Предмет философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:44, реферат

Описание работы

Философия никогда не воспринималась как собрание застывших заданных истин, а воспринималась как стремление к истине. Платон, живший в 5-4 вв до н.э., писал, что философия не нужна ни всезнайкам, ни невеждам. Полный невежда не понимает своего невежества, он не приспособлен к усвоению знаний.

Работа содержит 1 файл

Filosofia.docx

— 64.81 Кб (Скачать)

Философия

Кузнецова Марина Борисовна, 5 К, 621

 

Лекция первая на состояние  18.02.12

Тема: ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

_-Введение такое небольшое

-Мировоззрение и его структура. Мифология, религия, философия.

-Предмет Ф, сущность философских проблем, функции Ф.

 

Ф зародилась в трех центрах  человеческой цивилизации: в Древней  Индии, Древнем Китае и Древней  Греции в 8-6 веках до н.э.

Слово Философия – «филия» - любовь, «софия» - мудрость – любовь к мудрости.

В Др Греции слово «софос» означало мудрецы и сказки.

Считается, что слово Философия  придумал

Пифагор: « мы не мудрецы, мы только стремимся к мудрости», а использовал

Платон

. Гераклит говорил: «Многого  знатоками должны быть любомудрые мужи», также он говорил: «Многознание уму не научать», что означает, что нужно стремиться не ко многознанию, а к мудрости.

Мудрость – это постижение связи явлений, их причин и оснований, общего порядка вещей.

Проблемы Ф:

- философы считали, что  за явлениями, воспринимаемыми  чувствами скрывается невидимая  сущность, кот может постичь только  разум, то есть проблема сущности  и явления,

- философы считали, что  у многообразных вещей есть  единая, общая первооснова, то  есть проблема единства мира  – соотношение Единого и Многого.

Сократ, кот жил в 5-4 века до н.э, учил, что главной целью человека должно быть познание самого себя. Это и явл главной целью Ф, также говорил он. Подобное изречение Сократ увидел в храме Аполлона в городе Дельфы и истолковал его как требование к философской мудрости. Если человек познает себя, то он сможет понять, как надо строить свою жизнь.

Ценность Ф в том  и состоит, что она решает вопросы  о смысле жизни, об истине, добре  и справедливости, и о том, как  надо жить.

Альберт Камю-

 получил Нобелевскую  премию по литературе, он говорил,  что главный вопрос Ф – это  вопрос о самоубийстве.

Античная Философия в  начальный период своего развития шла  от изучения природы - к изучению человека. Восточная Ф (Индия, Китай) более  характерно движение в обратном направлении  – от нравственных и соц проблем общества – к устройству мироздания.

Философия никогда не воспринималась как собрание застывших заданных истин, а воспринималась как стремление к истине. Платон, живший в 5-4 вв до н.э., писал, что философия не нужна ни всезнайкам, ни невеждам. Полный невежда не понимает своего невежества, он не приспособлен к усвоению знаний. Поэтому невежды не заинтересованы в познание истины. Всеведущие – это бессмертные Боги, поэтому они не хотят быть философами. Философ всегда находятся между знанием и незнанием, он занимает серединное положение между ними и стремится восходить от незнания - к знанию, то есть от менее совершенного – к более. Философия – искусство разумения и справедливости, то есть это искусство проникать мыслью в темную сущность людей. Если какой-то человек делает что-то мудрое, то это не значит, что он философ, а философом он становится, когда стремится познать основания и причины человеческих действий, общие принципы деятельности всех людей.

Первые успехи Ф были основаны на великом открытии Древних мудрецов: они открыли силу разума, силу рационального  мышления. Сущность этой силы в логической необходимости, то ест в том, что  из признания истинности посылок  следует истинность следствия. Это  значит, что можно устанавливать  и доказывать истину на основе логический рассуждений, то есть без обращения  к практике, чисто логическим мыслительным путем.

Древние философы считали, что Ф – это искусство добывать истинное знание с помощью разума, логики, мысленных выкладок. Искусства такого рода древние называли «теорией» - созерцание.

Философия стала  первой культурной формой, в которой  возникло теоретическое мышление.

Это свойственно любому научному познанию. Когда возникала наука  и Философия, то они возникали  одновременно, на первых парах различия между ними не проводилось, то есть философы были и философами и учеными одновременно. Однако постепенно стали возникать специальные науки: математика, физика, астрономия, медицина, история и другие.

Аристотель первым поставил вопрос о различии между Ф и наукой и решил его в пользу Ф. отдельные науки изучают ограниченные участки мира, часть сущего, а Ф стремится познать общую природу сущего, то есть то общее, что есть во всех вещах. Она исследует первоначала и первопричины всего существующего и явл общим фундаментом всех наук.

