Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, диссертация
Целью диссертационного исследования является комплексный философско-антропологический анализ теории отчуждения Э. Фромма, постмарксистских направлений философии (неофрейдизма, экзистенциализма, Франкфуртской школы, ряда западных социологов) как основы социально-философской теории человека и общества. Эта цель реализуется через следующие задачи:
-выявление методологических оснований концепции отчуждения Э. Фромма;
-анализ категории «отчуждение» и рассмотрение ее как философской проблемы в новоевропейской философской мысли (Гегель, Фейербах, Маркс); сравнительно-концептуальный анализ взглядов представителей постмарксистской философии на сущность феномена отчуждения;
-раскрытие социально-исторических предпосылок теории отчуждения, его структуры, сущности, форм проявления и социально-психологических последствий, в концепции Э. Фромма;
-выявление роли таких ключевых понятий, введенных Э. Фроммом в научно-методологический оборот, как «социальный характер», «социальное бессознательное», «автоматический конформизм» в раскрытии сущности и анализе феномена отчуждения;
-исследование социальных механизмов феномена самоотчуждения, в частности выявление роли «рыночной ориентации» в формировании данного явления;
Считая себя приверженцем социальной теории К. Маркса, Э. Фромм берет его учение за основу своей концепции отчуждения. Но он также показал и ограниченность данного учения, которое пытался преодолеть в предложенной им самим концепции. По мнению Фромма, Маркс, стремясь открыть условия отчуждения человека и не упуская из виду главной цели - его освобождения - все же сделал акцепт исключительно на экономическом анализе. Э. Фромм расширяет и дополняет марксистскую концепцию, выдвигая собственную теорию человека, его страстей и стремлений, коренящихся в условиях его существования и являющихся наиболее сильными движущими силами развития человека. Маркс же «недооценивал силу иррациональных страстей, которые невозможно преобразовать за один день с помощью экономических изменений».
Конечно, Э. Фромм является не единственным философом, кому принадлежит заслуга постановки проблемы отчуждения и дегуманизации человека в современном западном обществе. Но именно этому ученому мы обязаны комплексному анализу социальных, психологических, экономических, политических, культурных, а также нравственных и этических факторов, помогающих раскрыть суть данного явления. Э. Фромму также принадлежит заслуга выявления причин отчуждения, основных его форм (прежде всего отчуждения в сфере труда, потребления, нравственности, культуры), а также поисков выхода из сложившейся ситуации. Современный человек отчужден, он несчастен от ощущения собственного бессилия. Современный человек отчужден в том смысле, что его действия и его собственные силы отделены от него, они стоят над ним и против него, не он управляет ими, а они им. Жизненные силы человека превратились в вещи и институты, и они становятся новыми идолами, поскольку воспринимаются не как результат собственных человеческих усилий, а как нечто от него не зависящее, чему поклоняется и подчиняется. Отчужденный человек склоняется перед произведением собственных рук, перед созданным им же лидерами и социальными институтами, которые представляют его собственную жизнь в отчужденной форме. Современный человек не распоряжается своими силами и богатством, он чувствует себя обнищавшей «вещью», зависящей от других, внешних вещей, на которые проецируется его жизненная субстанция.
Если такое положение вещей не изменить, то, по глубокому убеждению Э. Фромма, перед человечеством стоят две перспективы: война, которая уничтожит жизнь на земле, или роботизм. Таким образом, основная проблема современности заключается в том, что мертв Человек.
Однако значимость концепции Э. Фромма, ее фундаментальность и отличие от других теорий человека и общества в современной западной философии заключается не только в констатации определенных фактов, постулировании существующего положения, но в том, что он первый попытался определить причины отчуждения, которые раскрываются им в связи с социально-экономической структурой общества. Это выразилось в созданной им и введенной в ряд паук концепции социального характера. Это уникальная структура, психический склад отдельной личности, вписывающаяся в конкретную социальную среду, которая оказывает на него существенное воздействие, ядро структуры характера, присущее большинству представителей данной культуры. Это промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями и идеалами. Социальный характер является не только структурой, с помощью которой человеческая энергия формируется специфическим образом, но и базис, из которого определенные идеи черпают свою силу. Фромм показывает, что экономические, психологические, идеологические факторы находятся в сложном взаимодействии.
В рамках концепции социального характера Э. Фромм научно доказал различия между определенными стадиями развития капитализма в странах Европы и США. Так, капитализм XVII, XVIII, XIX вв. и современный капитализм - это совершенно разные социально-экономические структуры. Каждой из них соответствует свой тип социального характера. Фроммом выявлена тесная взаимосвязь между проблемой отчуждения в XX веке с особенностями социального характера.
