Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:13, лекция
1. Сознание и подсознание, мышление и язык; их роль в познавательном процессе. Социально-историческая природа познания.
С
возрастанием роли науки в
жизни общества научное
Одна из конечных целей научного познания - быть воплощенным на практике, т.е. в целенаправленной деятельности людей по освоению и преобразованию действительности. Часто эта деятельность связана с развитием техники - совокупности искусственных органов, средств (прежде всего орудий труда), предназначенных для усиления и расширения возможностей человека по преобразованию природы и использования в этом процессе ее сил и закономерностей. Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности трудовых усилий человека, освобождение его от работы в опасных условиях, улучшение его жизни в целом.
Познание действительности происходит в трех основных формах - чувственной, рациональной и иррациональной. Чувственное познание включает ощущение, восприятие и представление - помощью ощущений в сознании человека происходит отражение отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей. Восприятие отвечает за отражение в сознании человека внешних предметов и ориентации в окружающем мире. Представления - возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал.
Рациональные формы познания можно свести к понятиям, суждениям и умозаключениям. Понятия — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Формы мышления, в которых человек выражает вещь в ее связях и отношениях, называются суждением. Под умозаключением понимается такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Среди иррациональных форм познания особое значение для науки имеет интуиция - постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Иными словами, интуиция может быть определена как субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного «озарения» или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.
Еще
на заре истории человечества
существовало обыденно-
Мифология
- основа художественно-образной
формы познания, которая в дальнейшем
получила развитое выражение
в искусстве, хотя оно не
решает познавательные задачи, но
содержит в себе достаточно
мощный познавательный
Диалектика
чувственного и рационального
познания
Познание
человеком мира представляет собой
сложный процесс, и переход от
чувств к разуму как в историческом
процессе, так и в любом познавательном
акте не может быть понят вне диалектики.
Это означает, во-первых, признание
перерыва постепенности, качественного
скачка при переходе от ощущения к мысли
не только в процессе становления человеческого
общества на основе трудовой деятельности,
но и в любом отдельном акте познания;
во-вторых, это означает единство чувств
и разума как противоположностей единого
целого – человеческого познания, которые
не только не существуют друг без друга,
но и взаимопроникают друг в друга.
Если
чувственное познание выступает
как знание непосредственное, то знание
в форме понятий, знание логическое
является опосредованным, ибо, как доказал
еще И. Кант, иначе, как через посредство
чувств, разум с вещами соприкасаться
не может. В результате "опосредования"
происходит "выделение" общего из
чувственных восприятий (из единичного).
Основной формой рационального познания
является понятие, которое есть результат
двух диалектически связанных операций:
выделения общего в ряду сходных по тому
или иному признаку объектов и отъединения,
абстрагирования от других признаков,
то есть понятия одновременно являются
общими и абстрактными, будучи в то же
время и существенными. Таким образом,
понятие берет общее и существенное, то,
что обеспечивает его бытие как определенную
данность.
На основе
понятий формируются более
Так как
абстрактное мышление отстоит дальше
от действительного мира, чем чувственное
познание, то оно содержит в себе в большей
степени возможность отлета от действительности.
Но, с другой стороны, благодаря тому, что
мышление дает знание общего о вещах и
процессах, оно позволяет гораздо глубже
познать мир, сущность вещей его составляющих,
законы его развития. Однако, при рассмотрении
диалектики чувственного и рационального
важно иметь в виду и другое: творческие
моменты в чувственном познании.
Все аспекты
взаимосвязи чувственного и рационального
в познании могут быть поняты как следствие
их взаимопроникновения, сплетения, взаимодействия
на базе практической деятельности. В
практике мыслительный и чувственно-предметный
моменты слиты, поскольку она одновременно
есть предметная, чувственная и духовная
деятельность.
Чем глубже
постигаются разумом вещи, тем
тоньше становится способность их восприятия.
Отличие человеческого
Мышление,
включаясь в практику, ставя цель
для действия, получает чувственные
данные в процессе осуществления
цели и реагирует на них по принципу
обратной связи самым непосредственным
образом. Без человеческих эмоций не
может быть искания истины. Это очевидно.
Но обращение к практике, опосредованное
представлением, воображением, фантазией,
волей абсолютно необходимо и в процессе
абстрактного мышления, когда оно демонстрирует,
казалось бы, свою абсолютную самостоятельность,
притом на обоих путях, по которым движется
познание.
Первый
путь – это путь от конкретного
к абстрактному, от данного в практике
конкретно-чувственного материала
к общим, абстрактным понятиям. Чтобы
дать правильное, соответствующее
Система
понятий, отражающих объективную действительность
и обобщающих чувственное восприятие,
создается по мере исторического
развития человечества, и каждый человек,
придя в эту жизнь, приобщается
к уже имеющимся понятиям. Овладев
понятиями, пропустив через собственный
опыт, человек приспосабливается к миру
и получает основу для включения себя
в процесс познания, расширения его, создания
новых понятий.
