Проблемы истины в современной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Иногда говорят, что философия - не школьная наука. Ее-де может постичь только человек, умудренный жизненным опытом и долгими размышлениями. Конечно, ни то, ни другое не помешает. Но, может быть, именно детство и юность - лучшее время для начала. Философия любит спрашивать, для нее вопросы часто оказываются важнее ответов. Но детство и юность спрашивают чаще, чем другие эпохи жизни, а вопросы их бывают острее, фундаментальнее, чем вопросы людей зрелых.

Работа содержит 1 файл

1реферат готовый.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Инновации - (позднелат. inovatio, англ. innovation - нововведение) - явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание ("социализировались"); закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности. Во втором случае чаще используют понятие нововведение, выражая его сущность в терминах инновационной деятельности и инновационных процессов (если учитывается процесс сопряженных изменений в среде) и раскрывая его содержание как комплекный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов.

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Инженерная  деятельность - это самостоятельный специфический вид технической деятельности всех научных и практических работников, занятых в сфере материального производства. В современной своей сущности "инженерная деятельность - это техническое применение науки, направленное на производство техники и удовлетворение общественных технических потребностей"

Техническая деятельность – техника это новый, искусственный мир, «вторая природа» - как бы вырастает из «первой природы», поэтому продолжает «жить» по её законам, хотя приобретает свои специфические черты и формы. Деятельность человека по созданию технических объектов и управлению процессами их изготовления называется технической. Техническая деятельность с применением научных знаний называется инженерной. Изобретая и изготовляя технические приспособления, создавая условия и функционирования, человек целенаправленно. В соответствии со своими знаниями, потребностями, интересами и целями видоизменяет природу. Одновременно изменяется и сам человек, совершенствуется его ум, обогащаются знания, умения и навыки деятельности.

Социальные  технологии - методы решения социальных проблем, направленные на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим развитием. 
 

18

ПРОБЛЕМНЫЙ  ВОПРОС

Какую роль в творческом процессе играет фантазия, интуиция?

Роль  фантазии в творческом процессе особенно велика, потому что она порождает новое, оригинальное. Фантазия выполняет одновременно гносеологическую и психологическую функции. С гносеологической точки зрения фантазия двойственна: она как бы отрывает мышление от «сковывающих» его чувственных данных и тем самым направляет к абстракции. В то же время фантазия закономерно тяготеет к чувственно-предметному, индивидуализированному содержанию мышления. Эта особенность фантазии делает ее чрезвычайно продуктивным психологическим средством творческого мышления. 
В отличие от ассоциации фантазия тяготеет к целостности, последовательности, гармонии. Именно это создает «поле тяготения», собирающее элементы сознания в образ или представление, способствующее творческому решению. Фантазия играет большую психологическую роль тем, что «обтекает», обходит предубеждения и логически неустранимые противоречия мышления. Она опирается на те элементы проблемной ситуации, которые несут в себе свернутое, сжатое представление о предмете в целом. 
В творчестве журналиста роль фантазии специфична, поскольку, оперируя по преимуществу документальным материалом, он заранее настраивается на предельную фактическую точность мышления. Но журналист должен обладать способностью фантазировать с помощью документальных «фрагментов реальности». 
Фантазия создает прогностическую модель будущего произведения, в которой не все составляющие его элементы прорисованы сознанием с одинаковой четкостью. Однако осознанные элементы поставлены в столь определенные отношения с неосознанными, что это существенно облегчает поиск творческого решения. 
Было бы неверным отождествлять фантазию как психологический процесс с выдумкой, возникающей при информационной недостаточности, искажающей действительность. Фантазия возникает как развитие информации, но не как замещающий ее фактор. Б. Полевой рассказывал, как однажды он нарисовал портрет героя очерка исходя из привычного стереотипа: герой высок, мужествен, с буйной черной шевелюрой. Впоследствии оказалось, что человек этот был лыс, и несущественная вроде бы деталь (очеркист разговаривал с героем на улице, когда оба собеседника были в шапках) стала предметом шуток и розыгрышей товарищей. 
Фантазия в журналистике только тогда становится продуктивной, когда, строго следуя фактам, полностью опираясь на точное знание, она «реконструирует» имеющиеся данные, придает им — в замысле и исполнении — композиционную завершенность, так сказать, «архитектурную цельность». Воображение не беспредметно, но выверено, соотнесено с общественно-политической целью произведения, с имеющимся документальным материалом. Оно придает этому материалу выразительность, которая необходима для правильной оценки происходящего. 
В художественно-публицистической типизации или в сатирическом преувеличении всегда предполагается действие воображения или фантазии. Однако продукт воображения никогда не выдается за реальный, имевший место в действительности факт. 
И хотя роль фантазии, воображения в журналистике не столь активна, как в искусстве или науке, психологическое значение этих процессов велико потому, что они позволяют добиваться свободы, раскованности изложения. На практике именно психологические причины часто определяют творческие возможности журналиста. Осознание этого факта должно стимулировать интерес самих журналистов к психологии.

