Право и общество: основные парадигмы философии права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить основные парадигмы философии права, роль и место философии права в осмыслении правовых аспектов общественных отношений.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы проанализировать основные парадигмы философии права, подробно рассмотреть отечественную традицию философии права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Происхождение права……………………………………………5
2. Естественное и позитивное право………………………………11
3. Миф правового позитивизма…………………………………....14
4. Своеобразные элементы русской философии права………......22
Заключение………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………....30

Работа содержит 1 файл

Икон, А.В. Курсовая работа.docx

— 124.98 Кб (Скачать)

Академия управления  
при Президенте Республики Беларусь

Институт  государственной службы

Факультет управления

Кафедра философских наук и идеологической работы Государственное управление и экономика

 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа  
 

по дисциплине: Философия

    на тему: Право и общество: основные парадигмы философии права 
     
     
     

Студент

1 курс ГУЭ-2

 
__________________

(подпись)

 
      Икон А. В.    
Руководитель

старший преподаватель 

 
__________________

(подпись)

 
       Еськевич К. Р.

   


 
 
 
 

Минск 2012                                           

Содержание 

     Введение……………………………………………………………………..3

      1. Происхождение права……………………………………………5
      2. Естественное и позитивное право………………………………11
      3. Миф правового позитивизма…………………………………....14
      4. Своеобразные элементы русской философии права………......22

     Заключение………………………………………………………………….28

     Список  литературы………………………………………………………....30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  темы исследования заключается в  том, что в условиях глобальной трансформации  всего уклада общественной (в том  числе и юридической) жизни, философское  осмысление правовых процессов необходимо как никогда. Именно философско-правовой анализ позволяет выявить культурно-историческую специфику правовой системы; особенности правового мышления народа; внести смысл в достаточно хаотичный и непоследовательный процесс изменения правовой системы, задав его магистральные ориентиры; обосновать принципы, способы формулирования нравственных, справедливых правовых установлений.

     Вместе  с тем философия права сформировалась в особое направление философских  исследований. Как известно, межотраслевые исследования, находящиеся на стыке нескольких наук либо науки и философии, науки и религии, значительно обогащают затрагиваемые области знаний, позволяя привнести в них новые идеи, концепции, на базе которых впоследствии возникают теории, школы и даже новые направления в науке.

     Объектом  исследования является правовые аспекты общественных отношений.

     Предметом – философия права, ее роль и место в осмыслении правовых аспектов общественных отношений.

     Цель  курсовой работы – изучить основные парадигмы философии права, роль и место философии права в осмыслении правовых аспектов общественных отношений.

     Задачи  исследования предопределяются целью  исследования и состоят в том, чтобы проанализировать основные парадигмы философии права, подробно рассмотреть отечественную традицию философии права.

     Методы  – системный анализ, аналогия, синтез и анализ, абстрагирования.

     Теоретической основой исследования послужили  работы таких ученых в области  философии как Гегель, Хёффе, Шершеневич, Новгородцев, Нерсесянц и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Происхождение права
 

     Под проблемой происхождения права  понимают выявление источников права. В современной науке считается  доказанным, что существует три источника  права: обычай, юридический прецедент  и нормативный акт. Некоторые  авторы в качестве самостоятельного источника рассматривают и религию. В данном случае такая тонкость не имеет принципиального значения, потому что религиозные представления  без какого-либо искажения сути дела могут быть зачислены  в обычай [2, с. 197].

     Под обычаем понимают устойчивую социальную норму, принимаемую социальной группой  в рамках определенной традиции. Он определяет свойства коллективной психологии, культовые и обрядовые действия, систему воспитания, регулирует деятельность и поведение людей в обществе и личной жизни. Следование обычаю опирается  на систему воспитания, привычку, на наличие устойчивых стереотипов  поведения, ограниченных рамками данного  обычая. Обычаи выполняли роль социальных норм, способствовали формированию устойчивого  мировоззрения людей, регулировали трудовую деятельность, бытовые и  семейные отношения. В их основе часто  лежали моральные и религиозные  представления, объективировались  хозяйственные и военные навыки и знания. Обычаи способствовали нормированию укорененных в обществе правил привычного поведения. На ранних стадиях возникновения  социальных норм обычай с помощью  культовых и обрядовых действий закреплял и проводил в жизнь  мифологические воззрения, принимаемые  в данном обществе [4, с. 320].

     На  поздних стадиях первобытнообщинного  строя и особенно при переходе к государственной организации  нормы первобытных обычаев закреплялись возникающими государственными структурами, из привычных неосознаваемых регуляторов  поведения превращались в публично осознаваемые нормы права. Государственные  органы на этом этапе выполняют роль посредника между людьми и всеобщими  для них нормами права. Возникает  возможность и обозначается тенденция к обособлению и относительной самостоятельности определенных ветвей государственной власти, к возникновению аппарата, который был призван профессионально заниматься правотворческой и правоохранительной деятельностью [2, с. 199].

     Таким образом, первым источником права является обычай, закрепленный структурами власти, с возникновением государства обычай может фиксироваться в законодательных  актах. Элементы права возникают  тогда, когда начинают появляться первые, еще зачаточные институты государства. Обычай, возведенный в ранг нормы  права, составляет содержание так называемого  обычного права. Забегая несколько  вперед, отметим, что данный источник права не является только лишь далеким  историческим прошлым. Право всегда, вплоть до настоящего времени, через  обычай связано с жизнью народа [1, с. 281].

