Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 17:29, курсовая работа
Иногда говорят, что философия - не школьная наука. Ее-де может постичь только человек, умудренный жизненным опытом и долгими размышлениями. Конечно, ни то, ни другое не помешает. Но, может быть, именно детство и юность - лучшее время для начала. Философия любит спрашивать, для нее вопросы часто оказываются важнее ответов. Но детство и юность спрашивают чаще, чем другие эпохи жизни, а вопросы их бывают острее, фундаментальнее, чем вопросы людей зрелых.
Представление является большим шагом вперед по сравнению с восприятием, ибо в нем присутствует такая новая черта, как обобщение. Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных предметах. Но в еще большей степени это проявляется в общих представлениях (т. Е., например, в представлении не только о данной конкретной березе, растущей перед нашим домом, но и о березе вообще). В общих представлениях моменты обобщения становятся куда более значительными, чем в любом представлении о конкретном, единичном объекте.
Представление принадлежит еще к первой (чувственной) ступени познания, ибо имеет чувственно-наглядный характер. Вместе с тем, оно является и своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.
Рациональное познание (от лат. Ratio — разум) — это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.
Именно «мышление осуществляет упорядочение данных чувственного восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а рождает нечто новое — то, что не дано в чувственности.
Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие, суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие формы мышления, которые лежат в основе всего неисчислимого богатства знаний, которое накопило человечество.
Исходной
формой рационального познания является
понятие. «Понятия -
это воплощенные в словах
продукты социально-исторического
процесса познания,
которые выделяют и
фиксируют общие существенные
свойства; отношения
предметов и явлений,
а благодаря этому одновременно суммируют
важнейшие свойства о способах действия
с данными группами предметов и явлений».2
Понятия выражают не только предметы,
но также их свойства и отношения между
ними. Такие понятия, как твердое и мягкое,
большое и маленькое, холодное и горячее
и т. П. выражают определенные свойства
тел. Такие понятия, как движение и покой,
скорость и сила и т. П. выражают взаимодействие
предметов и человека с другими телами
и процессами природы. Более сложной по
сравнению с
понятием
формой мышления является суждение.
Оно включает понятие, но не сводится к
нему, а представляет собой качественно
особую форму мышления, выполняющую свои,
особые функции в мышлении. Это объясняется
тем, что «всеобщее, особенное и единичное
непосредственно в понятии не расчленены
и даны как нечто целое. Их расчленение
и соотношение дается в суждении»3.
Объективной основой суждения служат
связи и отношения между предметами. Необходимость
суждений (как и понятий) коренится в практической
деятельности людей. Взаимодействуя с
природой в процессе труда, человек стремится
не только выделить те или иные предметы
среди других, но и постигнуть их соотношения,
чтобы успешно воздействовать на них.
6
Суждение — это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т. Е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то)»4. Являясь относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира с их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой. В этой структуре понятие о предмете мысли называется субъектом и обозначается латинской буквой S (Subjectum — лежащий в основе). Понятие о свойствах и отношениях предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской буквой Р (Predicatum — сказанное). Субъект и предикат вместе называются терминами суждения.
Суждение — это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т. Е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то)»5.
Будучи формой существования и выражения понятия, отдельное суж-дение, однако, не может полностью выразить его содержание. Такой формой может служить лишь система суждений и умозаключение6. В умозаключении наиболее отчетливо проявляется способность мышления к опосредованному рациональному отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь не путем обращения к данному чувственном опыте предмету познания, а на основе уже имеющихся знаний.
Умозаключение содержит в своем составе суждения, а следовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь. Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо сопоставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в процессе своей жизнедеятельности. Это — знания непосредственные и опосредованные. Непосредственные знания — это те, которые получены человеком с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Подобная чувственная информация составляет значительную часть всех человеческих знаний.
Однако
далеко не обо всем в мире можно
судить непосредственно. В науке большое
значение имеют опосредованные
знания. Это знания, которые получены
не прямо, не непосредственно, а путем
выведения из других знаний. Логической
формой их приобретения и служит умозаключение.
