Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:20, контрольная работа
Научно-философское направление, связанное с работами Эриха Фромма и некоторых других психоаналитиков, работавших в 30-70-е годы, называют "неофрейдизмом" или "культурным фрейдизмом". От психологии они двигались в сторону культурологии и этнологии. Эрих Фромм, в отличие от психоаналитиков-ревизионистов первой волны - В. Райха, К.Г. Юнга, А. Адлера - не вступал во имя ортодоксии в пререкания с Фрейдом и не имел в виду строить свою собственную версию психоанализа.
1. Эрих Фромм: жизнь, творчество, мировоззрение……………………………………3
2. Психоаналитическое просвещение……………………………………………………5
3. Природа человека и экзистенциальный опыт………………………………………..8
4. Экзистенциальная антропология……………………………………………………..11
5. Историческая индивидуация и "бегство от свободы"………………………………15
6. Человеческие потребности и "подлинный" способ жизни…………………………19
Список литературы………………………………………………………………………27
Особенность современной антропологии, по Фромму, в ориентации на духовно-этические, культурные, а не био-социальные компоненты человеческой природы. Последние составляют лишь периферию личности. Центром ее являются экзистенциальные ценности: свобода, разум, ответственность, любовь, забота, надежда и вера.
Можно, как отмечает П.С. Гуревич,
указать на три важнейших идеи,
составляющие своеобразие "антропологической
парадигмы ХХ века", органически
воспринятые Фроммом. Первая - открытие
Э. Кассирера, который назвал человека
"символическим животным". Ни одно
существо на Земле не выстраивает
между собой и миром
Знания, разум, как таковые, не составляют действующей основы личности. Они пусты и бессильны без экзистенциального, проще сказать, чувственного наполнения. Разум сам есть экзистенциальное качество, поэтому и в истории, и в индивидуальной жизни, он проявляет себя в разных формах и дает разные результаты. С помощью только рациональных норм и инструкций нельзя управлять человеком. Поэтому так хрупки, ненадежны многие механизмы цивилизации, выражающие лишь техническую рациональность и лишенные мотивационной основы. В любой чрезвычайной ситуации техническая рациональность может сломаться, если изменяться мотивы, то есть страхи, заботы, надежды человека.
Свобода и счастье не даются в готовом виде и не гарантированы никакими прошлыми достижениями. В каждой новой ситуации человек должен совершать выбор таким образом, чтобы сохранить подлинность своего бытия. Нет готовых рецептов принятия решений. Каждый сам должен решить, как использовать свою свободу, как реализовать свои способности. Нужно "прислушиваться" к "голосу" бытия и собственной совести. Человек не есть "законченное", "ставшее" бытие, сумма каких-то качеств. Его природа открыта, динамична и драматична. Бытие человека - самый богатый и сложный вид бытия. "Не наука, не батальоны ученых идут в авангарде прогресса, а проснувшиеся, желающие бодрствовать люди, которые воодушевлены любовью и понимают, что без усилий души никакое продвижение вперед невозможно".
4. Экзистенциальная антропология
Вопрос о потребностях
человека - важнейший для антропологии.
Ведь потребность определяет характер
вида, его биологическую нишу и
образ жизни. Удовлетворение потребности
есть условие выживания и
Каждый человек что-то сознает, о чем-нибудь мыслит, на что-то надеется, что-то любит. Можно верить в Бога или в то, что Его - не существует, но нельзя ни во что не верить. Объекты веры, заботы, любви - меняются, но сами потребности верить, заботиться, любить - остаются.
Экзистенциальные потребности
по ряду признаков отличаются от любых
других. Во-первых, своей непреходящестью,
неудовлетворяемостью. Голод, сексуальная
потребность могут быть удовлетворены.
Социальные проблемы, связанные с
бедностью, общественным порядком, всеобщей
грамотностью, равенством прав, гражданским
согласием, хотя и сложны, но разрешимы.