Причастность  интуиции к творческому  процессу стала для многих исследователей столь очевидной, что превратилась в условие и исходный пункт позитивного решения как той, так и другой проблемы. Один из основоположников теории творчества, А. Пуанкаре прямо заявлял, что от решения проблемы интуиции зависит успех в раскрытии тайны научного творчества и б конечном счете – прогресс науки. Гиперболизация данного тезиса очевидна, но Пуанкаре, видимо, прав в том, что творчество и интуиция не могут не иметь точек соприкосновения.  

19

Это мнение разделяют С. Е. Зак, А. Н. Леонтьев, С. Р. Микулинский, В. А. Энгельгардт, М. Г. Ярошевский, А. Ньюэлл, Г. Саймон, Дж. Шоу  и многие другие известные советские  и зарубежные ученые – специалисты в области проблемы творчества. Б. М. Кедров утверждает, что интуицию можно познать и должным образом оценить лишь в цепи творческого процесса.

Вопрос о соотношении  творческого и интуитивного в  значительной степени осложняется  тем, что содержание самого понятия "творчество" остается едва ли более содержательным, чем понятие "интуиция". Существует масса определений этого понятия, но ни одно из них не является исчерпывающим в силу чрезвычайной сложности и специфичности этого феномена. Обычно под творчеством понимают специфическую форму человеческой деятельности, отличающуюся новизной и оригинальностью, свидетельствующую о яркой индивидуальности Творца, о его способности выдвигать нешаблонные идеи и предлагать неожиданные решения.

Одним из первых обратил внимание на необходимость  внесения ясности в данный вопрос В. Ф. Асмус. "Нельзя никому запретить называть "интуицией" способность изобретения и предшествующую доказательству способность предвидения. Но надо точно оговорить этот смысл понятия "интуиции" и отличить его от понятия о логически не выводимых элементах доказательства". По мнению автора, интуиция есть форма непосредственного знания; ко всем другим интерпретациям данного понятия философия не имеет никакого отношения. Следует заметить, что данная точка зрения имеет как своих сторонников, так и своих противников.

Однако, разобраться  в существе двух трактовок понятия "интуиция", отмеченных В. Ф. Асмусом: "способность изобретения и  предшествующая доказательству способность  предвидения" и "логически не выводимые  элементы доказательства". Прежде всего следует заметить, что подход к пониманию интуиции как "способности изобретения" не свойствен большинству исследователей этой проблемы. Последние рассматривают интуицию не как "способность изобретения", а, скорее, как важный элемент творческого мышления, одну из его специфических форм. Если говорить точнее, то под "эвристической интуицией" понимается способность "угадывать" (предвидеть) результат до того, как он будет получен средствами логического вывода. Мы не усматриваем принципиального различия понятий "логически не выводимые элементы доказательства" и "предшествующая доказательству способность предвидения", ибо первое вовсе не означает принципиальной невозможности последующего логического вывода данных, полученных интуитивным путем.

Проблема  интуиции родилась в науке как бы дважды. Первый раз – как гносеологический феномен в системе зарождающейся теории познания (древнеиндийская и античная философия). Вторично интуиция была "открыта" наукой уже в качестве психического, позднее психоэвристического феномена. Не случайно это "открытие" совпало по времени с зарождением психологии как самостоятельной области научного знания. С этого времени (конец XIX в.) исследование проблемы пошло по двум относительно самостоятельным направлениям: собственно-философском (гносеологическом) и психологическом. К этому же историческому периоду относятся и первые серьезные и систематические попытки проникнуть в тайны творческого процесса, и прежде всего в его психические механизмы. Естественно, что в сложившейся ситуации интуиция привлекала внимание исследователей именно в качестве психического, опирающегося на более реалистическую почву феномена. Понятия "творчество" и "интуиция" оказались не только тесно связанными, но содержание последней получило в данном аспекте свое специфическое, характерное преломление в качестве эффекта, названного В. Кёлером инсайтом (insigt), догадкой. Нет, видимо, надобности еще раз подробно останавливаться на том, почему именно данному аспекту исследования и данному пониманию феномена интуиции было отдано предпочтение подавляющим большинством материалистически мыслящих исследователей.

