Профессиональное образование в условиях глобализации и взаимодействия культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:43, реферат

Описание работы

Цель исследования состоит в раскрытии феномена глобализации профессионального образования и вычленении основных тенденций и перспектив развития этого процесса.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
Раскрыть сущность феномена глобализации профессионального образования.
Определить основные сферы влияния глобализации на систему профессионального образования, а также особенности его развития в ситуации взаимодействия культур.
Выявить тенденции развития профессионального образования в условиях глобализации и взаимодействия культур, высветить пути развития международного сотрудничества в области образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Глобализация как процесс трансформации сфер общественной жизни 6
Феномен глобализации. Глобализация и интернационализация 6

Глобализация и взаимодействие культур 9


1.3. Роль глобализации и взаимодействия культур в сфере

профессионального образования в лингводидактическом аспекте 13


ГЛАВА II. Феномен глобализации профессионального образования 18
Формы модернизации современного профессионального образования под влиянием глобализационных процессов 18

Тенденции глобализации профессионального образования

в 21 веке 21
Пути международного сотрудничества в области профессионального образования в условиях глобализации 24


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, можно сделать вывод  о том, что глобализация профессионального образования предполагает взаимодействие всех участников этого процесса и необходимость путей эффективного взаимодействия и взаимного сотрудничества. 
 
 
 
 

    1. Пути  международного сотрудничества в области профессионального  образования в условиях глобализации

      С одной стороны образование стало  одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в  этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для XX века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождается обострением проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. В связи с этим Стратегические цели образования впервые рассматриваются в Национальной доктрине образования в РФ в тесной увязке с важнейшими проблемами развития российского общества и определяются следующим образом:

- преодоление  социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; 
- восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; 
- преодоление глобального кризиса цивилизации и переход мирового сообщества на путь устойчивого развития.

      Проблемы  образования активно разрабатываются  известными организациями. Наиболее крупными проектами, определяющими вероятные  пути развития международного сотрудничества в области образования, являются:  
1. В составе ЮНЕСКО: МБП (Международное бюро просвещения), МИПО (Международный институт планирования образования), СЕПЕС (Европейский центр по высшему образованию), КРЕСАЛК (Региональный центр высшего образования в Латинской Америке). Основные направления деятельности в сфере образования: "Содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости законности и прав человека…". Нормативная деятельность по вопросам национальной политики в тесной координации между образованием, подготовкой кадров и занятостью. Укрепление инфраструктур на национальном уровне. Обмен информацией путем распространения специализированных справочников и перечней, бюллетеней исследований, отражающих самые последние тенденции в области образования. Наряду с этим осуществляется деятельность по конкретным проектам: планирование образования (27,9% проектов), подготовка кадров (14,1%), научное, техническое и профессиональное образование (13,5%), программа УНИТВИН, призванная навести мосты между местными и национальными партнерами, а также между странами, проекты ТОКТЕН и ТАЛВЕН, призванные препятствовать "утечке умов" из развивающихся стран в плане повышения заинтересованности специалистов оставаться в своих странах или поощрения к возврату путем формирования международного сотрудничества Север - Юг и другие. 
2. В рамках Совета Европы (Совет по культурному сотрудничеству Council for cultural cooperation - CCC) и в составе Совета: Центр документации по образованию в Европе (Documetation centre for education in Europe). Основные направления деятельности в сфере образования: решение проблем, связанных с взаимным признанием документов об образовании для стран Европейского континента в связи с разнообразием образовательных систем в Европе (англо-американской, германской, испанской и французской). Сбор и обработка информации о состоянии и развитии образования в Европе, международных нормативных актов по образованию. Среди конкретных проектов можно обозначить следующие: Проекты 1998-2000 гг. по организации высшего образования и педагогических исследований. "Построение университета завтрашнего дня: политика и практика высшего образования в Европе", "Высшее образование для демократического общества" и др.

