Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:44, реферат
Философия никогда не воспринималась как собрание застывших заданных истин, а воспринималась как стремление к истине. Платон, живший в 5-4 вв до н.э., писал, что философия не нужна ни всезнайкам, ни невеждам. Полный невежда не понимает своего невежества, он не приспособлен к усвоению знаний.
Философия
Кузнецова Марина Борисовна, 5 К, 621
Лекция первая на состояние 18.02.12
Тема: ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
_-Введение такое небольшое
-Мировоззрение и его структура. Мифология, религия, философия.
-Предмет Ф, сущность философских проблем, функции Ф.
Ф зародилась в трех центрах человеческой цивилизации: в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции в 8-6 веках до н.э.
Слово Философия – «филия» - любовь, «софия» - мудрость – любовь к мудрости.
В Др Греции слово «софос» означало мудрецы и сказки.
Считается, что слово Философия придумал
Пифагор: « мы не мудрецы, мы только стремимся к мудрости», а использовал
Платон
. Гераклит говорил: «Многого
знатоками должны быть
Мудрость – это постижение связи явлений, их причин и оснований, общего порядка вещей.
Проблемы Ф:
- философы считали, что
за явлениями, воспринимаемыми
чувствами скрывается
- философы считали, что
у многообразных вещей есть
единая, общая первооснова, то
есть проблема единства мира
– соотношение Единого и
Сократ, кот жил в 5-4 века до н.э, учил, что главной целью человека должно быть познание самого себя. Это и явл главной целью Ф, также говорил он. Подобное изречение Сократ увидел в храме Аполлона в городе Дельфы и истолковал его как требование к философской мудрости. Если человек познает себя, то он сможет понять, как надо строить свою жизнь.
Ценность Ф в том и состоит, что она решает вопросы о смысле жизни, об истине, добре и справедливости, и о том, как надо жить.
Альберт Камю-
получил Нобелевскую премию по литературе, он говорил, что главный вопрос Ф – это вопрос о самоубийстве.
Античная Философия в начальный период своего развития шла от изучения природы - к изучению человека. Восточная Ф (Индия, Китай) более характерно движение в обратном направлении – от нравственных и соц проблем общества – к устройству мироздания.
Философия никогда не воспринималась как собрание застывших заданных истин, а воспринималась как стремление к истине. Платон, живший в 5-4 вв до н.э., писал, что философия не нужна ни всезнайкам, ни невеждам. Полный невежда не понимает своего невежества, он не приспособлен к усвоению знаний. Поэтому невежды не заинтересованы в познание истины. Всеведущие – это бессмертные Боги, поэтому они не хотят быть философами. Философ всегда находятся между знанием и незнанием, он занимает серединное положение между ними и стремится восходить от незнания - к знанию, то есть от менее совершенного – к более. Философия – искусство разумения и справедливости, то есть это искусство проникать мыслью в темную сущность людей. Если какой-то человек делает что-то мудрое, то это не значит, что он философ, а философом он становится, когда стремится познать основания и причины человеческих действий, общие принципы деятельности всех людей.
Первые успехи Ф были основаны на великом открытии Древних мудрецов: они открыли силу разума, силу рационального мышления. Сущность этой силы в логической необходимости, то ест в том, что из признания истинности посылок следует истинность следствия. Это значит, что можно устанавливать и доказывать истину на основе логический рассуждений, то есть без обращения к практике, чисто логическим мыслительным путем.
Древние философы считали, что Ф – это искусство добывать истинное знание с помощью разума, логики, мысленных выкладок. Искусства такого рода древние называли «теорией» - созерцание.
Философия стала первой культурной формой, в которой возникло теоретическое мышление.
Это свойственно любому научному познанию. Когда возникала наука и Философия, то они возникали одновременно, на первых парах различия между ними не проводилось, то есть философы были и философами и учеными одновременно. Однако постепенно стали возникать специальные науки: математика, физика, астрономия, медицина, история и другие.
Аристотель первым поставил вопрос о различии между Ф и наукой и решил его в пользу Ф. отдельные науки изучают ограниченные участки мира, часть сущего, а Ф стремится познать общую природу сущего, то есть то общее, что есть во всех вещах. Она исследует первоначала и первопричины всего существующего и явл общим фундаментом всех наук.
2. Мировоззрение
Мировоззрение – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.
