Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:43, реферат
Цель исследования состоит в раскрытии феномена глобализации профессионального образования и вычленении основных тенденций и перспектив развития этого процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
Раскрыть сущность феномена глобализации профессионального образования.
Определить основные сферы влияния глобализации на систему профессионального образования, а также особенности его развития в ситуации взаимодействия культур.
Выявить тенденции развития профессионального образования в условиях глобализации и взаимодействия культур, высветить пути развития международного сотрудничества в области образования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Глобализация как процесс трансформации сфер общественной жизни 6
Феномен глобализации. Глобализация и интернационализация 6
Глобализация и взаимодействие культур 9
1.3. Роль глобализации и взаимодействия культур в сфере
профессионального образования в лингводидактическом аспекте 13
ГЛАВА II. Феномен глобализации профессионального образования 18
Формы модернизации современного профессионального образования под влиянием глобализационных процессов 18
Тенденции глобализации профессионального образования
в 21 веке 21
Пути международного сотрудничества в области профессионального образования в условиях глобализации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Реферат
по
истории и философии науки
Профессиональное
образование в условиях глобализации
и взаимодействия культур
Москва
2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА
I. Глобализация как
процесс трансформации
сфер общественной жизни 6
1.3. Роль глобализации и взаимодействия культур в сфере
профессионального
образования в лингводидактическом
аспекте 13
ГЛАВА
II. Феномен глобализации
профессионального
образования 18
в 21 веке 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Отличительной чертой развития современного мирового сообщества является социально-экономический прогресс, характеризующийся установлением рыночных отношений и возникновением новых форм собственности, стремительно развивающимися технологиями, взаимодействием специалистов различных стран, взаимодействием и взаимовлиянием культур, профессиональных подходов и традиций. Одним из основных катализаторов глобализационных процессов можно назвать бурно и динамично растущий технологический прогресс, способствующий оперативному обмену информацией и расширению границ сотрудничества между государствами.
Очевидно, что реализующиеся в современном мире интеграционные процессы в экономике, политике, культуре, науке предполагают согласованность и взаимодействие между представителями разных культур и носителями различных культурных ценностей. Неслучайно в настоящее время особую актуальность приобретают исследования, анализирующие влияние особенностей взаимодействия культур на процесс профессионального межкультурного общения. В связи с этим трактовка термина «культура» приобрела в последние десятилетия новое звучание. Если раньше преобладало понятие о мировых культурных ценностях, то в современном мире поликультурных контактов возрастает важность понимания, описания, сравнения и интерпретации национальных культурных ценностей, норм и убеждений, специфики поведения, мышления и восприятия окружающего мира, свойственных представителям той или иной этнокультурной общности.
Система
образования на современном этапе
характеризуется поиском и утверждением
новых подходов к обучению, которые призваны
наиболее полно отвечать насущным потребностям
реформируемого российского общества.
В частности, глобализационные процессы
и активизация взаимодействия культур
обусловили появление межкультурного
подхода к преподаванию ИЯ. В сфере профессионального
образования это привело к необходимости
интеграции межкультурного подхода в
процесс профессиональной подготовки
и обучения профессионально-
Проблема влияния глобализационных процессов на изменения государственной политики в области образования, необходимость модернизации системы образования, разработки и внедрения современных подходов, в том числе и в сфере профессионального обучения, получила широкое научное осмысление и отражена в работах целого ряда ученых, что подтверждает ее актуальность.
В теории и методике профессионального образования идеи интегративности заложены в концепции глобального образования (В.И. Байденко, С.А. Гребнев, А.П. Лиферов, и др.).
В исследованиях философов, социологов (Б.Е. Винер, Т.Н. Емчура, Ж. Делор, Р.А. Каменская и др.) высказывается предположение о том, что интеграция образования может привести к утрате культурных традиций и культурных ценностей.
В то же время существует ряд исследований, в которых определены основы воспитания национального самосознания и межэтнической толерантности (Д.В. Зиновьев, З.Ф. Мубинова, Л.С. Ядрихинская и др.); воспитание человека культуры, гражданина (Е.В. Бондаревская); воспитание духовно богатой личности (Т.Н. Власова); воспитание культуры межнационального общения (З.Т. Гасанова).
Проблема сочетания международного и отечественного опыта профессиональной подготовки основана на противоречии традиций российского и международного профессионального образования, их взаимодействии на основе интеграции национальных и международных достижений в профессиональном образовании (В.И. Байденко, Е.П. Белозерцев, А.И. Галаган, Л.В. Занина, Л.Н. Тарасюк, К.Н. Цейкович и др.).
Таким образом, актуальность выбранной темы определяется интенсивностью влияния глобализационных процессов на систему образования в целом и сферу профессионального образования в частности, многоаспектностью этой проблемы. В рамках данной темы требуют всестороннего освещения и осмысления вопросы вычленения сфер влияния глобализации на систему профессионального образования, тенденций развития профессионального образования в данных условиях, определения пути развития международного сотрудничества в области образования, особенности развития профессионального образования в ситуации взаимодействия культур.
