Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 17:29, курсовая работа
Иногда говорят, что философия - не школьная наука. Ее-де может постичь только человек, умудренный жизненным опытом и долгими размышлениями. Конечно, ни то, ни другое не помешает. Но, может быть, именно детство и юность - лучшее время для начала. Философия любит спрашивать, для нее вопросы часто оказываются важнее ответов. Но детство и юность спрашивают чаще, чем другие эпохи жизни, а вопросы их бывают острее, фундаментальнее, чем вопросы людей зрелых.
9
В философии Нового времени идеи рационализма развивали Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, И. Кант и другие. В действительности опыт теснейшим образом связан с мыслительной, рациональной деятельностью сознания. Чувственное познание и абстрактное мышление не просто взаимосвязаны друг с другом, они укоренены в структурах социальной практики и культуры, обусловлены развитием языка и важнейших форм деятельности человека. Реализуясь в чувственно-предметной деятельности, живое созерцание как первый уровень в структуре познания осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах: ощущениях, восприятиях и представлениях.
Ощущение – это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта.
Восприятие
– это целостный образ
Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти. Одна из центральных проблем чувственного познания связана с вопросом о природе и механизмах формирования субъективного (идеального) образа.
Одной из основных
проблем рационального познания
является проблема формирования понятий
и категориальной структуры мышления.
В процессе этого формирования важная
роль принадлежит следующим
Целесообразность
выделения в структуре
Диалектика чувственного и рационального
Гносеология–изучает
общие закономерности познания. Обыденное
познание–основано на использовании
социального опыта(трудового, семейного
и т.д.). Отражает свои объекты в
зависимости от реальных жизненных потребностей
людей. Использует обыденный язык. Основной
метод классификации знания–здравый
смысл. Носит рецептурный характер, дает
предписания, результат его предписаний–этикет.
Обыденное знание очень субъективно. Научное
познание- отличается по уровню, глубине
проникновения в сущность вещей, стремится
выявить законы для мира и его компонент.
Основное отличие О.П. от Н.П.–научное
познание предполагает своим результатом
систему знания, которая носит концептуальный
характер: процедура доказательства, обоснования
знания.
10
Наиболее совершенная форма знания–теория–выступает как обобщение(не все обобщения–теория). Познание–разновидность духовного воспроизводства. Задействованы: чувства и разум, мышление, интуиция и т.д.
Виды познания:
Чувственно–сенситивное(на чувственном уровне)
Абстрактно–логическое(
Интуиция(способность человека)
С одной стороны знание обусловлено познавательной способностью человека. С другой стороны знание–как резюме, итог всей человеческой деятельности. Соотношение чувственного и рационального Существуют: сенсуализм(«чувство») и рационализм(«разум»).
Сенсуализм. В основе познавательной деятельности–чувства человека, ощущение–источник(Гоббс, Локк, Фейербах–в той или иной мере сенсуалисты).
Рационализм. Доказывали, что всеобщие и необходимые истины нельзя вывести из чувственного опыта(Декарт, Лейбниц, Гегель).
Интуитивистские направления философии. Интуиция может восприниматься по–разному:
Как божественное озарение
Чувственное озарение
Как особое психическое состояние
В современной философии–рационалистическая традиция
Чувственное познание. Осуществляется на базе органов и чувств(с их помощью он связан с внешним миром, если лишить этого канала–нет познания).
Наличие органов чувств–необходимое и достаточное условие для многосторонней познавательной деятельности.
Формы чувственного познания:
Ощущение–отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета.
Восприятие- это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений.
Представление–чувственно–
Воображение–способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы.
Рациональное
познание. Это не чисто природное
свойство человека, оно вырабатывается
в ходе социологизации человека, в процессе
общения и т.д. Уровни рационального познания:
рассудок и разум.
11
Рассудок. Дает
возможность оперировать
Разум. Более
высокий уровень рационального
познания, характерно оперирование самими
абстракциями, меняет абстракции, конструирует
их, его задача–постигать сущность
вещей. Оперирует в области
Суждения–отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные и положительные.
Умозаключения–на основании известных двух суждений выводится новое.(У Аристотеля это–силлогизм–роза- цветок, цветок–растение, роза–растение)
Определение дополнительные формы рационального мышления, первых 3-х достаточно для обоснования любой теории: Сомнение; Мнение; Интуиция.
Интуиция подчеркивает
связь между рациональным и чувственным
познанием. Выделять эти познание в
чистом виде нельзя.
3.Проблемы истины в современной философии
Проблемы истины в современной философии.
В проблеме
истины надо различать две стороны.
Существует ли объективная истина, т. е.
может ли в человеческих представлениях
быть такое содержание, которое не зависит
от человека?
Если да, то могут ли человеческие представления,
выражающие объективную истину, выражать
ее фазу, абсолютно или только приблизительно,
относительно?
Содержание наших знаний, представлений
и понятий, которое соответствует действительности,
подтверждается практикой и не зависит
от субъекта. Утверждение естествознания,
что земля существовала до человека, есть
объективная истина.
