Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:13, лекция
1. Сознание и подсознание, мышление и язык; их роль в познавательном процессе. Социально-историческая природа познания.
Занятие 12. Познавательные возможности и способности человека
1. Сознание и подсознание, мышление и язык; их роль в познавательном
процессе. Социально-историческая природа познания.
сознание
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Представления о нем весьма различны, зависят от разнообразия жизненного опыта людей, формирующего далеко не тождественные между собой его трактовки; понимание сознания, его сути, содержания, масштабов проявления определяется во многом культурными традициями людей, их религиозной, общественной ориентацией. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Вследствие объективной своей многосистемности сознание с большим трудом поддается общесистемному определению и любое его определение, если не отоварить специального назначения этого определения, оказывается неполным, односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение, ведущее к попыткам его заменить или дополнить.
Философская теория познания, будучи прежде всего специализированной, хотя и мировоззренческой, теорией, уступает в своем определении сознания универсализму философской онтологии. Этот универсализм, к сожалению, остается пока лишь установкой, не приведшей еще к настоящему времени к сколь-нибудь полному синтезу разных философских стратегий исследования сознания, а потому еще не давшей более или менее совершенного исходного определения сознания. Но если уж дело обстоит так в общемировоззренческом плане (здесь, в частности, еще даже не намечены пути к первичному согласованию философского и мистико-религиозного понимания сознания), то нечто подобное имеет место и в гносеологии. Задача философской теории познания кажется менее трудной, ибо она фокусирует свое внимание только на знании, к тому же — на истинностном знании, формах его бытия и способах достижения; иначе говоря, ее объектом выступает лишь одна сторона сознания.
Среди философско-гносеологических концепций сознания, разработанных в последние два десятилетия в нашей стране, и обладающих в перспективе значительным потенциалом для осуществления синтеза разных философских, и даже разных мировоззренческих, направлений исследований сознания выделяются две концепции: А. Г. Спиркина ("Сознание и самосознание". М., 1972) и A.B. Иванова ("Сознание и мышление". М., 1994). В трудах этих философов наиболее адекватно, на наш взгляд, охарактеризованы сущность и структура сознания (повторяем — в плане философской гносеологии).
Под сознанием, по А. Г. Спиркину, имеется в виду способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. Именно в субъективном мире сознания осуществляется воспроизведение объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей практической деятельности, ее планирование, акт выбора и целепола-гание. Под сознанием понимается не просто психическое отражение, а высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Оно представляет собой такую функцию человеческого мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном и осуществляющемся в речевой (или вообще в символической) форме активном отражении и конструктивно-творческой переделке внешнего мира, в связывании вновь поступающих впечатлений с прежним опытом, в выделении человеком себя из окружающей среды и противопоставлении себя ей как субъекта объекту. Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности — в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий и предусмотрений их личных и социальных последствий, в способности личности отдавать себе отчет как в том, что происходит в окружающем материальном мире, так и в своем собственном мире духовном. Таким образом, сознание — не просто образ, а идеальная (психическая) форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности. Из отмеченных А Г. Спиркиным характерных признаков сознания вытекает следующее определение сознания: "Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека'
Подсознание:
Подсознание – это психические процессы, которые человек не может сознательно воспринять. Однако очень часто хранящиеся в подсознании воспоминания или представления влияют на осознанные реакции и действия человека.
Формы подсознания:
Объем хранимой в подсознании информации огромен. Психологи всю информацию в зависимости от происхождения подразделяют на индивидуальную (личную), коллективную и семейную.
Индивидуальное подсознание человека:
Индивидуальное подсознание человека может быть определено как совокупность личной вытесненной информации. Из глубинных слоев подсознания всплывают определенные события (чаще из раннего детства). Они остаются не выявленными, и обычно человек их не может вспомнить (таким образом, само сознание не способно их восстановить). Индивидуальное подсознание особенно важно для обнаружения причин фобий, психосоматических заболеваний или повышенной раздражительности.
Коллективное подсознание:
Подсознание оказывает значительное влияние на сознание человека, его мысли и чувства.
Чем глубже
мы проникаем в подсознание, тем
больше обнаруживаем материала, общего
для многих индивидуумов. Это знания,
общие для всех представителей нашей
культуры, а также опыт, коллективно
усвоенный всеми представителями западного
мира. Для этих более глубоких уровней
придуман удачный термин «коллективное
подсознание». Коллективное подсознание
- общие для большинства поколений реакции.
Например, на смерть реагируют глубокой
скорбью, на рождение – радостью, а обычной
реакцией на опасность может быть агрессия
или побег. Все эти реакции не являются
наследственными инстинктами – они передаются
из поколения в поколение. Смелые воины
и злые ведьмы в религиях и мифах почти
всех народов мира существуют различные
персонажи, которым отводится особая символическая
роль. Например, смелые воины, злые ведьмы,
матери и др. Такие архетипы – это часть
коллективного подсознания.
Семейное подсознание:
Семейное подсознание основано на осознании себя как представителя не только вида, но и как потомка своих прямых предков и продолжателя своих родовых корней. Это неосознанные желания, надежды или система ценностей, которые человек, сам того не осознавая, перенимает от родителей в период своего общественного развития. Например, такие установки, как «Родителей необходимо слушать», «Человек должен посадить дерево, построить дом, вырастить детей». Это лишь несколько положений, которые могут храниться в семейном подсознании.
