Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 23:54, курсовая работа
Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.
1. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция.
2. Истина и заблуждение. Критерии истины .
3. Научное познание.
4. Особенности социального познания. Социальное прогнозирование.
5. Развитие знаний о человеке.
ПОЗНАНИЕ
Примерные вопросы
1. Познание мира.
Чувственное и рациональное
2. Истина и
заблуждение. Критерии истины .
3. Научное познание.
4. Особенности
социального познания. Социальное
прогнозирование.
5. Развитие знаний
о человеке.
1. Познание мира.
Чувственное и рациональное
Познание можно
определить как процесс деятельности
человека, основным содержанием которого
является отражение объективной
реальности в его сознании, а результатом
— получение нового знания об окружающем
мире. Ученые выделяют следующие виды
познания: обыденное, научное, философское,
художественное, социальное. Ни один из
этих видов познавательной деятельности
не является изолированным от остальных,
все они тесно взаимосвязаны друг с другом.
В процессе познания
всегда присутствуют две стороны: субъект
познания и объект познания. В узком
смысле, под субъектом познания обычно
подразумевают познающего человека,
наделенного волей и сознанием,
в широком — все общество. Объектом
познания, соответственно, является либо
познаваемый предмет, либо — в широком
смысле — весь окружающий мир в тех границах,
в которых с ним взаимодействуют отдельные
люди и общество в целом. Также объектом
познания может быть и сам человек: практически
каждый человек способен делать объектом
познания самого себя. В таких случаях
говорят, что имеет место самопознание.
Самопознание представляет собой и познание
себя, и формирование определенного отношения
к себе: к своим качествам, состояниям,
возможностям, т. е. самооценку. Процесс
анализа субъектом своего сознания и своего
отношения к жизни называют рефлексией.
Рефлексия представляет собой не просто
знание или понимание субъектом самого
себя, но и выяснение того, как другие знают
и понимают «рефлексирующего», его личностные
особенности, эмоциональные реакции и
когнитивные (т. е. связанные с познанием)
представления.
Существуют две
ступени познавательной деятельности.
На первой, которая называется чувственным
(или сенситивным) познанием (от нем.
sensitiv — воспринимаемый чувствами),
человек получает информацию о предметах
и явлениях окружающего мира с помощью
органов чувств. Тремя основными формами
чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее
собой отражение отдельных
б) восприятие, в
процессе которого у субъекта познания
формируется целостный образ, отражающий
непосредственно воздействующие на
органы чувств предметы и их свойства.
Являясь необходимым этапом процесса
познания, восприятие всегда в большей
или меньшей степени связано с вниманием
и обычно имеет определенную эмоциональную
окраску;
в) представление
— такая форма познания, при
которой чувственное отражение (чувственный
образ) предметов и явлений сохраняется
в сознании, что позволяет воспроизводить
его мысленно даже в том случае, если он
отсутствует и не воздействует на органы
чувств. Представление не имеет непосредственной
связи с отражаемым предметом и является
продуктом памяти (т. е. способности человека
воспроизводить образы предметов, в данный
момент на него не действующих). Различают
память иконическую (зре-ниe) и эхоническую
(слух). По времени удерживаемой в мозгу
информации память подразделяется на
долговременную и кратковременную. Долговременная
память обеспечивает продолжительное
(часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание
знаний, умений, навыков и характеризуется
огромным объемом сохраняемой информации.
Основным механизмом ввода данных в долговременную
память и их фиксации, как правило, является
повторение, которое осуществляется на
уровне памяти кратковременной. Крат ковр
еменная память, в свою очередь, обеспечивает
оперативное удержание и преобразование
данных, непосредственно поступающих
от органов чувств.
Роль чувственного
познания действительности в обеспечении
всего процесса познания велика и
проявляется в том, что:
1) органы чувств
являются единственным каналом,
2) без органов чувств
человек не способен ни к познанию, ни
к мышлению вообще;
3) потеря даже
части органов чувств
4) органы чувств
дают тот минимум первичной
информации, который оказывается
необходимым и до-статочным
Однако сенситивное
познание имеет и некоторые существенные
недостатки, важнейшим из которых
является известная физиологическая
ограниченность органов чувств человека:
многие объективно существующие предметы
(например, атомы) не могут непосредственно
отражаться в органах чувств. Чувственная
картина мира необходима, но она недостаточна
для глубокого, всестороннего познания
мира. Поэтому второй ступенью познавательной
деятельности является рациональное познание
(от лат. ratio — разум).
На этом этапе
познания, опираясь на данные, полученные
в результате непосредственного
взаимодействия человека с окружающим
миром, с помощью мышления осуществляется
их упорядочение и предпринимается
попытка постичь сущность познаваемых
предметов и явлений. Рациональное
познание осуществляется в форме понятия,
суждения и умозаключения.
Понятие представляет
собой форму (вид) мысли, которая
отражает общие и существенные признаки
познаваемых предметов или
1) понятия, отражающие
общее в предметах;
2) понятия, охватывающие
существенные признаки
3) понятия, раскрывающие
смысл и значение предметов;
4) понятия-идеи.
Следующей формой
рационального познания является суждение.
