Проблема «отчуждения» человека (К. Маркс, Э. Фромм)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:14, диссертация

Описание работы

Целью диссертационного исследования является комплексный философско-антропологический анализ теории отчуждения Э. Фромма, постмарксистских направлений философии (неофрейдизма, экзистенциализма, Франкфуртской школы, ряда западных социологов) как основы социально-философской теории человека и общества. Эта цель реализуется через следующие задачи:
-выявление методологических оснований концепции отчуждения Э. Фромма;
-анализ категории «отчуждение» и рассмотрение ее как философской проблемы в новоевропейской философской мысли (Гегель, Фейербах, Маркс); сравнительно-концептуальный анализ взглядов представителей постмарксистской философии на сущность феномена отчуждения;
-раскрытие социально-исторических предпосылок теории отчуждения, его структуры, сущности, форм проявления и социально-психологических последствий, в концепции Э. Фромма;
-выявление роли таких ключевых понятий, введенных Э. Фроммом в научно-методологический оборот, как «социальный характер», «социальное бессознательное», «автоматический конформизм» в раскрытии сущности и анализе феномена отчуждения;
-исследование социальных механизмов феномена самоотчуждения, в частности выявление роли «рыночной ориентации» в формировании данного явления;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003 (3).doc

— 189.50 Кб (Скачать)


3

 

Введение

 

 

                Актуальность исследования. Проблема отчуждения является одной из самых острых и противоречивых в современной философии. Можно смело утверждать, что ни одно из абстрактных философских понятий ни приобрело столь широкого социального звучания в условиях современного общества с его тенденциями к массовизации, стандартизации и обезличиванию индивида.

               По своей сложности и неоднозначности проблема отчуждения относится к числу фундаментальных в истории развития философской мысли. Она очерчивает ряд тем, связанных с «выживанием» человека в условиях дальнейшего усиления техногенных факторов, в ситуации тотального отчуждения человека от природы, общества и самого себя.

               В современном обществе с его возрастающими тенденциями к дегуманизации практически всех сфер жизни - социальной, политической и идеологической (немалую роль в этом сыграл переход к рыночным отношениям) проблема отчуждения вновь обретает новый виток своего развития. Именно поэтому сегодня особую актуальность приобретают работы выдающегося психолога, социолога и философа Э. Фромма, в которых проблеме отчуждения принадлежат ключевые позиции.

               Логика развертывания проблематики неразрывно связана с критикой Фроммом современного ему капиталистического общества. Человек в этом обществе перестает быть целью сам по себе, а превращается в средство для достижения иных, чуждых ему, политических и экономических целей. Общественные, политические обстоятельства, созданные самим же человеком, подчиняют его себе. Человек превращается в «вещь», объект манипулирования со стороны социальных институтов, власти. Таким образом, проблема заключается в том, что индивид живет в мире, с которым потерял все подлинные, человеческие связи.

               Актуальность исследования связана также и с тем, что отчуждение можно определить как диагноз духовной болезни современного общества, явление, пронизывающее современную западную (в настоящее время и российскую) культуру. Именно Э. Фромму принадлежит заслуга анализа понятия отчуждения применительно к различным сферам человеческой жизнедеятельности, а также установления связи между отчуждением и гуманистическим понятием человеческой природы и душевного здоровья. Им также раскрыты причины обострения данной проблемы в XX столетии. XXI век может стать началом той эпохи, когда человек трансформируется из живого существа в бездумную и бесчувственную машину. Обостряется проблема дегуманизации человека и возникает опасность нового, «дегуманизированного» общества. Многие мыслители XIX и XX вв. уже предвидели то положение, в котором находится современный человек. Упадок, дегуманизацию, явления массовости и стандартизации, в котором окажется современное общество, предсказывали мыслители самых различных философских и политических взглядов (Т. Мани, Т. Драйзер, А. Жид, Дж. Оруэлл, X. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр). Нельзя сказать, что данная проблема не волновала и современников Э. Фромма. Подобная критика современного общества и идентичный диагноз его духовной болезни выявляется в трудах Л. Мэмфорда, Д. Рисмена, Г. Маркузе (тема «одинокой толпы», «одномерного человека»). Проблема отчуждения в той или иной мере раскрывалась представителями экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К.Ясперс), неофрейдизма (К. Хорни), Франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе), в работах западных социологов (Г. Зиммель, В. Зомбарт, Р. Мертон). Данный феномен раскрывается здесь преимущественно в двух смысловых категориях: как субъект-объектное отчуждение (когда человек (субъект) более не является хозяином предметного мира), либо как отчуждение от свободы, когда самореализация заранее установленных масштабов становится недостижимой и неприемлемой для человека; либо трактуется как «овеществление» человека.  В экзистенциализме проблема отчуждения приобретает онтологический статус, являясь неизбежным разрывом между сущностью человека и его существованием. Однако круг аспектов, связанных с отчуждением, гораздо шире: это не только онтологическая, но и психологическая, культурологическая, нравственная, социально-экономическая проблема. Именно на последнем аспекте данной проблемы акцентируется внимание немецко-американского мыслителя. Э. Фроммом подчеркивается исторический характер проблемы отчуждения. Предложенная им концепция позволяет нам взглянуть на феномен отчуждения в комплексном анализе составляющих его аспектов.

