Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:11, реферат
В европейской средневековой философии остро стоял вопрос о наилучших формах и методах защиты и обоснования христианского мировоззрения.
Существовали два подхода к решению этих вопросов: религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. В первом направлении отчетливо выражено стремление опереться на рассудочное начало в человеческом сознании, апеллировать к социальному и интеллектуальному опыту, здравому смыслу. Целью религиозного интеллектуализма была выработка у человека сознательного восприятия религиозного вероучения, опирающегося не только на авторитет, но и подкрепленного разумными доводами. Его представители допускали участие разума и связанных с ним средств теоретического анализа и оценки в религиозной жизни людей, стремились поставить разум на службу вере, примирить науку и религию, максимально использовать возможности рациональных средств воздействия на человека.
Итак, было необходимо, чтобы философские дисциплины, которые получают свое знание от разума, были дополнены наукой, священной и основанной на откровении (Сумма теол., I, q.1, 1 с)». !!!
Теория познания
В теории познания Ф. Аквинский пытался доказать, что аристотелевский эмпиризм вполне сочетается с ортодоксальным христианским учением. Человек обладает способностью к "естественному" познанию, под которым понимается чувственное знание. Это низшая способность в иерархии познавательных способностей.
Затем
идет рассудок, а завершает этот
ряд разум. Последний делится
на "активный" и "пассивный".
Активный разум способствует трансформации
чувственных образов в
Антропология
Она
сводится, в основном, к проблеме
взаимоотношения души и тела в
человеке. Душа нематериальна и
- Однако есть и такие акты души, которые осуществляются через телесный орган, как-то: зрение - через глаз, а слух - через ухо. И таким образом обстоит дело со всеми отправлениями чувственной и вегетативной частей души. И потому потенции, составляющие начала этих отправлений, имеют своим субстратом составленную из души и тела сущность, а не одну только душу (Сумма теол., I, q. 77, 5 с). Как уже было сказано, все потенции относятся к душе самой по себе как к своему субстрату: таковы мышление и воля. И потенции подобного рода по необходимости сохраняются в душе после разрушения тела. Некоторые же потенции имеют субстратом сущность, составленную из души и тела: таковы все потенции чувственной и вегетативной части души (Сумма теол., I, q. 77, 8 с)».
Ф. Аквинский выступает против аскетизации человека и тем самым становится в оппозицию к официальному учению. Душа как первоначало жизни есть акт тела. Душа бессмертна, но бестелесное существование души после смерти теля является ущербным, ибо субстанция человека требует единства души и тела. Это единение вновь происходит в Судный день.
Для характеристики человека Ф. Аквинский использует понятие личности. Личность - это самое благородное во всей природе. Интеллект человека выше его воли.
Этическая и социальная концепция
Основная идея этической доктрины Ф. Аквинского заключается в том, что нравственное поведение формируется через созерцание Бога и нацелено на подготовку к вечной жизни. Земную жизнь человека можно считать промежуточной на пути к вечной потусторонней жизни. Сам человек есть единство чувственного и разумного. Первое роднит его с животными, второе приближает к Богу. Человек обладает свободой воли, ибо в противном случае он не будет нести ответственности за свои поступки. Но свободная воля всегда контролируется разумом.
Другим представителем зрелой схоластики был испанский философ Раймонд Луллий (ок. 1235 - ок. 1316 гг.), Луллий предпринимает энергичные попытки организации широкого миссионерского движения, которое обращало бы неверных в христианскую веру не с помощью огня и меча, как это было в крестовых походах, но с помощью убеждения, с помощью доводов разума. Однако его действия не находят поддержки у римского папы. В споре с номиналистами Луллий отстаивал позиции крайнего реализма. Он исходит из положения о тождестве мышления и бытия. Общие понятия рассматриваются им как существующие самостоятельно. Логической связи идей соответствует мир действительных вещей. Человеческая логика подобна логике, по которой Бог создал мир. В вопросе о соотношении веры и знания Луллий защищает тезис о единой истине. Считая, что постулаты веры могут и должны доказываться с помощью разума, он выступал с резкой критикой мышления аввероистов о двух истинах, разделявших истину веры и истину разума. 1 Он так же, как и Фома Аквинский, полагал, что между верой и разумом, религией и философией возможно полное согласие и гармония, что все предметы как физического, материального мира, так и высшей, божественной, идеальной сферы можно описать или выразить в рациональных понятиях и, таким образом, объять разумом необъятное мироздание, полностью исчерпать все существующее, получив о нем окончательное знание.
Колоритной
фигурой вошел в историю
Интересно его учение о свободе воли. Он берет под свою защиту интеллектуальный детерминизм. Воля, по его учению, находится под определяющим влиянием разума.
