Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:20, контрольная работа
Научно-философское направление, связанное с работами Эриха Фромма и некоторых других психоаналитиков, работавших в 30-70-е годы, называют "неофрейдизмом" или "культурным фрейдизмом". От психологии они двигались в сторону культурологии и этнологии. Эрих Фромм, в отличие от психоаналитиков-ревизионистов первой волны - В. Райха, К.Г. Юнга, А. Адлера - не вступал во имя ортодоксии в пререкания с Фрейдом и не имел в виду строить свою собственную версию психоанализа.
1. Эрих Фромм: жизнь, творчество, мировоззрение……………………………………3
2. Психоаналитическое просвещение……………………………………………………5
3. Природа человека и экзистенциальный опыт………………………………………..8
4. Экзистенциальная антропология……………………………………………………..11
5. Историческая индивидуация и "бегство от свободы"………………………………15
6. Человеческие потребности и "подлинный" способ жизни…………………………19
Список литературы………………………………………………………………………27
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
по курсу: ФИЛОСОФИЯ
на тему: «Проект человека в экзистенцианальном
психоанализе Э.Фромма»
Содержание
1. Эрих Фромм: жизнь, творчество, мировоззрение……………………………………3
2. Психоаналитическое
3. Природа человека и
экзистенциальный опыт………………………
4. Экзистенциальная антропология…
5. Историческая индивидуация
и "бегство от свободы"……………………
6. Человеческие потребности
и "подлинный" способ жизни…………
Список литературы…………………………………
1. Эрих Фромм: жизнь, творчество, мировоззрение
Научно-философское
Фромм начал свою научную деятельность в тот период, когда научное сообщество опиралось - даже в социо-гуманитарных науках - на парадигмы опытного естествознания. Писать в 20-30 годы о "душе человека", "искусстве любви", "бегстве от свободы" - мог только философ, не претендующий на строгую научность. В творчестве Фромма психоанализ представлен - наряду с марксизмом, экзистенциализмом, философской антропологией - как компонент общей науки о человеке, можно даже сказать, философской публицистики.
Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте в еврейской семье, где царствовал дух трудолюбия, религиозности и обрядоверия. Его отец - удачливым дельцом - торговал виноградным вином. Предки по отцовской линии были раввинами. Но у Фромма с детства была антипатия к людям, видящим смысл жизни в зарабатывании денег. Его отношения с отцом не сложились. Мать, Розе Краузе, из русских эмигрантов, нежно любила сына и способствовала формированию его общительного характера, веры в свои силы и неиссякающей надежды.
Эрих получил хорошее
образование, знал древние и новые
языки, интересовался Ветхим Заветом,
культурами Востока, дзен-буддизмом. Картина
мира, владевшая воображением еврейских
пророков, где "лев и овца живут
рядом", рано привлекли внимание
мальчика и дали толчок его раздумьям
о причинах зла, агрессии и основах
мирного человеческого
В 1918 году он поступает во
Франкфуртский, а затем переходит
в Гейдельбергский университет,
где изучает психологию, философию,
социологию. Его учителями были Макс
Вебер, Карл Ясперс, Генрих Риккерт, Альфред
Вебер. В 22 года Фромм -доктор философии.
Он заканчивает образование в
Мюнхене, в берлинском институте
психоанализа получает диплом психоаналитика
и в 1925 году становится врачом. Он расширяет
лечебную процедуру психоанализа, превращая
ее в доверительное, чуть ли не дружеское
общение с пациентом. Гуманистический
психоанализ должен был, согласно Фромму,
стать обязательным элементом цивилизации,
дополняющим образовательно-
Наиболее значимыми мыслями
и стимуляторами
В 1933 году Фромм переезжает в Чикаго, а затем - в Нью-Йорк. В 40-е годы конфликт с Адорно и Маркузе явился причиной отхода Фромма от Франкфуртской школы, основавшейся к этому времени в США. В 50-60 годы Фромм работает в Мексике как преподаватель, публицист и психоаналитик. Он становится членом социалистической партии США, выступает как автор ее программных документов, в частности, "Социалистического Манифеста". Выступая против войны во Вьетнаме, он оказывается в оппозиции к американским властям.
Критика буржуазного истэблишмента, социалистические взгляды, экзистенциалисткое мироощущение и блестящий талант лектора-публициста сделали Фромма любимцем молодежи, идеологом "новых левых" 60-х годов. В 1974 году Фромм поселяется в Швейцарии, где проводит остаток жизни. В 1980 году, за пять дней до своего 80-летия, Фромм скончался от инфаркта. В ФРГ посмертно издано десятитомное собрание его сочинений. Свой архив Фромм завещал доктору Райнеру Функу, впоследствии президенту Всемирного общества Эриха Фромма в Тюбингене. Оценивая заслуги и черты личности выдающегося мыслителя ХХ века, доктор Функ писал о свойственной Фромму "неразрывности мысли и жизни" "написанного и прожитого, убеждений и характера".
