Познание и деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 20:38, реферат

Описание работы

Итак, ощущение есть приблизительно верное отражение действительности. Ощущение предполагает наличие ощущаемого, образ вещи не может быть без самой вещи, отражение без отражаемого. Ощущение есть первая форма чувственной ступени познания. Но чувственное познание развивается диалектически от простого к более сложному , не заканчивается на стадии ощущений.

Содержание

1. Формы познания окружающего мира 3
1. Научное 4
2. Мифологическое познание 4
3. Философское и религиозное познание 5

2. История понятия 7

1. Платон 7
2. Кант 7

3. Деятельность 8
1. Преобразующий характер человеческой деятельности 8
2. Горизонты деятельности 11
3. Деятельность как ценность и общение 14
4. Использованная литература 18

Работа содержит 1 файл

реферат по философии.docx

— 48.83 Кб (Скачать)

В настоящее время  усиливается интерес к проблеме иррационального, т. е. того, что лежит  за пределами досягаемости разума и  недоступно постижению с помощью  известных рациональных средств, и  вместе с тем все более укрепляется  убеждение в том, что наличие  иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой  появляются все новые смыслы, идеи, творения. Взаимопереход рационального  и иррационального - одно из фундаментальных  оснований процесса познания. Однако значение внерациональных факторов не следует преувеличивать, как это  делают сторонники иррационализма.

Типологизация форм самого знания может быть проведена по самым  различным основаниям (критериям). В  этой связи выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, феноменолистские (качественные концепции) и эссенцианалистские (сооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и чистнонаучные, естественно-научные и гуманитарные и т. д.

Специфическими формами  или методами познания являются наблюдение, описание и т. д. На этой ступени познавательного  процесса происходит сбор фактов, фиксирующих  внешние проявления, свойства предметов. Теоретическая форма познания- это  углубление человеческой мысли в  сущность явлений действительности. При этом научное познание пользуется такими методами, как моделирование, создание гипотез, теорий и т. д. Действительность отражается человеком с помощью  различных форм познавательной деятельности.

Таким образом человек  ничего не может знать о предметах  и явлениях внешнего мира без того материала, который он получает от органов  чувств в формах чувственного созерцания (ощущение, восприятие, представление). Они дают чувственно наглядное воспроизведение  предметов, их отдельных свойств. Существенные связи между предметами, закономерности их развития отражаются в формах абстрактного мышления - понятиях, суждениях, умозаключениях. В процессе познания человек использует также различные логические приемы (анализ и синтез, дедукцию, индукцию и т. д.), позволяющие ему теоретически воссоздавать изучаемый предмет. 

История понятия

Платон

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит  на два рода: постигаемое ощущением  и познаваемое умом. Отношение  между сферами ощущаемого и умопостигаемого  определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.

Кант

«Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся».

 
 
 
 
 

Деятельность

1. Преобразующий характер  человеческой деятельности

Взаимоотношение человека с окружающей его действительностью. Вопрос о специфике взаимоотношений человека и окружающего мира, о характерном для человека способе "включаться" в универсум всегда представлял одну из важнейших философских проблем, выступая как исходный вопрос философской антропологии. Его рассмотрение подытоживает и конкретизирует понимание человека, предпринятое в предшествующем изложении.

Говоря о взаимоотношении  человека и окружающей его действительности, следует безусловно исходить из того, что всякая жизнедеятельность человека в конечном счете основана на обмене веществом и энергией с природой. В подчеркивании этого принципиального  единства человека и природы, значимости природных корней человека состоит  важная заслуга материалистической философии.

Нынешнее драматическое  состояние природной среды обитания человека, обусловленное негативным деструктивным воздействием прежде всего техногенной активности человека, требует искать пути преодоления  разрушительных последствий человеческой активности. Современное экологическое  сознание исходит из "вписанности" человека в его естественную среду  обитания, сохранность которой является необходимым условием его физического  существования. Но дело, конечно, не только в возможностях физического существования  и выживания человека как природного тела, живого организма. Отрыв от природных  корней существенно обедняет внутренний мир человека, пагубно воздействует на его душевную жизнь. Конструктивное взаимодействие активности человека с  предзаданным ему природным началом, их коэволюция, как сейчас любят  выражаться, призвано обеспечивать в  условиях современной цивилизации  то принципиальное единство человека и природы, которое выступает  в качестве обязательного условия  существования самого "феномена человека" в объемлющем его универсуме.

