Проблема бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 10:39, реферат

Описание работы

Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна попытка представить себе самосозидание всего из ничего. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет. Попробуйте помыслить и тем более представить себе небытие, и вы поймете, что это невыполнимая задача: в сознании будет витать какая-то форма бытия, какое-то Нечто. Человек в этой попытке будет все время блуждать в предметной или духовной реальности.

Работа содержит 1 файл

реф гот.docx

— 57.46 Кб (Скачать)

     Мартин  Хайдеггер утверждал, что проблема бытия – самая важная проблема всей философии. Она была поставлена в работах досократиков, но уже с Платона и Аристотеля начинается эпоха «забвения бытия», что сказывается на нашей культуре, ценностях, идеалах, личностных установках. Но сегодня бытие взывает к человеку через кризисные явления (угроза техницизма, распад языка, обессмысливание культуры и т.д.). В «Письме о гуманизме» он говорит о бытии как «особой силе», «стихии», «желающей способности», благодаря которой есть все сущее. Философию всегда волновал вопрос, «почему вообще существует нечто, а не ничто». Он появляется с возникновением человеческой реальности как смысловой реальности. Поэтому совпадают вопросы о сущности бытия, человека и смысла. Бытие как способное и желающее есть возможное. Но это не потенция, а само бытие, которое может иметь власть над мышлением и таким образом над сущностью человека. Бытие понимается как сила, дарующая сущность, как исток всего сущего. Но оно не дается как нечто наличное и сходное с сущим. Его нельзя рассматривать как причину, субстанцию или Бога. Но это сила, которая дарует человеку его человеческую сущность. И человек должен хранить этот дар, прислушиваться к «зову бытия», обращенному к человеку, дать ему возможность сказаться в его языке и деятельности.

     Для человека «экзистенция» – это обозначение его сущности и в то же время выхода за ее пределы. Это выход в «истину бытия», «стояние в истине бытия». Только человеку дано существовать в «просвете бытия». Бытие же – это особое измерение человеческой экзистенции и особое отношение человека к своей сущности. Бытие не дается человеку как строго определенный предмет его представлений, поэтому не может быть объектом его практических или гносеологических манипуляций. Ему открыта лишь малая «просека» или «прогалина». Пребывание в «истине бытия» – это осмысленное хранение специфичности человеческого бытия. Но Хайдеггер считает, что нормы и закономерности, управляющие коллективной жизнью людей, – это «неподлинное бытие», которое приводит к выпадению человека из своей сущности. Когда речь идет о жизненных установках человека, то Хайдеггер выступает против субъективистского «активизма», неоправданного экспансионизма человеческих притязаний и опасной переоценки человеком самого себя, что привело ко всем противоречиям современной технической цивилизации. Главное для него – отказаться от гигантомании, социальных преобразований и «слушать бытие», дать бытию «сказаться». Все возникающие проблемы рассматриваются с позиций непредвиденного, непредсказуемого «свободного» решения и глубоко индивидуальной интерпретации собственного бытия. Но в конечном счете это ведет к пассивному подчинению господствующим нормам и ценностям, против которого так активно выступал Хайдеггер.

     Самое интересное в экзистенциализме – это рассуждения об экзистенции, под которой понимается индивидуальность, неповторимость, «самость» человека. Человек «заброшен» в этот мир, и для него доступно прежде всего «бытие-В-мире», где он растворяется в толпе, следует канонам конформизма. Но человек не может существовать без других людей. Поэтому для него существует, согласно Ж.П. Сартру, «бытие-в-себе», «бытие-для-себя» и «бытие-для-другого». Экзистенция, которую осознают с помощью длительных усилий духа, которая просвечивает в «пограничных ситуациях», предполагает «бытие-для-другого», от которого человек не должен избавляться. Более того, человек, «обреченный на свободу», не ждущий поддержки в своем выборе ни от Бога, ни от других людей, ни даже от законов природы, несет колоссальную ответственность за выбор своего «бытия», который уподобляется выбору дальнейшего пути развития человечества. Этот гимн самобытности, индивидуальности, творческим способностям и возможностям человека в сочетании с призывами формирования обостренного чувства ответственности за результаты своей деятельности составляет несомненную ценность рассуждений экзистенциалистов, в частности Сартра.

     В материалистической философии бытие  обычно отождествляется с природой или какими-то основаниями природных  вещей. Так, для Демокрита существуют два начала Вселенной – атомы и пустота. Атомы, неизменные и неделимые частицы материи, обладают первичными качествами:

  • величиной; 
  • формой;
  • порядком.

Есть  и вторичные качества – цвет, запах и вкус, рассматривающиеся Демокритом как субъективные качества.

