Профессиональное образование в условиях глобализации и взаимодействия культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:43, реферат

Описание работы

Цель исследования состоит в раскрытии феномена глобализации профессионального образования и вычленении основных тенденций и перспектив развития этого процесса.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
Раскрыть сущность феномена глобализации профессионального образования.
Определить основные сферы влияния глобализации на систему профессионального образования, а также особенности его развития в ситуации взаимодействия культур.
Выявить тенденции развития профессионального образования в условиях глобализации и взаимодействия культур, высветить пути развития международного сотрудничества в области образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Глобализация как процесс трансформации сфер общественной жизни 6
Феномен глобализации. Глобализация и интернационализация 6

Глобализация и взаимодействие культур 9


1.3. Роль глобализации и взаимодействия культур в сфере

профессионального образования в лингводидактическом аспекте 13


ГЛАВА II. Феномен глобализации профессионального образования 18
Формы модернизации современного профессионального образования под влиянием глобализационных процессов 18

Тенденции глобализации профессионального образования

в 21 веке 21
Пути международного сотрудничества в области профессионального образования в условиях глобализации 24


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 202.50 Кб (Скачать)
y">      В ответ на глобализационные процессы и межкультурное взаимодействие в системе образования в целом, и в сфере профессионального образования в частности, появляется целый ряд подходов. В рамках социокультурного подхода (социологи М.В. Гараева4, Н.Д. Арутюнов, А.А. Леонтьев) рассматривается идея формирования межкультурной компетенции, основываясь на теории межкультурной коммуникации с учетом теории социальной мобильности и стратификации, а также на положениях современной социолингвистики. С позиции данного подхода, для овладения межкультурной компетенцией современному специалисту необходимо иметь представление об основных положениях теории межкультурной коммуникации.

      С методической точки зрения, расширение и углубление роли социокультурного компонента при обучении ИЯ является одним из наиболее важных условий  развития межкультурной компетенции на основе культурологического подхода, поскольку в основе языковых структур лежат социокультурные структуры (В.Г. Костомаров, С.Г. Тер-Минасова, Г.В. Елизарова, Е.М. Верещагин). При этом главной целью данного подхода является изучение роли культуры при взаимодействии людей, способности человека к межличностному общению и профессиональным контактам на межкультурном уровне.

      Ценностные  ориентации личности играют ключевую роль во взаимодействии представителей различных культур, следовательно, особую значимость в процессе формирования межкультурной компетенции представляют ценностный (В.П. Бездухов5, И.Л. Плужник, 2003) и релятивистский подходы. Релятивистский подход предусматривает равенство культур при их изучении и анализе, то есть каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является.

      В зарубежной социологической, антропологической  и лингводидактической науке  представлены также два основных контрастирующих подхода – так называемый «утилитаризм» и «нон-утилитаризм»6. Сторонники первого провозглашают неоспоримое преимущество метода «готовой экспертной поддержки» (“instant expert approach”), подразумевающей предоставление обучающимся подготовленного заранее списка правил «можно/нельзя» (do’s and don’t’s) для их последующего практического применения в ситуациях межкультурного взаимодействия. Напротив, приверженцы «нон-утилитаризма» считают, что готовый свод правил поведения в ситуациях общения на межкультурном уровне способен обеспечить лишь кратковременное эффективное взаимодействие, подкрепленное «методом проб и ошибок» (там же). По-мнению сторонников «нон-утилитаризма», процесс профессиональной подготовки к взаимодействию в поликультурной деловой среде должен основываться на предоставлении обучающимся прочной теоретической базы, которая позволит сформировать навык общения на межкультурном уровне в различных ситуациях.

      Большинство отечественных и зарубежных ученых сходятся во мнении, что достичь  подобных результатов можно с  помощью системного (Ю.Б. Кузьменкова7) или практического экспертного (O. Bayo, P. Casse, W. Howell8) подхода. Наряду с систематизированными теоретическими знаниями в их сопоставлении и анализе, предоставляется комплекс ситуативно-обусловленных заданий по отработке навыков применения полученных знаний на практике. Основной целью практического экспертного подхода (experiential approach) является, по мнению В. Хауэлла (W. Howell, 1982), формирование «непроизвольной компетенции» (“unconscious competence”), под которой автор понимает такой уровень сформированности межкультурной компетенции, при которой межкультурный коммуникант обладает способностью применять полученные знания и навыки в процессе общения на межкультурном уровне, не подвергая осознанному анализу процесс их выбора, адекватно ситуации общения.