               В этой связи наиболее значимой и актуальной представляется выдвинутая Э. Фроммом концепция самоотчуждения. Ведущую роль в формировании данного явления играет преобладание «рыночной ориентации» социального характера. Личность «рыночной ориентации» рассматривает себя и свои силы как товар, который существует отдельно от нее, а себя как вещь, которая должна найти свое успешное применение на рынке. Т.е. сущность человека определяется его социально-экономической ролью, критериями «успеха», что и приводит к самоотчуждению. Как следствие, в современном капиталистическом обществе такие вопросы, как человеческое существование, решение фундаментальных его проблем, вопросы нравственности и религии отодвигаются па задний план. Отчужденную личность не волнует ни вопрос о смысле жизни, ни его решение: она начинает с убеждения, что нет иной цели, кроме той, чтобы успешно «инвестировать» свою жизнь.

               Особую актуальность приобретают ныне проекты Э. Фромма по гуманизации и оздоровлению общества, названного им «больным». Истинная, позитивная свобода человека начинается не там, где «свобода от», а там, где создаются условия, обеспечивающие «свободу для». Общество по отношению к индивиду может выполнять различные функции: способствовать раскрытию потенциальных способностей человека, или деформировать, подавлять его внутренние силы, придавать им искаженную форму. Таким образом, душенное здоровье, согласно Фромму, - это не «степень приспособленности» индивида к больному обществу, а наиболее полная и творческая реализация своих способностей к любви и разуму. Именно таким, способствующим полной самореализации личности, должно быть «здоровое» общество. В подлинно здоровом обществе человек должен стать центром общественного развития, а его совершенствование и всесторонне гармоничное развитие - целью общества и государственной политики.

               Все это делает данное исследование особенно актуальным и значимым.

               Степень разработанности проблемы. Творческое наследие Э. Фромма является слабо изученным в отечественной литературе. На первом этапе, в 60-70-е гг. прошлого столетия, появляются первые немногочисленные публикации. Отечественных исследователей привлекали такие стороны творчества немецко-американского мыслителя, как реформация психоанализа, социальная теория, критика индустриального общества. Это отражено в публикациях следующих авторов: Г. А. Титаренко, К. А. Шварцман, Л. Эреша, Л. Н. Верчепова, П. С.Гуревича, В. А. Куркина, Т. В. Витевской. Данные публикации имеют научную значимость по той причине, что они впервые знакомили отечественного читателя с идеями немецко-американского мыслителя, однако носили во многом объктивистский характер, поскольку авторы излагали содержание некоторых работ философа без серьезного критического анализа.