Проявление подсознания:
Подсознание постоянно оказывает влияние на сознание, посылая сигналы, но человек этого не осознает. Людей часто удивляют сны, внезапно возникающие мысли, желания или содержание фантазий. Поэтому довольно часто действия человека с точки зрения «здравого смысла» не мотивированы. Однако если мысли вызывают страх, то человек всеми силами пытается избавиться от них, загоняя назад в глубины подсознания.
Можно ли познать подсознание?
Усилиями своей воли человек способен активировать определенную часть своего подсознания. Например, если желает вспомнить давно забытые события. Однако существуют вещи, которые человек не может вспомнить. Они так глубоко спрятаны в глубинах подсознании, что восстановить их в памяти самостоятельно не представляется возможным. В таких случаях может помочь психоанализ. Для психоанализа важны сны, переживания, представления и мысли человека. Если сеансы психоанализа проводят систематично и в течение продолжительного времени, то человек, постепенно углубляясь в свое подсознание, начинает лучше понимать настоящие мотивы своего поведения и причины своих страхов.
Подсознание и бессознательное:
Хотя
в психологии они трактуются по-разному,
эти понятия часто
-- Язык
- система словесного выражения
мыслей. Но возникает вопрос, может
ли человек мыслить не
Большинство
исследователей полагают, что мышление
может существовать только на базе
языка и фактически отождествляют язык
и мышление.
Еще древние
греки использовали слово «logos»
для обозначения слова, речи, разговорного
языка и одновременно для обозначения
разума, мысли. Разделять понятия
языка и мысли они стали
значительно позднее.
Вильгельм
Гумбольдт, великий немецкий лингвист,
основоположник общего языкознания
как науки, считал язык формирующим
органом мысли. Развивая этот тезис,
он говорил, что язык народа - его
дух, дух народа - это его язык.
Другой
немецкий лингвист Август Шлейхер считал,
что мышление и язык столь же тождественны,
как содержание и форма.
Филолог
Макс Мюллер высказывал эту мысль
в крайней форме: «Как мы знаем, что
небо существует и что оно голубое?
Знали бы мы небо, если бы не было для
него названия?… Язык и мышление
два названия одной и той же вещи».
Фердинанд
де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский
лингвист, в поддержку тесного
единства языка и мышления приводил
образное сравнение: «язык - лист бумаги,
мысль - его лицевая сторона, а
звук оборотная. Нельзя разрезать лицевую
сторону, не разрезав оборотную. Так и
в языке нельзя отделить ни мысль от звука,
ни звук от мысли. Этого можно достичь
лишь путем абстракции».
И, наконец,
американский лингвист Леонард Блумфилд
утверждал, что мышление - это говорение
с самим собой.
Однако многие ученые придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения. Норберт Винер, Альберт Эйнштейн, Фрэнсис Гальтон и другие ученые признаются, что используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова.
С другой
стороны многим удается скрывать
скудость своих мыслей за обилием
слов.
«Бессодержательную речь всегда легко в слова облечь». (Гёте)
Творить
без помощи словесного языка могут
многие творческие люди - композиторы,
художники, актеры. Например, композитор
Ю.А. Шапорин утратил способность
говорить и понимать, но мог сочинять
музыку, то есть, продолжал мыслить. У него
сохранился конструктивный, образный
тип мышления.
Русско-американский
лингвист Роман Осипович Якобсон
объясняет эти факты тем, что
знаки - необходимая поддержка для
мысли, но внутренняя мысль, особенно когда
это мысль творческая, охотно использует
другие системы знаков (неречевые), более
гибкие, среди которых встречаются условные
общепринятые и индивидуальные (как постоянные,
так и эпизодические).
Некоторые
исследователи (Д. Миллер, Ю. Галантер,
К. Прибрам) считают, что у нас
есть очень отчетливое предвосхищение
того, что мы собираемся сказать, у нас
есть план предложения, и когда мы формулируем
его, мы имеем относительно ясное представление
о том, что мы собираемся сказать. Это значит,
что план предложения осуществляется
не на базе слов. Фрагментарность и свернутость
редуцированной речи - следствие преобладания
в этот момент в мышлении несловесных
форм.
Таким образом, обе противоположные точки зрения имеют под собой достаточные основания. Истина, скорее всего, лежит посередине, т.е. в основном, мышление и словесный язык тесно связаны. Но в ряде случаев и в некоторых сферах мышление не нуждается в словах.
2. познание как активное отражение действительности. Диалектика познавательного процесса: чувственное и рациональное, интуитивное и дискурсивное. Знание и вера, знание и практика. Творчество.
Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире, называется познанием. Непосредственные функции научного познания - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, и это позволяет управлять поведением изучаемых объектов и создавать системы с заранее заданным поведением. Описание заключается в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью систем обозначения, принятых в науке. В процессе объяснения происходит раскрытие сути изучаемого объекта через постижение закона, которому подчиняется данный объект. Научное предвидение — это определение и описание на основе научных законов явлений природы и общества, которые не известны в данный момент, но могут возникнуть или быть изучены в будущем. Важнейшей формой научного предвидения является прогнозирование - выработка суждений о состоянии какого-либо объекта или явления в будущем (например, прогноз погоды). Это вероятностное суждение о будущем строится на основе специальных научных исследований и возможно благодаря тому, что мир един, а деление на наблюдаемый и ненаблюдаемый, на изученный и неизученный мир происходит в процессе мышления.
Информация о работе Познавательные возможности и способности человека