Правовое сознание и формирование правовой культуры человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:58, реферат

Описание работы

Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности. Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов, "срезов", "измерений". В данном случае речь идет о такой ее разновидности, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами. Это - особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки.

Содержание

Введение......................................................................................................3
Правосознание, как явление правовой действительности…………………..4
Правовая культура в системе культуры общества
Понятие, структура и функции правовой культуры……………14
Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры………………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.docx

— 107.60 Кб (Скачать)

От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность  контроля ее над эмоциями и чувствами, умение властвовать собой. Это свидетельство  взаимосвязи и взаимообслуживание правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания.

Итак, как элемент  правовой культуры, правовое сознание, включающее правовую идеологию и  правовую психологию, представляет собой  своеобразный фильтр, через которой  пропускается все факторы, влияющие на право и правовое поведения (деятельность).

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется  как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов  в правосознании способствует, лишь понимаю его роли и места в  жизни человека и общества. Основы государства и права.

Для понимая того, что есть правосознания, имеет смысл  рассмотреть его разновидности. Основаниями разделение правосознания  на виды можно взять уровень осознания  необходимости права, глубину проникновения  в сущность права и правовых явлений  в обществе, которые позволят дать его качественную характеристику. По данным критериям правосознание делится на три уровня:

Первый уровень - обыденное  правосознание. Это уровень свойствен  основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди, так или иначе, сталкивается с правовыми предписаниями. Для людей с этими уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения точно переплетаются с нравственными представлениями. Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Обыденное правосознание - это отношение к праву, его оценки на уровне стереотипов, штампов, слухов, курсирующих в тех или иных социальных группах, иногда толпе.

Второй уровень - профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном  заведении), в процессе осуществления  практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Формированию профессионального  правосознания должно быть уделено  особое внимание в современных условиях. Отсутствие профессионализма в правотворчестве  и правоприменение - одна из бед нашего общества. Профессиональное правосознание - это правовое сознание, прежде всего  юристов-практиков, иных работников государственного аппарата (судейского корпуса, прокуроров, следователей, нотариусов, иных юридических  и государственных работников.). Сущность и особенности правового  сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии  и правовой психологии, в системе  присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т.д.

Третий уровень - это  научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами  правового регулирования общественных отношений. Научное правосознание  в отличие от обыденного, формируется  на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей  и социальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание  должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию  юридической практики, так как  нет ничего более практичного, чем  хорошая теория. Научное правосознание  характеризует идеологический пласт  и состоит как из общетеоретических  знаний, так и из знаний отраслевых юридических наук. К научному правосознанию  относится весь спектр проблем правового  развития человечества, в том числе  гипотезы об «отмирании» права, о  правовом нигилизме, представления  о законе как воле государства  и т.д.

В зависимости от субъектов  правосознание можно разделить  на индивидуальное и коллективное. Индивидуальное правовое сознание формируется  у каждого члена общества, так  или иначе включенного в общественные отношения, в различные движения, партии, структуры. Индивидуальное правосознание - это чувства и представления  о праве конкретной личности. Общественное правосознание развивается через правосознание отдельных индивидов. Индивидуальное правосознание не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества - оно отражает лишь отдельные существенные черты. Правосознание конкретного человека складывается под влиянием тех условий, в которых он живет и работает. А так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Вот почему правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а другого - ограниченным, отстающим от общего уровня общественного правосознания. Очень важно учитывать различия в уровне правосознания отдельных людей при организации работы по правовому воспитанию.

Каналы формирования индивидуального правосознания  самые различные. Это и средства массовой информации, и сведения о  праве, которыми делится сосед, это  и сборники, и рассказы отсидевших в местах лишения свободы бывалых  людей, и представления, идущие из глубины  веков.

Одним из видов коллективного  правосознания является групповое  правосознание, т.е. правовые представления  и чувства тех или иных конкретных законопроектов, законов.

В ряде случаев правосознание  одной социальной группы может существенно  отличаться от правосознания другой. Например, зримые различия существуют в правосознании классов в  обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. Можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев  населения в обществе, в профессиональном правосознании юристов разной специализации - работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД.

Групповое правосознание  надо отличать от массового, которое  характерно для нестабильных, временных  объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие «общественное  правосознания» (правосознания всего  общества). Сюда же можно отнести  правовые воззрения наций и народностей. Правосознание общества проявляет  себя в ходе общенациональных акций  типа референдума, голосования за тех  или иных кандидатов в депутаты, на должность президента и т.п. Это  весьма сложный феномен, который  изучают и измеряют разными способами.

Сознание возникает  в процессе любой деятельности и  проявляется в ней. Поэтому функции  или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов  деятельности его субъектов.

Согласно теоретической  концепции, разделяемой многими  авторами, основные функции правосознания - познавательная, оценочная и регулятивная. Все другие функции практически охватываются ими, в частности информативная, прогностическая и др.

Познавательной функции  соответствует определенная сумма  юридических знаний, являющихся результатом  интеллектуальной деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка». Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение  выражается в определении значимости научных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания  и целей деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.

