Проблема соотношения веры и разума в философии средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:11, реферат

Описание работы

В европейской средневековой философии остро стоял вопрос о наилучших формах и методах защиты и обоснования христианского мировоззрения.
Существовали два подхода к решению этих вопросов: религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. В первом направлении отчетливо выражено стремление опереться на рассудочное начало в человеческом сознании, апеллировать к социальному и интеллектуальному опыту, здравому смыслу. Целью религиозного интеллектуализма была выработка у человека сознательного восприятия религиозного вероучения, опирающегося не только на авторитет, но и подкрепленного разумными доводами. Его представители допускали участие разума и связанных с ним средств теоретического анализа и оценки в религиозной жизни людей, стремились поставить разум на службу вере, примирить науку и религию, максимально использовать возможности рациональных средств воздействия на человека.

Работа содержит 1 файл

фил_реф.docx

— 57.47 Кб (Скачать)

      ОГЛАВЛЕНИЕ 

  1. Введение
  2. Душа, разум и вера.
  3. Начало философии средневековья. Патристика.
  4. Схоластика и схоластические периоды.
    1. ранняя (IX—XI вв.);
    2. зрелая или классическая (XII—XIII вв.);
  5. Философия Фомы Аквинского

          c.   поздняя  (XIII—XIV вв.)

     6.   Средневековая философия мусульманского Востока.

     7.   Заключение.

     8.   Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Средние века - это период нераздельного  господства феодализма, крепостнического строя. Средние века - это в то же время период нераздельного господства христианской религии на Европейском  континенте. Вот эти две особенности  и два фактора - феодализм и  христианство - обусловили собой содержание, состояние и социальное место  философии периода Средневековья.

     Христианство - религия, а поэтому и мировоззрение  христианства - это мировоззрение  религиозное. А религиозное мировоззрение  по уровню своего развития стоит ниже мировоззрения философского. И не только ниже. С первых же дней своего существования заявило о своем  враждебном отношении к философии.

     Но  христианство никак не могло обойтись без философии. Без философии  христианство ни при каких условиях не смогло бы сформироваться как религия  высочайшего уровня: как религия  космополитическая, как религия  абстрактного монотеизма.

     В европейской средневековой философии  остро стоял вопрос о наилучших  формах и методах защиты и обоснования  христианского мировоззрения.

     Существовали  два подхода к решению этих вопросов: религиозный интеллектуализм  и религиозный антиинтеллектуализм. В первом направлении отчетливо  выражено стремление опереться на рассудочное  начало в человеческом сознании, апеллировать к социальному и интеллектуальному  опыту, здравому смыслу. Целью религиозного интеллектуализма была выработка у  человека сознательного восприятия религиозного вероучения, опирающегося не только на авторитет, но и подкрепленного разумными доводами. Его представители допускали участие разума и связанных с ним средств теоретического анализа и оценки в религиозной жизни людей, стремились поставить разум на службу вере, примирить науку и религию, максимально использовать возможности рациональных средств воздействия на человека.

     Представители религиозного свободомыслия, признавая  существование сверхъестественного  порядка, подчиняющегося руководству  сверхприродного Бога, в то же время  отстаивали права и возможности  человеческого разума, максимальную самостоятельность рационально-философского исследования, что нашло свое выражение в теории "двух истин", главный смысл которой заключался в утверждении независимости науки и философии от вероисповедных догм теологии.

     Свою  версию о гармонии веры и разума выдвинул Фома Аквинский. Он провозгласил, что вера не должна противоречить  разуму, что некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованы. Наука и  философия относительно самостоятельны от теологии, но в случае конфликта  между ними решающими являются критерии истин-откровений, которые своей  истинностью и ценностью превосходят  любые рациональные доказательства.

     Представители другого направления - религиозного антиинтеллектуализма полагают, что  рассудочный подход к религии, содержащий в себе момент принудительности и  обязательности для Бога, исключает  в нем творческое начало, свободу, произвол, всемогущество. Действия Бога неподвластны законам разума. Бог  абсолютно свободен, его действия абсолютно непредсказуемы. На пути к Богу разум является помехой. Чтобы  прийти к Богу, нужно забыть все, что знал, забыть даже вообще, что  существует знание. Антиинтеллектуализм  культивировал среди приверженцев религии слепую и бездумную веру. Его представители рассматривали  античную культуру как ложные, противоречивые по своей природе воззрения, уводящие людей от их подлинного назначения - спасения своей души. 
 
 
 
 
 
 

ДУША, РАЗУМ И ВЕРА

     Духовный  мир человека являет собой нечто  едино-цельное. Эта цельность испокон  веков именуется душой. Будучи едино-цельным  образованием, душа, внутри себя, есть нечто функционально дифференцированное. К душевным явлениям относятся ум, воля, характер, темперамент, память, тончайший мир эмоций и др.

     Одни  отстаивают мысль о первичности  сознания по отношению к материи, рассматривая его как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Другие верят тому, что мир есть движущаяся материя, сознание является функцией мозга человека, а душа — это выдумка идеалистов и богословов. Однако, по представлениям гениальных и талантливых философов (во всяком случае их подавляющего большинства) всех времен и народов, человек обладает душой.

     Душа  индивидуальна и субъективна. Эта  субъективность выступает как обособленность природной определенности характера, темперамента, таланта или тупости, смекалки, воли, словом, духовной физиономии человека.

