Проект человека в экзистенцианальном психоанализе Э.Фромма

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:20, контрольная работа

Описание работы

Научно-философское направление, связанное с работами Эриха Фромма и некоторых других психоаналитиков, работавших в 30-70-е годы, называют "неофрейдизмом" или "культурным фрейдизмом". От психологии они двигались в сторону культурологии и этнологии. Эрих Фромм, в отличие от психоаналитиков-ревизионистов первой волны - В. Райха, К.Г. Юнга, А. Адлера - не вступал во имя ортодоксии в пререкания с Фрейдом и не имел в виду строить свою собственную версию психоанализа.

Содержание

1. Эрих Фромм: жизнь, творчество, мировоззрение……………………………………3

2. Психоаналитическое просвещение……………………………………………………5

3. Природа человека и экзистенциальный опыт………………………………………..8

4. Экзистенциальная антропология……………………………………………………..11

5. Историческая индивидуация и "бегство от свободы"………………………………15

6. Человеческие потребности и "подлинный" способ жизни…………………………19

Список литературы………………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 56.13 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

РЕФЕРАТ

 

по курсу: ФИЛОСОФИЯ

 

на тему: «Проект человека в экзистенцианальном

психоанализе Э.Фромма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Эрих Фромм: жизнь,  творчество, мировоззрение……………………………………3

2. Психоаналитическое просвещение……………………………………………………5

3. Природа человека и  экзистенциальный опыт………………………………………..8

4. Экзистенциальная антропология……………………………………………………..11

5. Историческая индивидуация  и "бегство от свободы"………………………………15

6. Человеческие потребности  и "подлинный" способ жизни…………………………19

Список литературы………………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Эрих Фромм:  жизнь, творчество, мировоззрение

Научно-философское направление, связанное с работами Эриха Фромма и некоторых других психоаналитиков, работавших в 30-70-е годы, называют "неофрейдизмом" или "культурным фрейдизмом". От психологии они двигались в сторону культурологии  и этнологии. Эрих Фромм, в отличие  от психоаналитиков-ревизионистов  первой волны - В. Райха, К.Г. Юнга, А. Адлера - не вступал во имя ортодоксии в  пререкания с Фрейдом и не имел в виду строить свою собственную  версию психоанализа.

Фромм начал свою научную  деятельность в тот период, когда  научное сообщество опиралось - даже в социо-гуманитарных науках - на парадигмы  опытного естествознания. Писать в 20-30 годы о "душе человека", "искусстве  любви", "бегстве от свободы" - мог только философ, не претендующий на строгую научность. В творчестве Фромма психоанализ представлен - наряду с марксизмом, экзистенциализмом, философской  антропологией - как компонент общей  науки о человеке, можно даже сказать, философской публицистики.

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте в еврейской  семье, где царствовал дух трудолюбия, религиозности и обрядоверия. Его  отец - удачливым дельцом - торговал виноградным вином. Предки по отцовской  линии были раввинами. Но у Фромма с детства была антипатия к  людям, видящим смысл жизни в  зарабатывании денег. Его отношения  с отцом не сложились. Мать, Розе Краузе, из русских эмигрантов, нежно  любила сына и способствовала формированию его общительного характера, веры в  свои силы и неиссякающей надежды.

Эрих получил хорошее  образование, знал древние и новые  языки, интересовался Ветхим Заветом, культурами Востока, дзен-буддизмом. Картина  мира, владевшая воображением еврейских  пророков, где "лев и овца живут  рядом", рано привлекли внимание мальчика и дали толчок его раздумьям  о причинах зла, агрессии и основах  мирного человеческого общежития. Являясь убежденным гуманистом, Фромм  болезненно реагировал на такие явления, как рост преступности, увеличение числа самоубийств, считая, что подобные факты противоречат человеческой природе. Огромный протест и искренне непонимание  вызвала у него первая мировая  война, в которой участвовали  самые цивилизованные европейские государства. Стремясь разрешить эти противоречия, Фромм увлекается психоанализом.

