Проблема бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 10:39, реферат

Описание работы

Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна попытка представить себе самосозидание всего из ничего. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет. Попробуйте помыслить и тем более представить себе небытие, и вы поймете, что это невыполнимая задача: в сознании будет витать какая-то форма бытия, какое-то Нечто. Человек в этой попытке будет все время блуждать в предметной или духовной реальности.

Работа содержит 1 файл

реф гот.docx

— 57.46 Кб (Скачать)

     Так, обычно придается важное значение вычленению предпосылок и условий образования  такой картины мира, которая существует сегодня, подчеркивается необходимость  вычленения предзнаний, предрассудков, намерений, целей, гипотез и других компонентов, создаваемых в процессе познания предметов и сопровождающих создание современной картины мира, не только научной, но и на уровне обыденного сознания. Особенно важны эти компоненты в познании социальной реальности, что дает основание феноменологам говорить не только о «конституировании» определенных смыслов, но и о конструировании реальности.

     Особого внимания заслуживает проблема нравственных ценностей, идеалов. Только человек, по словам К. Маркса, приобретает способность  преобразовывать мир по законам  красоты. Добро, истина, справедливость – необходимые спутники человеческого существования. Лишь человеку даны самосознание, способность оценки своей значимости и своего места в этом мире. А это – основа осознания ближайших целей деятельности и идеалов, которые в полной мере никогда не достигаются, но само стремление к ним, реальные шаги, прокладываемые по тропинкам, намеченным светом этих идеалов, уже наполняют смыслом человеческое существование, осознаются как необходимый элемент самоактуализации личности.

     Ценности  и идеалы – это не просто творения отдельной личности, но достояние человеческого рода. Однако реальная жизнь общества настолько сложна и противоречива, что на некоторых этапах ее развития люди выбрасывают «за ненадобностью» такие ценности, как добро и справедливость. Идеалы оказываются «захватанными неумелыми и неопытными» руками и также отвергаются. В подобных ситуациях кажутся особенно привлекательными попытки Парменида и древних греков поместить социальные ценности и идеалы в особую сферу «истинного бытия», защищенную от произвола и неразумных действий людей. Даже если за ними не стоят Абсолют или божественная сила, а люди сами создают эти ценности и идеалы, они приобретают отчужденную форму и начинают управлять деятельностью людей. Они действуют подобно традициям, следование которым порой оценивается выше человеческой жизни, подобно вере в Бога, которая определяет жизненный путь человека. Все эти компоненты – традиции, социальные ценности и идеалы, религиозная вера – важнейшие характеристики человеческого бытия как объективно-идеальной реальности. К этой реальности можно отнести и «коллективное бессознательное», которое исследовалось в теории К. Юнга. Разрушение нравственных ценностей приводит к нравственному нигилизму. Для его возникновения существуют объективные основания, которые заключаются в разрыве между практическими условиями, обеспечивающими исторически определенное бытие основной массы населения, соответствующее чувству собственного достоинства, и реальными формами существования народа. Создаются такие условия, когда человек не находит в социальных ценностях истины своего бытия. Творческий потенциал личности реализуется лишь в разнообразных формах его социальной деятельности. И он теряет смысл этой деятельности, когда перестает видеть в ней осуществление общего блага и универсальных принципов Добра, Истины и Красоты.

     Бытие – центральная проблема и категория философии. Она обусловливает особый способ рассуждения о существующей действительности, накладывает отпечаток на решение других философских проблем. Воспринимаемый нами мир – лишь фрагмент, осколок, часть реального бытия, в котором скрыты его корни, движущие силы. Задача философии – осознание этих корней с помощью разума. Для М. Хайдеггера философия – это «постоянное стремление человека быть дома», чувствовать себя приобщенным к бытию. Для его поддержания необходимы философское усилие, философская «захваченность», которая, как мелодия, пронизывает существование человека, позволяет ему преодолеть ограниченность своего эмпирического бытия.

     С помощью категории бытия человек  овладевает основами философского мышления, размышляет над истоками своего существования, над смыслом жизни. Это позволяет  ему выходить за пределы бессмысленного существования, повседневных забот, чувствовать  себя необходимой частицей бытия, осознавать свою самобытность и ответственность  за существование и состояние  этого мира. 

     Заключение 

     Из  всего изложенного логически  следует вывод, что поиск первоначал, первооснов бытия никогда не был  для философии некой интеллектуальной самоцелью. Он всегда движим острейшей  практической и мировоззренческой  потребностью: уяснить место человека в мире, величие и ответственность  человеческих деяний, найти «земные» основы такого величия, земные же условия  и пути его достижения.

     Форма организации материи, к которой  принадлежит человек, весьма специфична, это – материя, обладающая сознанием  как духовным регулятором жизнедеятельности. Данное обстоятельство послужило источником идеалистических представлений  о субстанциальной основе человека и окружающего его мира. В процессе развития представления философов  о бытии человека и мира пришли от космоцентризма через теоцентризм  к антропоцентризму. Но изыскания  еще не завершены, поскольку нет  одного, точно определенного, всеобъемлющего представления о том, что же такое  реальность, жизнь, бытие.

     Постижение  категорий бытия, раскрывавшейся в  разные времена с разных сторон и  с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии. Атрибуты бытия (движение, пространство, время) абсолютны. Но поскольку это формы движущейся материи, то они относительны, они  обусловлены ею, как форма своим  содержанием, и каждый уровень движения материи характеризуется своей  пространственно-временной структурой, составляет определенную иерархическую  систему бытия, достаточно сложную  в своем развитии по пространственно-временным  характеристикам и отражающуюся на восприятии человеком мира в целом.

     Признания универсальности и уникальности человека недостаточно в мировоззренческом  плане, если оно не дополняется признанием универсальности и уникальности внечеловеческих разновидностей бытия. Такая, казалось бы, человекомерная трактовка  бытия оказывается при более  пристальном рассмотрении отнюдь не антропоморфной. Дело в том, что современная наука, в том числе и философия, вышла на обоснование уникальности каждого индивида, а соответственно, и существования этого индивида, то есть бытия.

     Наверное, нет и не будет ни одной проблемы, которую бы философия решила однозначно раз и навсегда. Ветры новых  времен по-новому «поворачивают» устоявшиеся  представления и, казалось бы, давным-давно  исчерпавшие себя проблемы. Вот почему философия не сводится ни к одной  из своих разновидностей, сколь бы разработанной и всесторонней она  ни была. Философия – это история  философии, это ее наследие за много  веков, и к этому наследию человечество обращается вновь и вновь в  поисках ответов на вечные вопросы  бытия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы: 

   
  1. Балашов Л. Е., Философия: учебник – 3-е изд., исправлено и дополнено – М.: Дашков и Ко, 2009 – 664с. ISBN 978-5-394-00572-5
  2. Данильян О. Г., Тараненко В. М., Философия: учебник – М.: Издательство Эксмо, 2005 – 512с. ISBN 5-699-08775-3
  3. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х., Философия: учебник – М.: ИНФРА-М, 2009 – 519с. ISBN 978-5-16-003566-6
  4. Миронов В. В., Философия: учебник – М.: Норма, 2005 – 928с. ISBN 5-89123-875-6
  5. Митрошенков О. А., Философия: учебник – М.: Гардарики, 2002 – 655с. ISBN 978-5-8297-0112-3
  6. Спиркин А. Г., Философия: учебник – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006 – 736с. ISBN 978-5-8297-0098-7

Информация о работе Проблема бытия