Объективной истиной являются все законы
природы и общества, поскольку они правильно
познаны, соответствуют объективной реальности
и подтверждаются общественно-исторической
практикой человечества. Наши знания объективны
по своему источнику, по происхождению
и, являясь отражением объективного мира
в сознании человека, носят характер объективной
истины. Идеалисты, так или иначе отрицают
объективную истину. Они считают, что содержание
наших знаний зависит от субъекта, идеи
абсолютного духа. Идеалисты махистского
толка, например, объективность сводили
к 'общезначимости' и истину понимали как
'организующую и идеологическую форму
человеческого опыта'. Но если истина есть
форма человеческого опыта, то она не может
быть объективной, то есть независимой
от человека и человечества. Под такое
понимание истины можно подвести и религиозные
вымыслы.
12
Махисты стирали грань между наукой
и религией, ибо религиозные догмы
до сих пор являются 'идеологическими
формами' реакции.
В духе махистов рассуждают и прагматисты.
Истиной прагматисты считают то, что 'полезно
в целях практических'. Американский философ
Уайтхед прямо заявляет, что 'для пользы
дела' нужна наука и религия.
Hayкa же имеет дело с объективной истиной,
с объективными законами природы, общества
и мышления. Современный фидеизм отвергает
претензии науки на объективную истину.
Но без признания объективной истины нет
науки. Отсюда видно, что научное мировоззрение связано с
признанием объективной истины.
Признание объективной истины наносит
сокрушительный удар по идеалистическому
мировоззрению и является краеугольным
камнем теории познания диалектического
материализма.
Признавая объективную истину, диалектический
материализм вместе с тем считает, что
эта истина познается не сразу, а постепенно,
частями. В каждый данный момент познание
исторически ограничено, но эти границы
временны, относительны и практически
постоянно раздвигаются в соответствии
с успехами науки и техники. Поскольку
познание развивается непрерывно, то и
наши объективные знания в каждый данный
момент неполны, незакончены, относительны.
Диалектический материализм признает
относительность истины лишь в смысле
неполноты, незаконченности, незавершенности
нашего познания в данной области, в данный
момент.
Относительность истины обусловливается
прежде всего тем, что мир находится в
вечном и бесконечном развитии и изменении.
Развиваются и углубляются и наши знания
о мире. Познание развивается беспредельно,
поступательно. Относительность истины
следует также из ее конкретности.
Материалистическая диалектика учит,
что истина носит конкретный характер.
Абстрактной истины нет. Истина всегда
конкретна.
Итак, вечное движение и развитие мира,
отражаемое в наших знаниях, зависимость
истины от условий - все это определяет
относительность истины. Признание абсолютного
существования внешнего мира, неизбежно
ведет к признанию абсолютной истины.
Человеческое мышление по природе своей
способно давать нам и дает абсолютную
истину. Абсолютные знания содержатся
в каждой науке: поскольку наши знания
объективны, постольку в них есть зерно
абсолютного. Истина абсолютная и относительная
- это два момента объективной истины,
различных в степени точности, полноты.
В каждой объективной относительной истине
есть частица абсолютной истины, как отражение
вечной, абсолютной природы. Всякое истинное
познание природы есть познание вечного,
бесконечного, и поэтому оно по существу
абсолютно. Но абсолютная истина складывается
из бесконечной суммы относительных истин,
открываемых развивающейcя наукой и практикой.
Пределы относительной научной истины
могут быть расширены за счет новых открытий.
Истина всегда уточняется, пополняется
и все более полно и верно отражает бесконечный
материальный мир.
4. Познание и практика
Познание и практика.
Познание развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. Практика - это материальное освоение общественным человеком окружающего мира.
13
В ней
люди преобразуют и создают
Практика человека исторически развивается, постепенно усложняясь. Она дифференцируется, как бы расслаивается на различные виды. Уже в начале истории зарождаются две взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления и производство орудий труда.
Практика
приводит в движение весь предметный
мир, заставляя его служить
Практика
имеет принципиально
Практика человека основывается на его
разуме, она является целесообразной деятельностью.
Целый
ряд интересных мыслей о взаимосвязи
знания (мышления) и
"практической жизни", о необходимости
"практизации" философии и др.
Высказал Вл. Соловьев. Он считал, что человек
прежде всего должен жить, а для этого
необходим "материальный, экономический
труд", обеспечивающий его существование
и являющийся основой всех других форм
деятельности - в т.ч. познавательной, теоретической
и др. Содержание знания, по Соловьеву,
не может остаться только в теоретической
сфере, оно должно практически осуществляться.
И хотя жизнь и знание единосущны и нераздельны,
их нельзя отождествлять, ибо всегда сохраняются
различия практического и теоретического
отношения к предмету. Это два особых способа
существования и деятельности.
Роль
практики в процессе познания обсуждается
и в современной философии. Так, К. Поппер
указывает на недопустимость разрушения
единства теории и практики или (как это
делает мистицизм) ее замены созданием
мифов.
Он подчеркивает, что практика - не враг
теоретического знания, а "наиболее
значимый стимул к нему". Однако для
ученого существенно сохранить контакт
с реальностью, с практикой, поскольку
тот, кто ее презирает, расплачивается
за это тем, что неизбежно впадает в схоластику.