Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:58, реферат
Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности. Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов, "срезов", "измерений". В данном случае речь идет о такой ее разновидности, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами. Это - особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки.
Введение......................................................................................................3
Правосознание, как явление правовой действительности…………………..4
Правовая культура в системе культуры общества
Понятие, структура и функции правовой культуры……………14
Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………25
Коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и, заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других стран и народов.
Прогностическая функция предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценностей, качеств и свойств, присущих правовой материи. Теория государства и права.
Все названные функции тесно взаимосвязаны, и нередко бывает трудно разграничить, где кончает свое действие одна функция и начинается действие другой.
Анализ правовой культуры
необходим для того, чтобы сначала
выделить и описать правовые ценности,
идеалы и образцы, к которым следует
стремиться законодателю, правоприменителю,
гражданину и обществу в целом, а
затем, оценив с этой точки зрения
реальное состояние дел, искать пути
и средства достижения намеченных идеалов,
построения правового государства
и общества, в котором обеспечиваются
соответствующие его социально-
2.2 Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры
Государство и общество заинтересованы в формировании высокой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, используя для этих целей правовое просвещение и правовое воспитание.
Правовое воспитание
- это целенаправленное, систематическое
воздействие на сознание и поведение
человека со стороны государства, общественных
организаций и отдельных
Правовое воспитание
обладает относительной
Содержанием правового
воспитания является распространение
знаний о государстве и праве,
законности, правах и свободах личности,
выработка у граждан устойчивой
ориентации на законопослушное поведение.
Это сложный процесс, который
реализуется в конкретных способах
организации воспитательного
- субъекты воспитания
(органы государства,
- объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.п.);
- содержание воспитания
(выражается в приобщении
- методы воспитания
(убеждение, поощрение,
- формы воспитания:
- правовое обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;
- правовая пропаганда
заключается в распространении
правовых идей и требований
среди населения посредством
телевидения, радио, иных
- юридическая практика
способствует передаче
- самовоспитание связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений.
Необходимо отметить,
что очень органично между
собой связаны правовое воспитание
и правовое обучение. Воспитывающее
обучение предполагает непрерывную
связь процессов
Только в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать теоретические знания, но и что сумеет овладеть ими в надлежащей мере и правильно применить в юридически значимых ситуациях.
Таким образом, правовое
воспитание и правовое обучение состоят
в передаче, накоплении и усвоении
знаний, принципов и норм права, в
формировании соответствующего отношения
к праву и практике его реализации,
умения использовать свои права, соблюдать
запреты и исполнять
Все полученные знания должны стать личными убеждениями, должны перерасти в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.
Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание - это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.
Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.
Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей»Теория права и государства:
Рассмотрим основные
элементы механизма правового воспитания
как деятельности, направленной на
повышение правовой культуры человека.
Прежде всего, это конкретные способы
организации воспитательного
К методам правового
воспитания относится правовое просвещение.
Процесс распространения
Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.
Система мероприятий правового обучения включает в себя работу специальных правовых курсов, школ, семинаров, проведение которых осуществляют государственные и общественные органы, как на коммерческой, так и на бюджетной основе. Задача правового обучения - ознакомить население с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищённости, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. К сожалению, в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества и не всегда опыт других стран можно применить в России.
Пустые декларации и демагогические заявления (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) пагубно сказываются на процессе формирования правовой культуры общества. К тому же на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе им может стать выдающийся человек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области правовой культуры общества.
Большую роль в правовом воспитании играют средства массовой информации. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи, комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы.
Однако, в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, произошедшей в нашей стране за последнее десятилетия, их удельный вес сократился. Эта форма работы не пользуется популярностью в обществе и проводится только в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.
Особую сложность представляет собой правовое воспитание лиц, склонных к совершению антиобщественных поступков. В этих случаях внедрение в сознание человека новых убеждений и взглядов должно сочетаться с его отказом от уже сложившихся позиций и установок, в совокупности образующих так называемую негативную правовую культуру. Не исключено, что указанные лица могут попытаться использовать знание законов во вред обществу, тем самым государственную волю, воплощенную в них. Поэтому акцент при воспитании, а по существу - перевоспитании следует делать на осознании ими моральных принципов общества, на понимании роли и значения санкций правовых норм как морально оправдательного средства борьбы с правонарушениями. Здесь особенно наглядно, что правовое воспитание неотделимо от комплекса других воспитательных мер. Это и понятно, поскольку, как известно, человек не воспитывается по частям (сначала в области морали, затем - права и т.д.), он формируется благодаря совместному воздействию самых различных факторов.
Ныне общепризнанны следующие принципы правового воспитания:
- следует учитывать
особенности восприятия
- необходимо добиваться
осознания воспитуемыми
- следует всемерно
развивать правовую активность
граждан, воспитывать у них
непримиримость к любым
Немаловажную роль
в формировании правовой культуры общества
играют такие средства информации как
газетная, журнальная статья, театральные
постановки, кино и телевидение. Однако
большинству журналистских
Информация о работе Правовое сознание и формирование правовой культуры человека