Согласно концепции немецко-американского исследователя, корни отчуждения личности в XX столетии нужно искать, прежде всего, в социальном характере, новых чертах, возникших как следствие изменения социально-экономической структуры. Во-первых, это тенденция к сведению всего к абстракциям и количеству, которая приводит к тому, что отдельного человека можно представить в виде абстрактной единицы, в виде цифры. Во-вторых, преобладание анонимной власти - конформизма, когда человеком управляет анонимный разум, требование исходит не от личности, а от безликого Нечто (экономическая необходимость, рынок, общественное мнение). Это раскрывает аспект нравственного отчуждения, преобладающего в современном обществе: конформистская модель, ее господство вырабатывает новую мораль, согласно которой добродетель заключается лишь в том, чтобы приспособится к остальным, а порок - чтобы отличаться от них. Феномен «копформизации», являющийся выражением «внутренней пустоты» человека, раскрыт Э. Фроммом и в связи с его концепцией «социального бессознательного». Преобладание анонимного разума в XX столетии, понимается в данном случае, по выражению М. К. Мамардашвили, как некий способ управления людьми через их «усредненное разумное сознание». Наконец, третьей чертой современного социального характера является принцип беспрепятственного удовлетворения, в результате которого усиливается тенденция к пассивизации личности, отождествлению счастья с бездумным поглощением и потреблением, и, как следствие - духовному опустошению. Таким образом, эти стороны современного социального характера тесно связаны с явлением отчуждения и в какой-то мере являются его источником.
Новому типу социального характера Э. Фромм дает название «рыночной ориентации». Последняя, являясь, на наш взгляд, ядром теории Фромма, есть именно порождение современного капиталистического общества. Данным термином американский философ обозначае
Новшество Э. Фромма заключается также в том, что он предпринял попытку проанализировать феномен отчуждения во всех аспектах. Несмотря на то, что социоэкономические, духовные и психологические объяснения рассматривают один и тот же феномен с различных точек зрения, задача теоретического анализа, по мнению ученого, состоит в том, чтобы понять, как взаимосвязаны эти различные аспекты и как они взаимодействуют. Это касается как причин отчуждения, так и путей по его преодолению. Последние выражены в предложенной Э. Фроммом концепции «здорового общества». Это является как теоретической разработкой, так и своеобразной социальной программой ученого: им предусмотрены радикальные изменения в социально-экономической структуре общества, политические, культурные преобразования, а также изменения самой личности.
Основной мыслью, отражающей суть дайной концепции, является то, что не человек должен приспосабливаться к «больному» обществу, и мерилом душевного здоровья отдельного человека является не индивидуальная приспособленность к данному общественному строю, а, напротив, душевное здоровье индивида следует определять с точки зрения приспособления общества к потребностям человека, исходя из того, способствует оно или препятствует развитию душевного здоровья. Следовательно, основная задача заключается в том, чтобы способствовать построению такого общества, которое способствует (а не препятствует) наиболее полной реализации всех потенциально заложенных в человеке сил разума, любви и продуктивной, творческой деятельности. Стоит подчеркнуть, что эта мысль, через призму которой раскрывается концепция «здорового общества», является одной из ярких и значимых в гуманистическом направлении XX столетия и по сегодняшний день.
Список использованных источников
1 Аверина О. Г. Отчуждение: теория и реальная практика нашего общества//Социальная теория и современность. Вып. 2. М., 1992.
2 Азми Д. Д. Политически-правовые взгляды Э. Фромма. М., 2000.
3 Ароп Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
4 Ашин Г. К. Доктрина «массового общества». М., 1971.
5 Аномия //Философский энциклопедически
6 Багатурия Г. А. Структура и содержание рукописи первой главы «Немецкой идсологии»//Вопросы философии, 1960, № 10.
7 Батищев Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип//Проблема человека в современной философии. М., 1969.
8 Батищев Г. С. Гегель и современная философия. М., 1970.
9 Богомолов А. С. Немецкая буржуазная философия после 1868 г. М., 1969.
10 Бойко В. Ю. Методологические аспекты исследования отчуждения в западной социологии// Социология. М., 1993.
11 Бэкон Ф. Новый органон// Сочинения в 2-х томах. Т.2. М., 1978.
12 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//Избранные произведения. М., 1990.
13 Вебер М. Основные социологические понятая. М., 1990.
14 Воронцов Б. II. Эволюция взглядов Маркса по проблеме отчуждения//Философские науки, 1974, № 4.
15 Воронцов Б. Н. Капитализм и отчуждение личности// Вестник МГУ. Философия. 1972, №4.
16 Венгсрснко H.A. Концепция «продуктивной ориентации» Э. Фромма// Критика современной буржуазной философии. М., 1981.
17 Верченов Л.Н. Критика социальной теории Э. Фромма (авт.). М., 1969.
18 Валеева М. А. Нравственное отчуждение как философская проблема. М., 2001.
19 Витевская Т. В. «Новая религия» Э. Фромма// Наука и религия, 1971, № 6. С.76-80.
20 Гайденко П. П. Экзистенциализм// Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
21 Гароди Р. О. О понятии «отчуждение»//Вопросы философии, 1959, № 8. С. 56- 64.
22 Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет в 2-х томах. Т. 2. М., 1971.
23 Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа// Сочинения. T. IV. М., 1959.
24 Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х томах. T. I. М., 1964.
25 Грушин Б. А. Массовое сознание. М., 1987.
Информация о работе Проблема «отчуждения» человека (К. Маркс, Э. Фромм)