  1. Лиссабонская декларация (конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО 1992 г.). Направления деятельности: переход от общих деклараций о намерениях к конкретным определениям, правилам и четкому разграничению обязательств сторон и участников (например, категории: "доступ", "прием", "оценка", "высшее образование", "период обучения" и др.) Определены различия между терминами "доступ" и "прием", квалификации высшего образования и квалификации, дающие доступ к высшему образованию, термин "признание" определен как вид оценки индивидуальных квалификаций, где под признанием подразумевается транснациональное признание, а не внутри конкретной страны. 
    4. Сорбоннская (1998) и Болонская (1999) декларации подписаны с целью политического подтверждения необходимости глобализации высшего образования и скорейшей "гармонизации" европейского высшего образования с общей структурой образовательных уровней. Создание общего "европейского пространства высшего образования". Установление европейской зоны высшего образования, активизация европейской системы образования в мировом масштабе. Повышение конкурентоспособности европейского образования в мире. Создание системы зачетных единиц. Устранение препятствий в доступе студентов ко всем образовательным и имеющим к ним отношение услугам. Развитие критериев и методологии оценки качества преподавания и др.  
    Особый упор в реформировании образования делается на новые формы образования, которые смогли возникнуть только с помощью новых информационных технологий и технологий связи. Применение новых информационных технологий для развития новых форм дистанционного обучения на базе Интернета приводит к новому пониманию "реального значения" международного уровня в образовании. В то время как реальная мобильность продолжает иметь большое значение, она начинает рассматриваться как один из элементов интернационализации. Растущее значение приобретает такое международное измерение в образовательной практике, при котором мобильность осуществляется в виртуальном пространстве или когда целью является создание международных условий для обмена идеями. Поиск новых, усовершенствованных, более рентабельных средств предоставления образования и обучения растет во всем мире.

      Ритм  изменений становится все более  быстрым. По прогнозам растущий мировой спрос на образование будет увеличиваться. Венчурный капитал способствовал развитию дистанционного образования, которое стало большим бизнесом (огромные суммы тратятся на организацию "слияния" образования и Интернета, наряду с электронной коммерцией). В результате крупнейшего в мировой истории исследования процессов глобализации, проведенного компанией Environics International по заказу Всемирного экономического форума, было выяснено, что шестеро из каждых десяти человек в мире считают глобализацию позитивным процессом, что позволяет говорить о его дальнейшем развитии и активном вовлечении все новых стран, в том числе и России. В свете данных тенденций роль России и системы российского образования как стратегического ресурса повышения конкурентоспособности нашей страны в формирующихся процессах глобализации оказывается очень заметной и важной. Конкурентоспособность России на мировом рынке зависит от того, насколько страна будет готова к качественным изменениям в области образования и развитию инновационных и наукоемких технологий. 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В заключении следует отметить, что  глобализация представляет собой интенсивно развивающийся процесс вовлечения во взаимное сотрудничество во всех сферах общественной жизни. Процессам глобализации активно сопутствует взаимодействие культур, оказывая непосредственное влияние на ход и результаты глобализационных преобразований. Системы ценностей, определяющие видение мира представителя той или иной культурной общности, формируют его взгляды, убеждения, поведение. Поскольку результатом глобализации явилось тотальное межкультурное (в том числе и профессиональное) взаимодействие, культурно-обусловленное поведение участников межкультурной коммуникации во многом предопределяет успешность их профессиональных взаимоотношений.

      Таким образом, исследуя влияние глобализационных процессов и взаимодействия культур на сферу образования, мы сталкиваемся с феноменом глобализации профессионального образования, который заключается в специфических чертах, преобразовательных тенденциях и новых путях развития профессионального образования под влиянием интеграционных процессов, происходящих в настоящее время в мировом сообществе.

      Система профессионального образования  нацелена на подготовку специалистов, способных и готовых к профессиональному межкультурному взаимодействию в различных ситуациях межкультурного общения. В свете глобализации профессиональное образование разрабатывает новые подходы и методы, способствующие наиболее эффективной интеграции будущих специалистов в поликультурное мировое сообщество; внедряет новые образовательные программы, предусматривающие формирование у студентов не только системы профессиональных знаний, но и совокупности знаний этнокультурной специфики в деловой среде. Глобализация, с одной стороны, требует внедрения межкультурного компонента в образование, с другой стороны, предоставляют уникальную возможность «вовлечения» естественного взаимодействия культур в образовательный процесс.

      Профессиональное  образование в условиях глобализации отличается прозрачностью и гибкостью образовательных стандартов, открытостью и готовностью к взаимодействию с образовательными учреждениями других стран, способностью к трансформации и преобразованию учебных планов и процесса обучения с целью его оптимизации.