Под умозаключением понимается форма мышления,
посредством которой из известного знания
выводится новое знание.
Проблемы субъекта и объекта познания в истории философии
Исходную структуру
процесса познания представляет субъект-объектное
отношение. С первых этапов своего конституирования
и до формирования системно обоснованных
концепций познания классическая гносеология
исходила из фундаментальной предпосылки,
согласно которой основной задачей теории
познания является раскрытие познавательных
способностей субъекта, обеспечивающих
ему возможность достижения истинного
знания об объекте. В самом широком смысле
под субъектом познания понимается человек
как носитель сознания, для которого характерны
определенные познавательные способности
(чувственность, рассудок, воля, память,
воображение, интуиция и др.). Реализация
этих способностей, собственно, и обеспечивает
человеку возможность познавать мир. Объект
познания в большинстве классических
концепций рассматривается как фрагмент
реальности, на который направлена познавательная
активность субъекта.
7
Иными словами, он трактуется как независимый от субъекта устойчивый центр приложения его познавательных способностей. В классической традиции основной темой теории познания становится исследование не столько логики и особенностей строения знания (как результата акта познания), сколько «логики интеллекта», т. е. особенностей и характеристик субъекта, осуществляющего познавательную деятельность. Конечно, о субъекте можно говорить лишь в рамках субъект-объектного отношения. Но при этом важно понимать, что проблема объекта познания, как и другие вопросы гносеологии, обретают смысл и значение лишь постольку, поскольку они связаны с проблемой субъекта познания, соотнесены с ней. В истории классической философии можно выделить четыре гносеологические программы, каждая из которых обосновывала свое понимание природы субъект-объектных отношений, специфическую интерпретацию статуса и роли субъекта познания.
Наивно-реалистическая
теория познания. Наиболее полно представлена
в философии созерцательного
или метафизического
Существование
объекта познания также определяется
субъективными формами
8
Каждая из этих программ по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения человека к миру, специфически рассматривает задачи и цели познания, обосновывает такие модели сознания, которые не сводятся к их рационально-теоретическим или эмпирико-сенсуалистическим проекциям. Однако, несмотря на наличие такого своеобразия каждой из указанных программ постклассической гносеологии, можно выделить некоторые особенности, характеризующие большинство из них как своеобразную альтернативу классическим теориям познания. К ним следует отнести:
а) отказ от принципа субъект-объектной оппозиции как исходной гносеологической установки в исследованиях познания;
б) акцент на анализе не столько роли и гносеологического статуса субъекта познания, сколько вопроса о природе субъективности как неотъемлемой характеристики всякого события, происходящего в мире;
в) переосмысление
проблемы истины в познании и замещение
ее конвенциональными и инструментально-
г) исследование
прагматических функций языка и речи как
наиболее актуальных вопросов современной
эпистемологии, пришедших на смену традиционным
проблемам субъект-объектного взаимодействия
в процессе познания.
2.
Структура познавательного
процесса. Диалектика
чувственного и рационального.
Структура познавательного процесса
В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание.
На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме как результат непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности.
Рациональное
познание, которое наиболее полно
воплощается в мышлении человека, представляет
собой активный творческий процесс сущностного
и опосредованного познания мира, обеспечивающий
раскрытие его закономерных связей и их
фиксацию в языке понятий и категорий.
Анализ проблем структуры и важнейших
характеристик процесса познания в философии
Нового времени обусловил возникновение
дилеммы эмпиризма и рационализма. Эмпиризм
– направление в теории познания, которое
признает чувственный опыт единственным
или определяющим источником наших знаний
о действительности. При этом рациональная
способность познания рассматривается
только как механическая перекомпоновка
и обобщение чувственных данных, не дающих
содержательного приращения знаний. В
рамках эмпиризма различают: идеалистический,
или британский, эмпиризм (Д. Юм, Дж. Беркли
и другие), представители которого рассматривали
элементы чувственного опыта как исходную
основу всех человеческих знаний; материалистический
эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э.
Кондильяк и другие), интерпретировавший
чувственные данные как отражение объектов
и вещей материального мира.