Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:43, реферат
Цель исследования состоит в раскрытии феномена глобализации профессионального образования и вычленении основных тенденций и перспектив развития этого процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
Раскрыть сущность феномена глобализации профессионального образования.
Определить основные сферы влияния глобализации на систему профессионального образования, а также особенности его развития в ситуации взаимодействия культур.
Выявить тенденции развития профессионального образования в условиях глобализации и взаимодействия культур, высветить пути развития международного сотрудничества в области образования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Глобализация как процесс трансформации сфер общественной жизни 6
Феномен глобализации. Глобализация и интернационализация 6
Глобализация и взаимодействие культур 9
1.3. Роль глобализации и взаимодействия культур в сфере
профессионального образования в лингводидактическом аспекте 13
ГЛАВА II. Феномен глобализации профессионального образования 18
Формы модернизации современного профессионального образования под влиянием глобализационных процессов 18
Тенденции глобализации профессионального образования
в 21 веке 21
Пути международного сотрудничества в области профессионального образования в условиях глобализации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что глобализация профессионального
образования предполагает взаимодействие
всех участников этого процесса и необходимость
путей эффективного взаимодействия и
взаимного сотрудничества.
С
одной стороны образование
- преодоление
социально-экономического и духовного
кризиса, обеспечение высокого качества
жизни народа и национальной безопасности;
- восстановление статуса России в мировом
сообществе как великой державы в сфере
образования, культуры, науки, высоких
технологий и экономики;
- преодоление глобального кризиса цивилизации
и переход мирового сообщества на путь
устойчивого развития.
Проблемы
образования активно
1. В составе ЮНЕСКО: МБП (Международное
бюро просвещения), МИПО (Международный
институт планирования образования), СЕПЕС
(Европейский центр по высшему образованию),
КРЕСАЛК (Региональный центр высшего образования
в Латинской Америке). Основные направления
деятельности в сфере образования: "Содействие
укреплению мира и безопасности путем
расширения сотрудничества народов в
области образования, науки и культуры
в интересах обеспечения всеобщего уважения
справедливости законности и прав человека…".
Нормативная деятельность по вопросам
национальной политики в тесной координации
между образованием, подготовкой кадров
и занятостью. Укрепление инфраструктур
на национальном уровне. Обмен информацией
путем распространения специализированных
справочников и перечней, бюллетеней исследований,
отражающих самые последние тенденции
в области образования. Наряду с этим осуществляется
деятельность по конкретным проектам:
планирование образования (27,9% проектов),
подготовка кадров (14,1%), научное, техническое
и профессиональное образование (13,5%),
программа УНИТВИН, призванная навести
мосты между местными и национальными
партнерами, а также между странами, проекты
ТОКТЕН и ТАЛВЕН, призванные препятствовать
"утечке умов" из развивающихся стран
в плане повышения заинтересованности
специалистов оставаться в своих странах
или поощрения к возврату путем формирования
международного сотрудничества Север
- Юг и другие.
2. В рамках Совета Европы (Совет по культурному
сотрудничеству Council for cultural cooperation - CCC)
и в составе Совета: Центр документации
по образованию в Европе (Documetation centre for
education in Europe). Основные направления деятельности
в сфере образования: решение проблем,
связанных с взаимным признанием документов
об образовании для стран Европейского
континента в связи с разнообразием образовательных
систем в Европе (англо-американской, германской,
испанской и французской). Сбор и обработка
информации о состоянии и развитии образования
в Европе, международных нормативных актов
по образованию. Среди конкретных проектов
можно обозначить следующие: Проекты 1998-2000
гг. по организации высшего образования
и педагогических исследований. "Построение
университета завтрашнего дня: политика
и практика высшего образования в Европе",
"Высшее образование для демократического
общества" и др.
Ритм
изменений становится все более
быстрым. По прогнозам растущий мировой
спрос на образование будет увеличиваться.
Венчурный капитал способствовал развитию
дистанционного образования, которое
стало большим бизнесом (огромные суммы
тратятся на организацию "слияния"
образования и Интернета, наряду с электронной
коммерцией). В результате крупнейшего
в мировой истории исследования процессов
глобализации, проведенного компанией
Environics International по заказу Всемирного экономического
форума, было выяснено, что шестеро из
каждых десяти человек в мире считают
глобализацию позитивным процессом, что
позволяет говорить о его дальнейшем развитии
и активном вовлечении все новых стран,
в том числе и России. В свете данных тенденций
роль России и системы российского образования
как стратегического ресурса повышения
конкурентоспособности нашей страны в
формирующихся процессах глобализации
оказывается очень заметной и важной.
Конкурентоспособность России на мировом
рынке зависит от того, насколько страна
будет готова к качественным изменениям
в области образования и развитию инновационных
и наукоемких технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении следует отметить, что глобализация представляет собой интенсивно развивающийся процесс вовлечения во взаимное сотрудничество во всех сферах общественной жизни. Процессам глобализации активно сопутствует взаимодействие культур, оказывая непосредственное влияние на ход и результаты глобализационных преобразований. Системы ценностей, определяющие видение мира представителя той или иной культурной общности, формируют его взгляды, убеждения, поведение. Поскольку результатом глобализации явилось тотальное межкультурное (в том числе и профессиональное) взаимодействие, культурно-обусловленное поведение участников межкультурной коммуникации во многом предопределяет успешность их профессиональных взаимоотношений.
Таким образом, исследуя влияние глобализационных процессов и взаимодействия культур на сферу образования, мы сталкиваемся с феноменом глобализации профессионального образования, который заключается в специфических чертах, преобразовательных тенденциях и новых путях развития профессионального образования под влиянием интеграционных процессов, происходящих в настоящее время в мировом сообществе.
Система профессионального образования нацелена на подготовку специалистов, способных и готовых к профессиональному межкультурному взаимодействию в различных ситуациях межкультурного общения. В свете глобализации профессиональное образование разрабатывает новые подходы и методы, способствующие наиболее эффективной интеграции будущих специалистов в поликультурное мировое сообщество; внедряет новые образовательные программы, предусматривающие формирование у студентов не только системы профессиональных знаний, но и совокупности знаний этнокультурной специфики в деловой среде. Глобализация, с одной стороны, требует внедрения межкультурного компонента в образование, с другой стороны, предоставляют уникальную возможность «вовлечения» естественного взаимодействия культур в образовательный процесс.
Профессиональное образование в условиях глобализации отличается прозрачностью и гибкостью образовательных стандартов, открытостью и готовностью к взаимодействию с образовательными учреждениями других стран, способностью к трансформации и преобразованию учебных планов и процесса обучения с целью его оптимизации.
Глобализация предполагает мобильность как студентов, так и преподавателей, интенсивный обмен опытом, участие в международных образовательных и исследовательских программах, что вовлекает образовательные учреждения в единое образовательное пространство. Глобализация стирает границы между культурами, государствами, образовательными системами. С одной стороны, это приводит к унификации системы профессионального образования. С другой, предоставляет уникальную возможность обмена знаниями, опытом, культурным наследием, созданию новых ресурсов и продуктов, открывает границы межкультурного взаимодействия и новых возможностей во всех сферах профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Энциклопедические словари
Лингводидактический энциклопедический словарь, под ред. А.Н. Щукина, М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008
Информация о работе Профессиональное образование в условиях глобализации и взаимодействия культур