Проблема  интуиции была и остается тем, что  иногда называют "вечными проблемами философии". Она будет менять свою форму, но сохранять неизменной свою гносеологическую сущность. Как справедливо заметил датский философ Хеффдинг, решения проблем могут

20

умирать, сами же проблемы остаются вечно живыми. Если бы это было не так, у философии  не было бы столь долгой истории. В  этом отражена суть диалектической природы  человеческого познания.  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия как  сфера постижения мира и человека - открытая, развивающаяся система, а бесконечный поиск и развитие - это способ ее существования.

Философское познание изменяющейся, развивающейся действительности возможно лишь в форме творческого поиска, который считает полученные решения не окончательными, а открытыми - открытыми для дискуссии, для критики, для переосмысления, уточнения и углубления. Хорошо известно из прошлого, что как только от философского исследования отлетает дух напряженного искания, смелого интеллектуального усилия, тут же, словно по мановению руки злого волшебника, все как будто застилается какой-то нездоровой пеленой. Даже самые глубокие истины, буквально выстраданные величайшими мыслителями, вдруг обретают вид бессодержательных абстрактных формул, плоских банальностей, неспособных затронуть ни ум, ни сердце.

Поэтому можно  сказать, что философский поиск  всегда не только опирается на предшествующие достижения философской мысли и  одушевляется ими, но и сам вновь и вновь одухотворяет эти достижения, делает их актуальными для мировосприятия и раздумий современного человека. Другими словами, те, кто занимаются философией, тем самым принимают на себя ответственность и перед своими современниками, и перед философами прошлого за то, чтобы никогда не угасал Гераклитов огонь, символизирующий беспокойное, дерзновенное стремление к истине, очищающей и укрепляющей дух человека и общества.

Наряду с этим ответственность философии простирается и в другом направлении. В современном динамичном, бурно меняющемся мире человечество постоянно сталкивается с принципиально новыми ситуациями, задачами и проблемами во всех сферах своей жизни. Философское осмысление реальностей современного мира и тенденций его развития - одно из важных условий того, чтобы человеческая деятельность могла реализовываться как деятельность разумная, сознательная и целенаправленная.

Посредством философского анализа определяются те мыслительные горизонты, на фоне которых формируется  рациональное отношение к проблемным ситуациям, возникающим в жизни человека и общества. Иначе говоря, философский анализ позволяет выразить на языке понятий и, следовательно, сделать предметом разумного осмысления наши интересы и устремления, нашу неудовлетворенность самими собой и тем, что нас окружает, - в общем, все то, что побуждает нас действовать, и действовать так, а не иначе. 

Используемая  литература:

  1. Учеб. Пособие/Ю.А. Харин, В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов, и др. Под общ. Ред. Ю.А. Харина. 6-е изд., стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2003.-461с.
  2. Методическое пособие (тематика контрольных работ для студентов всех специальностей ФБО). Гомель 2002 Е.Г. Кириченко.
  3. Большой энциклопедический словарь главный редактор А.М. Прохоров. Москва научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 2002г.
  4. http://filosofiya.biz/str.php?zag=998312816&podzag=569871479&n=4&p=766720522
  5. http://philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/conclusion.html
  6. http://www.slovari.info/philosophical/1054.html
  7. http://filosof.historik.ru/enc/index18.shtml
  8. http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00022/93200.htm?text
  9. http://www.ucheba.ru/referats/20614.html
  10. http://www.erudition.ru/referat/ref/id.36292_1.html
  11. http://revolution.allbest.ru/philosophy/00072290_0.html
  12. http://www.ref.by/refs/90/35078/1.html
  13. http://www.ronl.ru/filosofiya/10650.htm
  14. http://referats.net.ua/ru/view/21616
  15. http://www.5ballov.ru/referats/preview/12073
  16. http://society.polbu.ru/mitroshenkov_philosophy/ch39_i.html
  17. http://www.mma.ru/article/id10523

Информация о работе Проблемы истины в современной философии