Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 20:38, реферат
Итак, ощущение есть приблизительно верное отражение действительности. Ощущение предполагает наличие ощущаемого, образ вещи не может быть без самой вещи, отражение без отражаемого. Ощущение есть первая форма чувственной ступени познания. Но чувственное познание развивается диалектически от простого к более сложному , не заканчивается на стадии ощущений.
1. Формы познания окружающего мира 3
1. Научное 4
2. Мифологическое познание 4
3. Философское и религиозное познание 5
2. История понятия 7
1. Платон 7
2. Кант 7
3. Деятельность 8
1. Преобразующий характер человеческой деятельности 8
2. Горизонты деятельности 11
3. Деятельность как ценность и общение 14
4. Использованная литература 18
В настоящее время усиливается интерес к проблеме иррационального, т. е. того, что лежит за пределами досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известных рациональных средств, и вместе с тем все более укрепляется убеждение в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой появляются все новые смыслы, идеи, творения. Взаимопереход рационального и иррационального - одно из фундаментальных оснований процесса познания. Однако значение внерациональных факторов не следует преувеличивать, как это делают сторонники иррационализма.
Типологизация форм самого знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, феноменолистские (качественные концепции) и эссенцианалистские (сооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и чистнонаучные, естественно-научные и гуманитарные и т. д.
Специфическими формами или методами познания являются наблюдение, описание и т. д. На этой ступени познавательного процесса происходит сбор фактов, фиксирующих внешние проявления, свойства предметов. Теоретическая форма познания- это углубление человеческой мысли в сущность явлений действительности. При этом научное познание пользуется такими методами, как моделирование, создание гипотез, теорий и т. д. Действительность отражается человеком с помощью различных форм познавательной деятельности.
Таким образом человек
ничего не может знать о предметах
и явлениях внешнего мира без того
материала, который он получает от органов
чувств в формах чувственного созерцания
(ощущение, восприятие, представление).
Они дают чувственно наглядное воспроизведение
предметов, их отдельных свойств. Существенные
связи между предметами, закономерности
их развития отражаются в формах абстрактного
мышления - понятиях, суждениях, умозаключениях.
В процессе познания человек использует
также различные логические приемы
(анализ и синтез, дедукцию, индукцию
и т. д.), позволяющие ему теоретически
воссоздавать изучаемый предмет.
История понятия
Платон
Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.
Кант
«Существуют два основных
ствола человеческого познания, вырастающие,
быть может, из одного общего, но неизвестного
нам корня, а именно чувственность и
Деятельность
Взаимоотношение человека с окружающей его действительностью. Вопрос о специфике взаимоотношений человека и окружающего мира, о характерном для человека способе "включаться" в универсум всегда представлял одну из важнейших философских проблем, выступая как исходный вопрос философской антропологии. Его рассмотрение подытоживает и конкретизирует понимание человека, предпринятое в предшествующем изложении.
Говоря о взаимоотношении
человека и окружающей его действительности,
следует безусловно исходить из того,
что всякая жизнедеятельность человека
в конечном счете основана на обмене
веществом и энергией с природой.
В подчеркивании этого
Нынешнее драматическое
состояние природной среды
Следующим шагом является
осмысление специфики этой "вписанности"
человека в универсум по сравнению
с объектами неживой природы
и живыми природными существами. Конечно,
люди как природные тела подчинены
физико-химическим закономерностям, реагируют
на внешние воздействия как
Именно формирование
и воспроизводство от поколения
к поколению (трансляция) выработанных
в рамках и на основе культуры особых
норм жизнедеятельности и
Он представляет собой
особого рода активность, которая
выходит за рамки активности, ограниченной
горизонтом витальных потребностей
живого организма. Животное играет, так
сказать, по правилам игры, задаваемой
природой, определяемой витальными видовыми
программами, которые сложились
в процессе естественной эволюции.
Констатация этого
В этом суть адаптивности, приспособительности поведения живого организма. У человека как живого организма, конечно, тоже действуют механизмы подобного поведения. Но эти механизмы у человека вписываются в объемлющий их контекст отношения к действительности, обусловливаемого культурой, что позволяет выходить за рамки только приспособления к природе, простого использования тех возможностей, которые предоставлены живому существу природой.
Культура, если употреблять
классический философский термин, трансцендентна
по отношению к природе, выходит
за пределы ее "наличного бытия",
ее реального существования. В процессе
формирования, воспроизводства и
развития культуры человек преобразует
предзаданный ему природный мир,
создавая новую реальность, "вторую
природу". Это относится ко всему
контексту его взаимодействия с
внешней природой: и к способам
удовлетворения своих витальных
потребностей, которое осуществляется
благодаря совершенствованию
Последнее обстоятельство
следует отметить особо. Активно-преобразовательные
отношения человека к миру нельзя
трактовать односторонне, только в
плане преобразования внешнего природного
или социального мира, не включая
сюда внутреннего мира человека, регуляции
его поведения. Без формирования
и развития этой культуры человеческого
поведения, которое является необходимым
условием антропогенеза и связано
с преобразованием природно обусловленной
мотивизации поведения, возникновением
и совершенствованием специфически
человеческих его регуляторов, невозможно
говорить о достижениях в сфере
преобразования внешнего мира. Более
того, как убедительно
Единство
внешней активности
и самоизменения. Активно-
Преобразование внутреннего
мира человека, становление и развитие
личности в человеческой индивидуальности,
то, что можно назвать внутренней
работой души, в конечном счете
находят свое проявление в реальной
жизнедеятельности людей, в их реальных
поступках и деяниях. Равным образом
это относится к
Преобразование реальной
действительности предполагает, конечно,
способность сознания, активную работу
духа, наличие контролируемого
Деятельность как закрытая система. Итак, на основе практики формируется тот деятельно-творческий способ отношения к действительности, который в принципе выходит за рамки приспособительного поведения. Он определяет развитие всей материальной и духовной культуры человечества, всех форм общественной жизнедеятельности человека, он по существу открывает возможности неограниченного совершенствования человека и его способов взаимоотношения с действительностью.
Реальные возможности
человеческой деятельности, разумеется,
исторически ограниченны, относительны,
"конечны". Но в самой ее сущности
не заложен какой-либо заданный извне
предел, помимо того, конечно, что человек
в любой перспективе его
Деятельность, предполагающая
социокультурные основания, предпосылки
и теории, может осуществляться и
осуществляется на двух уровнях, если
угодно, в двух режимах. Это в первую
очередь деятельность, связанная
с освоением, использованием, применением
выработанных в историческом развитии
социокультурных способов изменения
и преобразования действительности,
зафиксированных в определенных
установках, нормах, программах, которые
задают некоторую парадигму