Суждение представляет собой форму
мысли, в которой устанавливается
связь между отдельными понятиями
и с помощью этой связи утверждается
или отрицается что-либо. Высказывая
суждение, человек пользуется понятиями,
которые, в свою очередь, являются элементами
суждения. Хотя суждение находит свое
выражение только в языке, оно не зависит
от конкретного языка и может быть выражено
различными предложениями одного и того
же языка или разных языков.
Получение новых
суждений на основе уже имеющихся
с помощью использования
Рациональное
познание тесно связано с отображаемой
действительностью, т. е. с чувственным
познанием, которое служит для него основой.
Однако, в отличие от чувственного познания,
существующего в сознании в форме образов,
результаты рационального познания закрепляются
в знаковых формах (системах) или в языке.
Рациональное познание обладает способностью
к отражению существенного в предметах,
в то время как в результате познания сенситивного
существенное в предмете или явлении не
отграничивается от несущественного.
При помощи рационального познания происходит
процесс конструирования понятий-идей,
которые затем воплощаются в реальную
действительность.
Однако, хотя чувственное
и рациональное познания играют огромную
роль в получении нового знания,
тем не менее во многих случаях
их бывает недостаточно для решения каких-либо
(и прежде всего научных) проблем. И тогда
важную роль в этом процессе приобретает
интуиция.
Интуиция представляет
собой способность человека к
постижению истины путем ее прямого
усвоения без обоснования с помощью
каких-либо доказательств. Интуиция —
это специфический познавательный процесс,
непосредственно приводящий к новому
знанию. Распространенность, всеобщность
интуиции подтверждена многочисленными
наблюдениями над людьми как в повседневных
условиях, так и в нестандартных ситуациях,
в которых, обладая ограниченным количеством
информации, они осуществляют правильный
выбор своих действий, как бы предчувствуя,
что нужно поступать именно так, а не иначе.
Интуитивная способность
человека характеризуется следующими
чертами:
1) неожиданностью
решения поставленной задачи;
2) неосознанностью
путей и средств ее разрешения;
3) непосредственным
характером постижения истины.
У разных людей
интуиция может иметь разную степень
удаленности от сознания, быть специфичной
по содержанию, характеру результата,
глубине проникновения в сущность явления
или процесса. Интуитивная работа мышления
происходит в подсознательной сфере, иногда
— в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать,
как не стоит и игнорировать ее роль в
процессе познания. Чувственное познание
рациональное познание и интуиция — это
важные и взаимно дополняющие друг друга
средства познания.
2. Истина и
заблуждение. Критерии истины
Сущностью процесса
познания является получение как
можно более объективного, полного
и точного знания об окружающем мире. Различные
философские школы по-разному отвечали
на вопрос о возможности познания мира
и получения истинного знания. Агностики
считали, что получить достоверные знания
невозможно, эмпирики — что это можно
сделать только при помощи ощущений, а
рационалисты утверждали, что критерием
истины может быть только разум.
В истории философии
существуют различные определения
понятия «истина». Классическим считается
определение, согласно которому истина
есть соответствие мыслей человека окружающей
действительности. В современной науке
наиболее часто употребляемым определением
является следующее: истина — это соответствие
полученных знаний содержанию объекта
познания.
Характерной чертой
истины является наличие в ней
объективной и субъективной стороны.
Объективная сторона
показывает нам истину в той ее
части, содержание которой от нас
не зависит, поскольку оно существует
в объективной реальности. Объективная
сторона истины является предпосылкой
такой ее черты, как конкретность.
Конкретность истины — это зависимость
получаемого знания от связей и взаимодействий,
присущих тем или иным явлениям, от условий,
места и времени, в которых они существуют
и развиваются.
Субъективная
сторона указывает на тот факт,
что по своей форме истина всегда
субъективна, поскольку при ее получении
в процессе познания происходит взаимодействие
объекта и субъекта познания, в котором
непосредственное участие принимает сознание
последнего.
Принято выделять
истину абсолютную и истину относительную.
Абсолютной истиной называют полное, неизменное,
раз и навсегда установленное знание о
каком-либо предмете или явлении. Однако
в реальности подобное практически недостижимо.
В большинстве случаев мы имеем дело с
относительной истиной (или истинами),
представляющей собой неполное, ограниченное,
верное лишь в определенных условиях знание,
которым обладает человек (человечество)
на данном этапе своего развития.
Практически любая
истина по своему содержанию объективна,
а по форме — относительна.
Философы выделяют
несколько видов истины: обыденную (повседневную),
научную (которая, в свою очередь, подразделяется
на истину в области математики, физики,
биологии, химии, истории и т. д.), нравственную,
художественную и др. Иначе говоря, виды
истины соответствуют видам знания.
Движущей силой
процесса познания, а также критерием
истины является практика. Практика представляет
собой активную деятельность человека
во взаимодействии с окружающим его
материальным миром. Она характеризуется
следующими чертами:
а) целенаправленностью;
б) предметно-чувственным
характером;
в) преобразованием
окружающей действительности.
Целенаправленность
проявляется в создании людьми некоторых
идеальных моделей, которые они
впоследствии стремятся воплотить
в окружающей действительности. Предметно-чувственный
характер отражает тот факт, что в процессе
практики человек непосредственно сталкивается
с материальными пред. метами окружающего
мира (в отличие, например, от мыслительной,
духовной деятельности, в рамках которой
такого контакта не происходит). И, как
следствие, преобразует, изменяет эти
предметы. Различают множество видов практики: