Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 01:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить основные парадигмы философии права, роль и место философии права в осмыслении правовых аспектов общественных отношений.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы проанализировать основные парадигмы философии права, подробно рассмотреть отечественную традицию философии права.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Происхождение права……………………………………………5
2. Естественное и позитивное право………………………………11
3. Миф правового позитивизма…………………………………....14
4. Своеобразные элементы русской философии права………......22
Заключение………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………....30
Разумеется, для дефинирования автономной науки о праве необходимы известные понятийные различения и известная тематическая спецификация. Необходимо, в частности, в сфере обязательностей, связующих общество в единое целое, выделить право, с одной стороны, и конвенциональную мораль, с другой, а в сфере права, отделить дескриптивную проблематику от нормативной: первая связана с фактически действующим правом, вторая с нравственно правильным правом (Остин в этой связи употребляет анахронистическое выражение «законы Бога»). Об «отказе от справедливости» здесь, стало быть, речи не идет. Остин и Харт, разводящие дескриптивные и нормативные моменты теории права, выступают скорее за сосуществование юридического и этического подходов, чем за их отделение друг от друга [8, с. 70].
Как бы то ни было, специализация на дескриптивных проблемах закрывает возможность определения позитивной правовой науки во всей полноте. Имеется, в частности, ряд возможностей дифференциации, которые Остин оставляет без внимания, и само это невнимание свидетельствует о слабости его понятия права [8, с. 71].
Из крупных представителей правового позитивизма один только Кельзен признает (Kelsen 1960, Teil III), что для конституирования позитивной науки о праве, необходима дополнительная спецификация. В самом деле, позитивная правовая наука отвечает своему предмету лишь в двух случаях: либо подходя к предмету по образцу точных наук и занимаясь, па манер социологии, анализом властных отношений, либо беря право в качестве совокупности объективно значимых норм, как это делают юристы. В этом случае позитивно-правовая наука превращается в науку о фактически значимых правовых нормах, то есть в своего рода научную догматику, которая понимает себя в качестве науки, свободной от всех непозитивных элементов права (именно так и поступает Кельзен, выбирая для своего исследования название «Чистое учение о праве») [8, с. 71].
В той мере, в какой правовая теория не выдвигает возражений против проведенной выше тематической спецификации и отдает себе отчет в том, что в центре ее интереса находится не право вообще, а именно позитивное право, взятое в догматически-правовой перспективе, она не содержит в себе провокации по отношению к перспективе справедливости. Она представляет собой аналитическую право вую теорию в нейтральном смысле. Этико-правовая провокация начинается лишь там, где момент справедливости исключается из государственно-правового дискурса (в специальном дискурсе это, как видели, вполне допустимо). Лишь в этом пункте теоретики права выступают как настоящие позитивисты. Для их рассуждения характерны три основных типа аргументов [8, с. 72].
Согласно позитивизму, базирующемуся на соображениях общего теоретико-научного плана, справедливость не нужна научному дискурсу права. Согласно позитивизму, основанному на собственно теоретико-правовых аргументах, справедливость не принадлежит к условиям действия позитивного права. Наконец, согласно позитивизму как общественно исторической теории, излишность справедливости для сферы права есть отличительная черта современного права. В первом и втором вариантах мы имеем дело с фундаментальным, принципиальным позитивизмом, в третьем варианте - с позитивизмом, сущностно связанным с определенной эпохой и, в частности, с теорией современности (модерна) [8, с. 72].
В теоретико-правовом позитивизме Томасу Гоббсу принадлежит особое место. Его тезис «Veritas sed auctoritas facit legem» («Левиафан» гл.26) не является, как многие полагают, девизом новоевропейского государственно-правового позитивизма. Знаменитый тезис Гоббса с гениальной краткостью фиксирует три минимальных условия, без учета которых любая правовая теория, позитивистская или антипозитивистская, рискует оказаться наивной. Впрочем, Гоббса в самом деле можно считать отцом или, по крайней мере, провозвестником современного правового позитивизма. Однако говорить о нем, как о представителе теоретико-правового позитивизма уместно не применительно к процитированному выше положению, а лишь на основании выдвинутой Гоббсом императивной теории [8, с. 73].
В резкой гоббсовской формулировке, согласно которой «не истина, а авторитет создает закон», дело заключается в следующем: то обстоятельство, что правовые определения «создаются», означает, что они, хотя и являются всякий раз заданными, не представляют собой чего-то с самого начала наличного, что лишь ждет своего часа, чтобы быть открытым. В противоположность наивному мышлению естественного права Гоббс в первой части своего тезиса утверждает, что правовые нормы не являются природными нормами. Они производятся человеком; правовые нормы не являются поэтому естественными, а представляют собой искусственное или позитивное образование. Они «полагаются» людьми (отсюда выражение «правовые положения») [8, с. 73].