                Изучение творчества Э. Фромма было продолжено в таких трудах, как «Критика неофрейдистской концепции Э. Фромма», «Неофрейдизм в поисках истины» В. И. Добренькова (1974), «Психоанализ и философия неофрейдизма» В. М. Лейбина (1977), а также диссертации «Критика социальной теории Э. Фромма» Л. Н. Верченова (1968). В этих работах на более высоком уровне по сравнению с предыдущим периодом происходит осмысление концепции Э. Фромма, дается критический анализ его идей. Но полного, объективного отражения философии мыслителя мы в них не находим, учитывая специфику отношения советской науки к западным ученым в условиях господствующей идеологии того времени. При всех прочих достоинствах проблеме отчуждения в них отводится незначительное место.

                Следующий этап в освоении творческого наследия Э. Фромма был связан с изданием его основных работ на русском языке. Темами научных публикаций здесь являются анализ философско-антропологических его идей, гуманистическая парадигма социальной философии ученого, проблемы этики и культурологии. Этот этап связан с именами П. С. Гуревича, В. М. Лейбина, А. М.Руткевича, К. Н. Любутина, И. В. Егоровой, Л. А. Прибытковой. Отечественных исследователей интересовали также концепция религии в философии Фромма (С. Н. Никольский), анализ политически-правовых его взглядов (Д.Д. Азми), а также концепция психологически разумного общества (Н. В. Лафицкая). Особого внимания заслуживает монография Л. А. Прибытковой «Социальная утопия Э. Фромма». Эту работу, по нашему мнению, стоит причислить к одной из немногих серьезных исследований, посвященную критическому анализу социального проекта нового общества, предложенного ученым. Среди зарубежных исследователей творчества Э. Фромма можно назвать такие имена, как Дж. Шаар, Р. Функ, Д. Хаусдорф.

Однако проблема отчуждения при всей ее значимости в философии Э. Фромма чрезвычайно редко интересовала как отечественных, так и зарубежных исследователей. Не существует ни одного исследования, ни одной монографической работы, непосредственно посвященной анализу проблемы отчуждения в философии Э. Фромма.

               Кроме того, в отечественной философии в определенный период наблюдалась тенденция к отождествлению взглядов Э. Фромма и экзистенциалистов относительно проблемы отчуждения. Здесь имеется ряд моментов, требующих прояснения. Так, в статье Г. А. Титаренко мы наблюдаем попытку свести всю концепцию Фромма, и, главным образом интересующую нас проблему отчуждения к отчуждению человека как существа, наделенного разумом и самосознанием и потому разорвавшим свое единство с природой. Автор находит идею Фромма о дихотомиях человеческого существования «своеобразной натуралистической параллелью идей экзистенциализма». И.С. Нарский тоже пишет, что у Фромма «всякий социальный человек отчужден уже потому, что разорвал прежнее животное единство с природой», и, таким образом, концепция Фромма предстает как «вариант экзистенциалистской схемы отчуждения».   Фроммовское понятие «отчуждение» данные исследователи отождествляют с одиночеством и отчаянием, и приходят к выводу, что это означает, как и в экзистенциализме, «отчуждение в полноте его смысла, в единстве обусловливающих друг друга взаимообособления и угнетенности». На основании об общности положения об «оторванности человека от природы» делается вывод о близости Фромма к экзистенциальным мыслителям, и вся трактовка проблемы отчуждения у Фромма, приобретает, по мнению отечественных исследователей, «абстрактно-гуманистический характер», его упрекают в «забвении социальных источников отчуждения». Однако отчуждение человека от природы - мысль, которую высказывали неоднократно и до Фромма, и до экзистенциалистов (например, Ж.-Ж. Руссо). И, что более существенно, упущен тот контекст, в котором Фромм говорит о положении человека, а следовательно, главная мысль и структура основных работ Э. Фромма. То есть такое заключение представляется нам вырванным из общей логики построения Фроммом своей концепции.

                В философии экзистенциализма отчуждение носит универсальный характер, поскольку оно связано с объективацией (что показано Сартром), или со всяким опредмечиванием, превращающем продукты человеческой деятельности в нечто «вещное», чуждое самим себе, что, несомненно, обусловлено влиянием Гегеля. Э. Фромм, напротив, понимает отчуждение как социальный процесс, отчуждение у него не тождественно опредмечиванию. Основу такой концепции представляет теория К. Маркса.

