Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 20:38, реферат
Итак, ощущение есть приблизительно верное отражение действительности. Ощущение предполагает наличие ощущаемого, образ вещи не может быть без самой вещи, отражение без отражаемого. Ощущение есть первая форма чувственной ступени познания. Но чувственное познание развивается диалектически от простого к более сложному , не заканчивается на стадии ощущений.
1. Формы познания окружающего мира 3
1. Научное 4
2. Мифологическое познание 4
3. Философское и религиозное познание 5
2. История понятия 7
1. Платон 7
2. Кант 7
3. Деятельность 8
1. Преобразующий характер человеческой деятельности 8
2. Горизонты деятельности 11
3. Деятельность как ценность и общение 14
4. Использованная литература 18
Ориентация деятельности
охарактеризованного выше типа на четко
фиксированные способы, нормы, целевые
ориентиры позволяет
Говоря о "закрытом"
характере деятельности по применению
заданных социокультурных норм и
способов, не следует далее преувеличивать
момент рецептивности, пассивности
восприятия и воспроизводства
Таким образом, "закрытость"
деятельности по применению имеющихся
средств и норм отношения человека
к миру носит все-таки относительный
характер. Осуществление этой деятельности
всегда предполагает активность ее субъекта
в рамках принимаемой парадигмы,
если угодно, творческое применение и
развитие заложенных в ней возможностей
[Психологи используют понятие "репродуктивное
творчество", то есть творчество в
рамках воспроизведения (репродукции)
определенного способа
Было бы большой
ошибкой как-то недооценивать или
принижать роль внутрипарадигмальной
деятельности в жизни людей. Всякая
социокультурная работа, будь то в
сфере общественных отношений, в
экономике, политике, военном деле,
технике, науке, искусстве, осуществляется
в рамках определенных парадигм с
достаточно четко фиксированными нормами,
предпосылками и основаниями. Их
формирование и утверждение в
обществе - результат долгой, сложной
и напряженной работы. Духовная дисциплина
внутрипарадигмальной деятельности представляет
собой необходимое условие
Деятельность как открытая система. Активное, творческое начало человека в наибольшей степени проявляется, конечно, в деятельности по развитию наличных форм культуры, соответствующих способов отношения к действительности, связанных с ними установок и норм. Именно в деятельности на этом уровне, на высоте ее возможностей раскрывается специфика "феномена человека". Деятельность такого рода не ограничивается ориентацией на имеющиеся программы действий, кем бы они ни были заданы - природой или социумом. Она предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основании программ, к постоянному, так сказать, перепрограммированию, к перестройке своих собственных оснований и тем самым может быть охарактеризована как открытая система. Люди выступают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения - хотя бы и активными, находящими новые оригинальные решения в рамках ее осуществления, - а создателями, творцами принципиально новых программ действия, новых социокультурных парадигм. Как уже отмечалось, в рамках приспособительного поведения и внутрипарадигмальнои деятельности активность связана с поиском возможных средств достижения целей, она направленна, целесообразна. Деятельность же, связанная с перестройкой своих оснований, предполагает целеполагание, является целеполагающей деятельностью. Именно при переходе от целесообразной деятельности к деятельности целеполагающей в полной мере открываются перспективы творчества и свободы. Какое бы определение творчеству мы ни пытались дать, несомненно, что творчество на высоте его возможностей следует связывать с изобретением новых программ социокультурной деятельности, новых ее парадигм в любых формах и видах, новых более глубоких и более широких способов отношения к действительности и связанных с ними культурных смыслов и ценностей. Традиционный же философский смысл понятия свободы предполагает способность строить и осуществлять свою программу действия, реализовывать свои творческие конструктивные потенции, преодолевая давление препятствующих этой реализации факторов, будь то внешняя природная среда, социальные порядки, эгоистические интересы окружающих людей или собственная личностная неразвитость. Свобода связана с расширением горизонта своего отношения к миру и к самому себе, с возможностью "вписываться" в более полные и богатые контексты бытия.