Она действует соответственно тому, как судит разум. Если разум решит уверенно, что предносящееся ему благо есть благо совершенное и всестороннее, которому чуждо всякое ratio mali, то воля устремляется к нему с необходимостью. Из этого следует, что если разум признает одно благо высшим, а другое—низшим, то воля при одинаковых условиях устремится к высшему. Когда же разум признает то и другое благо равноценным, то воля совсем не может действовать. Отсюда знаменитый „Буриданов осел", который умирает от голода, находясь между двух совершенно одинаковых вязанок сена.
Но
остается ли место для свободного
решения воли при допущении подобного
интеллектуального
Вопреки
общепринятой мысли своего времени
схоласт Буридан начал
Поздняя (XIII—XIV вв.): Иоанн Дунс Скот, Мейстер Экхарт и др.
Период упадка схоластики. Номинализм. Концептуализм.
Для
поздней схоластики наиболее характерным
признаком является утверждение
концепции "двух истин", усиление
позиций номинализма, доминирование
критического по отношению к христианскому
догматизму направления. Ослабевает роль
церковной организации в
Споры и публичные дискуссии между реалистами и номиналистами сплошь и рядом выводили оппонентов за рамки теологии и выводило их на общефилософские проблемы, что вызвало неудовольствие церковной верхушки.
Проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего, по-прежнему, в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности спасения души и т.п. Центральную проблему зрелой схоластики составляет спор об универсалиях — общих идеях, об отношении единичного к общему и о реальности существования общего. В зависимости от ответа на этот вопрос в средневековой философии формируются три позиции. Реализм, представители которого утверждали, что общее существует реально, в виде идеальной или реальной «вещи» и не является простым конструктом человеческого ума. Реализм поддерживался церковью, поскольку не конфликтовал с официальным вероучением и служил дополнительным обоснованием бытия Бога. Противоположная реализму позиция — номинализм. Номиналисты утверждали, что универсалии являются простыми именами вещей, поэтому существуют только в разуме человека, и не обладают самостоятельным существованием в качестве вещи. Номиналисты не отвечают на вопрос о первичности материи или духа, для них, как и для всех средневековых философов первичной остается духовная реальность. Номинализм получил широкое распространение в поздней схоластике, его представители — Иоанн Росцелин и Уильям Оккам.
Концептуализм — философская позиция, примиряющая реализм и номинализм, согласно которой реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий. Создателем концептуализма является Пьер Абеляр.
Основными принципами средневекового философского мышления считаются геоцентризм — Бог есть центральная точка мировоззрения, креационизм — вера в то, что все существующее является актом божественной воли, сотворено Богом из ничего; провиденциализм — вера в божественную предопределенность всего существующего; эсхатологизм — вера в конец света и действенное ожидание его.
В западной философии последователями теории двойственной истины были шотландский философ Иоанн Дунс Скот и английские мыслители Уильям Оккам и Роджер Бэкон.
Так, например, Дунс Скот (1266-1308 гг.) полагал, что Бог сотворил мир не в силу некой разумной, а потому и вполне постижимой необходимости, а в силу своей абсолютной свободы. В вопросе о соотношении разума и веры, философии и богословия Дунс Скот развивает идею предметного разделения этих видов познания. Как теоретическое познание, философия постигает внешний мир, опираясь на разум и опыт. Большинство же положений вероучения, содержащихся в Священном Писании, не поддается рациональному осмыслению. Наивысшим знанием считал метафизику, разрабатывающую принципы познания бытия в целом и бытия отдельных вещей. Главное понятие метафизики - "бытие Абсолюта". Все сущее зависит от Абсолюта и сотворено им. Человеческая воля свободна, ничем не детерминирована, даже разумом.
Дунс Скот, говоря о невозможности разумного осознания божественного, тем самым отделяет веру от разума, а религию — от философии и поэтому выступает хотя и в рамках схоластики, но уже — против нее, то есть мы явственно видим в учении шотландского философа, как последняя вступает в полосу своего кризиса и упадка, начинает разлагаться изнутри.
Роджер Бэкон (1214-1294гг.). На первый план в его творчестве выдвигается не теология, а математика и естествознание. Выделял три способа познания: вера в авторитет; рассуждение; опыт. Истина возможна лишь при их взаимодополнении друг друга. Стремился к преодолению конфликта между философией и теологией. Для их союза призывал признать рационалистическую сущность философии. Знание должно укреплять веру. Теология - это итог христианского знания.
Другой сторонник теории двойственной истины — англичанин Уильям Оккам (ок.1285-1349гг.) еще категоричнее, чем его предшественники, заявлял о несовместимости философии и теологии, в силу принципиальной разницы самих предметов и методов философии и религии. Он утверждал, что следует жестко разграничить сферы их компетенции, и рассматривать области божественного и природного, как совершенно автономные и изолированные друг от друга.
Философия неспособна доказать центральный догмат веры - Бытие Бога. Это вытекает из иррациональности божественной сущности, присущего ей волюнтаризма. Оккам - номиналист; он решительно заявлял о невозможности общего за пределами познания.
Информация о работе Проблема соотношения веры и разума в философии средневековья