Различия между подходом экзистенциалистов и Фромма обозначаются во взглядах на преодоление отчуждения. Таким образом, если в экзистенциализме проблема отчуждения трактуется как онтологическая, то Э. Фромм рассматривает проблему отчуждения в неразрывной связи с социально-экономическими основами общества. Он раскрывает социально-экономические причины и социально-психологические последствия отчуждения.

               Социально-историческое измерение, в котором Э. Фромм раскрывает проблему отчуждения, признается такими советскими исследователями, как В. И. Добреньков, И. С. Кон, Г. К. Ашин. Последний подчеркивает основательность и радикальность позиции Э. Фромма в анализе данной проблемы по сравнению с другими представителями западной философии и социологии.

               Объект диссертационного исследования - идея отчуждения как феномен развития западноевропейского общества.

               Предметом диссертационного исследования является проблема отчуждения в философии Э. Фромма.

               Целью диссертационного исследования является комплексный философско-антропологический анализ теории отчуждения Э. Фромма, постмарксистских направлений философии (неофрейдизма, экзистенциализма, Франкфуртской школы, ряда западных социологов) как основы социально-философской теории человека и общества. Эта цель реализуется через следующие задачи:

                -выявление методологических оснований концепции отчуждения Э. Фромма;

               -анализ категории «отчуждение» и рассмотрение ее как философской проблемы в новоевропейской философской мысли (Гегель, Фейербах, Маркс); сравнительно-концептуальный анализ взглядов представителей постмарксистской философии на сущность феномена отчуждения;

               -раскрытие социально-исторических предпосылок теории отчуждения, его структуры, сущности, форм проявления и социально-психологических последствий, в концепции Э. Фромма;

                -выявление роли таких ключевых понятий, введенных Э. Фроммом в научно-методологический оборот, как «социальный характер», «социальное бессознательное», «автоматический конформизм» в раскрытии сущности и анализе феномена отчуждения;

                -исследование социальных механизмов феномена самоотчуждения, в частности выявление роли «рыночной ориентации» в формировании данного явления;

               -критический анализ способов преодоления отчуждения, выраженных в концепциях «продуктивной ориентации» и «здорового общества».

               Источниковую базу диссертации составили, во-первых, труды представителей новоевропейской философии, в которых нами определены философские истоки развития понятия «отчуждение» до подлинно философской категории (от Бэкона до Фейербаха), а также исследования, посвященные анализу их творчества в отечественной и зарубежной науке. Во-вторых, произведения К. Маркса (преимущественно ранние), послужившие базой для построения Э. Фроммом своей концепции. В-третьих, работы представителей постмарксистской философии: экзистенциализма, неофрейдизма, западных социологов, так или иначе затрагивающих причины и сущность отчуждения в современном обществе. В-четвертых, это труды и публикации советских философов, непосредственно посвященные проблематике отчуждения в ее историко-философском и социальном измерении (Г.С.Батищева, И.С.Кона, Г.К. Ашина, В. Согомонова, Э.В. Ильенкова и мн. других).

               Наконец, основной источниковой базой диссертационного исследования являются произведения Э. Фромма.

               Методологической основой исследования является принцип преемственности идей, соотношение исторического и логического в процессе исследования. Диссертант исходит из диалектико-материалистического, философско-антропологического понимания развития общественных отношений, а, следовательно, и феномена отчуждения, нашедшего свое выражение в исследованиях западных и отечественных философов и социологов.

                В работе используются принципы историзма, объективности рассмотрения. Используются отдельные подходы сравнительного метода, поскольку анализ взглядов на проблему отчуждения (в частности, в постмарксистской философии) предполагает концептуальное совмещение основных подходов к данной проблеме.

                Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертации, разработанные в ней методологические подходы и полученные результаты позволяют дополнить понимание философии Э. Фромма и специфики всего западноевропейского мышления, более глубоко оценить значимость идей Э. Фромма для анализа современных социальных процессов.

                Материалы работы могут быть использованы в спецкурсах по историко-философским, философско-антропологическим, социально-философским разделам, включая лекции и семинары по социологии.

Информация о работе Проблема «отчуждения» человека (К. Маркс, Э. Фромм)