В 1918 году он поступает во Франкфуртский, а затем переходит  в Гейдельбергский университет, где изучает психологию, философию, социологию. Его учителями были Макс Вебер, Карл Ясперс, Генрих Риккерт, Альфред  Вебер. В 22 года Фромм -доктор философии. Он заканчивает образование в  Мюнхене, в берлинском институте  психоанализа получает диплом психоаналитика и в 1925 году становится врачом. Он расширяет  лечебную процедуру психоанализа, превращая  ее в доверительное, чуть ли не дружеское  общение с пациентом. Гуманистический  психоанализ должен был, согласно Фромму, стать обязательным элементом цивилизации, дополняющим образовательно-воспитательную систему. Задачу психоанализа Фромм  видел не в приспособлении к обществу, а в том, чтобы помочь каждому  человеку стать самим собой, правильно  сделать жизненный выбор.

Наиболее значимыми мыслями  и стимуляторами исследовательской  мысли Фромма были З. Фрейд, К. Маркс, Я. Бахофен. Учение последнего о "материнском  праве" стало для Фромма важным аргументом в его полемике с "сексуальной  теорией" Фрейда. Почти десять лет (1930-1939) Фромм связан с Франкфуртским  институтом социальных исследований, который возглавлял Макс Хоркхаймер. Фромм руководит отделом социальной психологии и уже в 1932 году на основе эмпирических исследований делает вывод  о вероятном приходе Гитлера  к власти. В духе Франкфуртской  школы Фромм разрабатывает "критическую  социологию" вместе с Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймером, стремясь сочетать идеи молодого Маркса, его критику  капитализма с экзистенциализмом, психоанализом и философской  антропологией. Вслед за Паскалем, Ницше, Кассирером, Фромм анализирует в  своих работах ситуацию человека в мире, подчеркивая открытость, незавершенность, свободу, эксцентрический  и трагический характер человеческого  бытия. Суть антропологии Фромма состоит  в том, что спонтанность и разумность как бы пересиливают инстинктивно-биологические  черты человека и "пересотворяют" его в качестве вида. Отталкиваясь от натурализма и позитивизма, Фромм  ищет опору в этике и религии, в которых он, однако всегда оставался  антропоцентристом.

В 1933 году Фромм переезжает в Чикаго, а затем - в Нью-Йорк. В 40-е годы конфликт с Адорно и  Маркузе явился причиной отхода Фромма от Франкфуртской школы, основавшейся к этому времени в США. В 50-60 годы Фромм работает в Мексике  как преподаватель, публицист и  психоаналитик. Он становится членом социалистической партии США, выступает как автор  ее программных документов, в частности, "Социалистического Манифеста". Выступая против войны во Вьетнаме, он оказывается в оппозиции к  американским властям.

Критика буржуазного истэблишмента, социалистические взгляды, экзистенциалисткое мироощущение и блестящий талант лектора-публициста сделали Фромма любимцем молодежи, идеологом "новых  левых" 60-х годов. В 1974 году Фромм  поселяется в Швейцарии, где проводит остаток жизни. В 1980 году, за пять дней до своего 80-летия, Фромм скончался  от инфаркта. В ФРГ посмертно издано десятитомное собрание его сочинений. Свой архив Фромм завещал доктору  Райнеру Функу, впоследствии президенту Всемирного общества Эриха Фромма в  Тюбингене. Оценивая заслуги и черты  личности выдающегося мыслителя  ХХ века, доктор Функ писал о свойственной Фромму "неразрывности мысли и  жизни" "написанного и прожитого, убеждений и характера".

Публицистический пафос  работ Фромма отражает мироощущение радикально-гуманистической молодежи и интеллигенции Запада 60-х годов. Он связан с критикой отчуждения - машинизации  общества, потребительской и рыночной психологии. Однако в его творчестве мы находим и "вечные проблемы", идеи, относящиеся к положению  человека в мире, смыслу истории, борьбе за свободу, справедливость, творческую самореализацию человека. Их психоаналитическое освещение составляет несомненную  заслугу Фромма.

