Предмет философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:44, реферат

Описание работы

Философия никогда не воспринималась как собрание застывших заданных истин, а воспринималась как стремление к истине. Платон, живший в 5-4 вв до н.э., писал, что философия не нужна ни всезнайкам, ни невеждам. Полный невежда не понимает своего невежества, он не приспособлен к усвоению знаний.

Работа содержит 1 файл

Filosofia.docx

— 64.81 Кб (Скачать)

Вопрос2. Философия Др Востока (Др Индия, Др Китай)

 

Вопрос 1.

Пифагор 570-500 г. до н.э. Родился на острове Самос.  Г. Кротон

Основал пифагорейский союз в г Кротоне, кот являлся общиной монастырского типа или полит партией.

По Пифагору в основе мира лежит архэ-число. Число созд в космосе порядок и определяют неограниченное и неопределенное (апейрон). Вещи есть отражение чисел  подлинная природа вещей заключается в их математической структуре. Единица выше всех чисел. Нечетные числа это ограниченные и поэтому совершенные числа, в то время как четные неограниченные и несовершенные.

Они создали свое учение о космосе. В космосе есть центр - срединный огонь. Вокруг него движутся небесные сферы, на которые прикреплены  небесные светила. Платон говорил, что  при дижении этих сфер возникают звуки гармонии или музыка сфер. Мудрец услышит музыку сфер.

Большую роль играла наука, но на 1 место выходила мистическая  и религ часть. Пифагор, путеш по Египту приобщился к учению о переселению душ.

Пифагор считал, что люди, в зависимости от своих заслуг переселяются в другие тела (метем  психоз).

Он разделял душу и тело и считал только душу подлинной сущностью  человека.

Все учение Пифагора было эзотерическое.

 

Философия Элейской школы (Парменид ,Зенон).

Г. Элей

Парменид 540-470 до н.э.

Знаменит тем, что сказал, что самой совершенной формой явл шар.

 

Парменид . Бытие есть, не бытия нет.

Св-во бытия:

1.никогда не возникало

2.явл вечным

3.оно не уничножимо

4.оно не делимо

5.оно не подвижно

6.совершенно

7.можно познать только  умом а не чувстами

 

Не бытие обладает противоположными  св-вами. Различал Парменид истину и мнение. Истина это точто говорится о битие, а мнение это то что говорится о не бытии.

Пармеид провозглашает тождество мышления и бытия. Эти мощные идеи сильно повлияли на всю философию. Все это возьмет Платон прежде всего.

 

Зенон Эллейкий-создатель доказательств верности Парменида, который он называл опории. Опория-тупик, затруднение.

  1. опория-ахилес и черепаха, потому что когда череп начинает двигаться из точки, в кот прибегает ахилес, то черепах за это время проделывает другой путь. Зенон называл ее против делимости. Это задача направлена против тезиса о бесконечной делимости бытия.
  2. опория-против движения. Летящая стркела покоится. Если разбить полет стрелы на отрезки времени ,то в каждом из отрезков стрела покоится, а сумма покоя не дает движения.

 

Гераклит г. Эфес Учение Гераклита явл противоположностью учения Парменида. Если Парм выступал против движения, то Гер утверждал, что весь мир нах в сост движения, изменения, становленя. Это назыв принципом Панта реи (все течет, все изменяется, в одну реку нельзя войти дважды). Кратил сказал ,что в одну реку нельзя войти даже один раз. Все существует в единстве со своей противоположностью.

День и ночь, сон и  бодрствование, все есть результат  взаимодействия противоположностей.

 

Гераклита Ленин называл  отцом диалектики. Это учение о  том, что развитие происх брагодаря борьбе противоположностей.

 

Все есть огонь закономерно  возник и закономерно потухающий.

Всем правит Логос-это  закон ,по которому возгарает и гаснет огонь. Закон взаимного перехода противоп друг ив дурга

 

Логос имел и нравиственное и юрид значение. Логос единый для всех это законодатель о естественном праве.

 

Вопрос 2.

Упанишады (это раздел вед)-сидящий у ног учителя. Веды упанишады напис в 800-500 г до н.э. Идеи:

1-единство Брахмана и  Атмана(это душа индивид существа).

2-учение о карме и  о новом рождении. Чел принудительно  рождается в новь в новом  обличие в зависимости от соверш им поступкам.

3-понятие сансары (это  возвращающийся к началу бег  или калисо) означает что чел вовлечен в ход мировых явлений. В основе этого хода лежит нравственный миропорядок. Добрые или дурные дела ведут к воплощению в будущ жизни высшей или низшей форме существования.

4-идея дхармы. Этот закон  лежит в основе любого события  и понимается как мера деятельности  человека. Чел должен жить в  соотв со своей дхармой.

 В это время  нарастает  писсимисзм в оценке жизни чел. Жизнь-страдание.

Мокша-избавление от круга  перерождения.

