Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:13, лекция
1. Сознание и подсознание, мышление и язык; их роль в познавательном процессе. Социально-историческая природа познания.
Основные
виды научного понимания:
. понимание
жизненного опыта людей
. интерпретация
инокультурных символов и
. перевод
и истолкование древних
. понимание
иных форм жизни;
. понимание
культурных норм и ценностей
(понимание в социально-
. понимание
природных объектов и
Соотношение
субъективного и объективного, психологического
и логического, интуитивного и рационального
по-разному представлены на разных уровнях
и типах понимания.
“К
первому типу понимания можно
отнести то, которое возникает
в процессе языковой
Второй
тип понимания – связан с
переводом с одного языка на
другой, например, с иностранного на
родной язык, когда мы встречаемся с более
сложным процессом интерпретации.
В
этом случае приходится иметь
дело с передачей и
Трудность
заключается не столько в том, чтобы
раскрыть смысл текста, сколько найти
адекватные средства для его выражения
на родном языке.
Третий
тип понимания – относится
к интерпретации произведений
художественной литературы и
искусства, особенно имеющих
Таким
образом, понимание – это
“Впервые
как обозначение особого
Позднее
понимание было
“объяснение”.
Немецкий
ученый Шпрангер (1882-1963), ученик Дильтея,
в большинстве своих работ
рассматривал сущность
Объяснение
как философское понятие
Объяснение
предназначено для раскрытия
сущности изучаемого объекта.
В
реальной практике
Объяснение
может быть:
. атрибутивным,
когда объясняется
. субстанциальным,
когда объективная реальность
выступает в аспекте внутреннего
единства всех форм ее саморазвития, всего
многообразия явлений природы и истории,
включая человека и его сознания, поэтому
подобная форма объяснения воспринимается
как фундаментальная категория научного
познания, теоретического обобщения конкретного;
. генетическим,
когда используется способ
. контрагенетическим;
. структурным
– при данной форме объяснения
в научной теории
По
своему механизму, объяснения, делятся
на объяснения через
Объяснение
тесно связанно с описанием
– этапом научного исследования,
состоящего в фиксировании данных эксперимента
или наблюдения в помощью определенных
систем, принятых в науке.
Современный
финский философ Вригт Г.Х.
считает, что объяснение имеет
ряд форм, среди которых одна
из основных – каузальное
. предсказание;
. ретросказание.
Обосновывая
это свое деление Вригт
Ретросказательные
объяснения, т.е. пересмотр отделенного
прошлого в свете более
Важно,
применяя ретросказательное
4. Проблема истины в философии
Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т. п. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.
Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни".
От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, — зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимание им своего назначения. Примером тому может служить свидетельство нидерландского физика, создателя классической электронной теории X. А. Лоренца. Говоря в 1924 г. о развитии своей научной деятельности, приведшей к электронной теории, он, в частности, заявил, что видел в квантовом атоме неразрешимое противоречие, которое приводило его в отчаяние. "Сегодня, — признавал он, — утверждаешь прямо противоположное тому, что говорил вчера; в таком случае вообще нет критерия истины, а следовательно, вообще неизвестно, что значит наука. Я жалею, что не умер пять лет тому назад, когда этих противоречий не было (цит. по: Иоффе А. Ф. "Развитие атомистических воззрений в XX веке" // "Памяти В.И.Ленина". М.- Л., 1934. С. 454). Этот факт показывает то драматическое положение, в котором порой оказываются ученые, переживающие смену одной теории другой и сталкивающиеся с необходимостью отказа от прежних теорий, считавшихся истинными.
Проблема истины, как и проблема смены теорий, не такая уж тривиальная, как может показаться с первого взгляда. В этом можно убедиться, вспомнив атомистическую концепцию Демокрита и ее судьбу. Ее главное положение: "Все тела состоят из атомов, атомы неделимы". Является ли оно с позиций науки нашего времени истиной или заблуждением? Для квалификации ее в качестве истины как будто нет оснований: современная наука доказала делимость атомов. Ну а является ли она заблуждением? Если считать ее заблуждением, то не будет ли это субъективизмом? Как может какая-либо концепция, подтвердившая свою истинность на практике (а таковой и была атомистическая концепция Демокрита), оказаться ложной? Не придем ли мы в таком случае к признанию того, что и сегодняшние теории — социологические, биологические, физические, философские — только "сегодня" истинные, а завтра, через 10 или 100, 300 лет будут уже заблуждениями? Так чем же мы сегодня занимаемся: не заблуждениями ли, не их ли созданием, развертыванием? Не будет ли здесь произвола, волюнтаризма? Получается, что мы приходим к оправданию открытой конъюнк-турщины. Поскольку мы этого делать не хотим, постольку альтернативное утверждение — что концепция Демокрита есть заблуждение — тоже приходится отбросить. Итак, атомистическая концепция античного мира, да и атомистическая концепция XVII—XVIII вв., не истина и не заблуждение. Так что же такое истина?
* * *
Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них: "Истина — это соответствие знаний действительности"; "Истина — это опытная подтверждаемость"; "Истина — это свойство самосогласованности знаний"; "Истина — это полезность знания, его эффективность"; "Истина — это соглашение".
Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в классической концепции истины. Она называется так потому, отмечает Э. М. Чудинов, что оказывается древнейшей из всех концепций истины: именно с нее и начинается теоретическое исследование истины. Первые попытки ее исследования были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель, Л.Фейербах, Маркс; разделяют его и многие философы XX столетия.
Этой концепции придерживаются и материалисты, и идеалисты, и теологи; не отвергают ее и агностики; среди приверженцев классической концепции истины имеются и метафизики, и диалектики. Она очень солидна по своему представительству. Различия внутри нее проходят по вопросу о характере отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия.
Иногда говорят: классическое определение истины (через "соответствие", "верное" или "адекватное" отражение) тавтологично. На наш взгляд, правы те, кто считает полезными и такие определения-тавтологии, поскольку они играют роль разъяснений значений менее знакомых слов через слова, значения которых интуитивно более ясны.
Термин "адекватное" ("верное") отражение применительно к мысленным образам может быть конкретизирован через понятия изоморфизма и гомоморфизма. Д. П. Горский, И. С. Нарский и Т. И. Ойзерман отмечают, что верное отображение как мысленный образ, возникающий в результате познания объекта, есть: 1) отображение, причинно обусловленное отображаемым; 2) отображение, которое находится в отношении изоморфизма или гомоморфизма по отношению к отображаемому; 3) отображение, в котором компоненты, находящиеся в отношении изоморфизма или гомоморфизма к компонентам отображаемого, связаны с последним отношением сходства. Всякое верное отображение (как мысленный образ) находится в указанных отношениях с отображаемым и поэтому может быть охарактеризовано как истинное. Предикат "истинный" выступает, таким образом, как некоторое сокращение для описания отображений, отличающихся указанными выше свойствами. Этим оправдано традиционное определение понятия истины (См.: "Современные проблемы теории познания диалектического материализма. Т. П. Истина, познание, логика". М., 1970. С. 30-31).
Современная трактовка истины, которую разделяет, по-видимому, большинство философов, включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие "действительность" трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Во-вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность. В-третьих, познание, его результат — истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т. е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике. В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс. Эти моменты отграничивают диа-лектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.
Одно из определений объективной истины таково: истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.
Информация о работе Познавательные возможности и способности человека