Регулятивная функция  правосудия осуществляется посредством  правовых установок и ценностно-правовых ориентаций синтезирующих в себе иные источники правовой активности. Результат этой регуляции - поведенческая  реакция в виде правомерного или  противоправного поведения.

Для юристов правовая подготовленность, естественно, имеет  определяющее значение. Она должна быть более высокой, чем у законопослушных  граждан, отличаться объемом, глубиной и формализованным характером знаний, принципов и норм права, а главное, как уже отмечалось, - умением  их применять. Если обратиться к структуре  процесса реализации права в форме  правоприменения, то можно назвать  этапы, которые квалифицированно, как  правило, могут выполнить только юристы. К ним относятся: установление фактических обстоятельств дела, выбор соответствующей правовой нормы; уяснение смысла (содержания) правовой нормы - толкование; принятие решения  о применении нормы закона или  подзаконного акта, в данном случае, издание правоприменительного акта.

Описанный здесь подход к пониманию содержания и функций  правосознания носит название ценностно-нормативного. Он представляет собой результат  трансформации культуры - общей, специальной  или профессиональной и индивидуальной (личностной). Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.

Во-первых, правосознание  является необходимым фактором при  сознании норм права. Ведь правовые нормы  формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих  органов. Прежде чем получить выражение  в юридических нормах, определённые интересы и потребности людей  проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому  качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми  представлениями, уровнем правосознания  тех, кто создаёт правовые нормы.

Во-вторых, правосознание  является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

 Правовая культура  неразрывно связана с правосознанием  и подобно ему окружает право  со всех сторон, способствует  укреплению правопорядка в обществе. Невозможно жить в обществе  и быть свободным от него, от  его традиций, обычаев и норм  поведения. Осознание каждым гражданином  своих обязательств перед обществом,  в виде соблюдения общепринятых  правил и норм поведения, является  залогом формирования в обществе  высокого уровня правосознания  и правовой культуры. Еще К.  Маркс утверждал, что право  неотделимо от культуры общества.

Одним из факторов, оказывающих  негативное воздействие на формирование передового правового сознания, является наличие в обществе проявлений правового  нигилизма. Как явление правовой действительности правовой нигилизм укоренился еще в период тоталитарного правления, серьезному же изучению подвергся сравнительно недавно. Правовой нигилизм представляет собой скептическое и негативное отношение к праву, неверия в  его потенциальные возможности  решать социальные проблемы в соответствии с социальной справедливостью. Он распространился  от сферы повседневных отношений  людей до деятельности высших законодательных  органов государства. Правовой нигилизм стоит препятствием на пути построения правового государства, потому что  речь идет о неверии в право  и неуважении к нему.

Правовой нигилизм порождает целый диапазон негативных взглядов: искажение смысла правовых норм, неверное понимание иерархии нормативных актов, произвольность в выборе правовых норм и т.д. Это  ведет к формированию негативных правовых мотивов и сужению зоны правомерного поведения. Правовой нигилизм условно можно разделить на обыденный  и ведомственный. Обыденный нигилизм распространяется как на отдельных  людей, так и на целые группы общества и характерен для «обывателя».

Ведомственный же нигилизм, как социальное явление, распространяет свое действие на государственные органы власти и управления, на работников правоприменительной сферы. Ведомственный  нигилизм часто способствует нарушениям законности со стороны законодателя. Это выражается в издании нормативных  актов с нарушением их иерархии, нарушением компетенции субъектов  этой деятельности и произвольным изменением смысла нормы.

Противоположной формой юридического невежества, деформации правосознания, низкого уровня общей  и правовой культуры является правовой идеализм. Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм - его переоценку. На право возлагаются  непомерные, несбыточные надежды, с  помощью права, например, новых законов, стремятся решать любую проблему. В этом плане сущность правового  идеализма можно выразить фразой «законы могут все». Опасность  правового идеализма заключается  в том, что чрезмерные требования к праву впоследствии сменяются  разочарованием и правовым нигилизмом.

Если по вопросам понятия  правового сознания и правовой культуры проблем теоретического плана нет, то по поводу формирования правового  сознания и правовой культуры в обновляющемся  обществе есть проблемы как теоретические, так и практические. В период крупных  преобразований, в России со всей остротой выдвигается вопрос о новой роли права, об обновлении и развитии законодательства. Без его решения нельзя обеспечить проведение экономических и социальных реформ, приостановить рост правонарушений, бороться с правовым нигилизмом, успешно  формировать правовое государство. Без преодоления проблемы формирования уважительного отношения к праву  невозможны качественные изменения  общества и личности.

Правосознание оказывает  серьезное мотивационное воздействие  на поведение людей, содержится в  общественном мнении и влияет на общественные отношения. Правосознание включает в себя, по крайней мере, три составные  части: знание права, отношение к  праву и исполнение его предписаний. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление  правовых требований, понимание их правильности и разумности, вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям закона.

Информация о работе Правовое сознание и формирование правовой культуры человека