Познавательные возможности и способности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:13, лекция

Описание работы

1. Сознание и подсознание, мышление и язык; их роль в познавательном процессе. Социально-историческая природа познания.

Работа содержит 1 файл

Занятие 12 философия.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Интуитивное – особая форма логического.  

Интуитивное и дискурсивно-логическое – различные  диалектически противоречивые формы (стороны, моменты) единого процесса познания.  

Первое  из названных направлений в весьма четкой форме представлено в интуитивизме.  

Достаточно  распространенным в настоящее время является второе направление, в защиту которого, как правило, выступают логики, хотя подобная точка зрения распространена и среди философов, считающих, что задача исследования проблемы как раз и состоит в том, чтобы снять мистический и иррациональный налет с интуиции и подвести ее под систему логико-дискурсивного мышления.

знание  и вера

Существует  три типических решения вопроса  о взаимоотношении знания и веры, и, как увидим ниже, решения эти, несмотря на различия, сходятся в том, что  одинаково признают коренную противоположность знания и веры, не ищут общей подпочвы в глубине. И потому типические решения эти предлагают выбирать между знанием и верой и неизбежно выбирают или знание, или веру, или известную пропорцию знания и известную пропорцию веры, взаимно друг друга ограничивающие. Три решения я бы формулировал так: 1) верховенство знания и отрицание веры, 2) верховенство веры и отрицание знания, 3) дуализм знания и веры. Первое решение долгое время господствовало и считалось самым передовым. Отщепленной от народного целого интеллигенции всего мира поверилось, что она окончательно вступила в третий фазис развития, окончательно освободилась от пережитков прошлого, что знанием для нее исчерпывается восприятие мира и сознательное отношение к миру, что все человечество тогда лишь станет на высоту самосознания, когда вырвет из своей души семя веры и отдастся гордому, самодержавному, всесильному знанию. Воинствующий рационализм так характерен для второй половины XIX века, хотя позитивный дух этого века значительно отличается от просветительного духа века XVIII.

перь  обратимся к философскому анализу  природы знания и веры. В разных формах распространенное учение о противоположности  знания и веры, противоположности, понятой  внешне и не осмысленной, требует пересмотра. По классическому и вечному определению веры, одинаково ценному и в религиозном, и в научном отношении, вера есть обличение вещей невидимых. В противоположность этому знание может быть определено как обличение вещей видимых. Само собою разумеется, что слово «видимый» и «невидимый» нужно понимать всеобъемлюще, не в смысле зрительного восприятия и не в смысле внешнего восприятия, а в смысле принудительной данности или отсутствия принудительной данности. Видимые, т.е. принудительно данные вещи – область знания, невидимые, т.е. не данные принудительно вещи, вещи, которые должно еще стяжать, – область веры. Современность признает лишь область видимых вещей, лишь принудительное принимает, невидимые же вещи в лучшем случае признает лишь как символы внутреннего состояния человека. Вот почему современность так притязательно и деспотически требует доказательной веры, т.е. принудительной, т.е. направленной на видимые вещи. Замкнувшись в царстве видимых вещей, рациональная современность отрицает веру и делает вид, что не нуждается в ней. Но посмотрим еще, на чем покоится эта уверенность в видимых вещах и твердость знания о них. Не потому ли так сильна эта уверенность, что уверовали в них? 

Вникая  в природу знания и веры, мы прежде всего должны констатировать огромное психологическое различие между этими двумя состояниями. Психологическая противоположность знания и веры бросается в глаза даже человеку, не склонному к философскому анализу. Знание – принудительно, вера – свободна. Всякий акт знания, начиная с элементарного восприятия и кончая самыми сложными его плодами, заключает в себе принудительность, обязательность, невозможность уклониться, исключает свободу выбора. Воспринимаемая мною чернильница принудительно мне дана, как и связь частей суждения; она меня насилует, как и весь мир видимых вещей; я не свободен принять ее или не принять. Через знание мир видимых вещей насильственно в меня входит. Доказательство, которым так гордится знание, всегда есть насилие, принуждение. То, что мне доказано, то уже неотвратимо для меня

3.      Субъект-объектная парадигма познавательного процесса. Объяснение и понимание.

Для того чтобы понять сущность процессов  познания еще с одной стороны, необходимо более подробно, чем это  мы делали раньше, рассмотреть понятия  субъекта и объекта. 

