Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:13, лекция
1. Сознание и подсознание, мышление и язык; их роль в познавательном процессе. Социально-историческая природа познания.
Интуитивное
– особая форма логического.
Интуитивное
и дискурсивно-логическое – различные
диалектически противоречивые формы
(стороны, моменты) единого процесса
познания.
Первое
из названных направлений в весьма
четкой форме представлено в интуитивизме.
Достаточно распространенным в настоящее время является второе направление, в защиту которого, как правило, выступают логики, хотя подобная точка зрения распространена и среди философов, считающих, что задача исследования проблемы как раз и состоит в том, чтобы снять мистический и иррациональный налет с интуиции и подвести ее под систему логико-дискурсивного мышления.
знание и вера
Существует три типических решения вопроса о взаимоотношении знания и веры, и, как увидим ниже, решения эти, несмотря на различия, сходятся в том, что одинаково признают коренную противоположность знания и веры, не ищут общей подпочвы в глубине. И потому типические решения эти предлагают выбирать между знанием и верой и неизбежно выбирают или знание, или веру, или известную пропорцию знания и известную пропорцию веры, взаимно друг друга ограничивающие. Три решения я бы формулировал так: 1) верховенство знания и отрицание веры, 2) верховенство веры и отрицание знания, 3) дуализм знания и веры. Первое решение долгое время господствовало и считалось самым передовым. Отщепленной от народного целого интеллигенции всего мира поверилось, что она окончательно вступила в третий фазис развития, окончательно освободилась от пережитков прошлого, что знанием для нее исчерпывается восприятие мира и сознательное отношение к миру, что все человечество тогда лишь станет на высоту самосознания, когда вырвет из своей души семя веры и отдастся гордому, самодержавному, всесильному знанию. Воинствующий рационализм так характерен для второй половины XIX века, хотя позитивный дух этого века значительно отличается от просветительного духа века XVIII.
перь
обратимся к философскому анализу
природы знания и веры. В разных
формах распространенное учение о противоположности
знания и веры, противоположности, понятой
внешне и не осмысленной, требует пересмотра.
По классическому и вечному определению
веры, одинаково ценному и в религиозном,
и в научном отношении, вера есть обличение
вещей невидимых. В противоположность
этому знание может быть определено как
обличение вещей видимых. Само собою разумеется,
что слово «видимый» и «невидимый» нужно
понимать всеобъемлюще, не в смысле зрительного
восприятия и не в смысле внешнего восприятия,
а в смысле принудительной данности или
отсутствия принудительной данности.
Видимые, т.е. принудительно данные вещи
– область знания, невидимые, т.е. не данные
принудительно вещи, вещи, которые должно
еще стяжать, – область веры. Современность
признает лишь область видимых вещей,
лишь принудительное принимает, невидимые
же вещи в лучшем случае признает лишь
как символы внутреннего состояния человека.
Вот почему современность так притязательно
и деспотически требует доказательной
веры, т.е. принудительной, т.е. направленной
на видимые вещи. Замкнувшись в царстве
видимых вещей, рациональная современность
отрицает веру и делает вид, что не нуждается
в ней. Но посмотрим еще, на чем покоится
эта уверенность в видимых вещах и твердость
знания о них. Не потому ли так сильна эта
уверенность, что уверовали в них?
Вникая в природу знания и веры, мы прежде всего должны констатировать огромное психологическое различие между этими двумя состояниями. Психологическая противоположность знания и веры бросается в глаза даже человеку, не склонному к философскому анализу. Знание – принудительно, вера – свободна. Всякий акт знания, начиная с элементарного восприятия и кончая самыми сложными его плодами, заключает в себе принудительность, обязательность, невозможность уклониться, исключает свободу выбора. Воспринимаемая мною чернильница принудительно мне дана, как и связь частей суждения; она меня насилует, как и весь мир видимых вещей; я не свободен принять ее или не принять. Через знание мир видимых вещей насильственно в меня входит. Доказательство, которым так гордится знание, всегда есть насилие, принуждение. То, что мне доказано, то уже неотвратимо для меня
3. Субъект-объектная парадигма познавательного процесса. Объяснение и понимание.
Для того
чтобы понять сущность процессов
познания еще с одной стороны,
необходимо более подробно, чем это
мы делали раньше, рассмотреть понятия
субъекта и объекта.
Исходным
в анализе сущности познания как
отражения (субъективного образа объективной
действительности) является понимание
обусловленности субъекта, его сознания
объективными отношениями, а также
творческой активностью человека. В
процессе активного взаимодействия субъекта
с объектом формируются познавательные
проблемы, структура научного исследования,
знание реализуется в сфере практики,
развивается сам человек.
Для того
чтобы акцентировать в языке
репродуктивно-творческую, активную сторону
сознания, в науке создано понятие "субъект".
Субъект
– это человек, социальная группа
или общество в целом, активно
осуществляющие процесс познания и
преобразования действительности. Субъект
познания – сложная система, в
качестве своих компонентов включающая
группы людей, отдельных личностей, занятых
в различных сферах духовного и материального
производства. Процесс познания предполагает
не только взаимодействие человека с миром,
но и обмен деятельностью между различными
сферами как духовного, так и материального
производства.