Следующим шагом является осмысление специфики этой "вписанности" человека в универсум по сравнению  с объектами неживой природы  и живыми природными существами. Конечно, люди как природные тела подчинены  физико-химическим закономерностям, реагируют  на внешние воздействия как природные  живые существа, в их телах протекают  определенные органические процессы. Но когда мы говорим о специфике  человеческого отношения к действительности, речь идет об особенностях "феномена человека", которые заключаются  прежде всего в том, что отношение "рода людского" к миру обусловлено, опосредствовано его включенностью  в систему культуры.

Именно формирование и воспроизводство от поколения  к поколению (трансляция) выработанных в рамках и на основе культуры особых норм жизнедеятельности и специфических  культурных предметностей - так называемых артефактов культуры (к ним относятся  орудия и средства воздействия на внешнюю действительность, то, что  составляет материальную культуру общества, а также знаково-символические  образования, семиотические системы, регулирующие внутренний мир людей  и формы их общения) - составляют специфику "феномена человека" в  его отношении к действительности. Современная наука о поведении  животных, этология, показывает, что  отдельные элементы культуры жизнедеятельности  могут быть присущи и сообществам  животных. Поэтому только формирование и воспроизводство отношения  к миру на основе системы культуры в целом позволяет говорить о  специфически человеческом способе "вписывания" в универсум.

Он представляет собой  особого рода активность, которая  выходит за рамки активности, ограниченной горизонтом витальных потребностей живого организма. Животное играет, так  сказать, по правилам игры, задаваемой природой, определяемой витальными видовыми программами, которые сложились  в процессе естественной эволюции. Констатация этого обстоятельства нисколько не умаляет весьма сложных  прижизненно вырабатываемых форм поведения  в животном мире, особенно у высокоразвитых животных, в частности примитивной  орудийной деятельности, своеобразных способов общения и кооперации действий в животных сообществах. И тем  не менее вся эта активность и  мобильность поведения осуществляется в жестких рамках природной обусловленности, задаваемой возможностями животного  как биологического вида.

В этом суть адаптивности, приспособительности поведения  живого организма. У человека как  живого организма, конечно, тоже действуют  механизмы подобного поведения. Но эти механизмы у человека вписываются  в объемлющий их контекст отношения  к действительности, обусловливаемого культурой, что позволяет выходить за рамки только приспособления к  природе, простого использования тех  возможностей, которые предоставлены  живому существу природой.

Культура, если употреблять  классический философский термин, трансцендентна по отношению к природе, выходит  за пределы ее "наличного бытия", ее реального существования. В процессе формирования, воспроизводства и  развития культуры человек преобразует  предзаданный ему природный мир, создавая новую реальность, "вторую природу". Это относится ко всему  контексту его взаимодействия с  внешней природой: и к способам удовлетворения своих витальных  потребностей, которое осуществляется благодаря совершенствованию орудий и средств производства, разворачивающегося в процессе развития материальной культуры в систему современной техногенной  цивилизации, и к сфере общения  людей, их взаимоотношений друг с  другом и к внутреннему миру отдельного человека.

Последнее обстоятельство следует отметить особо. Активно-преобразовательные отношения человека к миру нельзя трактовать односторонне, только в  плане преобразования внешнего природного или социального мира, не включая  сюда внутреннего мира человека, регуляции  его поведения. Без формирования и развития этой культуры человеческого  поведения, которое является необходимым  условием антропогенеза и связано  с преобразованием природно обусловленной  мотивизации поведения, возникновением и совершенствованием специфически человеческих его регуляторов, невозможно говорить о достижениях в сфере  преобразования внешнего мира. Более  того, как убедительно свидетельствует  драматический опыт нашей эпохи, стремление к активному преобразованию внешней природной и социальной действительности, не связанное с  совершенствованием внутреннего мира человека, его духовной культуры, его  мировоззрения и нравственности, осознания ответственности за результаты своей активности, приводят к крайне негативным последствиям, к страданиям миллионов людей, уничтожению природной  среды обитания человека, к разрушению основ и предпосылок самой  материальной и духовной культуры.