      Глобализация  предполагает мобильность как студентов, так и преподавателей, интенсивный обмен опытом, участие в международных образовательных и исследовательских программах, что вовлекает образовательные учреждения в единое образовательное пространство. Глобализация стирает границы между культурами, государствами, образовательными системами. С одной стороны, это приводит к унификации системы профессионального образования. С другой, предоставляет уникальную возможность обмена знаниями, опытом, культурным наследием, созданию новых ресурсов и продуктов, открывает границы межкультурного взаимодействия и новых возможностей во всех сферах профессиональной деятельности.

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969 – 234 с.
  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986.- 444с.
  3. Библер B. C. Две культуры. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. - 1989. - №6. – с. 31- 42.
  4. Блохина Ю. В. Проблемы философии образования в условиях глобализации. Дис. …канд. филос. наук, нижний Новгород, 2008. – 302 с.
  5. Вежбицкая А. Язык, культура и познание.-М.: Русские словари, 1997.- 410 с.
  6. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. — 4-е изд. — М.: Русский язык, 1990. — 246 с.
  7. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1998
  8. Гордеев Р. Кросс-культурные проблемы международного менеджмента. Менеджмент в России и за рубежом. 1990. №1
  9. Елизарова Г. В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению. - Дис. … д-ра пед. наук. – СПб, 2001. – 374 с.
  10. Кратко И. Формирование кросс-культурных компетенций в сфере маркетинговых коммуникаций. Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002, №6
  11. Леонтьев А. А. Психология общения. - М.: Смысл, 1999.- 365 с.
  12. Лоуренс В. Легендарные бренды, Гранд, М. 2004
  13. Моисеева Н., Пискунова Н., Костина Г. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения // Маркетинг.–1999.- №5.
  14. Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М, «Логос», 2007.
  15. Плужник И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки.- Дис. … д-ра пед. наук. – Тюмень, 2003. – 374 с.
  16. Проблемы совершенствования высшего профессионального образования на пути к стратегии развития. Екатеринбург, 2004
  17. Российское и общеевропейское образовательное пространство: организационно-экономические проблемы интеграции, отчет в рамках проекта «Федерально-региональная политика в науке и образовании», 2004
  18. Слепухин А. Ю. Трансформация высшего образования в контексте социальных противоречий глобализации. Дис. … докт. социолог. наук, Саратов, 2005. – 278 с.
  19. Agar M. Language Shock: Understanding the culture of conversation. — New York: William Morrow and Company, Inc., 1994. — 184 p.
  20. Armstrong S., Thompson G., Brown S. (editors). Facing up to Radical Change in Universities and Colleges. London: Kogan Page, 1997
  21. Heracleous L. Spinning a Brand New Cultural Web. People Management, 2, November, 1995
  22. Howell W. The Empathetic Communicator. Belmont, C.A.: Wadsworth. Keirsey, D. & Bates, M. 1982.
  23. Iacobucci D., Grayson K. and Ostrom A. The Calculus of Service Quality and Customer Satisfaction, Advances in Services Marketing and Management 3: 1-67, 1994
  24. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Actions. In: Parnsons T. and Shils E. (eds.). Toward General Theory of Action. Cambridge, Mass.: Harvard University Рress, 1951, р. 395
  25. Kotler Ph. Marketing Moves, Harvard Business School Press, Boston, 2002
  26. Lorange Peter. New Vision for management Education: Leadership Challengers, Pergamon, 2002
  27. Marginson S. Nation-Building Universities in a Global Environment: The Case of Australia, Higher Education, 43 (3), 409-428
  28. Quinn N., Holland D. Culture and cognition //Holland D., Quinn N. (eds.) Cultural models in language and thought. — Cambridge: Cambridge University Press, 1987. —P. 3-40.
  29. Schultz D. and Kitchen Ph. Communicating Globally, by, NTC Business Books, 2000
  30. Shanahan D. Culture, culture and "culture" in Foreign Language Teaching // Foreign Language Annals 31. — 1998. — No. 3. — р. 451
  31. Williams R. Culture. — London: Fontana, 1981. — 248 p.
  32. Yin R. K. Case Study Research – Design & Methods. London: Sage (2nd Edition), 1996

Энциклопедические словари

Лингводидактический энциклопедический словарь, под  ред. А.Н. Щукина, М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008

Информация о работе Профессиональное образование в условиях глобализации и взаимодействия культур