     Человек владеет прекрасным даром — разумом  с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим воображением, умением решать практические и теоретические проблемы, наконец, возможностью воплощать самые дерзновенные замыслы. Наше сознание обладает способностью понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свои мысли и действия, свое отношение к внешнему миру и к самому себе. Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности. И с тех пор вокруг сущности сознания никогда не смолкали горячие споры. Достижения человечества — искусство, религия, литература, философия и исторические науки — все это, по словам И.П. Павлова, соединяется, чтобы бросить луч света на этот мрак: на тайны души, сознания, разума.

     Для человека, как разумного существа, бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его основа, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеют ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти последние вопросы разрешение их лежит в области философского мышления.

     Разум — высшая ступень логического  понимания, теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее  широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Гераклит показал, что разум состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи.

     Мышление  на уровне разума, по словам Е.П. Никитина, освобождается от застывших рассудочных  форм и становится осознанно свободным. На уровне разума субъективное достигает максимального единства с объективным в смысле полноты и всесторонности понимания, а также в смысле единства теоретического и практического мышления. На этом уровне знания носят наиболее глубинный и обобщенный характер. Разумное сознание — глубоко диалектический процесс.

     Религиозная вера невозможна вопреки разуму и  без оснований, например, от страха и растерянности. Вера дается Богом  человеку через воспитание в условиях религиозной семьи и обучение в школе, а также через опыт жизни и силу разума, постигающего Бога через проявление его творений и удивительную целесообразность самых  замысловатых образований и процессов  в мироздании.

     Проблема  ценностей в составе мировоззрения  теснейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души, изящно оживленной «теплым дыханием чувств», — один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества.

     Вера  являет собой феномен, обладающий силой  неустранимости и огромной жизненной  значимости: человек не может вообще жить без веры. Наш разум, по словам Б. Паскаля, со всей силой своей повелительности  требует от человека веры: разум  знает, что за его пределами есть бездна, ему недоступная, но в ней  что-то схватывается силой интуиции, на чем и вырастает вера. Акт веры — это сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидения», в той или иной мере свойственное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравственно-психологическая необходимость веры: без нее, как и без доказательного знания, жить не только духовно, но и практически невозможно.

     Нельзя  отождествлять веру вообще с религиозной  верой. Любой атеист тоже преисполнен  веры — в самого себя, в свои убеждения, в своих близких, в то, что мир  есть «движущаяся материя, данная нам  в ощущениях».

     В самом же нормальном понятии собственно религиозной веры заключается то, что она, как говорит Г. Гегель, есть не просто знание о Боге, о нашем отношении и отношении мира к нему, а также о нетленности нашей души; это знание есть не просто историческое или рассудочное знание: в нем заинтересовано сердце, оно имеет влияние на наши чувства и на определение нашей воли. Так происходит отчасти в силу того, что благодаря вере наши обязанности и законы приобретают большую силу, будучи представлены нам как законы Бога, отчасти в силу того, что представление о возвышенности и доброте Бога по отношению к нам наполняет наше сердце восхищением и чувствами смирения и благодарности. Таким образом, религиозная вера поднимает нравственность и ее мотивы на новую, более величественную высоту. Религиозные побуждения преисполнены утонченными чувствами, которые у настоящего верующего обретают мягкие тона человечности и добра. Так что благодаря этому, красивой фантазии и упоительной силе духовного искусства (прежде всего музыки, вокала, живописи, иконописи) холодный разум как бы растопляется в солнечных лучах божественной благодати, несущей умиротворение и радость бытия.

     Говоря  о религии как форме общественного  сознания, имеют в виду понятия  Бога и бессмертия и то, что связано  с этими понятиями, поскольку они составляют убеждение всех народов мира, оказывают влияние на их мысли и дела; все это возвышает и облагораживает дух нации, пробуждая в ее душе порой дремлющее чувство достоинства, не позволяя народу унижаться и унижать других. 

НАЧАЛО  ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ПАТРИСТИКА

     Основными этапами  средневековой философии являются патристика и схоластика.

     Патристика (христианское богословие II—VIII вв.). Патристика привела к разрыву исторического развития философии и положила начало философии Средневековья. Духовное наследие Отцов и Учителей церкви в христианских богословских кругах получило название: "Патристика". В истории европейской философской мысли деятели патристики сыграли двойственную роль: с одной стороны они положили конец философии античной, а с другой - положили начало философии средневековой.

     Использование Отцами и Учителями христианской церкви философии пошло на пользу христианству и в то же время нанесло  непоправимый вред самой философии. По словами известного немецкого  философа Фридриха Ничше (1844-1900гг.), "христианство испортило кровь философии". Церковь сначала воспользовалась философией для формулирования догматов своего вероучения, для приведения в определенную систему своего вероучения и мировоззрения. Но с другой стороны, патристика поработила философию, превратив ее в богословие (теологию) - в учение, оправдывающее и разрабатывающее религиозное мировоззрение.

     Представителями являлись: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий Августин и др. Эти философы отстаивали религиозные христианские догматы против язычества и гностицизма, утверждая несовместимость античной мудрости с христианской верой. Основными темами средневековой патристики являются проблема сущности и бытия Бога, происхождения зла в мире), свобода воли человека и возможность спасения души.

     Аврелий Августин (Августин Блаженный, епископ Гиппонский) (354 - 430 гг.) разработал теорию о гармонии веры и разума, в которой выступил с требованием признания двух путей приобщения людей к религии: понятийно-рационального и нерационального. Однако в системе Августина решающее значение имеет откровение, а идеалом является послушный религии разум и подкрепленная разумом вера.

Информация о работе Проблема соотношения веры и разума в философии средневековья