Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 17:29, курсовая работа
Иногда говорят, что философия - не школьная наука. Ее-де может постичь только человек, умудренный жизненным опытом и долгими размышлениями. Конечно, ни то, ни другое не помешает. Но, может быть, именно детство и юность - лучшее время для начала. Философия любит спрашивать, для нее вопросы часто оказываются важнее ответов. Но детство и юность спрашивают чаще, чем другие эпохи жизни, а вопросы их бывают острее, фундаментальнее, чем вопросы людей зрелых.
Важнейшие формы практики: материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей; социальное действие - преобразование общественного бытия. Изменение существующих социальных отношений определенными "массовыми силами" (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т.п.); научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения0 деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.
Основные
функции практики в процессе познания:
1. Практика является источником познания
потому, что все знания вызваны к жизни
главным образом ее потребностями. В частности,
математические знания возникли из необходимости
измерить земельные участки, вычислить
площади, объемы, исчислять время и т.д.
Однако, не всегда, конечно, открытия в
науке (например, периодический закон
Менделеева) делаются непосредственно
"по заказу" практики.
2. Практика выступает как основа познания,
его движущая сила. Она пронизывает все
стороны, моменты, формы, ступени познания
от его начала до его конца.
14
Весь познавательный процесс ( начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями) обуславливается - в конечном счете - задачами и потребностями практики.
Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны, и все глубже проникает в сущность явлений.
Практика
служит основой познания также и
в том смысле, что обеспечивает его
техническими средствами, приборами, оборудованием
и т.п., без которых оно не может быть успешным.
3. практика является опосредственно целью
познания, ибо оно осуществляется не ради
простого любопытства, а ради того, чтобы
направить и соответствующим образом,
в той или иной мере, регулировать деятельность
людей. Все наши знания возвращаются в
конечном итоге обратно в практику и оказывают
активное влияние на ее развитие. Задача
человека состоит не только в том, чтобы
познавать и объяснять мир, а в том, чтобы
использовать полученные знания в качестве
"руководства для действия" по его
преобразованию, для удовлетворения материальных
и духовных потребностей людей, для улучшения
и совершенствования их жизни.
4. практика представляет собой решающий
критерий истины, т.е. позволяет отделить
истинные знания от заблуждений.
Нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, а разбирать, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит движение, восхождение от неполного, неточного знания к более полному, более точному и глубокому, совершенному.
Ключевые понятия.
Гносеология - греч., теория познания, основная часть философии, рассматривающая условия и пределы возможности достоверного знания.
Эпистемология - (греч. episteme — знание, logos — учение) — философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания.
Познание – процесс отражения, и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Понимание - процедура постижения или порождения смысла. Понимание не вписывается в субъект-объектную познавательную схему, так как не познание порождает потребность в Понимании, а, наоборот, потребность в Понимании ведет к познанию.
Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знаний: обыденное («здравый смысл»), личностное, неявное и др. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов. Знание объективизируется знакомыми средствами языка.
Опыт – эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений. Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира, и передаётся от поколения к поколению.
Чувственное познание - Осуществляется на базе органов и чувств(с их помощью он связан с внешним миром, если лишить этого канала–нет познания). Наличие органов чувств–необходимое и достаточное условие для многосторонней познавательной деятельности. Формами чувственного познания являются: ощущения, восприятия, представления.
15
Рациональное познание - это не чисто природное свойство человека, оно вырабатывается в ходе социологизации человека, в процессе общения и т.д. Уровни рационального познания: рассудок и разум.
Эмпиризм - философское направление, признающее опыт единственным источником познания и отрицающее значение научных обобщений, абстракций.
Рационализм – (от лат. Rationalis-разумный, ratio- разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведение людей. Противостоит как иррационализму, так сексуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма классический Рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Слинда, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идей естественного порядка-бесконечной причинной цели, пронизывающей весь мир. Научное (т.е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм – один из философских источников идеологии Просвещения.
Парадигма - (греч. пример, образец) - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач. Понятие «Парадигма» введено амер. ученым-науковедом Т. Куном (р. 1922). Согласно Куну («Структура научных революций», 1962), Парадигма позволяет решить возникающие в исследовательской работе затруднения, фиксировать изменения в структуре знания, происходящие в результате научной революции и связанные с ассимиляцией новых эмпирических данных. Однако в понятии «П.» недостаточно отражены мировоззренческие и социальные параметры развития науки. В марксистских исследованиях по науковедению используются понятия стиля (типа) научного мышления.
Истина - верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием к-рого в конечном счете является практика. Характеристика истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения. Марксизм впервые сумел дать последовательно материалистическое обоснование понимания Истины, указал новые, диалектические аспекты ее изучения (Объективная истина. Абсолютная и относительная истина, Конкретность истины. Критерий истины, Теория и практика).
