Правовое сознание и формирование правовой культуры человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:58, реферат

Описание работы

Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности. Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов, "срезов", "измерений". В данном случае речь идет о такой ее разновидности, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами. Это - особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки.

Содержание

Введение......................................................................................................3
Правосознание, как явление правовой действительности…………………..4
Правовая культура в системе культуры общества
Понятие, структура и функции правовой культуры……………14
Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры………………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.docx

— 107.60 Кб (Скачать)

Коммуникативная функция  обеспечивает общение людей и  их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посредством  аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще  прошлым поколениям, и, заимствуя  прогрессивные начала из правовой жизни  других стран и народов.

Прогностическая функция  предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы, определение  адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценностей, качеств и свойств, присущих правовой материи. Теория государства  и права.

Все названные функции  тесно взаимосвязаны, и нередко  бывает трудно разграничить, где кончает  свое действие одна функция и начинается действие другой.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала  выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует  стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а  затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов, построения правового государства  и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и  свободы человека.

2.2 Правовое воспитание  как средство формирования  правовой культуры

Государство и общество заинтересованы в формировании высокой  правовой культуры на всех уровнях  и во всех формах, используя для  этих целей правовое просвещение  и правовое воспитание.

Правовое воспитание - это целенаправленное, систематическое  воздействие на сознание и поведение  человека со стороны государства, общественных организаций и отдельных граждан  в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических  норм.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно является многоцелевой деятельностью, которая  предполагает наличие стратегических, долговременных целей и целей  тактических, ближайших, общих и  частных. Эти цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и  объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также институтов, осуществляющих правовое воспитание.

Содержанием правового  воспитания является распространение  знаний о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Это сложный процесс, который  реализуется в конкретных способах организации воспитательного процесса и включает в себя ряд составных  частей:

- субъекты воспитания (органы государства, государственные  служащие, политики, преподаватели,  журналисты и т.д.);

- объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные  группы и т.п.);

- содержание воспитания (выражается в приобщении людей  к политическим и юридическим  ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);

- методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание  и иные приемы психолого-педагогического  воздействия на объект воспитания);

- формы воспитания:

- правовое обучение  состоит в передаче, накоплении  и усвоении правовых знаний  в школе, средних специальных  и высших учебных заведениях;

- правовая пропаганда  заключается в распространении  правовых идей и требований  среди населения посредством  телевидения, радио, иных средств  массовой информации;

- юридическая практика  способствует передаче юридической  информации, знаний посредством  участия граждан в процессе, прежде  всего правоприменительной деятельности  и т.п.;

- самовоспитание связано  с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых  явлений.

Необходимо отметить, что очень органично между  собой связаны правовое воспитание и правовое обучение. Воспитывающее  обучение предполагает непрерывную  связь процессов целенаправленного  формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально  необходимые знания. Очень важно  сформировать положительное отношение  к праву, правовым явлениям и потребность  к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Особенно это важно  для юристов-профессионалов, государственных  служащих, служащих органов местного самоуправления.

Только в этом случае можно считать, что человек будет  не только декларировать теоретические  знания, но и что сумеет овладеть ими в надлежащей мере и правильно  применить в юридически значимых ситуациях.

Таким образом, правовое воспитание и правовое обучение состоят  в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, в  формировании соответствующего отношения  к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать  запреты и исполнять обязанности. Отсюда возникает необходимость  в осознанном усвоении основных положений  законодательства, в выработке чувства  глубокого уважения к праву.

Все полученные знания должны стать личными убеждениями, должны перерасти в прочную установку  строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность  и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую  активность.

Правовая культура общества нуждается в систематическом  рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система  мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как  правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание - это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом  в целом.

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов  и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к  другому. Правовое воспитание имеет  целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят  о правовом воспитании в широком  и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Содержанием правового  воспитания является приобщение людей  к знаниям о государстве и  праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан  устойчивой ориентации на законопослушное  поведение.