Исходным  в анализе сущности познания как  отражения (субъективного образа объективной  действительности) является понимание  обусловленности субъекта, его сознания объективными отношениями, а также  творческой активностью человека. В  процессе активного взаимодействия субъекта с объектом формируются познавательные проблемы, структура научного исследования, знание реализуется в сфере практики, развивается сам человек. 

Для того чтобы акцентировать в языке  репродуктивно-творческую, активную сторону сознания, в науке создано понятие "субъект".  

Субъект – это человек, социальная группа или общество в целом, активно  осуществляющие процесс познания и  преобразования действительности. Субъект  познания – сложная система, в  качестве своих компонентов включающая группы людей, отдельных личностей, занятых в различных сферах духовного и материального производства. Процесс познания предполагает не только взаимодействие человека с миром, но и обмен деятельностью между различными сферами как духовного, так и материального производства. 

То, на что направлена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта, называется объектом. Объект познания в широком смысле слова – весь мир. Признание объективности  мира и его отражения в сознании человека – важнейшее условие  научного понимания человеческого познания. Но объект существует лишь в том случае, если есть субъект, целенаправленно, активно и творчески с ним взаимодействующий. Абсолютизация относительной самостоятельности субъекта, отрыв его от понятия "объект" ведут в познавательный тупик, поскольку процесс познания в этом случае теряет связи с окружающим миром, с реальностью. Понятия "объект и субъект" позволяют определить познание как процесс, характер которого зависит одновременно и от особенностей объекта, и от специфики субъекта. Содержание познания в первую очередь зависит от характера объекта. Но познавательная деятельность всегда осуществляется через посредство индивидуального сознания, которое специфическим образом отражает действительность. Например, как мы уже отмечали, большой камень на берегу реки может стать объектом внимания (познания) разных людей: художник увидит в нем центр композиции для пейзажа; инженер-дорожник – материал для будущего дорожного покрытия; геолог – минерал; а усталый путник – место отдыха. Вместе с тем, невзирая на субъективные различия в восприятии камня, зависящие от жизненно-профессионального опыта и целей каждого из людей, все они будут видеть в камне именно камень. Кроме того, каждый из субъектов познания будет осуществлять взаимодействие с объектом (камнем) по-разному: путник скорее физически (попробует на ощупь: гладкий ли, теплый ли ит. п.); геолог – скорее теоретически (охарактеризует цвет и выявит строение кристаллов, попробует определить удельный вес и т. д.). 

Существенная  особенность взаимодействия субъекта и объекта заключается в том, что в основе оно материальное, предметно-практическое отношение. Не только объект, но и субъект обладает предметным бытием. Но человек не обычное предметное явление. Взаимодействие субъекта с миром не ограничивается механическими, физическими, химическими и даже биологическими закономерностями. Специфическими закономерностями, определяющими содержание этого взаимодействия, являются социальные и психологические закономерности. Социальные отношения людей, опосредуя ("опредмечивая") взаимодействия субъекта и объекта, определяют конкретно-исторический смысл этого процесса. Изменение смысла и значения познания возможно в силу исторического изменения психологических установок и базы наличных знаний человека, находящегося в гносеологических отношениях с действительностью. 

В процессе гносеологических отношений происходит "перенос" мышлением особенностей объекта в сознание субъекта в  виде установления некоторого структурного соответствия между знаниями, целями и способами деятельности субъекта и объектом. Принцип структурного соответствия является общим для всех форм отражения на всех уровнях существования материи, но в социальной практике он действует особым образом. В обществе соответствие между объектом и субъектом может достигаться как на "физическом" (биологическом, химическом и пр.), так и на теоретическом уровнях. 

"Теоретическое"  познание отличается от "физического" (практического) прежде всего  тем, что в его процессе объект  воспринимается не только ощущениями или их комплексом, но и производится соотнесение ощущений с понятиями (знаками, символами), которыми в обществе принято оценивать данные ощущения во всем их известном многообразии и глубине. Но различаются не только субъекты познания, вносящие в процессе взаимодействия с объектом в зависимости от уровня культуры, социальной принадлежности, сиюминутных и долгосрочных целей и др. в его отображение собственные корректировки. Весьма существенно различаются по качеству своего влияния на процесс познания и объекты.