Вся история человеческого общества, материальной и духовной культуры представляет собой процесс развертывания, реализации деятельно-творческого отношения человека к окружающему его миру, которое выражается в построении новых способов и программ деятельности. Если взять материальное производство, то люди в свое время совершили переход от присваивающего хозяйства (охоты и рыболовства) к производящему хозяйству (земледелию и животноводству), далее от ремесла и мануфактуры - к крупному машинному производству; в настоящее время осуществляется переход к постиндустриальному информационному обществу, характер и последствия которого нам сейчас еще трудно представить. В своей общественной жизни человечество прошло долгий и драматический путь смены типов социального устройства, с которыми связано переустройство всего уклада жизни людей в экономической, политической и идеологической сферах. В духовной культуре творческая способность к ломке старых программ деятельности и созданию новых ее форм проявляется (если взять в качестве примера науку) в научных революциях, приводящих к созданию новых научных картин мира и связанных с ними новых идеалов и норм научного познания, в искусстве - в создании новых стилей, новых видов искусства и т.д.
Ценностное измерение деятельности. Выше мы рассматривали деятельность как некую объективно существующую реалию, пытаясь по возможности точно описать и проанализировать ее в теоретических понятиях. Но как всякая реалия бытия, имеющая жизненно-смысловое значение для людей, деятельность становится предметом не только объективирующего рационально-теоретического познания, но и ценностного, духовно-практического сознания, вырабатывающего определенное отношение к этим реалиям, предлагающего их некоторую оценку.
И если для сознания,
исходящего из убеждения в безусловной
позитивной значимости активного преобразования
природной среды, общественных отношений,
самого человека с его внутренним
миром, деятельность как доминирующий
способ отношения к действительности
выступает в качестве непреложной
ценности культуры, то драматический
опыт современной цивилизации, которая
испытывает на себе разрушительные последствия
необузданного, безответственного
активизма, порождает достаточно сильные
критические настроения по отношению
к активно-преобразовательному
Сторонники подобных настроений подчеркивают, что разрушительные тенденции заложены в самой сути установки на активное преобразование предзаданной человеку действительности. При этом западной цивилизации с ее выдвижением на первый план активности человека, деятельностного начала противопоставляются ценности как традиционной культуры с ее установкой на доминирование наличного социокультурного опыта в противовес динамике и новаторству, так и культур Востока с их принципами следования "естественному порядку вещей", преднайденным ритмам и циклам природной и социальной жизни.
Адекватная оценка
активно-преобразовательного
Ясно, что в настоящее время приходится распроститься со свойственными еще первым десятилетиям XX столетия иллюзиями однозначной позитивности "переделки мира", будь то природа, общественные отношения, внутренний мир людей. Деятельность в духе одностороннего технологизма, сводящего мир, в который "вписан" человек, к материалу манипулирования, цели которого определяются утопическими проектами или просто эгоистическими интересами, неизбежно приводит к пагубным последствиям, в том числе и для самих людей, осуществляющих такую деятельность. Для того чтобы избежать этих опасностей или во всяком случае минимизировать их, деятельность как идеал культуры должна предполагать развитие самого субъекта, его ответственности за направленность своей деятельности, гармонизацию степени свободы и степени ответственности, совершенствование целеполагания, его смысловых ориентиров, направленных на коэволюцию человека и окружающего его мира.
Вместе с тем
всякая культура с неизбежностью
предполагает активно-деятельностное
начало, выход из заданного состояния
"вписанности" в мир. Такой выход,
неизбежно сопряженный с
Доминирование подобной
практики и идеологии в современной
цивилизации действительно
Деятельность и общение. Осуществление всякой деятельности всегда в той или иной степени предполагает прямо или косвенно кооперацию усилий людей, их сотрудничество, а тем самым какие-то формы их общения. Таким образом, общение людей является непременным условием осуществления их деятельности. При этом само общение также представляет собой определенного рода деятельность. В нем, как и во всякой деятельности, важно выделять сферу целеполагания, ценностно-смысловые установки, средства, приемы и операции, направленные на достижение целей общения и т.д. Это специальная и весьма актуальная тема социально-гуманитарного познания, в особенности психологии. Но здесь у нас идет речь об общении в контексте системы социокультурной деятельности в целом как о необходимом условии и компоненте этой деятельности в любых ее областях. Наличие общения как такого условия и компоненты и задает в решающей степени субъект-субъектное (помимо субъект-объектного) "измерение" социокультурной деятельности. Следует специально отметить, что то самосовершенствование человека, его внутреннего мира, о значимости которого при рассмотрении понятия деятельности неоднократно говорилось выше, в значительной мере происходит как раз в процессе общения людей, благодаря этому общению.