Правовое сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и причудливое переплетение тотального правового нигилизма с наивным правовым идеализмом. Оба эти явления, казалось бы, несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе картину юридического бескультурия.

Содержание

Введение 2
1. Профессиональный и обыденный уровни правового сознания 3
1.1. Понятие, структура правосознания 3
1.2. Виды правосознания 7
1.3. Взаимосвязь права и правосознания 7
1.4. Правовое воспитание 9
2. Ценностные типы правового сознания. Правовой нигилизм: его источники и пути преодоления 11
2.1. Ценностные типы правового сознания 11
2.2. Понятие и источники правового нигилизма 12
2.3. Пути преодоления правового нигилизма 14
Заключение 17
Список литературы:

Работа содержит 1 файл

Кр.фил.права.doc

— 127.00 Кб (Скачать)


1

 

 

Министерство образования РФ

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кировский филиал

 

 

 

 

 

 

Дисциплина : «Философия права»

 

 

 

 

«Правовое сознание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Астанкевич Денис Валерьевич

Факультет: Юриспруденция

Курс:                         II

Группа:                ЮЗ-21

Преподаватель: Соловьёва М.Ф.

 

г. Киров

2008

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                            2

1. Профессиональный и обыденный уровни правового сознания              3

1.1. Понятие, структура правосознания                                                              3

1.2. Виды правосознания                                                                                     7

1.3. Взаимосвязь права и правосознания                                                  7

1.4. Правовое воспитание                                                                                     9  

2. Ценностные типы правового сознания. Правовой нигилизм: его источники и пути преодоления                                                                                                11

2.1. Ценностные типы правового сознания                                                  11

2.2. Понятие и источники правового нигилизма                                      12

2.3. Пути преодоления правового нигилизма                                                  14

Заключение                                                                                                            17

Список литературы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания[1].

Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание – одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания (мораль, религия, искусство, наука, философия), правосо­знание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, не зависимой от экономики, политики, государства и даже законодательства. Изменения последнего задает определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.

Проблема правового нигилизма и правового идеализма в учебной литературе по теории государства и права до сих пор не рассматривалась. В научном плане она также в должной мере пока не исследована. Между тем потребность в ее изучении давно на­зрела, так как названные социально-юридические феномены широко распространились в практической жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворчестве, государственной и общественной деятельности, среди юристов.

Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и причудливое переплетение тотального правового нигилизма с наивным правовым идеализмом. Оба эти явления, казалось бы, несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе картину юридического бескультурия.

В первом случае законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают; во втором, напротив, им придается значение некой чудодейственной силы, способной единоразово разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов практически по каждому вопросу. Указанные крайности — следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.

 


1. Профессиональный и обыденный уровни правового сознания

 

1.1. Понятие, структура правосознания

 

 

Правосознание – это независимое, целостное явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права «выходит» на такие вопросы, как сущность права, его генезис, специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д.

Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры, своеобразного варианта жизненного уклада данного народа. Замечено, что в разных типах цивилизации, раз­личных культурно-исторических сообществах существуют весь­ма неоднозначные представления о нормах поведения, о долж­ном, о способах регулирования тех или иных ситуаций и т.д.

Речь идет об этноправовых закономерностях социального ре­гулирования, выявить которые можно, только рассматривая пра­восознание как феномен, подчиняющийся определенной внут­ренней логике своего развития, которая обуславливается  не при­казами государственной власти и экономическими решениями, а прежде всего накопленным культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и национального права.

Правосознание имеет сложную и содержательную морфоло­гию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структурно правосознание складывается из двух основных эле­ментов: правовой психологии и правовой идеологии.

Правовая психология соответствует эмпирическому, обыден­ному уровню общественного сознания, формирующемуся в ре­зультате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой пси­хологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реали­зации. Правовая психология — своего рода стихийный, «несис­тематизированный» слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законода­тельство, другие юридические феномены.

Радость или огорчение по поводу принятия нового или отме­ны старого закона, чувство удовлетворения или недовольства практикой применения юридических норм, действий правоохра­нительных органов, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям юридических запретов — все это правовые чувства (эмоции) и в совокупности они образуют в общественном созна­нии сферу правовой психологии.

Правовая психология жизни играет далеко не второстепенную роль в струк­туре правосознания. Правовая психология — наибо­лее распространенная форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента. Именно в среде психологических реакций право осуществляете ведущие определения своей социальной сущности — гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики.

Более того, правовая психология — наиболее скрытая от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая дает иногда такие реакции на право и законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. В психологии населения те или иные запреты не воспринимаются как реально упречные, недозволенные, а дозво­ления не воспринимаются как социально оправданные. Это ведет, как правило, к серьезным проблемам в реализации нового законодательства, порождает многочисленные трудности в деятельности право­охранительных органов. Игнорирование юридической психоло­гии населения в правовой политике государства не раз оборачи­валось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полез­ных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправны­ми традициям и обычаями и т.д.).

Кроме этого, юридическая психология  включает значительную область бессознательного — целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отда­ет себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в развитие правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипы, привычки и т.д.), так и противоправного поведения.

Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таких формах познания действительности, как ин­туиция, психологический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и уста­новках, причины которых не осознаются человеком.

Таким образом, правовая психология — принципиально зна­чимая для правового регулирования сфера общественного сознания, на изучение которой направлены усилия как теоретиков права, так и специалистов отраслевых юридических наук[2].

Кроме правовой психологии, в структуру правосознания вклю­чается правовая идеология, которая, в отличие от психологичес­кого восприятия окружающего мира, соответствует уровню науч­но-теоретического отражения и освоения действительности.

Правовая идеология — это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизирован­ном виде отражают и оценивают правовую реальность. По сравнению с правовой психологией, первичной субстан­цией которой выступают психологические переживания людей, идеология характеризуется целенаправленным, обычно на­учным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (напри­мер, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).

В сфере идеологии и через идеологию находят отражение по­требности и интересы, прежде всего, социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеоло­гическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как прави­ло, отдельными людьми – учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием мно­гих также конкретных людей, которые достигают в своем созна­нии системного целостного отражения государства и права.

Однако правовая идеология значительно превосходит право­вую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто по­верхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смыс­ла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Примерами правовой идеологии как способа правового осо­знания действительности могут служить гегелевская философия права, естественно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина государства и права, многие современные концепции правопознания. Кроме этого, сфера наибольшего применения правовой идеологии — не индивидуальные и стихийно-массовые отношения людей, что характерно для правовой психологии, а нацеленность на выражение интересов, потребностей достаточ­но оформленных, институционализированных социальных со­обществ: классов, политических партий, общественных движе­ний, государства, межгосударственных объединений.

Так, те или иные политические организации, участвующие в современных властных отношениях, создаются, как правило, на ос­нове какой-либо политико-правовой идеологии — консерватив­ной, либеральной, марксистской, христианской и т.д. В этом слу­чае правовая идеология выполняет свое основное предназначе­ние: она служит своеобразным социальным планом-программой деятельности организованных в партию, движение, в целом по­литическую систему людей, позволяет им поступать осознанно и целесообразно для достижения определенных социальных и пра­вовых идеалов.

Информация о работе Правовое сознание