Конечно, некоторые  правовые ценности, имея основу и происхождение  в моральных нормах, усваиваются  личностью в процессе разнообразной  социальной практики. Однако целью  правового воспитания является «создание  специального инструментария по донесению  до разума и чувств каждого человека правовых ценностей»Теория права и  государства:

Рассмотрим основные элементы механизма правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде всего, это конкретные способы  организации воспитательного процесса, такие как правовое обучение, правовая работа в связи с теми или иными  конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.

К методам правового  воспитания относится правовое просвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры. Главная его цель - «воспитание  уважения к праву и законности как ценностной установки широких  слоёв населения России», овладение  населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической  ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание  личности до понимания наиболее общих  юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства

Формирование позитивного  отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом  является составной частью правовой культуры.

Система мероприятий  правового обучения включает в себя работу специальных правовых курсов, школ, семинаров, проведение которых  осуществляют государственные и  общественные органы, как на коммерческой, так и на бюджетной основе. Задача правового обучения - ознакомить население  с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищённости, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. К сожалению, в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества и не всегда опыт других стран можно применить в России.

Пустые декларации и демагогические заявления (как  политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями  и учителями перед детьми и  юношеством) пагубно сказываются  на процессе формирования правовой культуры общества. К тому же на роль воспитателя  годится далеко не каждый. В общественном масштабе им может стать выдающийся человек, который «раскроет» людям  глаза на истинное положение дел  в области правовой культуры общества.

Большую роль в правовом воспитании играют средства массовой информации. К формам правовоспитательной  работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи, комментарии  нового законодательства специалистами  и т.д. Практикой выработаны такие  формы массовой правовой работы, как  лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы.

Однако, в связи  с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, произошедшей в нашей  стране за последнее десятилетия, их удельный вес сократился. Эта форма  работы не пользуется популярностью  в обществе и проводится только в  период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.

Особую сложность  представляет собой правовое воспитание лиц, склонных к совершению антиобщественных поступков. В этих случаях внедрение  в сознание человека новых убеждений  и взглядов должно сочетаться с его  отказом от уже сложившихся позиций  и установок, в совокупности образующих так называемую негативную правовую культуру. Не исключено, что указанные  лица могут попытаться использовать знание законов во вред обществу, тем  самым государственную волю, воплощенную  в них. Поэтому акцент при воспитании, а по существу - перевоспитании следует  делать на осознании ими моральных  принципов общества, на понимании  роли и значения санкций правовых норм как морально оправдательного  средства борьбы с правонарушениями. Здесь особенно наглядно, что правовое воспитание неотделимо от комплекса  других воспитательных мер. Это и  понятно, поскольку, как известно, человек  не воспитывается по частям (сначала  в области морали, затем - права  и т.д.), он формируется благодаря  совместному воздействию самых  различных факторов.

Ныне общепризнанны  следующие принципы правового воспитания:

- следует учитывать  особенности восприятия правовых  норм различными группами населения;

- необходимо добиваться  осознания воспитуемыми социальной  значимости и моральной ценности  правовых норм, а также усвоения  важнейших прав и обязанностей, устанавливаемых законом. Эффективность  правового воспитания во многом  зависит от того, насколько оно  опирается на требования нравственных  норм;

- следует всемерно  развивать правовую активность  граждан, воспитывать у них  непримиримость к любым нарушениям  законности и правопорядка.

Немаловажную роль в формировании правовой культуры общества играют такие средства информации как  газетная, журнальная статья, театральные  постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикации и сценариев фильмов не хватает  глубины и всесторонности при  исследовании проблемы воспитания чувства  уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических  видов социализации человека. Законы жанра, характерные для средств  массовой информации, предполагают сенсационность при отборе материала. О какой  правовой культуре общества может идти речь, когда газеты и журналы изобилуют  сценами криминальной жизни, на экранах  телевизоров грабёж и убийства на фоне сладкой, беспечной жизни богатых  людей. В последнее время появилась  тенденция принятия отрицательного опыта зарубежных стран в деле правового воспитания через кинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражания криминальным элементам  в молодёжной среде, «общество оказалось  лишённым объективной картины, отражающей не только преступления и его генезис, но также и все следующие за преступлением этапы правоприменительной  деятельности».

Информация о работе Правовое сознание и формирование правовой культуры человека