Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 10:39, реферат
Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна попытка представить себе самосозидание всего из ничего. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет. Попробуйте помыслить и тем более представить себе небытие, и вы поймете, что это невыполнимая задача: в сознании будет витать какая-то форма бытия, какое-то Нечто. Человек в этой попытке будет все время блуждать в предметной или духовной реальности.
Так,
обычно придается важное значение вычленению
предпосылок и условий
Особого внимания заслуживает проблема нравственных ценностей, идеалов. Только человек, по словам К. Маркса, приобретает способность преобразовывать мир по законам красоты. Добро, истина, справедливость – необходимые спутники человеческого существования. Лишь человеку даны самосознание, способность оценки своей значимости и своего места в этом мире. А это – основа осознания ближайших целей деятельности и идеалов, которые в полной мере никогда не достигаются, но само стремление к ним, реальные шаги, прокладываемые по тропинкам, намеченным светом этих идеалов, уже наполняют смыслом человеческое существование, осознаются как необходимый элемент самоактуализации личности.
Ценности и идеалы – это не просто творения отдельной личности, но достояние человеческого рода. Однако реальная жизнь общества настолько сложна и противоречива, что на некоторых этапах ее развития люди выбрасывают «за ненадобностью» такие ценности, как добро и справедливость. Идеалы оказываются «захватанными неумелыми и неопытными» руками и также отвергаются. В подобных ситуациях кажутся особенно привлекательными попытки Парменида и древних греков поместить социальные ценности и идеалы в особую сферу «истинного бытия», защищенную от произвола и неразумных действий людей. Даже если за ними не стоят Абсолют или божественная сила, а люди сами создают эти ценности и идеалы, они приобретают отчужденную форму и начинают управлять деятельностью людей. Они действуют подобно традициям, следование которым порой оценивается выше человеческой жизни, подобно вере в Бога, которая определяет жизненный путь человека. Все эти компоненты – традиции, социальные ценности и идеалы, религиозная вера – важнейшие характеристики человеческого бытия как объективно-идеальной реальности. К этой реальности можно отнести и «коллективное бессознательное», которое исследовалось в теории К. Юнга. Разрушение нравственных ценностей приводит к нравственному нигилизму. Для его возникновения существуют объективные основания, которые заключаются в разрыве между практическими условиями, обеспечивающими исторически определенное бытие основной массы населения, соответствующее чувству собственного достоинства, и реальными формами существования народа. Создаются такие условия, когда человек не находит в социальных ценностях истины своего бытия. Творческий потенциал личности реализуется лишь в разнообразных формах его социальной деятельности. И он теряет смысл этой деятельности, когда перестает видеть в ней осуществление общего блага и универсальных принципов Добра, Истины и Красоты.
Бытие – центральная проблема и категория философии. Она обусловливает особый способ рассуждения о существующей действительности, накладывает отпечаток на решение других философских проблем. Воспринимаемый нами мир – лишь фрагмент, осколок, часть реального бытия, в котором скрыты его корни, движущие силы. Задача философии – осознание этих корней с помощью разума. Для М. Хайдеггера философия – это «постоянное стремление человека быть дома», чувствовать себя приобщенным к бытию. Для его поддержания необходимы философское усилие, философская «захваченность», которая, как мелодия, пронизывает существование человека, позволяет ему преодолеть ограниченность своего эмпирического бытия.
С
помощью категории бытия
Заключение
Из
всего изложенного логически
следует вывод, что поиск первоначал,
первооснов бытия никогда не был
для философии некой
Форма организации материи, к которой принадлежит человек, весьма специфична, это – материя, обладающая сознанием как духовным регулятором жизнедеятельности. Данное обстоятельство послужило источником идеалистических представлений о субстанциальной основе человека и окружающего его мира. В процессе развития представления философов о бытии человека и мира пришли от космоцентризма через теоцентризм к антропоцентризму. Но изыскания еще не завершены, поскольку нет одного, точно определенного, всеобъемлющего представления о том, что же такое реальность, жизнь, бытие.
Постижение
категорий бытия, раскрывавшейся в
разные времена с разных сторон и
с разной степенью полноты, неотделимо
от истории философии. Атрибуты бытия
(движение, пространство, время) абсолютны.
Но поскольку это формы движущейся
материи, то они относительны, они
обусловлены ею, как форма своим
содержанием, и каждый уровень движения
материи характеризуется своей
пространственно-временной
Признания универсальности и уникальности человека недостаточно в мировоззренческом плане, если оно не дополняется признанием универсальности и уникальности внечеловеческих разновидностей бытия. Такая, казалось бы, человекомерная трактовка бытия оказывается при более пристальном рассмотрении отнюдь не антропоморфной. Дело в том, что современная наука, в том числе и философия, вышла на обоснование уникальности каждого индивида, а соответственно, и существования этого индивида, то есть бытия.
Наверное,
нет и не будет ни одной проблемы,
которую бы философия решила однозначно
раз и навсегда. Ветры новых
времен по-новому «поворачивают» устоявшиеся
представления и, казалось бы, давным-давно
исчерпавшие себя проблемы. Вот почему
философия не сводится ни к одной
из своих разновидностей, сколь бы
разработанной и всесторонней она
ни была. Философия – это история
философии, это ее наследие за много
веков, и к этому наследию человечество
обращается вновь и вновь в
поисках ответов на вечные вопросы
бытия.
Список
литературы: