Правовое сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и причудливое переплетение тотального правового нигилизма с наивным правовым идеализмом. Оба эти явления, казалось бы, несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе картину юридического бескультурия.

Содержание

Введение 2
1. Профессиональный и обыденный уровни правового сознания 3
1.1. Понятие, структура правосознания 3
1.2. Виды правосознания 7
1.3. Взаимосвязь права и правосознания 7
1.4. Правовое воспитание 9
2. Ценностные типы правового сознания. Правовой нигилизм: его источники и пути преодоления 11
2.1. Ценностные типы правового сознания 11
2.2. Понятие и источники правового нигилизма 12
2.3. Пути преодоления правового нигилизма 14
Заключение 17
Список литературы:

Работа содержит 1 файл

Кр.фил.права.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Однако существует неписаный закон: сознание, в том числе и правовое, не терпит пустоты — какая-либо система взглядов его всегда заполнит. В результате механической деидеологизации возникло опасное положение: усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое охва­тывает все новые и новые слои населения. В нашем «деидеологизированном» сознании усиливается тенденция к социальному примитивизму, утрате и без того слабых иммунитетов.

На такой зыбкой духовной почве правовое государство и проч­ный правопорядок невозможны. Поэтому сейчас нарастает об­щественная потребность в новой, демократической государст­венно-правовой идеологии для России, которая не будет иметь ничего общего с диктатом, навязыванием и установлением в ка­честве государственной и единственно верной. Принципы и ме­ханизмы воспроизводства такой идеологии в общественном со­знании должны быть отличны от прошлого[3].

Как отмечается в современной отечественной литературе, действительный выбор для будущего России сейчас заключается не в том, жить ли с идеологией или без нее, ибо какая-то идеоло­гия будет в любом случае, а в том, какая идеология наиболее аде­кватна России, ее сущности, духу, перспективам развития. Без политико-правовой идеологии немыслимо современное цивилизованное общество. Примерами высокоидеологичных документов могут служить Конституция США, Конституция ФРГ, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., которые выступают идеологическим фундаментом демократий и правовых систем западных стран.

Для России в переходный период правовая идеология приоб­ретает особую значимость. Национальная правовая идеология позволяет человеку, классам, партиям так или иначе ориентиро­ваться в новой политической обстановке. Никакая, даже самая детальная, пропаганда действующего законодательства этого дать не может. В отличие от конкретных и утилитарных про­грамм, лозунгов, планов и обещаний правовая идеология ориен­тируется на долговременные процессы, нормы поведения, в силу чего она способна соединять поколения, концентрировать смысл их деятельности (в частности, молодежи) на социальные, созида­тельные цели.

Какая же правовая идеология актуальна для современной Рос­сии? Теория отечественного права в последние семь десятилетий строилась на марксистской доктрине и классовом подходе. Следует отметить, что марксистская методология государства и права и сей­час сохраняет и будет сохранять в будущем научную ценность как почтенная и классическая теория, определившая многие процес­сы не только в России, но и в мире в XX в. Однако сегодня Россия находится в кардинально новой социально-экономической, ду­ховно-нравственной и геополитической ситуации, которая тре­бует нового осмысления исходных начал нашего правового укла­да, в том числе на уровне его идеологического и культурологичес­кого обоснования.

Таким образом, правовая психология и правовая идеология как структурные компоненты правового сознания общества каж­дая своими средствами служат осуществлению функций правосо­знания в правовом регулировании и в целом правовой культуре общества. Какие же это функции? Согласно устоявшемуся мне­нию юридической науки, основные функции правосознания – познавательная, оценочная, регулятивная.

Познавательная функция правосознания заключатся в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни — социальной или даже естествен­ной, природной. Задачи такого познания (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и изучении общих закономер­ностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой реальности событий, действий, состоя­ний, признаков и т.д. Субъектом такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует пред­ставления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.

Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помо­щью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка — это деятельность субъектов права как граждан, так и правоприменителей по установлению различных жизнен­ных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиций права, необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.

Регулятивная функция правосознания реализуется через систе­му мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, кото­рые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс пси­хологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которы­ми связано возникновение определенной побуждающей или тор­мозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как мотив конкретного вида поведения.

Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентацией субъектов в обществе, когда, в частнос­ти, та или иная конкретная личность, социальная доктрина ста­новится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению. В этом смысле правосознание, как социальный регулятор, выступает мощным средством социально-юридического контроля за пове­дением.

Особую значимость в реализации регулятивной функции пра­восознания имеет правовая установка[4] — готовность, предраспо­ложенность субъекта к правомерному или противоправному по­ведению, складывающаяся под влиянием ряда социальных и пси­хофизиологических факторов. Правовая установка сообщает ус­тойчивый, постоянный, целенаправленный характер той или иной деятельности, выступая своего рода стабилизатором в ме­няющейся социальной среде. Положительная правовая установ­ка позволяет упорядочивать процесс правового воздействия, ос­вобождая субъекта от необходимости каждый раз заново прини­мать решения в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях.

 

1.2. Виды правосознания

 

 

В теории правоведения различаются следующие виды право­сознания.

Обыденное правосознание — массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувст­ва возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.

Профессиональное правосознание — понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Эта разновидность правосозна­ния играет наиболее существенную роль в реализации юридичес­ких норм, и от ее демократической и гуманистической адекват­ности зависит стиль и дух правовой практики. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искаже­ния, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т.д.).