Единство  внешней активности и самоизменения. Активно-преобразовательная деятельность человека в системе культуры и на ее основе имеет своим результатом реальное изменение условий его существования в реальном мире, выступающем в своей чувственной данности, и представляет собой "предметную деятельность". Эту "предметность", реальность преобразований в реальном мире следует понимать достаточно широко. Она непосредственно очевидна, когда речь идет о преобразовании материальной природы, реальных общественных отношений. Но и когда мы рассматриваем внутренний мир человека, правомерно говорить о реальности, если угодно, предметности его преобразования.

Преобразование внутреннего  мира человека, становление и развитие личности в человеческой индивидуальности, то, что можно назвать внутренней работой души, в конечном счете  находят свое проявление в реальной жизнедеятельности людей, в их реальных поступках и деяниях. Равным образом  это относится к результативности таких форм социокультурной деятельности, как образование и воспитание, также направленных на становление  внутреннего мира человека. При этом следует заметить, что привлечение  внимания к внешней результативности поведения людей как критерию продуктивности изменения и преобразования личностного мира людей никоим образом  не означает какой-либо недооценки напряженной  внутренней душевной работы, самостоятельность  которой предполагается как при  самовоспитании, что достаточно очевидно, так и в процессе общественного  образования и воспитания. Речь идет о другом - о целостности активно-преобразовательного  отношения, действующего в культуре, призванного сочетать преобразование внешнего мира, его реальность, результативность, "предметность" с преобразованием, развитием, совершенствованием внутреннего  личностного мира людей, их творческих способностей. Современная философская  мысль стремится преодолеть свойственный классике разрыв реального бытия  и сознания, приводивший к субстанциализации  человеческого сознания, превращению  его в некую самодовлеющую  самостоятельную силу.

Преобразование реальной действительности предполагает, конечно, способность сознания, активную работу духа, наличие контролируемого рефлексией идеального плана, проекта деятельности. В этом смысле сознание действительно  является специфическим признаком  человека, но его происхождение и  сущность можно правильно понять только в системе реальной жизнедеятельности  общественно развитого человека, осуществляющего практически-преобразовательное отношение к миру. Сознание возникает, функционирует и развивается  как необходимое условие этого  практически-преобразовательного отношения.

2. Горизонты деятельности

Деятельность  как закрытая система. Итак, на основе практики формируется тот деятельно-творческий способ отношения к действительности, который в принципе выходит за рамки приспособительного поведения. Он определяет развитие всей материальной и духовной культуры человечества, всех форм общественной жизнедеятельности человека, он по существу открывает возможности неограниченного совершенствования человека и его способов взаимоотношения с действительностью.

Реальные возможности  человеческой деятельности, разумеется, исторически ограниченны, относительны, "конечны". Но в самой ее сущности не заложен какой-либо заданный извне  предел, помимо того, конечно, что человек  в любой перспективе его совершенствования  вписан в объемлющий его универсум, как бы философски ни интерпретировался  последний.

Деятельность, предполагающая социокультурные основания, предпосылки  и теории, может осуществляться и  осуществляется на двух уровнях, если угодно, в двух режимах. Это в первую очередь деятельность, связанная  с освоением, использованием, применением  выработанных в историческом развитии социокультурных способов изменения  и преобразования действительности, зафиксированных в определенных установках, нормах, программах, которые  задают некоторую парадигму деятельности. Это понятие, взятое из методологии  науки, было определено американским историком  и философом науки Т. Куном  прежде всего как типовое решение  задач в сфере научного исследования. В настоящее время оно достаточно широко употребляется для характеристики четко фиксированных способов действий в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности. Деятельность, основанную на использовании, применении имеющихся  способов и норм, можно, таким образом, назвать деятельностью в рамках определенной парадигмы или внутрипарадигмальной деятельностью. Поскольку исходные основания парадигмы обусловливают  определенный способ отношения к  миру и тем самым направленность деятельности, ее целевые ориентиры, внутрипарадигмальная деятельность выступает  как целесообразное изменение и  преобразование действительности.

Информация о работе Познание и деятельность