     Французские материалисты XVIII в. отождествляли бытие  с субстанцией, природой, материей. Так, П. Гольбах полагал, что нет  и ничего не может быть вне природы, объемлющей собою все сущее. Л. Фейербах критикует Гегеля за то, что тот  превращает бытие в абстрактную  мысль. Для него бытие составляет единство с той вещью, которая  существует. Поэтому на место бытия  он ставит природу, а на место мышления – человека. Эти положения впоследствии стали основанием для утверждения В.И. Ленина о том, что «материализм вообще признает объективно реальное бытие (материю) независимо от сознания, от ощущения, от опыта и т.п. человечества». В марксистской философии, которая следует традициям предшествующего материализма, в сущности, не находится места для бытия как самостоятельной категории. Оно отождествляется с природой или материей. Именно материя, которая противопоставляется сознанию как объективная реальность, признается основой единства мира. Так, Ф. Энгельс отмечал, что высший вопрос всей философии – вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Для Ленина самые широкие понятия философии – это материя и мышление, материя и ощущение, физическое и психическое.

     Но  в отличие от метафизического  материализма в марксистской философии  центральное место занимает идея развития. Поэтому мир заключает  в себе как постоянство, так и  изменение, как бытие, так и становление. Марксизм вводит также понятие «общественного бытия». Так, в «Немецкой идеологии» говорится, что бытие людей – это реальный процесс их жизни, обусловленный уровнем развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений.

     Несомненно, что само выделение общественного  бытия было большой заслугой марксистской философии. В отличие от созерцательного  материализма, который признавал  объективное существование лишь вещественных образований, марксизм включает в сферу бытия и отношения  людей, прежде всего экономические, которые создают стержень общественного  бытия, обусловливают его структуру. Но, в сущности, это можно рассматривать  как расширение рамок категории  материи, которая в новом варианте противопоставлялась общественному  сознанию, при этом последнее не включалось в сферу бытия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Современное понимание и гносеологические перспективы категории бытия 

     Для современной философии характерно стремление раздвинуть рамки применения категории бытия. Так, выделяются следующие основные формы бытия:

  1. бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою очередь, делится на бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
  2. бытие человека, включающее бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;
  3. бытие духовного (идеального), состоящее, с одной стороны, из индивидуализированного духовного и, с другой – из объективированного духовного;
  4. бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (отдельного человека в обществе и в истории) и бытие общества.

Достоинством  приведенного содержания бытия и  его форм является расширение рамок  этой категории и включение в  нее сознания человека (в его индивидуализированной  или социализированной форме). В  конечном счете под бытием понимается все существующее как равнозначное.

     В сущности, современное состояние  природы можно представить как  результат взаимодействия человека с этим миром, которое по масштабам  сравнимо с воздействием на природу  геологических факторов. Подчеркивая  особую значимость воли человека в  преобразовании мира, Хайдеггер отмечал, что «земля и атмосфера земли превращаются в сырье. Человек делается людским материалом, который в нужный момент пускается в ход ради достижения предварительно поставленных целей, преднамеренное составление мира неукоснительно пробивает себе путь, а все это устраивается как состояние человеческого приказывания – вот процесс, который выступает наружу из скрытой сущности техники». Поэтому полагание мира вещей с присущими ему свойствами может быть исходным пунктом философского категориального анализа. Это необходимо и для уяснения сущности деятельности, ибо для человека всегда важно устанавливать состояние предметов и процессов, на которые она направлена. Несомненно, бытие можно рассматривать для обозначения всего, что существует, а не только сущности. Нет оснований выносить существующее за пределы бытия, рассматривать его как «неподлинное бытие» и даже «небытие», тем более что это не исключает возможности разграничения сущности и существования. Поэтому в сферу бытия включается не только чувственно-предметный мир, но и сознание человека, которое тоже имеет бытие. Следовательно, категория бытия может рассматриваться как более широкая, чем категория материи как объективной реальности.

     Соотношение мышления и бытия.

     Следует разграничивать разные стороны сознания, в частности его бытийственную сторону (существование, роль в жизни и деятельности человека, его структуру и т.д.) и познавательную, которая особенно отчетливо выделяется на определенных ступенях его развития. В последнем случае речь идет о мобилизации внутренних сил, возможностей, имеющихся в распоряжении человека, практических и теоретических средств для проникновения в тайны бытия. Но к этому бытию относятся не только природные и социальные образования, но и все достигнутые прежде знания, опыт, ценности и т.д. Это значит, что речь может идти не об отношении мышления и бытия вообще, но об отношении мышления определенного периода к уже сложившемуся бытию в его материальных и идеальных формах.

     При разграничении сущности и существования  можно использовать достижения различных  философских школ. Так, в экзистенциализме экзистенция рассматривается как  сущность человека, отличная от его  существования. Как полагает Ж.П. Сартр, «существование предшествует сущности», человек появляется на свет, существует и формирует себя по своему проекту. Экзистенция – внутренняя основа, «самость» человека, его индивидуальность и неповторимость. Обычно люди растворяются в безличном обществе, которое навязывает им определенные социальные роли. Выход к «подлинному» бытию осознается в «пограничных ситуациях». Можно говорить также о расхождении сущности тех или других идеалов и их реального воплощения, несовпадении того, что хотелось бы сказать тому или другому художнику, с тем, что у него получилось, и тем, как это было воспринято. Поэтому стремление к достижению гармонии сущности и существования – одна из важнейших задач человеческого бытия.

