Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:11, реферат
В европейской средневековой философии остро стоял вопрос о наилучших формах и методах защиты и обоснования христианского мировоззрения.
Существовали два подхода к решению этих вопросов: религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. В первом направлении отчетливо выражено стремление опереться на рассудочное начало в человеческом сознании, апеллировать к социальному и интеллектуальному опыту, здравому смыслу. Целью религиозного интеллектуализма была выработка у человека сознательного восприятия религиозного вероучения, опирающегося не только на авторитет, но и подкрепленного разумными доводами. Его представители допускали участие разума и связанных с ним средств теоретического анализа и оценки в религиозной жизни людей, стремились поставить разум на службу вере, примирить науку и религию, максимально использовать возможности рациональных средств воздействия на человека.
Борясь с ненужными обобщениями в познании, унаследованными от реализма, Оккам предложил процедуру, получившую название "Бритва Оккама". Суть её в тезисе: "То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать через большее". Иногда это требование выглядит так: "Не умножайте сущности без надобности".
Номинализм Оккама называют «терминизмом». Термин - простейший элемент познания, выраженный словом. Термин со значением приобретает характер общности. Поэтому универсалии можно считать знаками. Знаковые системы у Оккама трактуются с субъективистских позиций. Номинализм Оккама проявился и в понимании им сущности общества.
Как видим, в учениях Дунса Скота, Уильяма Оккама и Роджера Бэкона схоластика начинает идти на убыль и постепенно уступать место новому мировоззрению, проявившемуся в XIV веке и вполне развернувшемуся в XV—XVI вв., в котором центральное место отводилось наукам, и особенно — философии, а религия была значительно потеснена и потеряла свои прежние господствующие позиции.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСТОКА
Именно арабы сохранили и возродили у себе античную культуру и философию, что стало важнейшим фактором невероятных успехов в их государственном и культурном строительстве. Если развитие европейской средневековой философии проходило на фоне христианства и служило обоснованию его идеологии, то в другом культурном регионе - ближневосточном и среднеазиатском - становление философии происходило параллельно с возникновением и развитием ислама. Философия мусульманского Востока также была целиком сосредоточена на выработке и шлифовке основополагающих догматов ислама, прежде всего догмата о предопределении.
Мутазалиты
В
переводе с арабского это слово
переводится как «
Высшим критерием норм нравственности и истины Мутазалиты объявляли человеческий разум. Большинство Мутазалитов придерживалось атомистических взглядов, утверждало, что явления природы определяются качествами самих физических тел, в то же время признавало свободу человеческой воли.
Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037гг.). Из всех философов арабоязычного Востока наиболее близок к Аристотелю. Это касается, прежде всего, его онтологии и гносеологии. Космология Авиценны формировалась под влиянием неоплатонизма. Он считал основной философской наукой метафизику, изучающую бытие. Последнее бывает 4-х родов: бестелесные духовные сущности, главной из которых считается Бог; затем идет бытие телесных вещей; в-третьих, под бытием понимают предметы, попеременно то имеющие телесную оболочку, то нет; наконец, бытие телесных вещей. Отношения между Богом и миром Авиценна понимает так: в Боге сущность совпадает с существованием, а мир телесных вещей получается через эманацию божественной энергии. В вопросах познаваемости мира стоит на позиции гностицизма. Человеческий разум с помощью логики может подняться до сознания божественного. Проблема универсалий решается с позиций номинализма: реально общее существует только в мышлении, но не в вещах. Классификация наук почти такая же, как у Аристотеля.
Аль-Фараби (870-950гг.). Известен своими комментариями к Аристотелю. Создал систему философских воззрений, охватывающую все стороны жизни. Автор классификации наук, в которой первостепенное место принадлежит "божественной науке" метафизике, а последнее - догматическому богословию. Взаимоотношения Бога и мира строятся согласно креационизму: мир и человек получаются через эманацию божественной энергии. Признавая важную роль разума в познании, тем не менее, подчинял его вере. Главной целью человеческой жизни считал счастье, а условием его достижения полагал свободу воли.
Представитель поздней схоластики Ибн-Рушд (Аверроис) (1126-1198гг.) считается наиболее выдающимся мыслителем мусульманского Востока. Он широко известен своими комментариями к Аристотелю. Про него говорили: "Аристотель объяснил природу, а Аверроис объяснил Аристотеля". Философия и теология трактуются как имеющие разные степени компетенции: философия познает сотворенный мир, а теология направлена на познание божественного. Аверроис исходит при объяснении мира из того, что он не сотворен, а существует извечно. Бог отождествляется с действующими в мире природными силами. Индивидуальное бессмертие человеческой души отвергается, но разум в целом объявляется бессмертным.
Аверроис
разработал теорию двойственной истины.
Эта теория говорит о том, что у религии
и философии совершенно разные предметы
и методы. Так, предметом религии является
Бог, а методом - вера, в то время, как предмет
философии — природа, а метод ее — опыт.
Религия и философия занимаются абсолютно
различными областями, почти ничего общего
друг с другом не имеющими, и поэтому не
удивительно, что у религии свои истины,
а у философии — свои. Пусть философия
занимается исследованием природы и не
вмешивается в религиозные положения,
пытаясь их обосновать, и пусть религия
не пытается быть знанием о мире, а тем
более — наукой о нем, всегда оставаясь
только верой, и не заставляет философию
обслуживать свои нужды. За философией,
таким образом, вновь признавалось право
быть свободным и дерзновенным познанием
окружающего мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале Средних веков были сильны сомнения в возможности применения философии к религии; зрелое средневековье ознаменовалось торжеством схоластики, в которой философствование стало средством укрепления веры; не удивительно поэтому, что на закате рассматриваемой эпохи сначала стали звучать сомнения в совместимости философского знания и религиозной веры, которые постепенно перерастали в полное освобождение философии от роли служанки религии.
В
целом же философская мысль периода
Средневековья была осквернена и
приведена в упадок. О самой
философии в то время с презрением
и гордыней говорилось, что она
является служанкой и рабыней
теологии (Philosophia est ancila theologiae (Пётр Дамиани)).
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Проблема соотношения веры и разума в философии средневековья