     С возникновением государства открывается  возможность сознательного и  планомерного развития социальных отношений  в интересах всего общества или  его частей. Государство действительно  выступало и сейчас часто выступает  носителем и выразителем интересов  и воли определенных социальных групп. Прогрессивное развитие права в  этом отношении идет в направлении  обеспечения максимальной свободы  каждого члена общества в рамках закона. Возникает законодательство. Важнейшим источником права в  этот период является юридический прецедент, т.е. судебное или административное решение по конкретному делу, закрепляющееся в правовых актах; прецедент в  дальнейшем становится основой для  разбирательства аналогичных дел  и имеет обязательную правовую силу. Право, возникающее из такого источника, называется прецедентным. В некоторых  современных государствах (Великобритания) прецедентное право является основным и определяет специфику законодательства данных стран. Такое право ориентировано  на прошлое, оно охватывает все аналогичные  случаи в настоящем, каждый же новый  случай подлежит специальному разбирательству  и оформлению в ранг закона, в  результате чего происходит расширение прецедентной практики [1, с. 281].

     И наконец, третьим источником права  является создание государством новых  нормативных актов. Этот источник требует  активной правотворческой деятельности, способствует теоретическому развитию права, его постоянной корреляции с  общественной жизнью. Новые нормативные  акты делают законодательство очень  подвижным, динамичным, позволяя ему  чутко реагировать на изменения, происходящие в социальных отношениях. Такое право называют статутным  или законодательным. Благодаря  ему общество получает возможность  развиваться в сторону правового  сообщества гораздо более быстрыми темпами, чем при наличии лишь обычного и прецедентного права [1, с. 282].

     Наиболее  последовательно путь развития права  был выявлен представителями исторической школы. Если мы под правом будем понимать неразделимый синтез обычного, прецедентного и законодательного права, то ответ будет одним: такое право имеет место только на уровне развитых цивилизованных государств, при этом обычное и прецедентное право с необходимостью должны считаться этапами исторического возникновения права. На первоначальных стадиях функционирования человеческого общества регулятором общественной жизни был обычай. Дифференциация обычая приводила к выделению в нем наиболее значимых моментов, относящихся к религиозной, хозяйственной и поведенческой сторонам жизни общества. Первоначальное единство власти обеспечивало законодательную, исполнительную и судебную деятельность и сосредоточивала их в одних руках. Именно властные органы возводят некоторые элементы обычая в ранг общих норм. Изначально возникает устное право, транслировавшее от поколения к поколению по законам сохранения и передачи информации с помощью языка. Развивающаяся общественная практика требует специальных институтов, которые могли бы регулировать хозяйственные, имущественные споры, брачные отношения, улаживать всевозможные конфликты, пресекать антиобщественные поступки, наказывать нарушителей законов. Постепенно возникает судебная практика. На следующей стадии возникновения права происходит установление всеобщих правовых правил, где, возможно в письменном виде, определяются и жестко регламентируются нормы, служащие элементами законодательного права. Для конкретных стран возможно было различное комбинирование трех составных частей права. Так, в частности, в Спарте использовалось обычное право, в Афинах - законодательное, а римское право представляло собой синтез обычного и законодательного права [2, с. 201].

     Право как отрасль знания, как наука  имеет теоретический и эмпирический уровни. Трудно сказать, какой из них  является определяющим. Эмпирическое применение, например, прецедентного  права может приводить к экстенсивному  расширению теории и ее интенсивному углублению за счет толкования впервые  вводимых норм. И наоборот, что является более очевидным, новые теоретические  результаты, вводимые законодательным  путем, определяют эмпирическое применение права [5, с. 451].

     Отношение между теоретическим правом и  практикой его применения выступает  основанием для нового подхода к  выделению этапов возникновения  права.  Из этих своеобразных отношений, которые существуют между познанием  и применением права, следуют  взгляды на различение определенных стадий возникновения права. Первая из этих стадий относится к практическому  приведению в действие правовых воззрений, как таковая она имеет свой непосредственный источник в нравственных представлениях народа. Вторая соответствует  разделению права и обычая вследствие формирования определенных правовых положений, в которых уже становится заметным стремление к теоретическому представлению  правовых идей. На третьей стадии, наконец, правовые положения становятся предметом  систематического научного исследования в отношении к выраженному  в них понятию права. Первая из этих стадий является поэтому стадией  естественного правового воззрения, на второй происходит кодификация, на третьей - систематизация права [5, с. 452].

     Следует обратить внимание на то, что описанный  процесс возникновения права  вскрывает его внутренние механизмы  и показывает историю права изнутри. Становление права не зависит  от возникновения государства и  классов [5, с. 452]. Привычная для многих схема исторической, временной и логической последовательности, при помощи которой объясняли возникновение и сущность государства и права, была следующей: избыточный продукт - собственность - классы - государство - право. Эта схема с неизбежностью вела к пониманию права как возведенной в закон воли господствующего класса. Но все дело в том, что рассмотренная схема не имеет всеобщего значения для всех регионов и стран мира. Тем более она не выдерживает логической проверки. Если считать, что государство в наиболее широком смысле этого слова есть система, предназначенная для обеспечения жизнедеятельности социального организма, то его можно было бы использовать и в бесклассовом обществе, что на самом деле и происходило почти повсеместно. Например, суды и правовая служба в лице вождей и жрецов возникли в бесклассовом обществе, а вершение суда и осуществление правосудия является основной функцией государства. Естественно, что возникающие классы стремились к овладению уже имеющимися государственными структурами, к подчинению себе чиновничьего аппарата, к утверждению себя через законодательные акты. Но этот процесс имел вторичный характер, когда уже имелось государство и, по крайней мере, обычное и прецедентное право [5, с. 453].

     Исходя  из выше изложенного, можно сделать  вывод о том, что возникновение  права было связано с:

Информация о работе Право и общество: основные парадигмы философии права