Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 23:54, курсовая работа
Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.
1. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция.
2. Истина и заблуждение. Критерии истины .
3. Научное познание.
4. Особенности социального познания. Социальное прогнозирование.
5. Развитие знаний о человеке.
[править]
Уровни понимания истины
[править]
Теоретическое
осмысление истины
Все теории можно
разделить на дающие реальное определение
истине и устанавливающие правила употребления
слова «истина».
Истина одна и сама обозначает всё.[5] Никакие определения, теории и обозначения не есть самою истиною, ибо истина сама определяет реальное бытие и действительность. Разнообразные определения не могут ограничить саму истину, а лишь являют обнаружение существования истины и цель их — познание смысла и сути полноты целостной истины.[5]
Теории истины (концепции истины), дающие определение истине:
Классическая линия понимания истины:
Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени, Гегель); способы установления соответствия мысли и действительности:
Авторитарная концепция: истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие)
Теория истины как очевидности: истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф.Брентано, Э. Гуссерль)
Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк, М. Шлик)
Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, использующей данное понятие; требуется построение метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории (А. Тарский)
Неклассические концепции:
Конвенциональная теория: истина — это результат соглашения (А. Пуанкаре, Т.Кун)
Когерентная теория: истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р.Авенариус, Э.Мах)
Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. С. Пирс)
Теории истины (концепции истины), устанавливающие правила употребления термина «истина» при разворачивании исследований:
Дефляционная теория (концепция избыточности (redundancy)): слова «истина», «истинный», «истинно» излишни, поскольку избыточны для процесса познания: если делать утверждение об истинности некоторого предложения, то приходится высказывать само это предложение, отрицание же предложения означает его простое отрицание (А.Айер, М.Даммит и др.)
Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в рамках теории речевых актов (П. Ф. Стросон)
[править]
Религиозный смысл
истины
В индуизме, опирающемся
на ведическую традицию, а также
в буддизме, который оппонировал
авторитету Вед, равно как в большинстве
восточных учений, при всем серьёзном
отличии этих религиозно-философских
течений друг от друга, по вопросу статуса
истины позиция практически одинакова.
Истина − это прежде всего слово Учителя,
указывающее верный Путь к спасению. Если
концепция души признается (например,
в индуизме и джайнизме), то слово Учителя
ведет к спасению человеческой души, индивидуальной
или надындивидуальной. Если же наличие
души отрицается (буддизм) или ставится
под вопрос (древнекитайская традиция),
то истина − это преодоление иллюзии в
пользу подлинного образа действительности,
либо же Путь восстановления мировой гармонии
(например, через почитание традиций в
конфуцианстве, законов Империи в легизме
и др.). Таким образом, в древневосточных
учениях истина − это спасительное Знание[6].
В иудаизме истина − это верность Заповедям (Устной Торе), переданным Моисеем человеку от «Бога» и изложенным в Талмуде, который охватывает Мишну и Гемару.
А Господь Бог
есть ИСТИНА; Он есть Бог живый и
Царь вечный.
Книга пророка
Иеремии 10.10
Во многом аналогичной
позиции придерживались сторонники
ислама, убежденные в том, что слова,
донесенные до правоверных пророком
Мухаммедом и изложенные в сурах
Корана, − это ключ к блаженному
существованию после смерти. Отступление
от данных слов неминуемо ведет к погибели.
Таким образом, в иудаизме и исламе истина
− это спасительный Закон[7].
Христианство
истиной называет не некоторую абстрактную
универсальную идею или какое-либо
материальное явление (формирование),
а основополагающую живую личность
Иисуса Христа, который изрёк: «Я есть
путь, истина и жизнь» (Ин.14:6). В этом смысле
примечательно поведение Пилата, скептически
спросившего Христа: «Что есть истина?»
и не выслушавшего ответа от самой Истины
(Ин.18,37-38). Следует заметить и другие слова
Христа об истине, а именно, о тех случаях,
когда истина попирается: «Ваш отец диавол;
и вы хотите исполнять похоти отца вашего.
Он был человекоубийца от начала и не устоял
в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит
он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец
лжи» (Ин.8,44). Этим подчеркивается, что
направленность воли разумных существ
определяет их причастность либо к истине
и к вечной жизни (вечному бытию), либо
ко лжи − вечной смерти и небытию. После
грехопадения прародителей все люди подвержены
влиянию диавола, поэтому псалмопевец
Давид (с некоторым удивлением) восклицает:
«Всяк человек − ложь» (Пс.115,1-2). Воскресение
Христово рождает надежду на исправление
человеческой природы. Таким образом,
в христианстве истина − это спасительная
Личность [8].
Эти три истины
удовлетворяют потребность трех составляющих
человека — духа, души и разума. Дух живет
познанием и знание является для него
истиной. Разум — систематизацией знаний,
поэтому его истина закон. Душа — любовью,
ей требуется объект любви — личность.
Специфика социального
познания
Человеческое
познание подчиняется общим
Специфика
этого вида познания
Далее, общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой — это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания.
К трудностям
социального познания, объясняемым
объективными причинами, т. е.
причинами, имеющими основания
в специфике объекта,
Наконец,
необходимо отметить социально-
Конкретная
комбинация всех указанных
1. Онтологическая (от греч. on (ontos) — сущее) сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Вместе с тем она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек, в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений. В рассматриваемом аспекте указанная выше сложность социальной жизни, а также ее динамичность в сочетании с личностным элементом социального познания являются объективной основой многообразия точек зрения по вопросу о сущности социального бытия людей.
Что это
действительно так,
Каждая из
этих точек зрения, а их можно
бы было назвать гораздо
Из ответа
на него вытекает и ответ
о возможности самой
Указывая
на сложность социального
На самом
деле человеческое общество (как
и сам человек) имеет
Сказанное,
конечно, не означает, что развитие
социального знания вообще не
влияет на развитие общества.
Однако при рассмотрении этого
вопроса важно видеть
К таким
основным объективным
2. Гносеологическая (от греч. gnosis — знание) сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. Другими словами, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, то есть от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и вообще в познании, в социальном познании онтология во многом определяет гносеологию.