 

2. Мировоззрение

Мировоззрение – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.

4 – Духовно практические  отношения (праксеологические, вкл в себя принципы деятельноти человека, практического освоения мира

3 -  Оценочно-ориентационные (аксиологические)

2- Познавательные

1 -  Генезисные отношения – по происхождению. Мир породил человека


Человек





Лекция  вторая на состояние. 25.02.12   Продолжение

Мировоззрение было введено  философом Кантом в 18 веке, означало взгляд на мир с некоторой высоты, которая позволяет увидеть мир  в целом, а также увидеть мир  с позиций, не охватывающих обыденности  или трансуедательных позиций.

Мировоззрение (Дильтей В.) – это система взглядов, которая на основе построение картины мира решает вопрос о смысле мира, а затем выводит отсюда идеалы и основные принципы жизни.

Дельтей выделял три элемента мировоззнания:

  1. Картина мира
  2. Идеалы
  3. Оценка и принципы жизни

Благодаря мировоззнанию в жизни человека есть ориентиры, смыс, то есть духов опора в жизни. В мировоззнании есть базовые идеологические ценности: добро, красота, власть, истина.

Мир-ние вкл в себя те знания, ценности, убеждения, преобладающие на современном этапе, или общие черты духовного настроения эпохи.

Знание – не все знания, а только наиболее важные

Вера – элементы мировоззрения. Такое состояние сознания, при  котором что-либо принимается за истину без доказательств. Бывает религиозная и безрелигиозная.  Религия основана на вере и дает человеку достижение ЭПАГЕИСА – единства чувств, мыслей.

Доверие – отношение к  человеку с положительным взглядом на мир

Надежда – некие положительные  прогнозы, которые человек выстраивает  для себя в качестве поддержки.

Человек нуждается в надеждн, потому что он единственное существо, которое знает о смертности. Надежда помогает человеку преодолевать трагизм неизбежности смерти.

Противоположность веры –  сомнение – необходимый элемент  развития знаний. Для философии сомнение играет очень важную роль!

Каждый философ начинает работу с отрицания предыдущих систем (Ницше). Он жил во второй половине 19 века – высказывал идеи иррационализма, антитрадиционализма. Он говорил: Падающего толкни. Также философ все подвергал отрицанию.

Фанатизм – какая-либо система знаний и ценностей признает единств и абсолютной истиной.

Скептицизм – другая крайность  в мировоззании. Сомнение абсолютно во всем.

Убеждение – взгляды, активно  принимаемые людьми, соотв всему складу их характера и жизненным убеждениям.

Конфертизм – позиция, при которой человек все время не соглашается, отказывается от своих убеждений.

Миропонимание и мироощущение как  уровни мировоззнания.

Миропонимание – интеллектная часть мира, идеи, теории.

Мироощущение – эмоционально-психологическая  сторона мира, в виде настроений, чувств.

 

2.Исторические  формы мир-я

1. мифология – очень  важное составляющее человеческого общества, первоначальная форма.

«Миф» - рассказ, сказка. Мир  замкнут и закрыт, все в не объяснено.

В мире мифов возможно чудо и не действует закон противоречия, все разрешено. В мифе нет времени, только пространство.

Мистика – уверенность  в контакте с воображаемыми идеальными существами.

Магия – попытка духовно  повлиять на мир невидимых существ, для того, чтобы неято изменить в желаемом направлении в живом мире.

Мифология тесно связана  с философией. Гибиль и Лосии говорили, что философия возникает как.

Павел Флоренский: Мифология  и религия связны понятием символа. Они ощущают назначение через симолизацию.

Миф – это имя или  история героя, он становится символом чего-либо.

Философия опроер. Бытие и мышление.

Религия и философия сходны между собой;, потому что у них  общий предмет, но различны в том, что философия рациональна, а  религия – иррациональна.

Философ. Знание:

  • Онтология – учение о бытии
  • Гносеология – учение о познании
  • Аксеология – о ценностях
  • Праксеология – о практике
  • Методология – о спосабах и методах познания
  • Этика
  • Эстетика
  • Логика и др.

 

 

3.03.12 Лекция три. Возникновение философии. Восток и Запад.

Вопросы:

1.Восток и запад  2 модели мировозр или отношенииие чел к миру.

2.Древнегреч философия

3.Др вост философия

 

ВОПРОС 1. Соотношение чел  и мира осознается в 2 разным моделях  гов о месте . Одна относ к Востоку, другая к Западу.

Восток не выделяет чел  из бытия мира. Не делит мир на Я и НЕ Я. Запад  (традиц рационализм Европы) в эпоху нового времени ( четко разделяет мир на объект и субъект.