Таким образом, предметом исследования является сфера профессионального образования в фокусе глобализации и взаимодействия культур.
Цель исследования состоит в раскрытии феномена глобализации профессионального образования и вычленении основных тенденций и перспектив развития этого процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
Глава
I. Глобализация как
процесс трансформации
сфер общественной жизни.
Глобализация - это когда греческий танкер под либерийским флагом,
зафрахтованный российской компанией со штаб-квартирой в Швейцарии,
перевозя нефть из Литвы в Сингапур,
попадает в шторм в нейтральных водах.
Испанские и португальские спасатели не могут ему помочь,
и в результате, спустя шесть месяцев,
большое
нефтяное пятно портит экологию французского
побережья...
О
глобализации как об основной тенденции
мирового развития стали говорить около
20 лет назад, хотя сами глобализационные
процессы начались намного раньше и явились
итогом Второй Мировой Войны, началом
“холодной войны” и формированием биполярной
структуры мира. Обычно под глобализацией
понимают объективный процесс возрастания
и концентрации капитала, которому становится
все теснее и теснее в рамках отдельных
государств. Данный феномен ведет к формированию
единой всемирной экономики. Однако при
таком подходе учитывается лишь экономическая
сторона этой проблемы и оставляется в
тени более фундаментальная основа глобализации,
из которой проистекают и ее экономические
характеристики.
Общество - это не некий конгломерат индивидов,
племен, наций, народностей, а целостный
социально-природный организм, которому
объективно нужна не только организованность,
но и гармоничность и планомерность развития.
Глобализация - новый, более высокий этап
на пути реализации естественно-исторической
тенденции к объединению человечества
в условиях промышленной и постпромышленной
цивилизации.
Глобализационные процессы современности обусловлены историческими изменениями и имеют свои предпосылки. Известно, что каждому способу производства общественной жизни соответствует не только определенная социально-экономическая и политическая структура внутри отдельных стран, но также и определенные этнические общности и отношения между ними. Так, период собирательства характеризовался первобытно-общинными отношениями внутри социальных общностей и наличием родов, племен и народностей, основанных на кровном родстве, между которыми велись беспрерывные столкновения и войны. Переход к земледельческой цивилизации был ознаменован не только утверждением рабовладельческих и феодальных отношений внутри государств, но и появлением народностей, других этнических образований, могущественных империй, основанных главным образом на силе. Промышленная цивилизация означала новый шаг на этом пути. Она привела к появлению капиталистических отношений, а в международных рамках – к образованию нации и преимущественно национальных государств и распаду империи. Постпромышленная цивилизация также приведет к изменению не только внутренних, но и международных отношений.
На сегодняшний день процессы глобализации охватили все сферы общественной жизни, чему свидетельствуют многочисленные трактовки этого понятия. Например, “Глоссарий по информационному обществу” под глобализацией понимает “процесс распространения информационных технологий, продуктов и систем, несущий за собой экономическую и культурную интеграцию”1. Согласно Тезисам Совета по внешней и оборонной политике России, “под глобализацией понимаются многие процессы – и увеличение доли внешней торговли в мировом валовом продукте, и информационная революция, и качественное увеличение объемов, убыстрение скорости передвижения финансов и капиталов, и огромный рост перемещения самих людей, обострение традиционных и появление новых глобальных проблем”2. Понятие глобализации относится к «созданию и развитию интегрированных систем и отношений, выходящих за национальные границы» (S. Marginson, 2002, p. 410). Эти системы и взаимоотношения носят не только экономический, но и политический, культурный, технологический характер (S. Armstrong, 1997, p. 92). Глобализация посредством действия экономических и технологических сил превращает мир в общее социальное пространство, и события в одном регионе мира могут оказывать существенное влияние на жизнь отдельных лиц и организаций в других регионах земного шара (L. Heracleous, 1995, p. 128).
В научной литературе по глобализации образования также прослеживается несколько вариантов определения глобализации. Первый определяет данный феномен как либерализацию - освобождение от ограничений передвижения между странами, создание «безграничной» мировой экономики (D. Schultz, 2000, p.204). Сторонники этого определения ратуют за уничтожение барьеров для международной торговли, в том числе и образовательными услугами.
Второе определение представляет глобализацию как универсализацию – беспрепятственное распространение продуктов, опыта и знаний по всему миру. Наиболее ярким примером еэтого подхода к пониманию глобализации можно считать распространение информационных и компьютерных технологий.
Согласно третьему определению глобализация предстает как детерриториализация – разрушение жесткой связи экономического и общественного пространства с конкретной географической территорией (D. Iacobucci, 1994, p.53). При этом глобализация видится как процесс е трансформации пространственной организации социальных и экономических взаимоотношений.
Информация о работе Профессиональное образование в условиях глобализации и взаимодействия культур