Правовое сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и причудливое переплетение тотального правового нигилизма с наивным правовым идеализмом. Оба эти явления, казалось бы, несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе картину юридического бескультурия.

Содержание

Введение 2
1. Профессиональный и обыденный уровни правового сознания 3
1.1. Понятие, структура правосознания 3
1.2. Виды правосознания 7
1.3. Взаимосвязь права и правосознания 7
1.4. Правовое воспитание 9
2. Ценностные типы правового сознания. Правовой нигилизм: его источники и пути преодоления 11
2.1. Ценностные типы правового сознания 11
2.2. Понятие и источники правового нигилизма 12
2.3. Пути преодоления правового нигилизма 14
Заключение 17
Список литературы:

Работа содержит 1 файл

Кр.фил.права.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Не последними причинами правового и нравственного ниги­лизма, деформации правосознания являются изъяны в следст­венно-прокурорской и судебной практике. Еще классики ут­верждали: есть два способа разложить нацию — наказывать неви­новных и не наказывать виновных. У нас допускается и то и другое. Устранение этих уклонов — один из путей формирования высокой правовой культуры общества, чувства законности и справедливости.

 

 

 

2.3. Пути преодоления правового нигилизма

 

 

Явление, о котором идет речь, приобрело международный ха­рактер во взаимоотношениях как стран СНГ, так и государств дальнего зарубежья. Это, в частности, выражается в том, что многочисленные решения и взаимные обязательства, принятые в рамках Содружества бывших советских республик, не выполня­ются. Россия нарушает также известные пакты и документы о правах человека (Чечня, события осени 1993 г. и т.д.). За это мировое сообщество делает нам «внушения» и замечания.

Правовой нигилизм на всех «этажах» государственного здания и среди населения не знает пределов. Необходимо, как советовал еще И.А. Ильин, сделать все, «чтобы приблизить право к народ у, чтобы укрепить массовое правосознание, чтобы народ понимал, знал и ценил свои законы, чтобы он добровольно соблюдал свои обязанности и запретности и лояльно пользовался своими полномочиями. Право должно стать фактором жизни, мерою реального поведе­ния, силою народной души»[10].

Подытоживая все сказанное, можно выделить некоторые общие, наиболее характерные черты современного правового ни­гилизма. Это:

       во-первых, его подчеркнуто демонстративный, воинству­ющий и неконтролируемый ха­рактер, что обоснованно квалифицируется общественным мне­нием как беспредел;

       во-вторых, глобальность, массовость, широкая распростра­ненность не только среди граждан, социальных и профессио­нальных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государ­ственных структурах, законодательных, исполнительных и пра­воохранительных эшелонах власти;

       в-третьих, многообразие форм проявления — от криминаль­ных до легальных (легитимных), от парламентско-конституци­онных до митинговых, от «верхушечных», «эли­тарных» до бытовых;

       в-четвертых, особая степень разрушительности, оппозици­онная и популистская направленность, регионально-националь­ная окраска, переходящая в сепаратизм;

       в-пятых, слияние с государственным, политическим, нравст­венным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;

       в-шестых, связь с негативизмом — более широким течением, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем рос­сийское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.

Правовой нигилизм приобрел качественно новые свойства, которыми он не обладал ранее. Сложилась крайне неблагоприятная и опасная социальная среда, постоянно воспроизводящая и стимулирующая антипра­вовые устремления субъектов. К сожалению, правовой нигилизм не спадает, а прогрессирует.

Основные пути преодоления правового нигилизма — это по­вышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дис­циплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка вы­сококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведе­ние правовой реформы и др.

В конечном счете, все формы и средства борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из глубокого системного кризиса — социального, экономического, политического, духовного, нрав­ственного. Однако многое зависит и от активной позиции самой личности, ее противодействия силам зла.

Рудольф Иеринг писал: «Каждый призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония, где только она осмеливается под­нимать свою голову; каждый, пользующийся благодеяниями права, должен в свой черед также поддерживать по мере сил мо­гущество и авторитет закона — словом, каждый есть прирожден­ный борец за право в интересах общества»[11].

 

 

Заключение

 

Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п.

Немалую роль играет и знание зарубежного правового опыта. Правосознание может в определенных исторических условиях выступать фактором правового развития. Однако при этом всегда надо исключать механическое копирование чужого опыта, со­поставлять его с национальными традициями, собственным правовым опытом. Правосознание и право могут находиться и в конфликте. На это оказывает влияние взаимодействие правового и морального, поли­тического, эстетического сознания.

Правосознание в своих пластах, уровнях, видах «работает» на ус­транение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство. В правоприменительной деятельности развитое правосознание направляют гражданина для раз­решения спора в суд, а не в редакцию газеты, что, впрочем, тоже иногда полезно.

«Если человек обладает развитым правосознанием, - писал фран­цузский юрист Ж. Карбонье, - то так ли уж нужна ему информация о законе. При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным».

Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, фор­мируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда, напри­мер, мать пугает расшалившегося ребенка милиционером, вместо то­го чтобы внушать ему мысль, что милиционер - это его защитник, помощник.

Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и сред­ства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредита­ции фигуры полицейского.

Таким образом, правовой нигилизм — это, во-первых, характерис­тика определенных негативных, деформированных сторон правосозна­ния, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права.

 

 


Список литературы

 

         1. Нерсесянц В.С. Философия права.-М.,1998

2.Иеринг Р. Борьба за право. - М., 1991.

3.Нерсесянц В.С. Право и закон. Из истории правовых учений.-- М., 1983.

4.Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. М., 1989

 

 




[1] Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. М., 1989.

[2] Ошеров М.С., Спиридонов Л.И. Общественное мнение и право. Л.: ЛГУ. 1985. С.128.

[3] Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуаль­ный и политический вызов // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 9.

[4] Щербакова Н.В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль. 1993.

[5] Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988.

[6] Туманов В.А. О правовом нигилизме // Государство и право. 1989. № 10. С. 20.

[7] Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 23—24.

[8] Соловьев Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманитарный смысл права // Квинт­эссенция: Философский альманах. М., 1990. С. 164.

[9] Ильин И.А. Наши задачи. М., 1993. С. 182.

[10] Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 31.

[11] Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991. С. 37.


Информация о работе Правовое сознание