Восток вкл чел в бытие мира. В его порядок и его ритмы. При этом чел должен отражать в своих структурах структуры самого мира. Благодоря такому объеденению с миром, восток не рассматривает отношения человека и мира как проблему. Для запада напротив кладет оппазицию **** это дает западу возможность структурировать мир по главным противоречиям обнаруживать и видить движущию пружину развития человека и мира.

Восток и запод подходят к мировоззрению с разных сторон:

-восток акцентрирует един чел и мира

-запод показ структуру отнош чел и мира и логику их движения

Знаминитый исследовател Конрад говорил: «Они подобны 2 полушариям мозга кот действуя в един могут дать правильную картину мира.» Карл Юнг (неукредист) подчеркивал что запад явл. Экстравертом(это люди кот любят общаться кот не могут без др людей и в случае общения всегда счастливы)

Интраверты - это люди кот не любит общение.

Запад совершает экспансию  во внешний мир, а восток итровертинг т.е. сосредоточен на себе, на чел и требователен  о состоянии собственного духа. Юнг пишет «бывает ситуации меняться местами и все это зависит от внешних ситуациях».

Вывод: Она основ можно  сказать что философ концепции имеют эту географ, национальную окраску подобно тому как культура в целом разных народов тоже имеют свою специфику»

2вопрос

 Ранее в ДР греческая философия 6 в до нэ традиционно называют древнего ученого Фалес. Он входит в число семи мудрецов. Он предсказал впервые солнечное затмение 25.03.525 года. Это число нек счит точной датой начала философии.

Почему философия возникла в ДР греции:

1)географ положение

2)эконом развитие

3)полит свободы граждан греческого Полиса

4)большое кол-во приходящих  из др цивилизаций

5)любознательность и общительность  греческого народа

6)теоритизм у греков доминировал над практикой

Впервые греч философ было объяснение происхождение мира без обращение к религии. Он считал что основой мира – вода. К. Шмитт (геополитик 20в. из Германии), в своем труде по миф народов показали, что под чти у всех народов о происхождении мира, кроме китайцев, все возникает из воды. ДР греки нашли слово «Архэ» - то что было в первоначале, и для Фалеса это была вода.

Кроме Фалеса в школе Милетска было еще 2 имени: Анаксимен(ученик Фалеса),Анаксимандр. Апейрон – беспредельное, из кот все вещи приходят и в кот все вещи по мере того как они поживут вновь уходят. Космос – вещь из красивых вещей.

Основные мотивы ранней греч философ:

1)мера 

2)происхождение многого  из един начала

3)движение мира к порядку

4)хаос – начальное  бесформленное состояние вселенной

5)время поним как период вращение по кругу

6)космоцентризм – в центре мировоззрения находится космос

Основ школы: Атомсисты(Демокрит), пифогористский союз(Пифогор), Элейская, Парменид(Зенон), Гераклит( сказал «основой всего – огонь» ), Офинская (Анаксагор, Софисты и Сократ).

Фалес – вода

Гераклит – огонь

Ксенофан – земля

Демокрит – атомы и пустота

Парменит – бытие мышления

3 вопрос

Древне Восточная философ имеент черты:

- самобытность(автохтонность)

- склонность жить по  традициям

- религиозность

- спиритуализм

- соедин  рационализма и мистицизма где строились большие системы

- един большинства филосиф школ в определении множественности картин мира

- сочетание мироутвеждения и мироотриц

- принятие почти всеми  школами учение «о переселении  душ»

- отнош философ как к образу жизни

- высокий общественный  статус философии и ее влиятельность к культуре

Самые знаменитые направления  философии – Буддизм, Джайнизм(не ортодаксальные учения к венам)  и 6 ортодаксальных учений Древней Индии: «Санкхья», «Йога», «Вайшешика», «Ньяя», «Веданта», «Миманса».

Школа «Санкхья» в основе мира лежит брахман. Сущ также Атмон(душа, начало множественности). Главная мысль брахман есть Атмон. Брахмон делется на: Пракрити(1) и Пуруша(2).

(1) пассивное телесное  начало, (2) активно-пассивное телесное  мужское идеальное начало.

Жизнь – волнение дхарм.

Пракрти делится на гунны: саттва (светлое доброе начало), Раджас(страсное начало), Тамас(ленивое тупое начало).

Если умер чел в кот саттва его душа не пересел

Если умер чел в кот много раджаса, то его душа рождается заново в узах кармы

Если умер чел в кот много тамаса, то рождается в телах низших существ

 

 

Лекция четыре. 17.03.2012

Филисофия Др мира (продолжение)

Вопрос1. Др Греч философия: Гераклит, Элейц…, Пифагор

Информация о работе Предмет философии