1.должен идти путем  аскезы (развитие только духовного,)

2.кроме аскезы еще и  знание о сущности брахмана

 

 

24.03.2012

 

Лекция 5 «Фил древнего мира»

Вопрос 1. Фил зрелой античности (софисты, Сократ)

2.Фил древнего Китая

 

1.Софус-мудрец

Они открыв классич период античной философии и культуры, куда относ Сократ, Платон, Аристотель.

Софистов назыв греч просвещением. Все софисты делятся на старшие и младшие. Жили в 5 веке до нашей эры и позднее. Среди старших софистов наиболее известным явл Протогор., Фрасимах, Критий, и др. Софисты заним-ся след науками: политикой, этикой, ТГП, Риторикой, Языкознанием, Логикой.

В Др Греции в это время после победы над Персами увелич благосостояние. Увелич потребность в образовании, а так же умение говорить. Все это привело к тому, что возникла база для софистического мышления.

1.расшырение сферы познанного

2.плюралилизм сложившихся  фил учений

 

Все это привело к релятивизму.

Релятивизм проявляется  в правовых представлениях. Критическое  исследование действ. З-ов ведет софистов к мысли о противоположности естественного права «фюсис» и закона положения «номос». Напр. В диалоге Платона  Гиппий – «закон для человека тиран принуждающий его к многому что противно природе».

«Позитивное право инструмент сильных, угнетающих слабых» - Фрасимах.

Другой софист говорит, что  з-н это защитная стена слабого против сильного» - Каликулл

Ликоррон – «Взаимные гарантии жизни и собственности граждан».

В моральной ф-ии тоже релятивизм. Моральные ценности также как и право не сущ. от природы а возникает из договора, поэтому у разных народов и в разные времена у всех моральные ценности различны. В религии проводят онологию с правом – религия также изобретена человеком напр. , Критий – «з-ны не дают чел. открыто проявлять

 насилие , только тайно, так и хитрец выдумал страх перед Богами чтобы злодеи  боялись».

Профик – « Боги есть выражение чел. Эмоций». Протогор – «Чел. есть мера всех вещей сущ тех что они сущ и не сущ. Что они не сущ.», т.е. если чел сказал что он сущ. То значит он сущ. А если не сказал что он сущ. То значит он не сущ.

Этот принцип назыв. «хомо мензура» - человек мера всех вещей. Это познавательное ядро софистики, чел. опред. бытие, а все др. подвергается скептицизму. Все бытие не субъективно и означает софизм.

Горгий (485-380  до н.э.) :

- ничего нет

- если что и есть, оно  не познаваемо

- если оно даже и  познаваемо то сообщить об этом невозможно

Нельзя искать объективное  бытие и говорить об этом , чел.  Всегда находится в сети слов и мнений.

Значение софистов:

- Они пошли вопреки  традиции  натур ф-ии софисты поставили чел. в центр фил.-ии .

- Они поставили в центр  само мышление

- Показали роль языка  в мышлении

- Дали критику традиц. Моральных ценностей тем самым открыли новые горизонты и нов этап этики.

Они изобрели понятие «софизм» - размышление из необоснованных предпосылок.

- такое размышление в кот спец допускаются логические ошибки на первый взгляд невидные, но зато он может доказать любой тезис.

Сократ – знаменитый философ  др. Греции. (470-399 до н.э.) родом из Афин , у него учился Платон а у него учился Аристотель.

Сократ не писал книги а считал что нужно говорить и слушать. Все известное о Сократе идет от Платона и Ксенофонта. Образование Сократ получил от софистов и у них взял что чел. Центр ф-ии, а не природа. Основной метод наз. Маевтика(1) и диалектика(2)

  1. он помогает родиться истине. Этот метод состоит из 4х ступеней:

1.Вопрос собеседнику

2.Опровержение собеседника

3.Отказ от обладания  истиной со стороны собеседника

4.Ненавязчивое навязывание  собеседнику своего мнения или  возникновение истины во время  спора

Сократ в отличии от софистов что «истина абсолютна» ее можно искать и фиксировать только в общем понятии Сократ ввел в ф-ию обязанность или моду рассуждать общие понятия тем самым поднял мышления на новый уровень совершив революцию в сознании.

Добрым чел. Явл. Тот кот знает добро…..злым чел. Явл. Не вежливым кот не знает что такое добро. Он создал новую этику разумная фил-кая этика :

  1. познай самого себя
  2. я знаю что я ничего не знаю, т.е. нужно понять что ничего не знаешь чтобы понять истину.

Человек живет не для того чтобы есть а ест для того чтобы  жить.

Древне Китайская ф-ия пытается найти первооснову мира но у них не 4 элементов мира а 5 :

1.дерево-ян

2огонь-ян

3земля

4вода -инь

5метал-инь

Единица – пневма ,3 небо, земля и человек а 5 это все 5 элементов. Есть дао вселенной и дао человека. Яо – основа мира, закон по кот мир развивается. У китайцев были 5 книг:

-песен

-обрядов

-законов

-книга чун-сью

-книга перемен( она явл. Гадательной книгой. Ян – не прерывная, Инь - прерывная)

Самыми знаменитыми школами  явл. Даосизм, Конфуцианство.