Понятия, идеи, убеждения юристов формируются на основе прежде всего юридической практики и во многом под влиянием юридической науки (идеологии), которая, в свою очередь, выде­ляет профессиональное сознание юристов в предмет специаль­ного анализа[5].

Научное правосознание — идеи, концепции, взгляды, выра­жающие систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законода­тельства, политико-конституционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений высту­пают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специали­зированных НИИ юридического профиля, госу­дарственных и общественных фондах, центрах и разветвленной вузовской системе — как общегражданской, так и ведомственной.

 

 

1.3. Взаимосвязь права и правосознания

 

 

Правосознание — неизбежный спутник права. Существова­ние права нераздельно с реализацией воли и сознания людей. Требования и нормы общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических прав и обязанностей субъектов до тех пор, пока они не «пройдут» через сознание человека. С другой стороны, реализация права  есть процесс интегра­ции норм в правосознание народа, конкретных социальных групп.

Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т.е. такого соотношения, в котором между этими явлениями воз­никает встречная зависимость. С одной стороны, развитие и состояние правосознания во многом обусловлено законодательством. Будучи мощным сред­ством нравственного и интеллектуального воздействия, право «в текстах» активно способствует развитию тех или иных правовых представлений и чувств. С другой — право и законодательство на­ходятся в не менее сильном и мощном «силовом поле» сложив­шегося уровня и характера правосознания общества, ограничены этим правосознанием, испытывают зависимость от него в про­цессе как правотворчества, так и правореализации.

Роль правосознания в правотворческой деятельности заключа­ется прежде всего в том, что сознание в форме правовой идеоло­гии выступает главнейшим условием современного правообразования. Формирование права через специально разработанную правотворческую процедуру предполагает четко выраженные стадии подготовки законопроектов, среди которых принципи­ально важное значение имеют такие, как предварительное изуче­ние мнения граждан и правоприменителей о необходимости и характере регулирования данного вопроса, сферы общественных отношений; разработка концепции будущего нормативного акта, которая в систематизированном виде определяет цели, задачи, средства, способы и возможные результаты правового регулиро­вания.

Понятно, что на этих стадиях правосознание играет ведущую роль — как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических прин­ципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений. Таким образом, правосозна­ние дает единственно возможный для генезиса права «строитель­ный материал» в виде помыслов, чувств, представлений различ­ных субъектов законотворческого процесса — физических и юридических лиц — всей духовной культуры общества. Государство, формулируя юридические нормы, в первую очередь должно опираться на правосознание и правовую культуру народа, дифференцировать и стимулировать лучшие их образцы, стремиться не к абстрактному «творчеству» закона, а отражению в действующем праве уже интегрированных в общественное сознание эталонов и регу­ляторов поведения.

В последние годы в связи с процессом демократизации в Рос­сии, созданием представительных органов государственной власти, обладающих реальными полномочиями в сфере право­творчества, роль общественного мнения по вопросам юридичес­кой политики заметно возросла. Законодатель в своей деятельности стремится опе­реться на действительные интересы и потребности различных социальных групп, мнение которых выступает побудительными мотивами при подготовке тех или иных законопроектов. Сущест­венно возросло значение юридической науки в работе правообразовательного механизма, что накладывает на отечественную пра­вовую теорию, в целом научное правосознание большую ответст­венность за обоснованность и качество своих рекомендаций.

Не менее значима роль правосознания в нормальном функци­онировании правореализационной деятельности. Статус правосо­знания в этой сфере определяется двумя направлениями.

1. Правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъ­ектами юридических норм. Развитое чувство права и законности, интегрированности в действующий правопорядок и правовую культуру является ведущей гарантией массового соблюдения тре­бований правовых предписаний.

2. Правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами. Трудно представить случай применения юридической нормы вне кон­текста правосознания судьи, прокурора, следователя и др. Долж­ностные лица обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требований и дозволений. Без развитого правосозна­ния сделать это невозможно. На основе правосознания делается оценка доказательств по делу.

Роль правосознания возрастает при вынесении решения по делу. Так, при назначении наказания, в целом определении меры уголовной ответственности суд, руководствуясь законом и своим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности деяния и деятеля, особенности личности, обстоятель­ства, смягчающие и отягчающие его вину. При восполнении «пробелов в праве», когда возникает необ­ходимость применения аналогии права, пра­восознание судьи служит ориентиром для отыскания нужного закона, сходного по смыслу и предмету регулирования, или по­могает в оценке общих начал и принципов законодательства.

Таким образом, правосознание как бы пронизывает весь ме­ханизм правового регулирования и правового воздействия на об­щественные отношения: оно не только предшествует созданию юридических норм, но и «сопровождает» их на всем протяжении действия норм и даже после отмены. От специфики правосозна­ния общества, уровня его зрелости во многом зависят сила права, эффективность всего правового регулирования.

 

1.4. Правовое воспитание

 

Правосознание людей, объединенных в социальные общнос­ти, — явление во многом объективное, складывающееся под воз­действием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культур­но-исторических. Но это вовсе не означает, что на процесс фор­мирования сознания людей в юридической области нельзя воз­действовать целенаправленно.

Наоборот, правосознание, как и сознание нравственное, ре­лигиозное, научное, нуждается в систематическом рациональ­ном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представля­ющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание.

Правовое воспитание— это целенаправленная дея­тельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воз­действие на сознание и поведение человека в целях формирова­ния определенных позитивных представлений, взглядов, цен­ностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Информация о работе Правовое сознание