На втором
пути познавательной деятельности, на
пути от абстрактного к конкретному,
мышление пользуется имеющимися в его
распоряжении общими понятиями, чтобы
воссоздать в разуме определенное явление
мира во всей его конкретности и полноте.
Создаваемую мышлением конкретную картину
того или иного явления не следует смешивать
с чувственно-конкретным. В чувственно-конкретном
отдельное слито с общим, в то время как
здесь отдельное уже выступает как результат
знания общего, как сочетание многочисленных
понятий. И для того, чтобы создаваемый
мышлением при помощи системы понятий
конкретный образ действительности был
правильным, необходимо, чтобы сверка
с фактами, с чувственными данными, полученными
в практике, происходила на каждой ступени
создания теории. Практика, как и данные
чувств, должна все время как бы присутствовать
в ходе абстрактного мышления и на пути
от конкретного к абстрактному, и на пути
от абстрактного к конкретному. Необходимо
помнить, что оба этих пути могут быть
разделены лишь теоретически для удобства
рассмотрения. В реальном процессе познания
они переплетены и неразрывны.
Общая
формула "субъективный образ объективного
мира" касается не только ощущения,
восприятия и представления, то есть
форм чувственного познания, но и форм
логического мышления, абстрактно-мыслительных
образов. Однако на ступени абстрактного
мышления в соотношении объективного
и субъективного появляются новые черты.
Если в ощущении это соотношение неразрывно
слито, то в мышлении человек способен
отделить субъективное от объективного
и проанализировать под этим углом зрения
и ощущения. Это возможно потому, что в
мышлении образ принимает новый вид. Как
указывалось выше, мышление прямо не соприкасается
с объектом, оно исходит из показаний органов
чувств. Диалектика развития свойства
отражения такова, что растущее отдаление
от объекта и усиление субъективных элементов
в идеальном образе обеспечивает возрастание
адекватности образа объекту, то есть
приближает познание к сущности объекта
и углубляет объективное содержание отражения.
Наша способность к воображению, фантазии
наиболее очевидным образом воплощает
в себе субъективные моменты, поскольку
воображение позволяет отходить от непосредственно
данного в чувствах, в восприятии. Но это-то
и дает возможность более глубоко постигать
объективный мир.
Воображение
появляется уже на стадии представления
как высшей формы чувственного познания,
как связующего звена между эмпирическим
и логическим познанием, как праобраза
понятия. Создание элементарнейшего понятия
("стол", "дом"...) предполагает
отвлечение от частностей и выделение
общего в реальных конкретных процессах.
Обе эти операции невозможны без фантазии,
воли и т.п.
В еще
большей степени субъективный момент
присутствует в процессе оперирования
понятиями, соединения их в суждения
и, далее, в умозаключения, при создании
целостной картины мира, порой
даже увлекая мышление в сторону от
реальности. Вероятно, на таком процессе
базируется религия. Аналогично без творческого
воображения не может существовать искусство,
отчасти и наука (как эмпирия, так и теория).
В эмпирическом знании на его "низшем" уровне, в ощущении и восприятии, объективное и субъективное еще не расчленены. Каждый следующий этаж эмпирического знания характеризуется более развитой противоположностью субъективного и объективного. Восхождение от эмпирии к теории, от теории низшего уровня к теории более общей открывает все большие возможности для проникновения в суть процессов, то есть для вычленения истинного знания, для получения истины, которая объективна по своей природе.
ИНТУИТИВНОЕ
И ДИСКУРСИВНОЕ В НАУЧНОМ МЫШЛЕНИИ
Вопрос
о соотношении интуитивного и
дискурсивно-логического в истории гносеологии
всегда был столь же проблемным, сколь
и традиционным. Не случайно, по мнению
многих исследователей, данный вопрос
есть вопрос о самой интуиции. По крайней
мере в анализе интуиции как гносеологической
проблемы он занимает важное место.
Особенно
остро этот вопрос встал в связи
с исследованием характера и
специфики формирования системы
современного научного знания. "Математизация
и формализация знания, – отмечает
П. В. Копнин, – стремление окончательно
вытеснить в нем интуитивный момент
стали фактом. Но одновременно с этим существует
другая тенденция – включение этого интуитивного
момента в качестве основного средства
движения к новым теоретическим построениям.
Конечно, знание все больше стремится
к логической строгости, одним из элементов
которой является формализация. Остановить
это движение нельзя, и нет в этом никакой
необходимости. В то же время наука, как
и раньше, нуждается в выходах из-под жесткой
деспотии формально-логической дедукции,
в скачках, в движении мысли к принципиально
новым результатам, в смелом выдвижении
идей, концепций, не находящих в настоящее
время строгого логического обоснования.
Без этого наука не может успешно развиваться"37.
Существует
достаточно много подходов к решению
данной проблемы, но все они, пожалуй, в
конечном счете сводятся к трем основным
направлениям:
Интуитивное
и дискурсивно-логическое – принципиально
различные, несовместимые формы (виды)
познания, имеющие свои собственные
сферы приложения.
Информация о работе Познавательные возможности и способности человека