4 – Духовно практические отношения (праксеологические, вкл в себя принципы деятельноти человека, практического освоения мира |
3 - Оценочно-ориентационные (аксиологические) |
2- Познавательные |
1 - Генезисные отношения – по происхождению. Мир породил человека |
Человек |
Лекция вторая на состояние. 25.02.12 Продолжение
Мировоззрение было введено философом Кантом в 18 веке, означало взгляд на мир с некоторой высоты, которая позволяет увидеть мир в целом, а также увидеть мир с позиций, не охватывающих обыденности или трансуедательных позиций.
Мировоззрение (Дильтей В.) – это система взглядов, которая на основе построение картины мира решает вопрос о смысле мира, а затем выводит отсюда идеалы и основные принципы жизни.
Дельтей выделял три элемента мировоззнания:
Благодаря мировоззнанию в жизни человека есть ориентиры, смыс, то есть духов опора в жизни. В мировоззнании есть базовые идеологические ценности: добро, красота, власть, истина.
Мир-ние вкл в себя те знания, ценности, убеждения, преобладающие на современном этапе, или общие черты духовного настроения эпохи.
Знание – не все знания, а только наиболее важные
Вера – элементы мировоззрения. Такое состояние сознания, при котором что-либо принимается за истину без доказательств. Бывает религиозная и безрелигиозная. Религия основана на вере и дает человеку достижение ЭПАГЕИСА – единства чувств, мыслей.
Доверие – отношение к человеку с положительным взглядом на мир
Надежда – некие положительные прогнозы, которые человек выстраивает для себя в качестве поддержки.
Человек нуждается в надеждн, потому что он единственное существо, которое знает о смертности. Надежда помогает человеку преодолевать трагизм неизбежности смерти.
Противоположность веры – сомнение – необходимый элемент развития знаний. Для философии сомнение играет очень важную роль!
Каждый философ начинает работу с отрицания предыдущих систем (Ницше). Он жил во второй половине 19 века – высказывал идеи иррационализма, антитрадиционализма. Он говорил: Падающего толкни. Также философ все подвергал отрицанию.
Фанатизм – какая-либо система знаний и ценностей признает единств и абсолютной истиной.
Скептицизм – другая крайность в мировоззании. Сомнение абсолютно во всем.
Убеждение – взгляды, активно принимаемые людьми, соотв всему складу их характера и жизненным убеждениям.
Конфертизм – позиция, при которой человек все время не соглашается, отказывается от своих убеждений.
Миропонимание и мироощущение как уровни мировоззнания.
Миропонимание – интеллектная часть мира, идеи, теории.
Мироощущение – эмоционально-
2.Исторические формы мир-я
1. мифология – очень важное составляющее человеческого общества, первоначальная форма.
«Миф» - рассказ, сказка. Мир замкнут и закрыт, все в не объяснено.
В мире мифов возможно чудо и не действует закон противоречия, все разрешено. В мифе нет времени, только пространство.
Мистика – уверенность в контакте с воображаемыми идеальными существами.
Магия – попытка духовно повлиять на мир невидимых существ, для того, чтобы неято изменить в желаемом направлении в живом мире.
Мифология тесно связана с философией. Гибиль и Лосии говорили, что философия возникает как.
Павел Флоренский: Мифология и религия связны понятием символа. Они ощущают назначение через симолизацию.
Миф – это имя или история героя, он становится символом чего-либо.
Философия опроер. Бытие и мышление.
Религия и философия сходны между собой;, потому что у них общий предмет, но различны в том, что философия рациональна, а религия – иррациональна.
Философ. Знание:
3.03.12 Лекция три. Возникновение философии. Восток и Запад.
Вопросы:
1.Восток и запад 2 модели мировозр или отношенииие чел к миру.
2.Древнегреч философия
3.Др вост философия
ВОПРОС 1. Соотношение чел и мира осознается в 2 разным моделях гов о месте . Одна относ к Востоку, другая к Западу.
Восток не выделяет чел из бытия мира. Не делит мир на Я и НЕ Я. Запад (традиц рационализм Европы) в эпоху нового времени ( четко разделяет мир на объект и субъект.
Восток вкл чел в бытие мира. В его порядок и его ритмы. При этом чел должен отражать в своих структурах структуры самого мира. Благодоря такому объеденению с миром, восток не рассматривает отношения человека и мира как проблему. Для запада напротив кладет оппазицию **** это дает западу возможность структурировать мир по главным противоречиям обнаруживать и видить движущию пружину развития человека и мира.
