Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:44, реферат
Философия никогда не воспринималась как собрание застывших заданных истин, а воспринималась как стремление к истине. Платон, живший в 5-4 вв до н.э., писал, что философия не нужна ни всезнайкам, ни невеждам. Полный невежда не понимает своего невежества, он не приспособлен к усвоению знаний.
4.практич деательность в гос 15 лет
Получилось что какая то часть управляет гос какая то придается созерцанию жизни.
Запрет на частную собственность для 1 и 2 сословия.
Не должен облад семьей (филос). Для воина скрыты свои дети и женщины общие, для ремесл и крестьян все разреш иметь богатство и детей, но не должны идти во власть.
Вопрос 3
Аристотель 384-324 до н.э. Родился в г Стагиры. Македония. Отец-лекарь у царя Филлипа Македонского. Энгельс назыв Арист –самая универс голова древности.
Корпус Аристотеликум:
1.Книги по логике 6 штук – Арганон
2.Естесственно научные сочинения-физика, о душе и др 4 шт.
3.Метофизика 14 книг собственно филос труды
4.Этика 5 книг
5.Поэтика: риторика, поэтика, рассм взгляды на искусство.
Критик Платона Арист за дуализм мдей и вещей и утвержд что сущность вещей надо искать в них самих.
07.04.2012
Лекция 7
Тема: Философия Древнего мира
1 Ф-ия Аристотеля
2 Ф-ия Стоиков
3Ф-ия скептиков
4 Ф-ия эпикурейцев
Вопрос №1 Философия Аристотеля
Сущность вещей для Аристотеля заключается в них самих. Сущность по Гречески читается как «усия» или «эссенция» – сущность. Вместо дуализма идеального мира и мира земного Аристотель заменяет дуализмом материи и форм. В предметах материя и форма встречается только вместе. Соединение или синтез материи и формы происходит в становлении. В материи сущность вещей заложена как возможность («потенция»), а действительность материя обретает благодаря форме, т.е. здесь Аристотель показывает диалектику возможности и действительности.
Действительность («энергия»). Развертывание сущности вещей Аристотель наз. «энтелехией», что значит цель. Всякое становление по Аристотелю представляет собой цель - переход от возможного к действительному проявлению сущности. Материя сама по себе формы не имеет она лишь с любой формы. Форма – действительность того чего действительно является материей; материя возможность того чего является форма. Форма – общее соединяется с материей кот. дает множественность производит единичную вещь. Они складываются, единичные вещи, из общего идущего от формы и из того что вещь делает уникальной, индивидуальной, т.е. из материи. Аристотель отмечает относительность формы и материи, например для дома кирпич – материя, а для кирпича – форма, а материей является глина. Поднимаясь по лестнице форм мы доходим до высшей формы кот. является формой всех форм или Богом. Он все приводит к движению, а сам прибывает вне мира над миром в покое. Он чистая действительность и не может быть не для кого материей или возможностью.
Аристотель выявляет 4 причины становления:
Сущность – «субстанция». Аристотель считал, что фиксируется в понятиях, но вступает в отношения с неопределенным, случайно с тем что неуловимо.
Причины дома (рис.):
В области теории познании
Аристотель первым создал учение о
категориях («высказывание» - «приговор»)
– различные способы
2. Неизменная в вещах – внутренне присуще вещи то что делает вещью самой собой
3. Качество
4. Количество
5. Пространство
6. Время
7. Состояние
8.Положение
9. Действие
10. Страдание
Сущность – Аристотель – качество: философ – количество: 171 – отношения: учитель Македонский – место: Афины – время: утро – состояние: стоя – в школе занятия проходили виде беседы (перипатетики) – обладание: невозмутимый – действие: учить – страдание: быть высланным.
Аристотель был блестящим логиком и создал язык, на котором говорит наука по сей день. Аристотель считал, философию самой вышей из наук, а вторая философия – физика(«рождать, природа»). Все науки говорил он существуют для чего-то лишь философия существует не для пользы, но явл. самой главной.
Учение о гос. и человеке.
Аристотель в отличии от Платона что не нужна идеальная модель гос. , а нужно реально описать имеющиеся гос. и выбрать из них те черты кот. более важные и приемлемы (Афинская полития).
Формы гос. устройства делят на 3 правильных и 3 неправельных – это идеи перехода гос. к обществу:
Правильное гос. кот. существует для общего блага, а выродившееся гос. – то кот. учитывает лишь интересы правительства. Наиболее стабильное гос. – умеренное народовластие или полития. Такое гос. по мысли Аристотеля имеет – среднего класса.
В каждом отдельном случае лучшем будет то гос. кот. наиболее соот. стране и потребностям граждан.
ВЫВОД: По силе истор. Воздействия стоит рядом с Платоном, а в философии с тех пор он стоит рядом с Кантом. В средние века его учения стали учениями церквей – патристики и схаластики. Его учения до настоящего времени считалось непогрешимым (с 4 века до н.э. по 15 век н. э.)
Вопрос №2 Философия стоика.
Названия этой философии от названия портика. Они заниматься любили на воздухе – «стоя», но слово стой с тех пор стало означать безразличие к страданиям. Стоицизм – индивидуализм возникает в 3 веке до н.э. и существует у римлян в нашем веке. Он возникает, потому что возникает распад в древней системе, деградация старых форм и возникают новые учения кот. сложны и менее индивидуальны. Они проповедовали обсолютную покорность судьбе, понимали духовную свободу. Проповедовали о равенстве всех перед судьбой или роком. Представителем явл. Сенек.