      В настоящее время в системе отечественного профессионального образования доминирующим является межкультурный подход к профессиональной подготовке специалистов, целью которого является формирование межкультурной компетенции – способности и готовности к профессиональному межкультурному взаимодействию.

      Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод о том, что глобализационные процессы способствуют все более интенсивному взаимодействию между представителями различных культур на разных уровнях, в том числе в профессиональной области. Профессиональное образование, призванное наиболее эффективно подготовить специалистов к профессиональным межкультурным контактам, откликается на данные процессы переориентировкой приоритетов, разработкой соответствующих подходов и методов, что неизбежно приводит к необходимости реформации, модернизации системы профессионального образования, определения направлений его развития в соответствии с современными тенденциями в глобальном поликультурном мировом сообществе, что позволяет говорить о глобализации сферы профессионального образования на современном этапе. 

ГЛАВА II. Феномен глобализации профессионального образования

    1. Формы модернизации современного профессионального образования под влиянием глобализационных процессов
 

      Глобализация  оказала и оказывает сильное  влияние на сферу профессионального  образования. Процессы глобализации образования сложны и многосторонни, затрагивают как отдельные образовательные учреждения и потребителей их услуг, так и национальные системы образования в целом, что требует продуманных стратегических действий на государственном уровне. С развитием процессов глобализации и культурного взаимодействия перед профессиональным образованием встали новые цели – подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменяющихся условиях глобального рынка.

      Активность  процесса этих изменений накладывает на сферу профессионального образования необходимость реформирования и создания открытой и гибкой системы, постоянно находящейся в курсе текущих преобразований и мгновенно откликающейся на происходящие в обществе изменения. Следовательно, функционирование системы профессионального образования в условиях постоянного глобального межкультурного взаимодействия, предполагает его вовлечение в единый мировой образовательный рынок и активное сотрудничество с образовательными институтами разных стран. Это дает возможность организовывать совместные исследовательские проекты, проекты по обмену для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов, то есть «интегрировать» естественный процесс взаимодействия культур в образовательную среду.

      Таким образом, глобализация профессионального образования приводит к следующим модификациям в этой сфере: диверсификации предложения, росту финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение, расширение учебных планов и обучение своих студентов в зарубежных вузах-партнерах, расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов, повышения качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями.

      Самая известная форма глобализации профессионального  образования – это мобильность  студентов. Большинство европейских стран уже многие годы имеют постоянный приток студентов из разных стран. Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Наиболее известные из них – «Эразмус», «Сократ», «Лингва» ставили своей целью создание европейской модели профессионального образования, мощное средство развития общеевропейского рынка специалистов.

      Еще одной формой глобализации сферы образования является мобильность преподавательского состава, которая обусловлена исследованиями и научной работой. В большинстве случаев это форма интеллектуальной миграции – миграции научных и преподавательских кадров высокой квалификации, реально или потенциально занятых научными исследованиями и разработками, а также обслуживанием образовательной отрасли (Лингводидактический энциклопедический словарь, 85). Данная форма глобализации вызывает неоднозначные оценки. Некоторые рассматривают ее как двусторонний обмен информацией (brain gain и brain drain). Концепция растраты умов (brain waste) приравнивает интеллектуальную миграцию к потере или утечке умов, считая, что отток квалифицированных кадров подрывает способность страны к социально-экономическому развитию (В. Лоуренс, 2004). Тем не менее, интеллектуальная миграция – составляющая процесса глобализации и активный катализатор процесса взаимодействия культур в образовательной среде.

      Взаимодействие  учебных заведений в сфере  профессионального образования  выражается в форме глобализации, получившей название транснационального образования, что предполагает различные варианты международного сотрудничества: франчайзинг (по договору франшизы зарубежное образовательное учреждение выдает местному разрешение использовать свои образовательные программы и выдавать свои дипломы на взаимно согласованных условиях); программы-близнецы (предложение совместных программ обучения); взаимное признание программ.

      Подобные  программы предполагают международный  контроль качества, взаимное признание  документов, прозрачность национальных систем образования, увеличение возможностей трудоустройства для выпускников  в рамках объединенной Европы. Следовательно, перечисленные формы глобализации профессионального образования позволяют готовить конкурентоспособных специалистов, свободно ориентирующихся в поликультурной деловой среде. 