 

 

31.03.2012 Лекция шесть Философия Платона и Аристотеля

План:

1.Осн идеи философии  Платона

2.Филос Арист

3.Платон и Арист о гос.

 

Филос Платон относ к классич периоду Др Греч философии. Платон родился в г. Афины, прожил 80 лет 428-347 до н.э. Его звали Аристокл. Платон означ широкий.

Плтаон один из самыъ талант учеников сократа.

Аристокл:

«Диалоги»

Парменис

Типей

Федон

Федр

Пир

 

Онтология

Соц полит философия

 

Вся картина мира у Платона  делится на 6 областей :

1-Единое

2-Мир чисел

3-Мировой ум

4-Мировая душа

5-Космос (объедин небесное и земное)

6-Материя

 

Большое место в филос Платона занимает учение об идеях сост из 2 частей:

1 мир- мир идей (идеальный), не воспринимает его, но может  помыслить

2 мир-мир вещей, кот  восприним чувствами.

Мир идей Платон опис через те же св-ва, кот присущи идеям Праменида

Идея истины, дружбы, идея красоты-понятия

Платон понимал под  этими идеями или формами объекты  матем и логики.

Платон заним соц теорией.

Некот счит что идея о 2 мирах возникла у Платона из за потрясения, кот он перенес в связи со смертью Сократа.

Платон посчитал что мир  земной в кот ми живем есть мир  не истенный ,не подлинный, пронизанный несправедливостью и ложью, потому что есть первообраз этого мира-мир идей. Этот мир и есть мир справедливости красоты и истины. Но этот мир ,мир небесный, немарет мир. Для того что бы возним матер мир идеи должны соед с материей. Идеи, это подлин бытие, кот нне подвижно ,неизмен ,вечно. Матер

Это не бытие, это множественность  и пост изменения. Соед идей и материи рождает мир земной или мир становления. Т.е. мир приходящего. Поэтому никакая вещь не явл совершенной идеальной. А все вещи имеют изъян.

 

Платон будучи молодым чел пытался разработать устройство идеального гос.

План академия просущ 1000 лет.

 

Свою теорию познания Платон назвал диалектикой, т.е. логич учением, кот базир на принципах противоположностей. Только диалектика дает знание об истинном бытие. Пртивоп физики кот дает знанеи только об империч бытие. Диалоги всегда работают с понятиями и идеи диалоги должны выявлять свой смысл, а их взаимоствзи диалектич приходить к ясности. Наляду с понятиями участвуют анализ, синтез, гипотиза и проверка. Так ,участв в диалоге сознательно занимают позиции противоположные тезис и антитезис.

 

Учение Платона о человеке.

Платона назыв дуалистом в онтологии, так ж он явл дуалистом в антропологии. Потому что чел делится на тело и душу. Платон пишит что душа это однородная субстанция неделимая такая же вечная как бытие идей. Поскольку подобное познается подобным, то душа имеет идеальную природу. Душа связана с жизнью, она не причастна к смерти.  Божественному, бессмертному, умопостигаемому единообразному, не разложимому … подобна наша душа. Она сущ до жизни в теле и после жизни уже без тела. Позиция переселения душ (заимст  от Пифагора и у орфейков). Душа родилась в сфере божественного, мирового ума. А в тело попадает из-за чувственного возжедения ,когда видят что то прекрасное и падают с неба на землю и попадает в тело. Сома-тело есть тюрьма для души. Цель земной жизни-возвращение души вы изначальное состояние ,т.е. возвращ душа на небо. Душа отдает власть над собой мировому уму. Душа делится на 3 части:

-разумная часть – рождена  Богом

-чувства (чувст восприятие или ярость)

-вожделение

 

Платон дает символ душа

Возничий который держит в руках 2 коней: ярость и вожделение

Каждая из 3 частей души имеет  добродетель. Добр разума-это мудрость, Ярости-мужество, Вожделения-сдержанность

Все они подчин 4 добродетели-Справедливости.

Добр у греков понимается как мера ,умеренность, гармония. И справедливость тогда правит душой, когда все ее части должным образом выполняют свои задачи. И тогда эти 4 добродетеля назыв кардинальными –основными.

 

Вопрос 2

Платон в работе Гос и в работе Законы создает теорию утопию идеального гос. По аналог с душой в гос должно быть 3 сословия:

1-это философы, люди, у  кот наиболее развит разум,  они должны стоять во главе  гос и быть воспитателями ост людей.

2-воля-ярость-должны быть  воинами или стражами, защищать  гос-во

3-это ремесленники и  крестьяне-кормильцы в гос

 

Самое главное воспитание для философов. Начало воспитания:

1-через музыку ,поэзию и гипнастику до 20 лет

2-обучение наукам матем, астрономии, гармонии (10 лет)

3-диалектики или философии  5 лет

Информация о работе Предмет философии