     Философская категория небытия, очевидно, не может  быть равной по объему или значению категории бытия. Однако она необходима для анализа реальных процессов  становления и развития. Тогда  она может употребляться в  двух значениях. Во-первых, категория  небытия позволяет разграничивать актуальное и потенциальное бытие. Тогда последнее по отношению к первому может рассматриваться как нечто, близкое к небытию. Возможно, целесообразно с методологической точки зрения разграничивать не только актуальное, потенциальное, но и ретроспективное бытие. К актуальному бытию можно относить все предметы, процессы, которые существуют в текущем времени, «сейчас», хотя не все они доступны восприятию и теоретическому мышлению, особенно те, которые поддерживают порядок и стабильность этого мира. Потенциальное бытие – это весь реальный мир, который будет продолжать свое существование со всей многогранностью и многоцветностью своих предметов и процессов. В него включаются реальные и абстрактные возможности. К потенциальному бытию можно относить также прогнозы, планы, ожидания, идеалы, направляющие деятельность человека. Во-вторых, существует и такое понятие, как виртуальная реальность. Это не только реальная возможность, но и нечто, существующее в текущем времени, «сейчас», но недоступное восприятию. Это может быть вакуум с его виртуальными частицами, до которых пока не может «дотянуться» человек. Иногда считают, что виртуальная реальность – это лишь сфера интересов физиков и тех, кому доступен мир компьютеров. Но это понятие имеет достаточно широкую сферу применения. К такой реальности можно относить идеи, смыслы, уже заложенные в созданных научных теориях или художественных произведениях, о существовании которых не догадывались ни сами авторы этих произведений, ни их современники. Только с высоты более поздней ступени развития научного сообщества или общества в целом удается разглядеть это «неявное» знание, обнаружить его скрытый смысл. Очевидно, эти различные формы виртуальной реальности тоже можно охватывать категорией потенциального бытия.

     К ретроспективному бытию можно относить события, процессы, явления, которые  были доступны восприятию людей прошлых  эпох, оказали влияние на развитие общества, зафиксированы в художественных произведениях или научных текстах, но уже не существуют сегодня, т.е. не имеют физического бытия. Если же от них ничего не остается, то они  целиком включаются в небытие. Например, картины или письма Левитана или Ван-Гога – важный компонент структуры нашего сегодняшнего бытия. Они воодушевляют людей, служат материалом для обучения и подражания, вызывают эмоциональный отклик, хотя сами художники как биологические существа относятся уже к сфере небытия. В этой конструкции центральное место занимает человек, по отношению к которому, и прежде всего к его потребностям, интересам и целям, можно выделять актуальное, потенциальное и ретроспективное бытие.

     Категория небытия может применяться и  для характеристики конкретных процессов  и явлений. Например, в данной местности  и в данное время зима существует, а лето не имеет бытия. В состояние  небытия по отношению к определенной системе связей могут переходить люди, города, цивилизации и т.д. Каждая вещь, имеющая бытие, может рассматриваться  как самодостаточная. Но в то же время  она находится в определенном отношении к другим вещам, в бытии  которых она приобретает свое инобытие и как бы существует через  их существование. Формы предметной реализации бытия – вещи, свойства и отношения. Можно говорить о неподлинном бытии вещи, когда под влиянием воздействия других вещей она приобретает состояние, в котором ее бытие перестает соответствовать ее сущности.

     Категория «небытие» может применяться не только для характеристики процессов развития, но и для обозначения искаженных форм бытия. Например, бытие как жизнь и небытие как смерть, бытие как красота, благо, истина и небытие как безобразие, зло, ложь (отсутствие красоты, блага, истины). Таким образом, с помощью категории «бытие» создается смысловой центр, вокруг которого в зависимости от его интерпретации создается система философских идей, позволяющая человеку размышлять о своей сущности и своем месте в этом мире.

     Методологическое  значение категории бытия выражается в том, что она помогает уходить  от наивно-созерцательной концепции, расширяет  горизонты познания, предохраняет от абсолютизации имеющихся знаний. Нужно осознавать, что мы знаем  лишь малую частицу окружающего  нас мира. Бытие нельзя отождествлять  с миром предметов и явлений, воспринимаемых с помощью органов  чувств и потому, что мир намного  богаче и сложнее, чем его картина, создаваемая человеком на любом  этапе развития его познавательной деятельности. Игнорирование этого  положения приводило к возникновению  субъективного идеализма с его принципом «существовать – быть воспринимаемым» и принципом «тождества ощущений и бытия». В его основе – игнорирование идеи историзма, отрицание бесконечности процесса познания. С помощью историзма еще будет написано множество страниц об этом, казалось бы, вполне понятном, но таком таинственном и загадочном бытии, о котором мы что-то знаем, что-то осознаем как неизвестное, но о самых его значительных сторонах, аспектах мы даже не знаем, что этого не знаем. И то, что иногда отвергается с порога как недостойное внимания, на других этапах развития обнаруживается как заслуживающее самого тщательного исследования.

Информация о работе Проблема бытия