Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:20, контрольная работа
Научно-философское направление, связанное с работами Эриха Фромма и некоторых других психоаналитиков, работавших в 30-70-е годы, называют "неофрейдизмом" или "культурным фрейдизмом". От психологии они двигались в сторону культурологии и этнологии. Эрих Фромм, в отличие от психоаналитиков-ревизионистов первой волны - В. Райха, К.Г. Юнга, А. Адлера - не вступал во имя ортодоксии в пререкания с Фрейдом и не имел в виду строить свою собственную версию психоанализа.
1. Эрих Фромм: жизнь, творчество, мировоззрение……………………………………3
2. Психоаналитическое просвещение……………………………………………………5
3. Природа человека и экзистенциальный опыт………………………………………..8
4. Экзистенциальная антропология……………………………………………………..11
5. Историческая индивидуация и "бегство от свободы"………………………………15
6. Человеческие потребности и "подлинный" способ жизни…………………………19
Список литературы………………………………………………………………………27
Возрастание свободы рождает тоску по утерянной связи с природой, желание "вернуться назад", к племенному, коммунальному бытию. Это желание, обнаруживаемое в символах "Матери-Родины", "Матери-Земли", Фромм называет "кровосмесительным. Прорыв инцестуозных влечений из коллективного бессознательного в массовое сознание сопровождается оживлением мифов, иррациональных идеологий.
Успехи просвещения не только освобождают, но и дают импульс реакционным силам. Человек стремится к свободе, мечтает о ней, но ощущает ее, как бремя, ибо свобода налагает ответственность, требует самостоятельного выбора. Экзистенциальные противоречия конституируют сознание, являясь в то же время источниками тревоги.
Будучи идеологом социализма, Фромм утверждает, что общество на основе возросшего экономического богатства, укрепившегося правосознания, развитой нравственности и гуманистической религии, способно разумно регулировать потребности своих членов, производство и распределение, не допускать резкого классового размежевания. Здоровое общество обеспечивает достойное существование всем, кто не может сам себя прокормить. Социализм держится не на экономике, а на гуманистической этике и душевном здоровье. Адекватный же способ разрешения экзистенциальных дихотомий - бескорыстное совершение добрых поступков - милосердие, любовь, духовное творчество.
В книге "Бегство от свободы" Фромм осуждает пафос "исторической необходимости" как ложный и аморальный и утверждает пафос свободы и ответственности.
Корни германского национал социализма - этого новейшего бегства от свободы - Фромм усматривает во временах Реформации. Последняя, по мнению Фромма, была неудачной попыткой самоутверждения человека в условиях расширившейся свободы. Реформации, как и национал-социализму, предшествовал период относительно спокойного развития. В Средние века массы страдали от войн, эпидемий, феодального гнета, но человека все же чувствовал себя защищенным. Каждый занимал свое место в социальной иерархии. Отношения между людьми одного сословия носили, в основном, личностный, неофициальный характер. Цех, гильдия, община, церковь защищали отдельную личность. Религия создавала четкую систему ориентаций. Философская антропология церкви была гуманной и оптимистической. Учителя церкви подчеркивали, что человек создан по образу и подобию Божию, может выбрать путь добродетели и спасти душу. Свобода, бессмертие, достоинство человека представлялись гарантированными подвигом Христа. Грань между земной и небесной, временной и вечной жизнью не казалась столь уж резкой.
В XV-XIV веках феодальная система была потрясена ростом городов и развитием капитализма. Человек почувствовал себя оторванным от земли, общины, церковного прихода. Распространение философского рационализма, гуманистической идеологии способствовало осознанию индивидуальной свободы и возникновению чувства одиночества, непрочности бытия. Вера в бессмертие ослабла и человек остро ощутил необходимость самореализации в течение ограниченного срока земной жизни.
Сдвигами в образе жизни и мироощущении масс Фромм объясняет победу учений Лютера и Кальвина. Идеология реформации отличалась безрадостным тоном. Лютер провозгласил свободу, но эта свобода была осмысленна, скорее, как бремя, нежели как простор для творчества. Человек был признан греховным от рождения и имеющим врожденную склонность ко злу. Он ощущал себя ничтожным и бессильным перед Богом. Возможность спасения состояла лишь в том, чтобы, признав свое бессилие, сделаться послушным орудием в руках Бога.
Особенно мрачной и
жестокой была кальвиновская теория
предопределения. Кальвин учил, что
только Бог решает, кому спастись, а
кому погибнуть. Действия человека не
имеют для спасения души решающего
значения. Человек не принадлежит
себе. И все же кальвинисты считали,
что именно они, люди, осознающие собственную
греховность и ничтожность, являются
избранными, имеют больше шансов спастись,
чем представители других конфессий.
Поставив своих адептов в
Проводя параллель между
Реформацией и нацизмом, Фромм
описывает "смутное время", которое
предшествовало приходу Гитлера
к власти. Падение монархии в Германии,
рост инфляции, безработицы, крах многих
предпринимателей. Стиснутый между
монополиями и рабочим
Когда получают простор иррациональные силы, открывается широкая арена для деятельности "харизматических личностей", популистских лидеров, вождей, обуреваемых жаждой власти и уверовавших в свою миссию спасения народа. В обстановке интеллектуального и нравственного упадка формируется новая авторитарная идеология. Фашизм с его мифами об исторической миссии германского народа, будущем тысячелетнем рейхе, культом партии и фюрера, воплощающего в своей персоне волю и ум народа, соответствовал настроениям масс. Фашистские идеологи обещали народу мудрую отеческую опеку, изобилие благ и торжество свободы. Многие колеблющиеся интеллигенты и растерянные юноши, мечтавшие о всеобщем счастье, поддались этой пропаганде и встали в ряды штурмовых батальонов.