Глупо и недостойно человека всегда
желать досыта поесть и никогда не
иметь такой возможности, всегда
мечтать о богатстве и
Экзистенциальные потребности
ниоткуда не выводятся. Они даны вместе
с жизнью, в то время как специфические
потребности организма и
"Человеческая ситуация"
в основе своей - противоречива,
драматична. Разум - гордость и
достоинство человека - есть также
и его проклятье. Всякое
Социальная жизнь и
динамизм истории с ее скачками "вперед"
и откатами "назад" - связаны, по
Фромму, не столько с социальными
и классовыми противоречиями, сколько
с экзистенциальными
Еще одна дихотомия экзистенциального
типа просматривается в общении.
Человек страстно стремится к
душевному контакту с другим человеком,
к неограниченному
Эти и другие экзистенциальные дихотомии определяют структуру человеческого сознания. Испытывая тревогу и озабоченность, человек напрягает силы, разум, предпринимает колоссальные усилия, благодаря которым непрерывно меняются и перестраиваются формы его бытия, творится мир культуры. Надежды на окончательное разрешение человеческих проблем в некоем идеальном обществе, "земном Раю" - иллюзорны. Человек обречен, подобно Сизифу, вкатывать каждый день камень на вершину горы, чтобы затем наблюдать, как он срывается вниз. Если "сизифов труд" имеет смысл, то не в конечном результате, а в самом духовном становлении. Человек учится мужественно нести бремя свободы, не надеясь на помощь свыше, без веры в рай на земле и блаженство в загробном мире.
Фромм считает важным четко отграничить экзистенциальные проблемы от социальных и психологических. Человек никогда не перестанет мечтать о бессмертии и стремиться к нему. Но есть мечты и мечтательность. Мечты, фантазии, могут быть проектами будущих поступков и культурных деяний. Мечты о бессмертии не бессмысленны. Из стремления к бессмертию вырастает, в конечном итоге, вся духовная культура.
Устав от борьбы и волнений,
человек переносит
Поэты и философы давно заметили, что ощущение наибольшей полноты, осмысленности жизни возникает в ситуациях борьбы и риска, когда жизнь ставится на карту. "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой". (Гете). Этим, во многом, объясняется и странное пристрастие человека к войне, к драке, азартным и политическим играм. Тот ничего не поймет в истории и политике, кто попытается объяснять мир, войну, революцию, преступление и добродетель - только утилитарными, рациональными мотивами. Ощущение риска и непрочности бытия служит устойчивым фоном принятия решения. Но полное погружение в земную игру случайностей - обессмысливает жизнь.
Противоречие между
Человеческая ситуация была и остается открытой, проблематичной. Человек обречен на вечные поиски. Он всегда будет мечтать и действовать, побеждать и терпеть поражения.
5. Историческая индивидуация и "бегство от свободы"
"Бегство от свободы"
- одна из самых удачных и
емких философских метафор
Смысл исторического процесс Фромм видит в прогрессирующей индивидуации, т.е. освобождении личности от власти стада, традиции, авторитета, укреплении независимости и права самостоятельно принимать решения. История - не плавно-восходящий, а, скорее, возвратно-поступательный процесс, в котором периоды освобождения и просветления чередуются с периодами "бегства", возврата к рабству и помрачению ума. Процесс истории Фромм предлагает рассматривать в свете "человеческой ситуации", суть которой сводится к следующему.
Предок человека, несмотря
на свою физическую уязвимость и подверженность
многим опасностям, не знает страха
смерти. Подобно животному он слит
с природой. Сознание еще не отделилось
от бессознательного. Человек живет
в мире мифов, среди могущественных
существ, которые ему покровительствуют.
На какой-то ступени естественной эволюции
происходит разрыв привычных нитей,
связывающих человека с природой,
родом. Миф разрушается. Сознание отделяется
от бессознательного. Человек больше
не чувствует себя защищенным. Он начинает
ощущать страх смерти, свою уязвимость
и ограниченность. При этом каждый
шаг вперед по пути культуры и свободы
не только увеличивает его творческую
мощь, но и рождает чувства страха,
покинутости, бессилия. Если для Маркса
отчуждение есть факт "предыстории",
результат эксплуатации, то для Фромма
это антропологическая и
Информация о работе Проект человека в экзистенцианальном психоанализе Э.Фромма