    1. Тенденции глобализации профессионального образования в 21 веке

      Рассмотренные выше формы глобализации профессионального образования определили основные тенденции данных процессов в образовательной сфере. Такие важные факторы, как растущая автономия образовательных учреждений, активное взаимодействие и обмен программами привносят еще большее разнообразие в системы профессионального образования. Важным этапом в тенденции по унификации образовательных стандартов стало подписание Сорбонской и Болонской деклараций. Сорбонская декларация содержала признание приверженности стран делу интернационализации и созданию «единого пространства европейского высшего образования» (www.unesco.org/education). Болонская декларация (1999) преследовала следующие две основные цели: 1) повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования и 2) увеличение мобильности студентов и рабочей силы в рамках Европы. Для достижения этих целей были сформулированы следующие задачи:

- создание  системы понятных всем квалификационных степеней высшего образования;

- создание  системы высшего образования,  основанной на двух уровнях;

- создание системы накопления и перевода зачетных единиц («кредитов») для продолжения образования в другой стране;

- мобильность  студентов, преподавателей, исследователей;

- сотрудничество  в области управления качеством;

- создание  европейского стандарта высшего  образования.

      Таким образом, для современных модернизационных процессов в области профессионального образования характерны следующие особенности:

- рост потребности в квалифицированных кадрах для экономики (сформировалось осознание того факта, что необходимо обучить, воспитать новое поколение профессионалов, которое будет принимать решения по всем сложнейшим в условиях глобализации проблемам и ключевым вопросам политики, экономики, финансов, идеологии, культуры);

- растет международная открытость национальных культур, национальных систем высшего профессионального образования. Этому способствует тот факт, что современные технологии делают информацию доступной в каждом уголке земного шара, обеспечивают трансляцию знаний из ведущих мировых центров;

- вместе с интернационализацией усиливается диверсификация системы профессионального образования. Сегодня мы видим два активно идущих процесса - диверсификации и интернационализации профессионального образования. Россия интегрируется в европейское образовательное пространство, которое получило формальное выражение в известном Болонском процессе. Задачи, сформулированные Болонской декларацией на период первого десятилетия XXI в., - это создание системы сопоставимых дипломов и степеней, в том числе и приложений к дипломам; создание системы, базирующейся на двух основных циклах обучения (двухуровневая подготовка); создание системы накопления и взаимного зачета учебных кредитов; содействие мобильности студентов, преподавателей, научно-исследовательских работников; содействие сотрудничеству в управлении качеством образования. Процессы диверсификации и интернационализации профессионального образования не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, определяя развитие профессионального образования и внося свой вклад в достижение высоких стандартов образования в каждой стране при сохранении уникального национального своеобразия.

      Перечисленные выше особенности глобализации профессионального образования позволяют вычленить тенденции его развития на предстоящее тысячелетие:

    1. изменение мотивов интернационализации – от культурных и образовательных к экономическим, которые могут быть краткосрочными (стремление учебного заведения получить дополнительный доход от платы иностранных студентов за обучение) и долгосрочным (установление партнерских отношений и подготовки конкурентоспособных специалистов);
    2. развитие и укрепление конкурентного международного рынка образовательных услуг (отсутствие или ограниченность предложения образовательных услуг определенного уровня и качества в отдельных регионах способствует росту спроса на международном рынке;
    3. региональные и глобальные альянсы стимулируют мобильность профессиональных услуг и специалистов, что требует глобальных подходов к определению качества образования и разработки общих критериев его оценки. Возникают международные системы лицензирования и аккредитации;
    4. изменяется роль государства в регулировании образования – усиливается автономия образовательных учреждений, используются рыночные механизмы регулирования образовательной деятельности;
    5. появление новых провайдеров образовательных услуг, составляющих конкуренцию системе традиционного профессионального образования (телекоммуникационные компании, издательства и компании, предлагающие принципиально новые программные обучающие продукты);
    6. возникновение новых моделей обучения, характеризующихся междисциплинарным подходом, разнообразием формируемых навыков, усилением отчетности перед обществом, обучением в процессе применения знаний и навыков.

Информация о работе Профессиональное образование в условиях глобализации и взаимодействия культур