Содержащееся
в «создании закона» теоретико-
Создание
права человеком можно
Таким
образом, подвергая позитивизм критике,
нельзя с порога упрекать его в политическом
аморализме, но нельзя также и принимать
за чистую монету беспристрастность его
теоретиков, интерес которых якобы ограничивается
лишь определением понятия права. Дело
в том, что за объективным прояснением
понятий может скрываться попытка подтолкнуть
читателя к мысли, будто философия справедливости
есть не что иное, как сплошной мечтательный
морализм. Интерес к дефинированию, сам
но себе не являющийся позитивистским,
сливается с предпосылками и предрассудками
собственно позитивистского свойства
и незаметно устраняет как из правовой
действительности, так и из теории права
все элементы справедливости. А то, что
осталось и что, на самом деле, является
лишь частью, позитивизм выдает за целое.
Иначе говоря, может оказаться, что нейтральный
интерес к дефинированию права представляет
собой тоже своего рода миф.
Своеобразие направлений и систем может быть двоякого рода: либо это своеобразие формы и стиля — в деталях описания и степени совершенства в развитии идей, либо оно проявляется в существе самих идей, в их неповторимой связи с основами человеческого бытия и мышления. В первом случае, как бы ни было значительно своеобразие одних направлений мысли по сравнению с другими, оно все же не выходит из границ определенного круга идей. В другом же случае речь идет о самобытном понимании внутренней жизни, и тут особенности отдельных умственных построений могут быть столь существенны, что в самом деле означают совершенно новый мир, новый круг воззрений и понятий. Современная философия права — неокантианского направления — хотя и отличается от своего истока по форме и по степени совершенства, но в сущности остается, однако, в рамках того же круга идей. Но если сравнить философию права Канта и его последователей с философией права сократовской школы или, скажем, с учением о праве Фомы Аквината, то обнаружатся принципиальные различия, указывающие на возникновение их из различных миров и миросозерцании. Исследование своеобразных черт такого особого духовного мира есть самостоятельная задача научного изыскания, и таким особым своеобразием обладает русская философия права [6, с. 231].
Но где следует нам искать проявления этих своеобразных элементов? Мы ведь могли бы, следуя школьным образцам, насчитать две-три дюжины русских научных работ в области этики и философии права, в которых выразился национальный дух русского народа. Среди них такие труды, как «Философия права» Б. Чичерина и «Оправдание добра» Владимира Соловьева, — труды, которые украсили бы научную литературу любой страны. Но наша задача принуждает нас выйти из круга этих систематических трудов. Ведь мы хотим охарактеризовать не только русскую философию права, но и творящий ее русский дух. Поскольку же задача поставлена так, мы должны вначале прояснить себе коренное отношение этого духа к вопросам права и государства. Чтобы с должной ясностью ответить на вопрос, я вынужден дать набросок краткой схемы развития русской духовной жизни последнего времени. Те учения, которые мы выработали себе в области философии права, представляют собой результат сложного процесса взаимодействия русской и западноевропейской мысли. Об этом здесь нужно сказать несколько слов [6, с. 233].
В
1836 году знаменитый основатель русского
западничества Чаадаев поставил
перед русским сознанием, в выдающейся
по силе и ясности мысли статье,
вопросы: «Что такое Россия? В чем
ее предназначение? В чем ее значение
в мировой культуре?» И
Процесс
общественного строительства, развитие
права и государства, их стремление
к оцерковлению общественной жизни мы
не
вправе рассматривать с точки зрения земного,
человеческого совершенства и земной,
человеческой гармонии. Мы не вправе ожидать,
что когда-либо на земле настанет такое
совершенство и такая гармония,
которая преодолела бы все жизненные противоречия
в совершенной
общественной форме. Для человеческих
сил эти противоречия непримиримы и непреодолимы.
Личность и общность, равенство и свобода,
право и нравственность, — поскольку они
движутся в рамках исторического развития
и человеческих возможностей, — находятся
в вечном антагонизме и не допускают окончательного
примирения. Лишь
будучи пронизаны высшим светом божественной
благодати, лишь в
последние дни мира, как всеобщей гармонии,
какой требует
евангельски-христианский закон, лишь
в конце мира может быть
мыслимо подобное примирение. Не естественным
развитием человеческих отношений, а их
чудесным перерывом, катастрофой и спасением
мира мыслится в русских религиозно-философских
инспирациях разрешение социальных противоречий
[10, с. 257].
Точка
зрения, с которой рассматривается
общественный прогресс, характеризуется
не ожиданием грядущего рая на
земле, не стремлением достичь
Таковы
основополагающие идеи, образующие суть
русского духа в его понимании
жизни и истории, права и государства.
В основе своей они представляют
не что иное, как совершенное признание
и утверждение основ
Этот
гуманистический, рационалистический,
утопический идеал есть в основе
своей отрицание самых
Информация о работе Право и общество: основные парадигмы философии права