Познание и деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 20:38, реферат

Описание работы

Итак, ощущение есть приблизительно верное отражение действительности. Ощущение предполагает наличие ощущаемого, образ вещи не может быть без самой вещи, отражение без отражаемого. Ощущение есть первая форма чувственной ступени познания. Но чувственное познание развивается диалектически от простого к более сложному , не заканчивается на стадии ощущений.

Содержание

1. Формы познания окружающего мира 3
1. Научное 4
2. Мифологическое познание 4
3. Философское и религиозное познание 5

2. История понятия 7

1. Платон 7
2. Кант 7

3. Деятельность 8
1. Преобразующий характер человеческой деятельности 8
2. Горизонты деятельности 11
3. Деятельность как ценность и общение 14
4. Использованная литература 18

Работа содержит 1 файл

реферат по философии.docx

— 48.83 Кб (Скачать)

Формы общения весьма сильно различаются между собой  в зависимости от того, в контекст какого рода сотрудничества, кооперации усилий людей они включаются. Существует общение, связанное с согласованием, с кооперацией деятельности людей, направленной на реализацию достаточно ясных и всеми признаваемых целей, определенных четко фиксируемых  установок и норм, короче, общение  в рамках принимаемой всеми участниками  деятельности парадигмы. Таково, например, общение в научном сообществе, объединяемом некой научной парадигмой, которая задает определенную картину мира, идеалы и нормы научного объяснения или, скажем, общение в рамках отработанной политической или идеологической системы. В пределе в устойчивых, традиционно воспроизводимых социокультурных парадигмах общение формализуется и сводится к автоматизмам и ритуалам, в частности к некоторым жестам, приветствиям и т.п. В целом общение внутри парадигмы выступает как форма "закрытой" внутрипарадигмальной деятельности, несущей в себе черты адаптивного поведения. И как всякая внутри-парадигмальная деятельность и адаптивное поведение, оно может предполагать достаточно сложные формы активности, творчество и изобретательность для достижения целей общения на некоторой фиксированной заданной основе, принимаемой всеми его участниками.

Более сложными и напряженными являются формы общения, когда не существует общности исходных ориентиров деятельности, когда сталкиваются различные  ее парадигмы. В этих ситуациях возникает  достаточно трудная проблема понимания  позиции другого, поиска каких-то точек  соприкосновения различных позиций, несводимых к общей основе. Подобные "разрывы" в общении могут  возникать в самых различных  по своему масштабу и конкретному  содержанию социокультурных и межличностных  ситуациях. Это и этические, религиозные, социальные, культурные конфликты, вовлекающие  большие массы людей, это и  конфликты между различными поколениями, воспитанными на разных принципах в  разные исторические периоды, это и  менее драматические для общества в целом, но достаточно значимые для  их участников столкновения сторонников  различных парадигм в самых разных формах социокультурной деятельности.

Поиск конструктивных способов разрешения подобных конфликтов, налаживание общения и взаимопонимания  является важнейшей глобальной теоретической  и практической проблемой современной  цивилизации. Принципиальная тенденция  нашей эпохи, проявляющаяся в  самых различных областях человеческого  существования, начиная от отношения  между полами и возрастами и кончая отношениями между мировыми культурами, состоит в утверждении исходного  равноправия всех позиций, в противостоянии доминированию извне. В этой ситуации единственной продуктивной формой налаживания  взаимопонимания, конструктивного  взаимодействия становится диалог исходно  равноправных позиций, стремящийся  найти определенные точки их соприкосновения. Именно в ситуации диалога, как его  понимал наш отечественный мыслитель  М. М. Бахтин, в наибольшей степени  проявляется специфика субъект-субъектного  межличностного общения: "Одно дело активность в отношении мертвой  вещи, безгласного материала, который  можно лепить и формировать как  угодно, и другое - активность в отношении  чужого живого и полноправного сознания" [Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 310.].

Именно диалог, как  свидетельствует опыт социокультурной  деятельности во всех ее формах, начиная  с науки и кончая межгосударственными  отношениями, обеспечивает возможность  выработки более полных, более  глубоких и широких подходов к  существующим проблемам и тем  самым открывает перспективы  плодотворного, конструктивного сотрудничества. Однако развитие культуры диалога, сочетающей твердость и принципиальность в  отстаивании своих позиций, умение максимально развернуть их потенциал  с вниманием и уважением к  чужим позициям, способностью признавать там, где это необходимо, их обоснованность представляет собой сложное и  трудное дело. Такая культура предполагает достаточно высокий уровень самокритичности  и рефлексивности, нравственности, объективности и рациональности при анализе реальной ситуации.

Итак, деятельность как  специфически человеческое отношение  к действительности, осуществляемое в рамках определенных социокультурных  условий, представляет собой сложное  многомерное структурное образование, которое включает в себя не только реальные действия, так сказать, на "выходе" всей этой структуры. Последние  имеют своей предпосылкой работу структуры в целом: наличие идеального плана деятельности и действие сознания в этом идеальном плане, что предполагает "обратную связь" по ходу реализации идеальных планов и программ в  действительности, затем преобразование и развитие внутреннего мира субъектов  деятельности по мере осуществления  их мироотношения в процессе деятельности, налаживание межсубъектных отношений  общения, являющихся необходимым условием совместной деятельности. Работа внутри всей этой структуры, что отмечалось выше, может осуществляться как в  режиме функционирования, когда она  ориентируется на реализацию принятых норм и правил заданной социокультурной  парадигмы, так и в режиме развития, когда происходит совершенствование, преобразование исходных оснований  и установок деятельности, их "перепрограммирование".

Все эти структуры  деятельности, с одной стороны, замыкаются в сложные системные образования, составляющие "тело" социокультурной  деятельности в целом, а с другой стороны, их отдельные звенья, цепи и элементы выделяются в относительно самостоятельные целостности, что  и позволяет говорить об отдельных  видах и формах деятельности и  общения в самых различных  сферах социокультурной жизни.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использованная  литература

  1. Кохановский В. П. и др. Основы философии науки. М.: Феникс, 2007. 608 с
 
  1. Лорен Грэхэм «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе»,
 
  1. Фролов  И. Т. "Введение в философию"
 
  1. Миронов В.В. Философия. Учебник.
 
  1. Орлов С.В. История  философии. Учебное пособие.

Информация о работе Познание и деятельность