14.04.12.Лекция 8. Философия Древнего мира и Ср веков
1.Эленист рим. Философия
2.философия средн веков
3.филос Августина Блаженного
Само возникновение филос объясняется теми изменениями кот пароизошли в др Греции в связи с завоевателями Макионцами.
Основ др Грец-составляли полисы города гос-ва
Все люди могли участвовать в общин собраниях по решению полит решений.
Когда возникали больш гос-в внутри эмпирии, то понадобилась централиз управление.
В эпоху эленизма политич делами стали заниматься не люди, а чиновники и монахи.
Чел лишился опоры и оказался предоставлен сам себе и у него потерлся интерес к общ делам. Чел становится индивидуалистом и космополитом.
Эпикур - надо освободить себя от оков сущих дел и политики, живи независимо.
Личное благо -пытаться научить избежать неприятностей.
Твердость души – избавит от страданий. Невозмутимость явл залогом счастья, ценностью явл безмятежный покой
Стоицизм – прошел 3 этапа развития
-Древняя стоя (Зенон-был извест логиком, разработал умозаключ из сложения суждений, разделительно утвердительно, условно утвердит.
-Средняя стоя
-Поздняя стоя (Марк Орсий, Синева)
Стоики признавали 3 науки
-физика
-логика
-этика
Есть материя (пассив) и есть логос (актив начало). Они взаимствовали идеи Гераклита (в основе лежит огонь).
Логос сливается в мир и зараждает идеи в материи и получ плод.
Мир-замкнутый шар. Мир сгорает в огне и потом возраждается.
Проведен ционализм – учение о том, будто мир спланирован проведениям или Богом , чтобы вещи были предназнач друг для друга.
В теории познания-главное чувство
Сенадализм – в основе познания лежит чувства.
Как перстень отпечатывается на воске, так и природа отпечат в душе.
Восприятие кот идут от чувтс нужно одобрения логоса, в этом случае возникает понимание.
Знание есть неколебимое и неотъемлемое довод разума – понимание каталипий.
Этика – фаталистична и пронизана культом мудреца.
Умного человека судьба ведет, а неумного тащит.
Каждый должен подчиняться судьбе.
Главный этический императив стоиков жизнь согласно природе и природному закону.
Человек должен начинать с приобрет знаний. Успешно бороться со страхом и соблазном.
Апатия – бесстрашный разум.
Скептицизм (Перрон из Элиады) 365-277 до н.э.
Секстэмпитир - руководствующийся опытом.
200-250 н.э. Год жизни секстимпирика
Истинный философ должен стремиться к счастью. Счастье невозмутимое спокойствие или отсутствие страданий.
Достигнуть можно, если мы научился отказываться от всяких высказываний.
Отказ высказывания по поводу вещей т.к. истинная природа вещей всегда для нас неизвестна.
1.Человек врятли может достигнуть четного знания
2.Они были анти догматиками и возниткали против некритич знания. Главный аргумент – суб и объект постоянно меняются
Молчание – золото
Они назвали воздержание от суждения (эпоха).
Если относится к
вещам безразлично. То за этим
следует невозмутимость как
Надо жить по традициям, ориентироваться на опыт обычной жизни.
3.Эпикуризм школа где они жили с женами, рабами . Сад.
Физ.
Лог.
Этика
Продолжатель Демакрита кот внес новое. Атомы могут двигаться куда захотят – свобода человека
3 вида потребностей:
-естесствен необходимость – есть, пить
Естест не необход – секс
Не естеств и не необход
Цель Атараксия –
Счастье – освобожден от страха перед судьбой.
Лекция 9. 21.04.2012
Философия Средних веков
1.Августин Блаженный
В средние века (самый длинный по времени период) с 5 по 15 века.
В это время философия получила титул служанки богословия
Теология выходит на 1 место.
Противоположна точка Теории развития или Революционизм
В 1054 году состоялся Собор, на котором произошло разделение на Католическую и Православную церковь.
Различие:
возникновение Протестантизма называется Реформацией. Католичество осталось в Южной части Европы, а Протестантизм – в Западной.
Протестантизм делится на 1 000 вариантов (Баптисты, Мармоны (разрешается многоженство)).
Свидетели Иеговы явл уже больше сектой, так как они не признают Бога распятым, но они похожи на протестантов идеей предопределения и спасения: Бог заранее выбирает людей, которые будут спасены, когда будет конец света. Признаком избранности явл успешность в экономических делах.
Протестантизм признает женщин-священников, браки между лесбиянками и гомосексуалистами.
Секуляризация – это процесс, при котором люди в меньшей мере становятся подверженными религии.
Ресекуляризация – обратный процесс, когда движение секуляризации уменьшается и религия начинает завоевывать больше приверженцев.
Патристика - учение отцов церкви
В это время переплетается 2 первоисточника:
Философы: Платон, Аристотель, Стоики
Августин Блаженный (354 – 430), период Патристики.
Бог – это высшая сущность, первопричина всего. Бог сотворил и творит мир.
Познавать нужно только Бога, остальное не обязательно или даже вредно.
Воля и чувства выше разума.
Каждый человек грешен, так как тянется к познанию.
Лекция 10. 12.05.2012
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ, НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЯЩЕНИЯ
1.Августин Бл
ПАТРИСТИКА
Первая причина всего сущего – Бог.
Бог сотворил и творит постоянно этот мир. Познавать нужно только Бога.
Человек, отпав от Бога совершал первородный грех. Тем самым уничтожил в себе возможности добра.
Человек добродетелен
и свободен, когда он следует
божественным заповедям, а
Книга о граде Божьем – книга Августина, в кот описан город на небе в противоположность грешному земному.