Восток и запод подходят к мировоззрению с разных сторон:
-восток акцентрирует един чел и мира
-запод показ структуру отнош чел и мира и логику их движения
Знаминитый исследовател Конрад говорил: «Они подобны 2 полушариям мозга кот действуя в един могут дать правильную картину мира.» Карл Юнг (неукредист) подчеркивал что запад явл. Экстравертом(это люди кот любят общаться кот не могут без др людей и в случае общения всегда счастливы)
Интраверты - это люди кот не любит общение.
Запад совершает экспансию во внешний мир, а восток итровертинг т.е. сосредоточен на себе, на чел и требователен о состоянии собственного духа. Юнг пишет «бывает ситуации меняться местами и все это зависит от внешних ситуациях».
Вывод: Она основ можно сказать что философ концепции имеют эту географ, национальную окраску подобно тому как культура в целом разных народов тоже имеют свою специфику»
2вопрос
Ранее в ДР греческая философия 6 в до нэ традиционно называют древнего ученого Фалес. Он входит в число семи мудрецов. Он предсказал впервые солнечное затмение 25.03.525 года. Это число нек счит точной датой начала философии.
Почему философия возникла в ДР греции:
1)географ положение
2)эконом развитие
3)полит свободы граждан греческого Полиса
4)большое кол-во приходящих из др цивилизаций
5)любознательность и
6)теоритизм у греков доминировал над практикой
Впервые греч философ было объяснение происхождение мира без обращение к религии. Он считал что основой мира – вода. К. Шмитт (геополитик 20в. из Германии), в своем труде по миф народов показали, что под чти у всех народов о происхождении мира, кроме китайцев, все возникает из воды. ДР греки нашли слово «Архэ» - то что было в первоначале, и для Фалеса это была вода.
Кроме Фалеса в школе Милетска было еще 2 имени: Анаксимен(ученик Фалеса),Анаксимандр. Апейрон – беспредельное, из кот все вещи приходят и в кот все вещи по мере того как они поживут вновь уходят. Космос – вещь из красивых вещей.
Основные мотивы ранней греч философ:
1)мера
2)происхождение многого из един начала
3)движение мира к порядку
4)хаос – начальное бесформленное состояние вселенной
5)время поним как период вращение по кругу
6)космоцентризм – в центре мировоззрения находится космос
Основ школы: Атомсисты(Демокрит), пифогористский союз(Пифогор), Элейская, Парменид(Зенон), Гераклит( сказал «основой всего – огонь» ), Офинская (Анаксагор, Софисты и Сократ).
Фалес – вода
Гераклит – огонь
Ксенофан – земля
Демокрит – атомы и пустота
Парменит – бытие мышления
3 вопрос
Древне Восточная философ имеент черты:
- самобытность(автохтонность)
- склонность жить по традициям
- религиозность
- спиритуализм
- соедин рационализма и мистицизма где строились большие системы
- един большинства филосиф школ в определении множественности картин мира
- сочетание мироутвеждения и мироотриц
- принятие почти всеми школами учение «о переселении душ»
- отнош философ как к образу жизни
- высокий общественный статус философии и ее влиятельность к культуре
Самые знаменитые направления философии – Буддизм, Джайнизм(не ортодаксальные учения к венам) и 6 ортодаксальных учений Древней Индии: «Санкхья», «Йога», «Вайшешика», «Ньяя», «Веданта», «Миманса».
Школа «Санкхья» в основе мира лежит брахман. Сущ также Атмон(душа, начало множественности). Главная мысль брахман есть Атмон. Брахмон делется на: Пракрити(1) и Пуруша(2).
(1) пассивное телесное начало, (2) активно-пассивное телесное мужское идеальное начало.
Жизнь – волнение дхарм.
Пракрти делится на гунны: саттва (светлое доброе начало), Раджас(страсное начало), Тамас(ленивое тупое начало).
Если умер чел в кот саттва его душа не пересел
Если умер чел в кот много раджаса, то его душа рождается заново в узах кармы
Если умер чел в кот много тамаса, то рождается в телах низших существ
Лекция четыре. 17.03.2012
Филисофия Др мира (продолжение)
Вопрос1. Др Греч философия: Гераклит, Элейц…, Пифагор