяны учит, что маленькое
отдельное я—ложь. Но это видимое я имеет
за собой реальность единого трансцендентного
я (Махатман}, которое является воплощением
Я всего живого. Благочестивый махаянист,
таким образом, находит свое я восстановленным
в еще более возвышенной форме...
Заключение
С течением времени число последователей Будды настолько возросло, что это привело к разделению их на различные школы. Самые известные религиозные школы буддизма — хинаяна и махаяна. Первая утвердилась на юге, и ее оплотом в настоящее время являются Цейлон, Бирма и Сиам. Обширная литература этой школы написана на языке пали. Она претендует на наибольшую ортодоксальность и верность учению Будды. Махаяна распространилась главным образом на севере — в Тибете, Китае и Японии. Свои философские труды она излагала на санскрите, благодаря чему и на этом языке появилась обширная буддийская литература. Большая часть ее была переведена на тибетский и китайский языки, и в этих переводах она сохранилась в странах, где утвердился буддизм. Благодаря этим переводам теперь открыты и восстановлены многие из ценнейших санскритских текстов, утерянных в Индии.
Так
как буддизм процветал во многих
странах, он приобретал национальный колорит
этих стран и изменялся под
влиянием прежней религии и убеждений
обращаемых. Возникшие в результате
этого религиозные школы
Список литературы
Информация о работе Регигиозные школы Будды — Хинаяна и Махаяна