Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:20, контрольная работа
Научно-философское направление, связанное с работами Эриха Фромма и некоторых других психоаналитиков, работавших в 30-70-е годы, называют "неофрейдизмом" или "культурным фрейдизмом". От психологии они двигались в сторону культурологии и этнологии. Эрих Фромм, в отличие от психоаналитиков-ревизионистов первой волны - В. Райха, К.Г. Юнга, А. Адлера - не вступал во имя ортодоксии в пререкания с Фрейдом и не имел в виду строить свою собственную версию психоанализа.
1. Эрих Фромм: жизнь, творчество, мировоззрение……………………………………3
2. Психоаналитическое просвещение……………………………………………………5
3. Природа человека и экзистенциальный опыт………………………………………..8
4. Экзистенциальная антропология……………………………………………………..11
5. Историческая индивидуация и "бегство от свободы"………………………………15
6. Человеческие потребности и "подлинный" способ жизни…………………………19
Список литературы………………………………………………………………………27
Современная цивилизация во многих отношениях враждебна эротической любви. Люди стремятся к удовольствию и обладанию, не достигая душевной близости.
Фрейд отмечал в любви
действие бессознательных механизмов,
активизацию усвоенных в
Любовь - постоянный труд души и преодоление вызова Времени. С возрастом перед людьми встают все новые жизненные задачи, и любовь должна их решать, изменяясь при этом сама.
Вторая экзистенциальная потребность - в "трансцеденции" - выводится Фроммом из философского понимания человека как существа, не тождественного самому себе, выносящего свою сущность вовне - в мир духа, истории и культуры. Человек не удовлетворяется теми пространственно-временными границами, в которых живет. Он чувствует себя призванным овладеть миром и преобразовать его. Это происходит путем творчества, в котором можно обрести смысл жизни, ощутить полноту бытия.
Без творчества жизнь носит
инстинктивный или
Третья потребность - в "укорененности".
Человек чувствует себя здоровым,
деятельным, когда он включен в
какую-то общность - семью, нацию, общину.
Даже космополиты должны конструировать
мысленный образ человечества, к
которому хотят принадлежать. В ходе
истории чувство укорененности
меняется. Естественная включенность
в малую группу, стадо, родовую
общность, сменяется национальной,
сословной, государственной
В идеологии национал социализма символы "расы", "земли", "крови", активизировались в политических лозунгах. Первобытный этноцентризм возрождается под маской популистских демократических движений. В странах "третьего мира" происходит прорыв архаических племенных чувств в цивилизованное сознание. Оно делается неустойчивым, предрасположенным к взрыву и агрессии.
Четвертая потребность направлена на поиск самоидентичности. Человек нащупывает центр своего бытия через уподобление себя внешнему объекту. Фрейд указывал на бессознательную идентификацию с тотемом, умершим предком. Идентификация осуществляется силой бессознательных влечений - любви, страха, восхищения. Важны идентификации с родительскими образами. Они намечают общую перспективу взросления. Идентификация с героем, вождем, святым определяет тип характера и мировоззрения. Существенны профессиональные, политические идентификации. Подбор человеческих типов в политическую и партийную элиту во многом основан на способности идентифицировать себя с лидером.
В личных отношениях перекрестные идентификации присутствуют постоянно, в особенности, между близкими людьми. Влюбленный нередко смотрит на мир глазами любимого человека и как бы утрачивает собственное "я".
Здоровая идентификация, однако, всегда частична. Человек не должен мнить себя Цезарем, Наполеоном, Буддой, хотя может вбирать в себя какие-то черты великих людей. Случается, что актер, глубоко вжившись в роль, не может выйти из нее и продолжает вести себя подобно художественному герою.
Идентификации необходимы как
ступеньки в социализации и духовном
восхождении. Даже высшие творческие функции
- мышление, воображение, способность
к оценке, развиваются путем
Способности разума, несмотря
на его универсальность, развиваются
путем целенаправленного и
Выработка самоидентичности
- драматическая задача. Есть люди, наделенные
даром эмпатии, легко сопереживающие
и входящие в образ другого. Но
есть и трагически отчужденные личности,
чувствующие себя замкнутыми в скорлупе
своего "я", почти не способные
к идентификации. Для них овладение
культурой есть тяжкий труд, механическое
"навешивание" на себя всякого
рода знаний, убеждений, которые, однако,
глубоко не входят в личность. Неодинаковы
и социальные условия идентификации.
В традиционном обществе существовали
четкие рамки и перспективы присвоения
человеком новых личностных качеств,
определяемых сословной принадлежностью,
возрастом, статусом, религией. Сегодня
эти рамки размыты или
Пятая потребность - в системе ориентаций и объекте поклонения. Фромм называет ее религиозной. По Фрейду, религия есть воспроизведение детской беспомощности, которая сочетается с компенсирующим чувством могущества, присущим Богу и мне - поскольку я верю в Бога и поскольку моя воля сливается с Его волей. Фрейд, в принципе, противник религии, предсказывающий ее отмирание. Юнг считал религию элементом нормальной психики и думал, что ее нужно обновлять и возрождать. Фромм называет религией любую систему взглядов и действий, которая служит источником жизненных ориентаций и объектом поклонения. Религия для него - вечна. Все дело в том, какая это религия, насколько она способствует развертыванию человеческих сил.
Фромм различает гуманистические
и авторитарные религии. Кальвинизм
- авторитарен, поскольку внушает
человеку страх, покорность, чувство
самоуничижения, а Бога трактует как
источник власти и силы. Гуманистическое
христианство требует развития разума,
свободной воли, любви, добролюбия.
Добродетель состоит в
В качестве примеров гуманистической религии Фромм называет ранний буддизм, даосизм, учение Иисуса, Сократа, Спинозы, религию Разума Французской революции. В иудаизме и христианстве присутствуют, по его мнению, оба принципа - авторитарный и гуманистический. Раннее христианство было гуманистическим. Иисус учил, что "царство Божие внутри нас". Но после того, как христианство из религии рабов и ремесленников превратилось в религию римских правителей, в ней стал доминировать авторитарный мотив.
Тип религии определяется,
по Фромму, типом общества. Там, где
управляет могущественное меньшинство,
держащее массы в повиновении, человек
охвачен страхом, не способен к сильному
и независимому чувству. Его религиозный
опыт оказывается авторитарным. В
свободном демократическом
"Авторитарные религии",
к которым Фромм относит
Бог для Фромма есть символ человеческой потребности в любви. Но следует ли из существования и силы этой потребности, что где-то во внешнем мире есть соответствующее ей существо? Фромм полагает, что не следует, подобно тому, как наша потребность любить не доказывает, что где-то существует человек, которого мы любим.
Список литературы
Информация о работе Проект человека в экзистенцианальном психоанализе Э.Фромма