Публицистический пафос
работ Фромма отражает мироощущение
радикально-гуманистической
2. Психоаналитическое просвещение
Уже само название работ: "Бегство от свободы", "Человек для себя", "Здоровое общество", "Искусство любви", "Революция надежды", Из плена иллюзий", "Иметь или быть" говорят об этико-публицистической направленности творчества Фромма. Он не только ученый, но и просветитель ХХ века, один из тех, кто остро сознавал, что наше время нуждается в просвещении особого рода. Как это ни парадоксально, современный человек, несмотря на успехи науки, оказался менее просвещенным в отношении своих истинных целей, нужд и возможностей, чем человек добуржуазной, допросветительской поры.
Просвещение не следует отождествлять с какой-либо эпохой или культурой. Оно является неотъемлемым элементом исторического процесса и состоит во все более глубоком самопознании человека и человечества, выработке разумных гуманных принципов общественного мироустройства, политики и жизненной стратегии личности. В каждую эпоху просвещение приобретает новую направленность и осуществляется особенными методами. Не только наука, но религия и философия способны просвещать людей. Просвещение опирается на национальные и общечеловеческие традиции. В начале нашей эры христианство просветило души, обогатив человека идеями бессмертия, братской любви, надежды, веры и равенства людей перед Богом. Европейские гуманисты-просветители XVIII века утверждали идеи суверенности разума, прогресса, звали к свободе, справедливости, веря в природную доброту человека, его бескорыстное стремление к истине. В XIX веке марксистское просвещение открыло людям глаза на роль эксплуатации, собственности и классовой борьбы, на предвзятость и необъективность господствующих идеологий. Сегодня просвещение должно свести воедино экономические, антропологические, идеологические и психологические идеи, чтобы заставить человека осознать горькую правду о времени и о себе. Ученые-психоаналитики, способные трезво оценить психические ресурсы личности, ответственны в ХХ веке за просвещение. Они призывают к самокритике, отказу от успокоительных иллюзий, трезвому и мужественному взгляду на жизнь.
Трезвого наблюдателя
поражает колоссальный размах разрушительных
тенденций, которые не осознаются, как
таковые, а маскируются различного
рода идеологиями. Многие свои книги
Фромм начинает с констатации
и анализа духовного кризиса
цивилизации. Технически все более
мощная, но лишенная духовного измерения,
она движется по пути к самоуничтожению.
Трусость, эгоизм, духовная и психическая
инерция мешают людям признать глубокое
несоответствие между идеалами и
реальной практикой. Военное противостояние,
экологический кризис, вопиющее экономическое
неравенство соседствуют с
Современное просвещение
ориентировано не только психоаналитически,
но и экзистенциально. Оно не имеет
в виду одинаковые для всех народов
образ жизни, политическую или социальную
системы. Но предполагает единое общечеловеческое
понимание "подлинного" и "неподлинного"
бытия человека, четкое их разграничение.
Это разграничение
Здоровый, подлинный способ
жизни предполагает свободу разума,
восприимчивость к чужим
3. Природа человека и экзистенциальный опыт
Учение Фромма о "природе человека" опирается на богатую философскую традицию. Среди философов, видевших в человеческой природе "ключ" к проблемам культуры Фромм называет Аристотеля, Спинозу, Фейербаха. Спиноза был первым среди философов Нового времени, который выводил нравственные нормы из природы человека. Здоровье состоит, согласно Спинозе, в свободной активности разума, радостном мироощущении, стремлении к самосовершенствованию. Болезнь выражается в пассивности, зависимости от страстей, печали, бессилии. Гармония души и тела, разума и воли, господство над страстями, будучи принципами антропологии, являются, по Спинозе, также и принципами этики.
Традиционная гуманистическая
этика ставила во главу угла развертывание
творческих сил и добродетелей человека.
Современная психология, а за ней
и этика, усматривают норму здоровья
в приспособленности человека к
социальной среде, обществу, которые
во многих отношениях ущербны и несовершенны.
Ведь общественные формы и отношения
меняются в зависимости от экономических
условий, типа поселения, интенсивности
общения, а человеческая природа
в основе своей остается той же,
какой она была сотни тысяч
лет назад. Поэтому необходимо сосредоточить
внимание на ее основном "ядре", рассмотреть
внимательно ее сильные и слабые
стороны. Лишь исходя из такого анализа
мы сможем правильно понять человеческую
ситуацию, взаимоотношения природы
и культуры, сформулировать принципы
современной гуманистической
В ХХ веке общественные науки отходят от принципов "социологизма" и "экономизма", которые доминировали столетие тому назад. Не в общественной системе, не в экономике, а в самом человеке, в особенностях его жизненной ситуации следует искать ключ к пониманию истории, современного кризиса культуры и определению путей выхода из него. В ХIХ веке ученые стремились исключить субъективизм из социальных наук, свести к минимуму роль "человеческого фактора" в науке. Но ХХ век вновь сделал выбор в пользу антропологии, как основы истории и обществознания.
Информация о работе Проект человека в экзистенцианальном психоанализе Э.Фромма