2. Психоаналитическое  просвещение

Уже само название работ: "Бегство  от свободы", "Человек для себя", "Здоровое общество", "Искусство  любви", "Революция надежды", Из плена иллюзий", "Иметь или  быть" говорят об этико-публицистической направленности творчества Фромма. Он не только ученый, но и просветитель ХХ века, один из тех, кто остро сознавал, что наше время нуждается в  просвещении особого рода. Как  это ни парадоксально, современный  человек, несмотря на успехи науки, оказался менее просвещенным в отношении своих истинных целей, нужд и возможностей, чем человек добуржуазной, допросветительской поры.

Просвещение не следует отождествлять с какой-либо эпохой или культурой. Оно является неотъемлемым элементом исторического процесса и состоит во все более глубоком самопознании человека и человечества, выработке разумных гуманных принципов общественного мироустройства, политики и жизненной стратегии личности. В каждую эпоху просвещение приобретает новую направленность и осуществляется особенными методами. Не только наука, но религия и философия способны просвещать людей. Просвещение опирается на национальные и общечеловеческие традиции. В начале нашей эры христианство просветило души, обогатив человека идеями бессмертия, братской любви, надежды, веры и равенства людей перед Богом. Европейские гуманисты-просветители XVIII века утверждали идеи суверенности разума, прогресса, звали к свободе, справедливости, веря в природную доброту человека, его бескорыстное стремление к истине. В XIX веке марксистское просвещение открыло людям глаза на роль эксплуатации, собственности и классовой борьбы, на предвзятость и необъективность господствующих идеологий. Сегодня просвещение должно свести воедино экономические, антропологические, идеологические и психологические идеи, чтобы заставить человека осознать горькую правду о времени и о себе. Ученые-психоаналитики, способные трезво оценить психические ресурсы личности, ответственны в ХХ веке за просвещение. Они призывают к самокритике, отказу от успокоительных иллюзий, трезвому и мужественному взгляду на жизнь.

Трезвого наблюдателя  поражает колоссальный размах разрушительных тенденций, которые не осознаются, как  таковые, а маскируются различного рода идеологиями. Многие свои книги  Фромм начинает с констатации  и анализа духовного кризиса  цивилизации. Технически все более  мощная, но лишенная духовного измерения, она движется по пути к самоуничтожению. Трусость, эгоизм, духовная и психическая  инерция мешают людям признать глубокое несоответствие между идеалами и  реальной практикой. Военное противостояние, экологический кризис, вопиющее экономическое  неравенство соседствуют с наивной  верой в прогресс и декларациями прав человека. Между тем, человек  все больше превращается в деталь социальной мега-машины, жизнь становится однообразной, лишенной смысла. Человеком тонко и умело манипулируют, не давая ему реализовать свои творческие способности. Подлинная жизнь, основанная на разуме, любви и ответственности, становится все менее возможной. Нужна новая психология, новая социальная наука, которая бы не только исследовала психическую и социальную "механику", но помогала бы строить здоровое общество и воспитывать творческую, жизнелюбивую, гуманистически ориентированную личность. Гуманистический психоанализ должен стать основой планирования и новой организации общества. Психоанализ учит различать исходную мысль, мотивирующее побуждение и их "рационализированную" оболочку, представленную в идеологии. Идеология служит одновременно выражением скрытых стремлений и формой их подавления. Психоаналитическое просвещение нацелено на понимание душевной реальности, лежащей за общепринятыми нормами и представлениями. Психоанализ обнаруживает, что одинаковые глубинные умонастроения могут стоять за разными и даже враждебными идеологиями, а сходные идеологии могут прикрывать различные по смыслу и практическим последствиям стремления. Например, такие, казалось бы, далекие от друг друга идеологии как кальвинизм, фашизм и коммунизм вырастают, по Фромму, на сходных душевных основаниях, на типе личности, которую он называет авторитарной или "садо-мазохистической". Для этого типа характерно стремление к власти, готовность подчиниться силе, авторитету, неспособность к любви и свободному мышлению, комплексы страха и агрессивности. Авторитарный характер формируется в патриархальной семье с деспотическим воспитанием и служит опорой тоталитарного режима. Личность с таким характером враждебна демократии, требует "сильной руки", готова принять власть диктаторов.

