Проблема соотношения веры и разума в философии средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:11, реферат

Описание работы

В европейской средневековой философии остро стоял вопрос о наилучших формах и методах защиты и обоснования христианского мировоззрения.
Существовали два подхода к решению этих вопросов: религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. В первом направлении отчетливо выражено стремление опереться на рассудочное начало в человеческом сознании, апеллировать к социальному и интеллектуальному опыту, здравому смыслу. Целью религиозного интеллектуализма была выработка у человека сознательного восприятия религиозного вероучения, опирающегося не только на авторитет, но и подкрепленного разумными доводами. Его представители допускали участие разума и связанных с ним средств теоретического анализа и оценки в религиозной жизни людей, стремились поставить разум на службу вере, примирить науку и религию, максимально использовать возможности рациональных средств воздействия на человека.

Работа содержит 1 файл

фил_реф.docx

— 57.47 Кб (Скачать)

     Борясь  с ненужными обобщениями в  познании, унаследованными от реализма, Оккам предложил процедуру, получившую название "Бритва Оккама". Суть её в тезисе: "То, что можно объяснить  посредством меньшего, не следует  выражать через большее". Иногда это требование выглядит так: "Не умножайте сущности без надобности".

     Номинализм  Оккама называют «терминизмом». Термин - простейший элемент познания, выраженный словом. Термин со значением приобретает характер общности. Поэтому универсалии можно считать знаками. Знаковые системы у Оккама трактуются с субъективистских позиций. Номинализм Оккама проявился и в понимании им сущности общества.

     Как видим, в учениях Дунса Скота, Уильяма Оккама и Роджера Бэкона схоластика начинает идти на убыль  и постепенно уступать место новому мировоззрению, проявившемуся в XIV веке и вполне развернувшемуся в XV—XVI вв., в котором центральное место отводилось наукам, и особенно — философии, а религия была значительно потеснена и потеряла свои прежние господствующие позиции.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСТОКА

     Именно  арабы сохранили и возродили  у себе античную культуру и философию, что стало важнейшим фактором невероятных успехов в их государственном и культурном строительстве. Если развитие европейской средневековой философии проходило на фоне христианства и служило обоснованию его идеологии, то в другом культурном регионе - ближневосточном и среднеазиатском - становление философии происходило параллельно с возникновением и развитием ислама. Философия мусульманского Востока также была целиком сосредоточена на выработке и шлифовке основополагающих догматов ислама, прежде всего догмата о предопределении.

Мутазалиты 

     В переводе с арабского это слово  переводится как «обособившиеся, отделившиеся». Основатель - Васыл Ибн-Ата (699-748гг.). Мутазалиты пытались обосновать основные догматы ислама: предопределения, единобожия, справедливости Бога. Использовали логические и философские доводы для оправдания теологических проблем. Отрицали такой атрибут Бога, как речь, полагая, что слова языка условны, т.е. отрицали существование положительных атрибутов бога, отличных от его сущности, и в связи с этим отвергали догмат об извечности Корана, рассматривая его как обычное литературное произведение. Коран сотворен не Мухаммедом, а Аллахом и передан Мухаммеду через откровение.

     Высшим  критерием норм нравственности и  истины Мутазалиты объявляли человеческий разум. Большинство Мутазалитов придерживалось атомистических взглядов, утверждало, что явления природы определяются качествами самих физических тел, в то же время признавало свободу человеческой воли.

     Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037гг.). Из всех философов арабоязычного Востока наиболее близок к Аристотелю. Это касается, прежде всего, его онтологии и гносеологии. Космология Авиценны формировалась под влиянием неоплатонизма. Он считал основной философской наукой метафизику, изучающую бытие. Последнее бывает 4-х родов: бестелесные духовные сущности, главной из которых считается Бог; затем идет бытие телесных вещей; в-третьих, под бытием понимают предметы, попеременно то имеющие телесную оболочку, то нет; наконец, бытие телесных вещей. Отношения между Богом и миром Авиценна понимает так: в Боге сущность совпадает с существованием, а мир телесных вещей получается через эманацию божественной энергии. В вопросах познаваемости мира стоит на позиции гностицизма. Человеческий разум с помощью логики может подняться до сознания божественного. Проблема универсалий решается с позиций номинализма: реально общее существует только в мышлении, но не в вещах. Классификация наук почти такая же, как у Аристотеля.

     Аль-Фараби (870-950гг.). Известен своими комментариями к Аристотелю. Создал систему философских воззрений, охватывающую все стороны жизни. Автор классификации наук, в которой первостепенное место принадлежит "божественной науке" метафизике, а последнее - догматическому богословию. Взаимоотношения Бога и мира строятся согласно креационизму: мир и человек получаются через эманацию божественной энергии. Признавая важную роль разума в познании, тем не менее, подчинял его вере. Главной целью человеческой жизни считал счастье, а условием его достижения полагал свободу воли.

     Представитель поздней схоластики Ибн-Рушд (Аверроис) (1126-1198гг.)  считается наиболее выдающимся мыслителем мусульманского Востока. Он широко известен своими комментариями к Аристотелю. Про него говорили: "Аристотель объяснил природу, а Аверроис объяснил Аристотеля". Философия и теология трактуются как имеющие разные степени компетенции: философия познает сотворенный мир, а теология направлена на познание божественного. Аверроис исходит при объяснении мира из того, что он не сотворен, а существует извечно. Бог отождествляется с действующими в мире природными силами. Индивидуальное бессмертие человеческой души отвергается, но разум в целом объявляется бессмертным.

     Аверроис разработал теорию двойственной истины. Эта теория говорит о том, что у религии и философии совершенно разные предметы и методы. Так, предметом религии является Бог, а методом - вера, в то время, как предмет философии — природа, а метод ее — опыт. Религия и философия занимаются абсолютно различными областями, почти ничего общего друг с другом не имеющими, и поэтому не удивительно, что у религии свои истины, а у философии — свои. Пусть философия занимается исследованием природы и не вмешивается в религиозные положения, пытаясь их обосновать, и пусть религия не пытается быть знанием о мире, а тем более — наукой о нем, всегда оставаясь только верой, и не заставляет философию обслуживать свои нужды. За философией, таким образом, вновь признавалось право быть свободным и дерзновенным познанием окружающего мира. 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В начале Средних веков были сильны сомнения в возможности применения философии к религии; зрелое средневековье ознаменовалось торжеством схоластики, в которой философствование стало средством укрепления веры; не удивительно поэтому, что на закате рассматриваемой эпохи сначала стали звучать сомнения в совместимости философского знания и религиозной веры, которые постепенно перерастали в полное освобождение философии от роли служанки религии.

     В целом же философская мысль периода  Средневековья была осквернена и  приведена в упадок. О самой  философии в то время с презрением и гордыней говорилось, что она  является служанкой и рабыней  теологии (Philosophia est ancila theologiae (Пётр Дамиани)).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Спиркин А.Г., Философия: Учебник. — М.: Гардарика, 1998. — 816с.
  2. http://antology.rchgi.spb.ru/
  3. http://filosofij.ucoz.ru/index/srednevekovaja_filosofija/0-14
  4. http://philkib.narod.ru/fphil3.html#ph3_3
  5. http://www.fillek.ru/srednevekovje/27.html#
  6. http://www.mylect.ru/filosofi/textfilosofi/136-2011-06-04-02-32-30.html?start=31

Информация о работе Проблема соотношения веры и разума в философии средневековья