То, на
что направлена познавательно-
Существенная
особенность взаимодействия субъекта
и объекта заключается в том, что в основе
оно материальное, предметно-практическое
отношение. Не только объект, но и субъект
обладает предметным бытием. Но человек
не обычное предметное явление. Взаимодействие
субъекта с миром не ограничивается механическими,
физическими, химическими и даже биологическими
закономерностями. Специфическими закономерностями,
определяющими содержание этого взаимодействия,
являются социальные и психологические
закономерности. Социальные отношения
людей, опосредуя ("опредмечивая")
взаимодействия субъекта и объекта, определяют
конкретно-исторический смысл этого процесса.
Изменение смысла и значения познания
возможно в силу исторического изменения
психологических установок и базы наличных
знаний человека, находящегося в гносеологических
отношениях с действительностью.
В процессе
гносеологических отношений происходит
"перенос" мышлением особенностей
объекта в сознание субъекта в
виде установления некоторого структурного
соответствия между знаниями, целями
и способами деятельности субъекта
и объектом. Принцип структурного соответствия
является общим для всех форм отражения
на всех уровнях существования материи,
но в социальной практике он действует
особым образом. В обществе соответствие
между объектом и субъектом может достигаться
как на "физическом" (биологическом,
химическом и пр.), так и на теоретическом
уровнях.
"Теоретическое"
познание отличается от "физического"
(практического) прежде всего
тем, что в его процессе
Все объекты
доступной мышлению (познанию) действительности
можно разделить на три большие
группы:
1) принадлежащие
миру природы,
2) принадлежащие
обществу,
3) относящиеся
к самому феномену сознания.
И природа,
и общество, и сознание – качественно
различные объекты познания. Чем сложнее
структурно-функциональные взаимозависимости
системы, тем более сложным образом реагирует
она на внешние воздействия, тем активнее
отражает она в своих структурно-функциональных
характеристиках взаимодействия. При
этом высокий уровень отражения, как правило,
связан с большой самостоятельностью
("самоорганизацией") воспринимающей
системы и многовариантностью ее поведения.
Собственно
природные процессы протекают на
основе естественных закономерностей,
и, по своей сути, не зависят от человека.
Природа была первопричиной сознания,
и природные объекты, вне зависимости
от уровня их сложности, лишь в минимальной
степени способны оказывать обратное
влияние на результаты познания, хотя
могут быть познаны с различной степенью
соответствия своей сущности. В отличие
от природы, общество, даже становясь объектом
познания, одновременно является и его
субъектом, поэтому результаты познания
общества гораздо чаще бывают относительными.
Общество не просто активнее природных
объектов, оно само способно к творчеству
настолько, что развивается быстрее окружающей
среды и потому требует иных средств (методов)
познания, нежели природа. (Разумеется,
проводимое различение не абсолютно: познавая
природу, человек может познавать и собственное
субъективное отношение к природе, но
подобные случаи находятся пока вне обсуждения.
Пока следует запомнить, что человек способен
познавать не только объект, но и свое
отражение в объекте).
Особой
реальностью, выступающей в качестве
объекта познания, является духовная
жизнь общества в целом и человека в отдельности,
т. е. – сознание. В случае постановки проблемы
исследования их сущности процесс познания
проявляется в основном в виде самопознания
(рефлексии). Это – наиболее сложная и
наименее исследованная область познания,
поскольку мышлению в данном случае приходится
прямо взаимодействовать с творчески
непредсказуемыми и неустойчивыми процессами,
протекающими к тому же с очень высокой
скоростью ("скоростью мысли"). Не
случайно научное познание к настоящему
времени добилось наибольших успехов
в познании природы, а наименьших – в исследовании
сознания и связанных с ним процессов.
Сознание
как объект познания выступает прежде
всего в знаковой форме. Объекты
природы и общества, хотя бы на чувственном
уровне, практически всегда могут быть
представлены и в знаковой, и в образной
форме: слово "кошка" может быть неизвестно
человеку, не владеющему русским языком,
тогда как изображение кошки будет правильно
понято не только иностранцем, но, при
определенных условиях, даже животным.
"Изобразить" мышление, мысль – невозможно.
Образ
невозможно создать без предмета.
Знак от предмета относительно независим.
Ввиду независимости формы
Добиться
сопонимания относительно легко
в познании объектов природы: и грозу,
и зиму, и камень все понимают
относительно одинаково. Между тем,
чем "субъектнее" (субъективнее по
своей природе) объект познания, тем
больше разночтений в его интерпретации:
одну и ту же лекцию (книгу) все слушатели
и/или читатели воспринимают с тем большим
количеством существенных расхождений,
чем в большей степени мысль автора касается
субъектных объектов!
Именно субъект-объектная сторона процессов познания чрезвычайно обостряет проблему истинности результатов познания, заставляя сомневаться в достоверности даже очевидных истин, которые на практике далеко не всегда проходят испытание временем.
1.Понимание
и объяснение как философские
понятия
1.1.Общая
характеристика понимания и
Общепринятое
долгие годы представление
“понимание”
следующее: “Понимание –
Понимание
– личностный процесс,
Исходные,
донаучные виды понимания:
. освоение
и понимание языка;
. понимание
других людей, - в сопереживании,
диалоге;
. понимание
социальных знаков, норм;
. понимание
в субъективной интерпретации знаний
и опыта.
Информация о работе Познавательные возможности и способности человека