Современное просвещение  ориентировано не только психоаналитически, но и экзистенциально. Оно не имеет  в виду одинаковые для всех народов  образ жизни, политическую или социальную системы. Но предполагает единое общечеловеческое понимание "подлинного" и "неподлинного" бытия человека, четкое их разграничение. Это разграничение конкретизируется у Фромма целым рядом дихотомий: здорового и больного общества, любви  к жизни и любви к смерти, авторитарной и гуманистической религии и этики, агрессивно-деструктивной и любовно-творческой ориентации характера. Некоторые критики упрекают Фромма в чрезмерной схематизации и рационализации экзистенциальных, смысложизненных проблем. Вряд ли правомерно столь широкое, распространяющееся на все сферы жизни - экономику, политику, этику - понимание противоположных ориентаций, "быть" и "иметь", но трактовка Фроммом здорового, подлинного способа жизни вряд ли может вызвать возражения. Фромм сохраняет классические просветительские идеалы - истины, добра, красоты и верит в возможность интерпретировать и обосновать их в духе современности, избегнув модернистского и постмодернистского релятивизма, этического и религиозного нигилизма.

Здоровый, подлинный способ жизни предполагает свободу разума, восприимчивость к чужим страданиям и радостям, любовь к другим и  к самому себе. Человек должен видеть смысл жизни и свое достоинство  не в том, чтобы "иметь", а в  том, чтобы "быть" - быть самим собой  при любых обстоятельствах и  совершать свой выбор. Просвещенный человек не пытается избегнуть сложностей жизни и спрятаться от опасностей под сенью авторитета. Неподлинный, непросвещенный, невротический образ  жизни связан с отказом от свободы, выражается в узком и ложном видении  мира, нежелании отдавать себе отчет  в истинных мотивах своих действий.

3. Природа человека и экзистенциальный опыт

Учение Фромма о "природе  человека" опирается на богатую  философскую традицию. Среди философов, видевших в человеческой природе "ключ" к проблемам культуры Фромм называет Аристотеля, Спинозу, Фейербаха. Спиноза  был первым среди философов Нового времени, который выводил нравственные нормы из природы человека. Здоровье состоит, согласно Спинозе, в свободной  активности разума, радостном мироощущении, стремлении к самосовершенствованию. Болезнь выражается в пассивности, зависимости от страстей, печали, бессилии. Гармония души и тела, разума и воли, господство над страстями, будучи принципами антропологии, являются, по Спинозе, также  и принципами этики.

Традиционная гуманистическая  этика ставила во главу угла развертывание  творческих сил и добродетелей человека. Современная психология, а за ней  и этика, усматривают норму здоровья в приспособленности человека к  социальной среде, обществу, которые  во многих отношениях ущербны и несовершенны. Ведь общественные формы и отношения  меняются в зависимости от экономических  условий, типа поселения, интенсивности  общения, а человеческая природа  в основе своей остается той же, какой она была сотни тысяч  лет назад. Поэтому необходимо сосредоточить  внимание на ее основном "ядре", рассмотреть  внимательно ее сильные и слабые стороны. Лишь исходя из такого анализа  мы сможем правильно понять человеческую ситуацию, взаимоотношения природы  и культуры, сформулировать принципы современной гуманистической этики.

В ХХ веке общественные науки  отходят от принципов "социологизма" и "экономизма", которые доминировали столетие тому назад. Не в общественной системе, не в экономике, а в самом  человеке, в особенностях его жизненной  ситуации следует искать ключ к пониманию  истории, современного кризиса культуры и определению путей выхода из него. В ХIХ веке ученые стремились исключить субъективизм из социальных наук, свести к минимуму роль "человеческого  фактора" в науке. Но ХХ век вновь  сделал выбор в пользу антропологии, как основы истории и обществознания.

Информация о работе Проект человека в экзистенцианальном психоанализе Э.Фромма