Познание

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Содержание

1. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция.

2. Истина и заблуждение. Критерии истины .

3. Научное познание.

4. Особенности социального познания. Социальное прогнозирование.

5. Развитие знаний о человеке.

Работа содержит 1 файл

фил (2).doc

— 150.50 Кб (Скачать)

ПОЗНАНИЕ 

Примерные вопросы 

1. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. 

2. Истина и  заблуждение. Критерии истины . 

3. Научное познание. 

4. Особенности  социального познания. Социальное  прогнозирование. 

5. Развитие знаний  о человеке. 

1. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция 

Познание можно  определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной  реальности в его сознании, а результатом  — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом. 

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект  познания и объект познания. В узком  смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления. 

Существуют две  ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются: 

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств  и качеств предметов окружающего  мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.; 

б) восприятие, в  процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску; 

в) представление  — такая форма познания, при  которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зре-ниe) и эхоническую (слух). По времени удерживаемой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации, как правило, является повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Крат ковр еменная память, в свою очередь, обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, непосредственно поступающих от органов чувств. 

Роль чувственного познания действительности в обеспечении  всего процесса познания велика и  проявляется в том, что: 

1) органы чувств  являются единственным каналом,  который непосредственно связывает  человека с внешним миром; 

2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще; 

3) потеря даже  части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя  и не исключает его (это объясняется  взаимной компенсацией одних  органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. п.); 

4) органы чувств  дают тот минимум первичной  информации, который оказывается  необходимым и до-статочным для  того, чтобы познать объекты материального  и духовного мира с многих сторон. 

Однако сенситивное  познание имеет и некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых  является известная физиологическая  ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум). 

На этом этапе  познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного  взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается  попытка постичь сущность познаваемых  предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения. 

Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая  отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия. По степени общности понятия могут быть менее общими, более общими и предельно общими. В научном познании также выделяют понятия частнонаучные, общенаучные и всеобщие, т. е. философские. По отношению к действительности (по глубине ее отражения, осмыслению и направленности) ученые-философы выделяют четыре класса понятий: 

1) понятия, отражающие  общее в предметах; 

2) понятия, охватывающие  существенные признаки предметов; 

3) понятия, раскрывающие  смысл и значение предметов; 

4) понятия-идеи. 

Следующей формой рационального познания является суждение. Суждение представляет собой форму  мысли, в которой устанавливается  связь между отдельными понятиями  и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые, в свою очередь, являются элементами суждения. Хотя суждение находит свое выражение только в языке, оно не зависит от конкретного языка и может быть выражено различными предложениями одного и того же языка или разных языков. 

Получение новых  суждений на основе уже имеющихся  с помощью использования законов  логического мышления называется умозаключением. Умозаключения подразделяются на дедуктивные  и индуктивные. Название «дедуктивное»  происходит от латинского слова deductio (выведение). Дедуктивное умозаключение представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих утверждений к частным. В отличие от них индуктивные умозаключения (от лат. inductio — наведение) располагаются в цепи в последовательности от частных к общим. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей, в то время как индуктивные умозаключения лишь «наводят» на мысль. 

Рациональное  познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в сознании в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке. Рациональное познание обладает способностью к отражению существенного в предметах, в то время как в результате познания сенситивного существенное в предмете или явлении не отграничивается от несущественного. При помощи рационального познания происходит процесс конструирования понятий-идей, которые затем воплощаются в реальную действительность. 

Однако, хотя чувственное  и рациональное познания играют огромную роль в получении нового знания, тем не менее во многих случаях  их бывает недостаточно для решения каких-либо (и прежде всего научных) проблем. И тогда важную роль в этом процессе приобретает интуиция. 

Интуиция представляет собой способность человека к  постижению истины путем ее прямого  усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Интуиция — это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждена многочисленными наблюдениями над людьми как в повседневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осуществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе. 

Интуитивная способность  человека характеризуется следующими чертами: 

1) неожиданностью  решения поставленной задачи; 

2) неосознанностью  путей и средств ее разрешения; 

3) непосредственным  характером постижения истины. 

У разных людей  интуиция может иметь разную степень  удаленности от сознания, быть специфичной  по содержанию, характеру результата, глубине проникновения в сущность явления или процесса. Интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере, иногда — в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит и игнорировать ее роль в процессе познания. Чувственное познание рациональное познание и интуиция — это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания. 

2. Истина и  заблуждение. Критерии истины 

Сущностью процесса познания является получение как  можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины может быть только разум. 

В истории философии  существуют различные определения  понятия «истина». Классическим считается  определение, согласно которому истина есть соответствие мыслей человека окружающей действительности. В современной науке наиболее часто употребляемым определением является следующее: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. 

Характерной чертой истины является наличие в ней  объективной и субъективной стороны. 

Объективная сторона  показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас  не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Объективная  сторона истины является предпосылкой такой ее черты, как конкретность. Конкретность истины — это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. 

Субъективная  сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего. 

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), представляющей собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития. 

Практически любая  истина по своему содержанию объективна, а по форме — относительна. 

Философы выделяют несколько видов истины: обыденную (повседневную), научную (которая, в свою очередь, подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т. д.), нравственную, художественную и др. Иначе говоря, виды истины соответствуют видам знания. 

Движущей силой  процесса познания, а также критерием  истины является практика. Практика представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его  материальным миром. Она характеризуется  следующими чертами: 

а) целенаправленностью; 

б) предметно-чувственным  характером; 

в) преобразованием  окружающей действительности. 

Целенаправленность  проявляется в создании людьми некоторых  идеальных моделей, которые они  впоследствии стремятся воплотить  в окружающей действительности. Предметно-чувственный характер отражает тот факт, что в процессе практики человек непосредственно сталкивается с материальными пред. метами окружающего мира (в отличие, например, от мыслительной, духовной деятельности, в рамках которой такого контакта не происходит). И, как следствие, преобразует, изменяет эти предметы. Различают множество видов практики: 
 

Информация о работе Познание