Маркс говорил о теории,
которая, овладевая сознанием масс,
становится материальной силой. Фромм
замечает, что теория, как таковая,
не может завладеть сознанием, ибо
она сложна, отвлеченна, лишена образно-эмоциональной
привлекательности. Но теория может
дать толчок идеологическому мифотворчеству
политиков. Завладеть массами может
лишь идеология, т.е. авторитарная псевдорелигия,
которая формируется во взаимодействии
масс и политиков-демагогов, апеллирующих
к коллективному
6. Человеческие потребности и "подлинный" способ жизни
Фокус психолого-антропологической и этической концепции Фромма - учение об экзистенциальных потребностях. Это потребности в общении, трансцеденции, укорененности, самоидентичности и системе ориентаций.
Потребности могут удовлетворяться
здоровым и невротическим, неподлинным
способом. Принятому в
Потребность в общении
обусловлена тем, что человек
не самодостаточен. Биологически, социально
он нуждается в других людях. Еще
более глубока духовная взаимозависимость
людей. Общение - исходная и непреходящая
реальность, источник наслаждений и
мучений. Лишь с помощью других людей
можно ощутить всю полноту
бытия, развить разум, способность
к любви и творчеству. Но другие
люди выполняют в нашей жизни
также роль палачей и мучителей.
Самые большие несчастья
Наиболее грубый, патологический способ "неподлинного" любовного общения - "садомазохизм", т.е. достижение контакта с другими через господство или подчинение. Учитель, глава секты или политический вождь используют свое положение для того, чтобы , наслаждаясь властью, повелевать, мучить своих учеников и подчиненных.
Подмена любви властвованием,
обладанием происходит и в личных
отношениях. Одни ищут счастья и
удовлетворенности в
Любовь - главный способ "подлинного" общения. Но и в подлинной любви человек ищет себя, осмысленно преодолевает трудности и рискует себя потерять.
Способность к любви формируется с детских лет в эмоциональном контакте с любящими людьми. Но она не возникает автоматически на почве детских привязанностей и полового инстинкта, а требует внутренних усилий. Любовь есть бытие и творчество, а не обладание. Человек, развиваясь, должен активно "упражнять" способность к любви, заботясь о младших и товарищах, растениях и животных. Способность к любви отличает зрелого человека и предполагает развитый интерес к личности другого.
Многие имеют превратное представление о любви. Любовь не сваливается на нас неизвестно откуда в один прекрасный день. В действительности - любовь это развитая способность общения и своего рода искусство. Истинная любовь не тождественна сексуальной близости, слепому обожанию или "владению" другим человеком. Она свободна, равноправна, сопряжена с душевной работой.
Помимо эротической
Отцовскую любовь Фромм характеризует как "несимметричную", такую, которую сын или дочь должны заслужить. Зрелая отцовская любовь связана с духовной близостью, мудростью, требовательностью. Отцовская любовь предполагает покровительство, разумное попечение, служит как бы наградой за достижения.
Материнская любовь тоже "несимметрична",
но, в отличие от отцовской, менее
требовательна, основана на эмоциональной
близости. Она связана с
В каждом виде любви есть свои опасности и отклонения. Амбивалентное сыновнее чувство к отцу, в котором смешиваются враждебность и восхищение, ревность и желание занять место отца - соответствующее фрейдовскому эдипову комплексу - есть, по Фромму, инфантильное проявление любви, которая в зрелом состоянии насыщается мотивами уважения, помощи и духовной близости между отцом и сыном. "Неподлинность" любви проявляется в неумении отца поддержать свой авторитет, в менторстве, а также в бунтарстве или слепом повиновении сына. Отклонения от подлинной материнской любви связаны с утратой "дистанции". Из-за внутреннего одиночества, невротической тревоги, мать стремится быть в постоянной близости к сыну или дочери, мешая им обрести свободу и зрелость. Мать может бессознательно проецировать на сына те чувства и требования, которые она должна была бы адресовать мужу. Недостаток материнской близости в детстве затрудняет молодому человеку достижение интимности. Избыток материнской близости и заботы мешает взрослению.
Развитие любовных отношений связано с изменением психологической дистанции между любящими. В случае отношений детей и родителей эмоциональная дистанция по мере взросления увеличивается, а духовная - сокращается. Это нормально. Но в современном обществе из-за высоких темпов развития культурный разрыв поколений преодолевается с трудом, а иногда и вовсе не преодолевается. Связи между поколениями рвутся. Дети расстаются с родителями, не достигнув духовной зрелости. Это создает угрозу культуре, ее традициям, усиливает конфликтность в семье.
Эротическая любовь наиболее личностна, "симметрична". Она создает возможность глубокой интимности. Более чем какой-либо другой вид любви способствует достижению зрелости и свободы. Но в эротической любви есть много риска, связанного с несоответствием характеров, неопытностью, борьбой мотивов. Различие эротической любви и любви между детьми и родителями состоит в том, что в первом случае двое становятся как бы одним существом, а во втором - дети и родители постепенно обособляются.
Информация о работе Проект человека в экзистенцианальном психоанализе Э.Фромма