Все объекты  доступной мышлению (познанию) действительности можно разделить на три большие  группы:  

1) принадлежащие  миру природы,  

2) принадлежащие  обществу, 

3) относящиеся  к самому феномену сознания.  

И природа, и общество, и сознание – качественно различные объекты познания. Чем сложнее структурно-функциональные взаимозависимости системы, тем более сложным образом реагирует она на внешние воздействия, тем активнее отражает она в своих структурно-функциональных характеристиках взаимодействия. При этом высокий уровень отражения, как правило, связан с большой самостоятельностью ("самоорганизацией") воспринимающей системы и многовариантностью ее поведения. 

Собственно  природные процессы протекают на основе естественных закономерностей, и, по своей сути, не зависят от человека. Природа была первопричиной сознания, и природные объекты, вне зависимости от уровня их сложности, лишь в минимальной степени способны оказывать обратное влияние на результаты познания, хотя могут быть познаны с различной степенью соответствия своей сущности. В отличие от природы, общество, даже становясь объектом познания, одновременно является и его субъектом, поэтому результаты познания общества гораздо чаще бывают относительными. Общество не просто активнее природных объектов, оно само способно к творчеству настолько, что развивается быстрее окружающей среды и потому требует иных средств (методов) познания, нежели природа. (Разумеется, проводимое различение не абсолютно: познавая природу, человек может познавать и собственное субъективное отношение к природе, но подобные случаи находятся пока вне обсуждения. Пока следует запомнить, что человек способен познавать не только объект, но и свое отражение в объекте). 

Особой  реальностью, выступающей в качестве объекта познания, является духовная жизнь общества в целом и человека в отдельности, т. е. – сознание. В случае постановки проблемы исследования их сущности процесс познания проявляется в основном в виде самопознания (рефлексии). Это – наиболее сложная и наименее исследованная область познания, поскольку мышлению в данном случае приходится прямо взаимодействовать с творчески непредсказуемыми и неустойчивыми процессами, протекающими к тому же с очень высокой скоростью ("скоростью мысли"). Не случайно научное познание к настоящему времени добилось наибольших успехов в познании природы, а наименьших – в исследовании сознания и связанных с ним процессов. 

Сознание  как объект познания выступает прежде всего в знаковой форме. Объекты  природы и общества, хотя бы на чувственном  уровне, практически всегда могут быть представлены и в знаковой, и в образной форме: слово "кошка" может быть неизвестно человеку, не владеющему русским языком, тогда как изображение кошки будет правильно понято не только иностранцем, но, при определенных условиях, даже животным. "Изобразить" мышление, мысль – невозможно. 

Образ невозможно создать без предмета. Знак от предмета относительно независим. Ввиду независимости формы знака  от формы предмета, который этот знак обозначает, связи между предметом  и знаком всегда в большей степени произвольны и многообразны, чем между предметом и образом. Мышление, произвольно создающее знаки разного уровня абстрагирования, формирующее то новое, что не может быть "изображено" для других в форме, доступной для сопонимания, требует особых познавательных средств для изучения.  

Добиться  сопонимания относительно легко  в познании объектов природы: и грозу, и зиму, и камень все понимают относительно одинаково. Между тем, чем "субъектнее" (субъективнее по своей природе) объект познания, тем больше разночтений в его интерпретации: одну и ту же лекцию (книгу) все слушатели и/или читатели воспринимают с тем большим количеством существенных расхождений, чем в большей степени мысль автора касается субъектных объектов!  

Именно  субъект-объектная сторона процессов познания чрезвычайно обостряет проблему истинности результатов познания, заставляя сомневаться в достоверности даже очевидных истин, которые на практике далеко не всегда проходят испытание временем.

1.Понимание  и объяснение как философские понятия 

1.1.Общая  характеристика понимания и объяснения 

 Общепринятое  долгие годы представление философского  смысла понятия

 “понимание”  следующее: “Понимание – универсальная  форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового  содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности” (10, стр.493) 

 Понимание  – личностный процесс, связанный  с особенностями психики, нервной  системы, духовного развития и  т.п., одновременно оно связанно  с его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого общения. 

 Исходные, донаучные виды понимания: 

. освоение  и понимание языка; 

. понимание  других людей, - в сопереживании,  диалоге; 

. понимание  социальных знаков, норм; 

. понимание  в субъективной интерпретации знаний и опыта. 

Информация о работе Познавательные возможности и способности человека