Заблуждение - представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее они не соответствуют истине, фактическим обстоятельствам, предмету (материальная ошибка) или противоречат логическим законам (формальная ошибка). Источниками заблуждений могут быть: предубеждение, несовершенство умственных способностей, поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности или устойчивости мышления; недостаточный познавательный материал; субъективные настроения, предрасположения, пристрастия; беспорядочная обработка, плохое знание источников ошибок, опрометчивые обобщения и т. д. От заблуждений, которые возникают неумышленно, необходимо отличать заблуждения, вызываемые намеренно, являющиеся самообманом или обманом другого. Психологически заблуждение выглядит в высшей степени субъективным или несовершенным толкованием явления, субъективным или неправильным заключением о явлении - той самой физической действительности, которая посредством этого явления дает о себе знать.
Критерий истины (греч. мерило для оценки ч.-л.) - средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. н. Критерий истины является общественная практика. Научные теории получают свою окончательную проверку с помощью практики: в материальном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству общества и т. п. Если теория успешно применяется на практике, это означает, что она является истинной. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными. Например, те или иные положения в естественных науках получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, с математической
16
обработкой получаемых результатов. Часто практическая проверка осуществляется опосредствованным путем. Так, установление истинности утверждения путем логического доказательства в конечном счете опирается на практическую проверку некоторых исходных положений той или иной теории, которые в ее рамках специально не доказываются. Однако проверка на практике научных теорий не означает превращения их в абсолют, научные теории развиваются, обогащаются, уточняются, некоторые их положения заменяются новыми (Абсолютная и относительная истина). Это связано с тем, что сама общественная практика, а следовательно, и способы сопоставления через практику научных теорий с действительностью постоянно развиваются, совершенствуются. Поэтому лишь развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление. Практика как Критерий истины впервые в теорию познания включена марксизмом. Современная буржуазная философия не признает практики как Критерий истины или дает его извращенное толкование (напр., прагматизм).
Ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением (П. Менцер). Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразия оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого - малую или вообще никакой. С формальной точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные (малоценность, отсутствие ценности), на относительные и абсолютные, на субъективные и объективные.
Деятельность - в философии— специфически-человеческий способ отношения к миру — “предметная деятельность” (Маркс); представляет собой процесс, в ходе к-рого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей Д. Именно материально-преобразующей предметной Д., труду обязан человек как своим первоначальным становлением, так и сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств.
Практика - специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятельность. Практика есть “материальная деятельность, от которой зависит всякая иная деятельность: умственная, политическая, религиозная и т. д.”. Будучи материальной в силу своих предпосылок, средств и конечных результатов, она осуществляется людьми, обладающими сознанием, мышлением, знаниями и практически применяющими свои интеллектуальные способности. Поэтому Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и .бытия, опредмечивание субъективного и распредмечивание объективного (Опредмечивание и распредмечивание). Таким образом, ни одна деятельность, в т. ч. и духовная, не существует безотносительно к Практике “Общественная жизнь,— писал К. Маркс,— является по существу практической”. Практика— основа познания.
Субъект познания - (от лат . subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. в самом широком смысле под субъектом познания понимается человек как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др.). Реализация этих способностей, собственно, и обеспечивает человеку возможность познавать мир.
Объект познания - (от лат. objectum — букв. ’брошенное перед чем-л.’), то, что воспринимается, мыслится, обсуждается и обрабатывается, в отличие от субъекта (того, кто это воспринимает, мыслит, обсуждает и обрабатывает).Объект познания в большинстве классических концепций рассматривается как фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта. Иными словами, он трактуется как независимый от субъекта устойчивый центр приложения его познавательных способностей.
17
Творчество
- процесс
человеческой деятельности, создающий
качественно новые материальные и духовные
ценности. Творчество представляет собой
возникшую в труде способность человека
из доставляемого действительностью материала
созидать (на основе познания закономерностей
объективного мира) новую реальность,
удовлетворяющую многообразным общественным
потребностям. Виды творчества определяются
характером созидательной деятельности
(Творчество изобретателя, организатора,
научное и художественное творчество
и т. п.). Идеализм рассматривает художественное
творчество как божественную одержимость
(Платон), как “животворное дыхание бессознательного”
(Э. Гартман), как мистическую интуицию
(Бергсон), как проявление инстинктов (Фрейд).
Согласно мар-ксистско-ленинской теории,
в процессе творчества принимают участие
все духовные силы человека, в т. ч. воображение,
а также обретаемое в обучении и в практике
мастерство; необходимое для осуществления
творческого, замысла. Возможности для
творческой деятельности зависят от общественных
отношений. Социализм, преодолевая отчуждение
труда и человеческих способностей, существующее
в об-ве, основанном на частной собственности,
создает условия для развития всех видов
творчества и развития творческих способностей
у каждой человеческой личности.